Побочный эффект Глава 1

Ли Гадость
1

В который раз Алексей просматривал текст, всё сокращая и сокращая формулировки, но доклад всё равно оставался громоздким и при самом быстром чтении не умещался в лимитированные двадцать минут. Работал по старинке – на бумаге, редактируя распечатанный текст зачеркиваниями, галочками, стрелками... Так лучше думалось. Но явно не сегодня. В отчаянии автор научного проекта грыз пластмассовое навершие шариковой ручки – дурная привычка, так и не побежденная со школьных времен. Сколько же карандашей и колпачков от ручек он изжевал за свою жизнь? Страшно подумать! Алексей мельком взглянул на большую клетку с дюжиной крыс, стоявшую рядом с рабочим столом. Те с азартом грызли пластиковый контейнер, совершенно не обращая внимания на его содержимое: сочные кругляши моркови, желтые кубики ароматного сыра – с некоторых пор пластик интересовал белошерстных подопытных намного больше нормальной еды.
- А ну-ка! Стоп-стоп-стоп! – отложив пожеванную канцелярскую принадлежность, Алексей начал быстро перекладывать листы доклада, пока не нашел искомое:
«Побочные эффекты».
Ручка легко перечеркнула три страницы. Теперь под заголовком мелким торопливым подчерком, небрежно сползая на поля, было вписано всего лишь одно предложение: побочные эффекты незначительны, слабо выражены, угрозы жизни не представляют.
«Ну а если кто из коллег захочет подробностей – что ж, с удовольствием отвечу. В конце концов, временной лимит на обсуждение результатов не такой жесткий, как на доклад!» - Алексей удовлетворенно выпрямился в кресле, открутил от ручки изжеванную верхушку и кинул в клетку. Эксперимент завершен, можно не думать о стерильности попадающих к крысам предметов. Лучше помечтать о чем-нибудь приятном. Слава? Признание? Богатство? Нет, это интересовало ученого лишь с точки зрения дальнейшего развития начатой работы. Финансирование – вот первое, что необходимо получить для «обкатки» медикамента – его нужно опробовать не только на крысах, прежде чем лечить людей.
- Если крысы, полностью излечившись от раковых опухолей, сменили свои гастрономические предпочтения, с удовольствием дополняя свой рацион синтетическими полимерами, - Алексей, словно репетируя речь, встал напротив клетки, деловито заложив руки за спину, - То, чем обернется использование препарата в случае, скажем, с шимпанзе,
на данном этапе исследований предположить довольно сложно. Можно лишь с уверенностью сказать, что данный препарат действует, и действует на сто процентов, полностью излечивая организм от онкологических заболеваний на любой, даже крайней стадии, когда все средства современной медицины не приносят никаких результатов.
Вместо восторженных аплодисментов ученый услышал лишь мерное похрустывание пластмассы под натиском крысиных зубов. От синей пластмасски, минуту назад брошенной в клетку, не осталось и следа. Да и пусть грызут. Когда пластик в клетке кончится – переключатся на обычную еду. Проверено.
А как же хотелось, не дожидаясь всех этих докладов, обсуждений, решений, минуя бюрократическую волокиту, наполнить шприцы новым препаратом и бежать  по больницам, по хосписам, спасать всех обреченных от мучительной смерти или пожизненной инвалидности: детей, женщин и мужчин, усталых стариков… Пока это только мечты… 


2

Дмитрий, старый друг, взял в руку наполненный коньяком бокал:
- Ты, наверное, уже устал от поздравлений. И всё же: от всей души! За твой успех!
- Успех! Как много в этом звуке…  Спасибо, Дим. Но до успеха еще далеко. – Алексей сделал маленький глоток коньяка и, слегка покручивая в руке бокал, откинулся на спинку кресла. – Столько работы впереди. Не только над препаратом. Такая бумажная волокита предстоит – жуть.
- Ну. Это если всё по закону, по правилам…  Можно же и в обход. Стоит только клич кинуть – добровольцев среди онкологических больных найти не составит труда.
- Знаю. Еще и в очередь построятся. Но я так не могу. Вернее, смогу, когда буду абсолютно уверен в том, что препарат принесет только пользу.
- Для этого в любом случае нужны испытуемые. Люди, а не собачки всякие или крысы.
Алексей поставил бокал на стол и пристально посмотрел на собеседника. Да, он понимал, к чему клонит Дмитрий. Преждевременные морщины, темные провалы под глазами, короткая стрижка искрит сединой – отметины, беспощадно наносимые  постоянным рабочим стрессом. « И сердце все в рубцах, и нервы ни к черту. Я бы еще хуже выглядел на такой-то работе».  Каково это – быть врачом в хосписе? Паллиатрическая терапия – вот и всё, что может предложить врач своим пациентам: весь труд сводится к облегчению страданий пациентов, не к исцелению. Каждый день провожать кого-то из них в последний путь? Вместо справок о выздоровлении подписывать документы на погребение?
Дмитрий плеснул в бокалы еще коньяку:
- У меня пациент есть один,  молодой парень. Одной ногой уже Там. У него на фоне болезни развилась амнезия. Представь, просыпаться утром от боли и не помнить от чего, почему так… Опять капельница, забытье, возвращение. И снова все как с чистого листа. – Он залпом осушил бокал. – Я не могу больше смотреть на всё это. А эфтаназия вне закона, да и не выход. Я же не Бог, чтобы принимать решение  кому пора уйти, а кто бы еще пожил. Милосердие в данном случае – ответственность, которую я не в силах принять. Можешь считать меня трусом и слабаком, но на такое я пойти не могу. И работать так – тоже.
- Возьми отпуск.
- Ты еще к психоаналитику меня командируй, - грустно усмехнулся Дмитрий, - или рабочее место сменить посоветуй. Нет, Лёх, это глупо. Я просто в известность тебя ставлю – если совсем в бумагах закопаешься, обращайся. Клиентов я тебе предоставлю.
- Но если так, как ты предлагаешь… Втихаря, без официального разрешения… Я же результаты опубликовать не смогу, а в случае провала…
- Какой провал? В хоспис попадают только смертники. Им терять нечего, а выздоровление можно и на промысел Господа списать.
- Я подумаю.



3

"Мой дом, моя жизнь…  Всё это летит с немыслимой скоростью через мрак космоса навстречу гибели. Я уже вижу её, планету средних размеров, столкновение с которой с каждой световой секундой становится всё неизбежней. Расчеты неутешительны, хотя и дают мне шанс выжить. Маленький, но шанс. Столкновение по касательной, в сорок пять градусов,  даже если не уничтожит меня, то полностью изменит. Нет, не моё сознание, а свойства моей плоти. Другие температуры, сила притяжения, скорость вращения планеты… Я перестану быть плотным океаном, способным воплощать свои замыслы в постоянных формах; стану скоплением луж, прижатых к поверхности планеты гравитацией и инерцией вращения космического тела… Если вообще уцелею в этой галактической катастрофе. При столкновении выброс энергии будет колоссальным, большая часть моей плоти сгорит, испарится, рассеется потоками космического ветра…"


Алексей подписывал очередную стопку документов. Бюрократическая машина вхолостую прокручивала время, не давая приступить к полноценной работе, вставляли палки в колеса защитники животных, из-за чего виварий до сих пор пустовал в ожидании испытуемых. Алексей так устал от всех этих проволочек, что, наплевав на этическую и моральную сторону вопроса, в итоге принял предложение Дмитрия.
Вчера он ввел препарат первому испытуемому. Человеку. Тому самому пациенту, страдающему амнезией на фоне онкологической болезни. Выбор пал именно на этого молодого человека совсем не случайно и вовсе не по ходатайству Дмитрия. Алексей хотел понять, только ли от опухоли поможет препарат, справится ли лекарство с амнезией. Вся разработка медикамента от рака основывалась на возвращении памяти поломанной ДНК онкологических клеток о том, какими они должны быть в здоровом состоянии. Под действием препарата ДНК самовостанавливалась, приводя клетки к норме. Таким образом, опухоль из злокачественной трансформировалась в доброкачественную или вовсе пропадала. Сможет ли препарат так же восстановить и человеческую память? В данный момент этот вопрос занимал Алексея в первую очередь. Покончив с бумагами, он спешно покинул лабораторию и, выйдя из института, устремился к ближайшей станции метро, на ходу набирая номер на мобильнике.
- Дим, я уже еду. Как он?
- Пока без изменений. В смысле, хуже не стало.
- В себя пришел?
- Нет. Но мне кажется, он не просто в забытьи. Ему явно снится что-то, есть активность: руки подрагивают, движение глазных яблок присутствует. Короче, приезжай, сам увидишь.


"… Большая часть моей плоти сгорела, большая часть моей родной планеты, которую я ласково называл Тейя, рассыпалась в космический прах… Но все же мне удалось остаться в живых отчасти. Протечь вглубь, в щели, в разломы, достаточно глубоко, чтобы избежать полного выгорания. Теперь я жду, когда новая планета остынет. Да, именно новая планета. Столкновение полностью изменило её, изменив массу и, частично, химический состав. Я не теряю времени впустую, а занят анализом окружающей меня материи и выработкой дальнейшей стратегии бытия. Плоть моя стала непрозрачной и черной от продуктов горения. Сила гравитации нового дома больше прежней, поэтому я не могу принять желаемую форму. Думать и ждать, ждать и думать, пока планетоид излечивается после катастрофы - времени на размышления у меня, нынешнего, предостаточно…"

4

"Сколько времени прошло? Много, очень много. Но это не имеет для меня значения – я умею ждать. Сейчас вращение планеты стабилизировалось, поверхность остыла достаточно, чтобы я смог без опасений вытолкнуть на поверхность немного своей плоти и осмотреться. В небе, сквозь разрывы молодой атмосферы я вижу планетоид-спутник. Это пыль и осколки от Тейи и… Пора уже дать название моему новому дому. Пусть будет Гея, в дальнейшем я, возможно, придумаю другое имя, а пока достаточно и такого условного обозначения. Итак, образовавшееся в результате столкновения двух планет облако пыли и осколков сформировалось в еще одну малую планету, её удерживает притяжение Геи, и она вращается вокруг моего дома, придавая ему стабильную орбиту и задавая определенную амплитуду движения вокруг своей оси. Это значит, что теперь Гея будет получать равное количество энергии от Солнца на всей поверхности, смена периодов света и тьмы легко просчитывается и не носит хаотичного характера, как на Тейе. Это значит, что сверхнизкие температуры, на которые я так рассчитывал (при условиях гравитации Геи только так я смог бы стать достаточно плотным, чтобы придать плоти желаемую форму), здесь невозможны. Мне нужны посредники, через которых моя плоть сможет сменить ипостась черной жижи на что-то объемное и удивительное. Ближайшие сотни, а может и тысячи циклов оборотов Земли, я буду обдумывать стратегию создания посредников, что займет много времени, но это не имеет для меня значения."


- Итак, Алексей, вот что имеется на данный момент. Пациент явно идет на поправку. Последние анализы показывают уменьшение метастазов. Это, скажу тебе честно, самое настоящее чудо. Не пойму, почему у тебя такой недовольный вид.
- Но он же как зомби или как идиот, когда просыпается. Посмотри: взгляд стеклянный, бессмысленный абсолютно, он не понимает наших слов и вообще…  - Алексей отошел от койки, на которой полусидел пациент. – Зрачки расфокусированы, двигательная активность отсутствует, про эмоциональные проявления говорить просто бессмысленно.
- А ты хочешь, чтоб вот так сразу, как Лазарь библейский, он разом излечился и физически и морально? Ты Иисусом себя возомнил? Наберись терпения, в конце концов. - Дмитрий дружески похлопал ученого по плечу.
- Дим, просто если пациент излечится от опухоли, но станет в итоге овощем, а не человеком с большой буквы Че, то грош цена моей разработке. И ты прекрасно сам это понимаешь.
- Да, понимаю. Но прошло всего две недели с момента введения препарата, а ты уже впал в уныние. Так нельзя. В ближайшие дни оформлю на него свидетельство о смерти, а сам потихоньку переправлю его за город, в маленькую сельскую клинику. Как бы не повернулись события, с законом проблем не будет.
- В том случае, если он овощем останется, да? Доживет идиотом в психушке, так?
- Да, вот так цинично и без всяких сентиментальностей. А если к нему вернется самосознание и память, то ты с чистой совестью опубликуешь результаты своей работы, а пациент вернется к нормальной жизни.
- С чистой совестью? С момента введения препарата нет у нас с тобой больше совести, ни чистой, ни грязной.
- А я не против совести лишиться, если это поможет тысячам людей выздороветь. Пойдем в кабинет ко мне, я тебе успокоительного трехзвездного плесну. Да и себе тоже. Помянем нашу совесть.


"Богатый химический состав первичного океана, покрывающего планету, дает мне неограниченные возможности для реализации своего плана. Такое атмосферное явление как молния, а точнее – концентрированный поток электрической энергии, сделало за меня часть работы по созданию простой, но информационно ёмкой последовательности нуклеотидов, которая стала основой моего замысла. Чтобы она не разрушилась под воздействием кислот, солей, щелочи, я синтезировал устойчивую оболочку из углеводов, частично выделив их из своей плоти, и белков, рожденных все тем же воздействием молний на компоненты первичного океана. А вот над тем, как побудить получившееся к самовоспроизведению, пришлось потрудиться. Я добавил в цепи нуклеотидов крохотные вставки, некое знание о своем замысле, программу. Теперь мои маленькие посредники, я назвал их бактерии, быстро плодятся, поглощают из океана разрозненные молекулы и синтезируют для меня необходимые вещества. По мере того, как они изменяют окружающую среду, я вношу поправки с помощью простых существ без оболочек – вирусов. Они встраиваются в нуклеотидные цепи, изменяя и усложняя первичную программу и провоцируя гибель отработавших своё посредников. Когда накопится достаточное количество биомассы, я начну создание более крупных форм. Эти слишком малы для того, чтобы в полной мере вместить в себя моё сознание."


4

Зябко ссутулившись, Алексей быстро шагал от железнодорожной платформы сквозь заснеженный проселок в сторону клиники. Первый месяц он ездил сюда каждый день, сейчас -  через день, два наблюдать своего пациента. Во-первых, посещать его чаще уже не имело смысла - опухоль стремительно сдавала свои позиции, но разум к пациенту так и не возвращался. Вид овощеподобного подопытного до того огорчал ученого, что потенциальная победа над онкологией уже не воодушевляла на новые научные изыскания. Во-вторых, Алексей, наконец, получил подопытных макак. Химически спровоцированный  рост раковых клеток уже начался, и ученый с утра до ночи был занят подготовкой к эксперименту, поэтому вырваться загород к своему испытуемому с каждым днем становилось всё сложнее.
Сказывалась усталость. Алексей чувствовал, как из приветливого общительного человека, он постепенно превращается в замкнутого неразговорчивого субъекта, карикатурного сумасшедшего ученого. Именно его он увидел сегодня утром в зеркале: небритый, смурной, глаза в красной паутине бессонницы, щека подрагивает от нервного тика.
«Ничего, справлюсь как-нибудь. Всё же судьба человечества решается!» - уговаривал он себя, отбивая налипший снег о ступени больничного крыльца.
«В конце концов, впереди опыты с животными», - он привычно сдал пальто гардеробщице и, надев бахилы и медицинский халат, прошел в здание.
«Да и мало ли онкологических заболеваний? Может, мой препарат так странно проявил себя только у этого пациента, все же опухоль мозга – это серьезно. А в других случаях психика пациентов не будет затронута?» - он открыл дверь палаты.
Пациент сидел на кровати и методично грыз край пластиковой тарелки. Из уголка рта текла слюна. Пустой взгляд устремлен в стену.


"Процесс идет в соответствии с моей стратегией. Деятельность маленьких посредников приносит вполне ожидаемые результаты: медленно, но верно меняется химический состав океана, атмосферы. Накапливаемая органическая масса дает мне возможность создавать все более крупные формы, которые в свою очередь, выполнив свою краткосрочную задачу, продолжают увеличивать количество органики. Плодитесь и размножайтесь, снова и снова проходя через фазу накопления субстрата, через естественный отбор. Я лишь время от времени вношу необходимые поправки в вашу программу, направляя вашу эволюцию в нужную мне сторону."


продолжение http://www.proza.ru/2015/10/27/844