Пока жив человек

Анна Малык Маг
      

        Нынешнее лето было душным, жарким и тревожным. Температура воздуха с утра доходила до тридцати пяти градусов, а когда солнце достигало своей высокой точки, невозможно было поднять головы - так оно обжигало, слепило и угнетало.
Днем на термометре показывало до сорока!.. И не каждый осмелится выйти из дому в такое время. Хотя, молодежь снует кругом. Ей все доступно и нипочем; для нее каждый свободный день - удача, ветер в лицо, настроение, море плещет!.. Жизнь только начинается!.. И она прекрасна! 

       Жить старикам у моря при такой температуре очень тяжело: повышается влажность, повышается и давление у "сердечников", трудно совладать с больным организмом. Даже домашние хлопоты вынуждают остановиться, прилечь и взять в руки веер. Да и он помогает на какое-то мгновение: закрой его - тут же пот градом. Даже душ спасает не надолго, только на несколько минут.

       Да, лето было очень жарким. Разве что в тени, под деревьями, можно было посидеть и отдышаться. А если ветерок, то приходило блаженство.

       Наконец - сентябрь. Жаркая погода отошла и пришла прохлада. Деревья стояли еще зелеными-зелеными и давали большую тень. Во двор высыпали пожилые женщины и уселись на скамеечках под липами.(Не буду называть их старушками. Вот - девчатами - в самый раз).
Разговор за разговором... Настроение вроде бы бодрое... И я объявила им поход на Приморский бульвар: "А что, девчата, одолеем?.. Сегодня наш город празднует свой День рождения. Говорят, что на Пушкинской улице, недалеко от Думской площади, состоится концерт и начнется он часа в четыре. Время подходящее, хорошее: вы успеете управиться с делами дома и отдохнете там, насладитесь погодой у моря и себя настроите на нужный лад. Что вы видите сегодня? - двор, магазин, газовую плиту... Давайте, девчата, организуем культурный поход в центр. Давно нас там не видели. Маршрутное такси останавливается возле дома и довезет нас извозчик до самого необходимого места. Ну что, поедем?.."

       Долго я убеждала своих соседок о том, что зарядка бодрости, духа и наслаждения им будет обеспечена на несколько дней, а вспоминать этот день они будут долго.
       Ох уж эти девчата!.. Большого культпохода не получилось, но втроем мы собрались. Лида даже туфельки на маленьком каблучке надела, не забыла и соломенную шляпку взять с собой на случай, если солнышко пригреет. А Валентина собралась, как на праздник. "А что, - говорит, - я в центре города давно не была. В такой праздник - в самый раз. Куда мне все эти наряды носить? Ведь все время дома да дома".

       Мы побывали в Литературном музее и послушали выступления поэтов-любителей. Они читали свои стихи об Одессе. Потом, выйдя из музея, мы решили пройти к бульвару,но... нас остановила музыка. Прямо на улице, в ряд, стояли скамейки примерно на сто мест. Они были заполнены людьми, и даже на тротуарах   нужно было искать место, чтобы увидеть, кто же играет в маленьком оркестре. Но как играют МУЗЫКАНТЫ!.. Мажорная музыка лилась беспрерывно. Некоторые посетители этим действом восхищались, другие выходили на свободное место между зрителями и оркестром, как на танцевальную площадку и парами, и в гордом одиночестве, без партнеров, - танцевали.
На грузовой машине с открытыми бортами разместился весь музыкальный оркестр.
Стояло пианино, были контрабас, саксофон, труба, кларнет и другие инструменты. Мы стояли на тротуаре, а музыка лилась...

       Я слушала эту музыку, и душа моя наполнялась чувством радости, восторга и упоения. И вдруг Лида, протиснувшись сквозь толпу на эту танцплощадку, легкими шагами, обогнув какой-то круг и, оглядев всех присутствующим взглядом, как будто проговорила:"Я здесь, я с вами, я хочу показать, что делает с людьми музыка!" - И пошла-пошла по кругу медленно, не спеша, широко протянув руки вперед, в стороны и такую дала дробь на своих каблучках, что многие отступили и дали ей возможность показать на что способен человек, когда его сердце, душа и тело рвутся песней в этом плясе.
       А она, играя улыбкой, зачарованная, помолодевшая, легко и красиво отстукивала на своих каблучках в такт музыке, как барабанными палочками. Толпа с восхищением смотрела на нее и удивлялась такой танцовщице. Один круг, другой и мелодия прервалась. Ей аплодировал оркестр. Даже присутствующие кричали ей: "Браво!" А она смотрела на музыкантов и благодарила их за то, что подарили ей минуты радости, за игру, за музыку и настроение:" Спасибо! Спасибо! Молодцы!"

       Вскоре к ней подошел молодой человек и пригласил на танец. Она не оробела, протянула ему навстречу руку и он повел ее в самый центр. Танцующие не могли дальше танцевать. Они любовались танцующей парой. А этот молодой незнакомец, с такой осторожностью, вниманием и уважением, взяв под руку   пожилую женщину, вывел в центр круга, так же легко и уверенно, в такт музыке закружил партнершу. "Вы - Лидия Васильевна?" - спросил юноша.
Она ответила утвердительно. - "А ведь я бывал на ваших мастер-классах. Меня на ваши уроки иногда приводила мама. Вспомните пожалуйста, я ведь тогда тоже пытался что-то изобразить. Многие взрослые посмеивались надо мной, а Вы говорили:" Пусть танцует малыш. Возможно, это его призвание".
    Уже танцевали многие. Кто-то пропел: "Конечно, с таким партнером и безногий станцует..."
А Лида разрумянилась, почувствовав себя на мгновение молодой. Но чувствовалось, что она устала и требуется передышка. Партнер понял, что пора проводить женщину к тому месту, где мы ее ожидали, а проводив, трепетно, как сын, обнял ее и поцеловал руку.

       Не хотелось уходить. Но время приближалось к завершению такой прогулки. В небе засверкали звезды, приглашая в свой хоровод, а Лида шла с нами такой уставшей, но счастливой: "Девчата, подружки дорогие, спасибо вам за такой вечер. Мне вспомнилась моя послевоенная молодость и мои единственные развлечения в районном клубе - танцы... Ребята, с которыми я кружила... Все промелькнуло, как во сне, но так ярко и явно. Иду с вами, а мысли мои там и на этой площадке. Снова хочется вернуться, а  ноги не идут. Натанцевалась!.."

       Мы молча, уставшими возвращались домой. Маршрутка несла нас из одного конца города в другой. А Лида, как зачарованная, смотрела в окно на звезды и что-то шептала. Нет, она не шептала, а пела с таким чувством, но так тихо, как будто объяснялась кому-то в любви.

Подходя ближе к дому, она остановилась и еле-еле прошептала:"Дайте мне валидол, он в сумочке". Немного постояв у дома, мы спросили ее:" Можешь идти дальше или еще постоим?" - "Постоим немного".

Шла Лида тяжело, мы ее старались поддерживать.
"Вот что я вам скажу,мои дорогие: не жалею, что была с вами. Это испытание я выдержала с честью. А ведь я думаю, что мы еще молоды душой и запас энергии в нас живет. Жаль, что сердце бьется не так ритмично, ноги иногда не идут... А вот зазвучала музыка и позвала!.. Позвала в ту молодость, которая еще снится, еще живет во мне... Живет памятью, любовью ко всему тому, что было рядом с нами".- Она говорила тихо, слова ей давались с трудом и дыхание было тяжелым, а глаза все равно светились.

       Утром я навестила ее и спросила о здоровье. В ответ я услышала ее бодрые слова:" И кто мне сегодня скажет, что мы дряхлые старики? Да, мы уже не так быстро ходим, не так танцуем и поем, но пока работает сердце и мы еще  снуем у плиты, - значит мы живем на этой Планете. Но, главное, мы еще чувствуем, любим и еще помним то, что было в наши молодые годы".

                20.10.2015 года. МАГ.