Толерантность. Подставить щеку?

Надежда Дар
   16 ноября - Всемирный день толерантности. В 1995 году резолюцией ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности. Сегодня нет причин не отметить двадцатилетие данного события и поразмышлять, какие изменения произошли в жизни общества за минувшие годы. Стал ли мир добрее? 

  "Терпимость к чужому мнению и верованиям", - толкуют словари слово толерантность. Википедия дает более широкое определение (см.)- это главная ценность и социальная норма гражданского общества в обеспечении устойчивости и гармоничных отношений между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами. Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различными по языку, внешности, убеждениям, обычаям, верованиям. Но под толерантностью не подразумевается уступка, потворство  или терпимость к несправедливости.

  С понятием терпимости, уважения согласуются законы о правах и свободах человека. Только в международном праве существует 47 актов, конвенций и хартий о правах человека, в федеральном - не менее 30 законов. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. (Мы не средневековые варвары, разговаривающие на языке оружия и истребления. Живем в умном, цивилизованном обществе, и умеем разговаривать на интеллигентном языке, не так ли?)

  Увы, на деле все не так. Как не вспомнить гуманистов минувшего и нынешнего века. " Мы в одном стане, зачем же нам ненавидеть друг друга? Никто из нас не может приписать себе истину и чистоту помыслов, но только общие наши старания сделают мир добрее и чище", - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Билли Грэм, проповедник: " В области техники мы сверхчеловеки, а в области морали еще не стали людьми".

  В законах, на бумаге намерения самые  благие: давайте жить дружно! В школах у детей следует формировать уважение к людям, толерантность к представителям иных национальностей, к беженцам, мигрантам и др. В среде взрослых показывать нормы  общечеловеческих ценностей  мира и добра, примеры добрососедских отношений.  Терпимость подразумевает уважение, понимание,признание, сочувствие к ближнему.

  Сегодня  мир стал многоликим и непредсказуемым. Мы не успеваем отслеживать политические и экономические события, они меняются на глазах. Увы, далеко не в лучшую сторону.  Меняется социальный статус жителей стран, сотни тысяч беженцев - тому подтверждение.

  О толерантности-терпимости и всем, что с этим связано, мало кто задумывается. Потому агрессия там и тут, кризисы и тупики далеко не локальны. Много болевых точек на карте мира. Остро стоит вопрос: как сохранить мир и порядок на земле? Как уменьшить количество зла? Никакие законы не препятствуют его распространению.

  Возвращаясь к пониманию толерантности, напомним, что ее классифицируют как  национальную, религиозную, политическую, межклассовую и другие. Но давайте
поговорим о терпимости на бытовом уровне. Посмотрим, как дело обстоит вокруг нас. Не пустой вопрос - на почве "бытовухи" ежегодно погибают десятки тысяч человек!

  "Я ее ненавижу"... "Все в нем меня раздражает"...   Вам не приходилось иметь дело с такими страстями?  Давайте считать, что это крайности, подобные эмоции редки. Тем не менее, они имеют место быть. Так кто мы, что мы есть, сколько в нас тротила? Не трудно предположить что в основе отрицательных чувств всегда высокое "я". Легко ранимое, легко возбудимое, взрывоопасное.

  Как уменьшить негатив? Лев Толстой в свое время предложил ненасильственное сопротивление злу. Его концепция мужества: величие человека не в том, чтобы ответить на удар, а чтобы НЕ ответить, даже имея на то силу. Нравственный человек не станет распространять цепь насилия, зла и обид. Ударивший человек может и должен устыдиться своего поступка, это путь к его чистоте и порядочности.

  Есть, к счастью, адекватные люди. Он  долго спорят, но тут же могут протянуть друг другу руки. Муж не отвечает эмоциями на истерику супруги. Жена в ответ на раздражение находит спокойное усмиряющее слово. Тот, кого обидели, если у него не совсем низкая и не слишком высокая самооценка, не ответит ударом на удар. Не увеличит зло! У него достаточно внутреннего равновесия и снисходительности найти альтернативу "другой щеке".

  Ох, уж эта щека, притча во языцех. Не правда ли, высока планка  нравственности, не по силам она нам: "А я говорю вам, не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую"... альтернативу? Что, если ответы могут выглядеть так: " И я могу ударить, но я сильней своих и твоих эмоций". "Ты что, слабак, не можешь держать себя в руках?" "Глупец всегда силою хвалится, но ты же не дурак". " Ты не трус, правда? Пойдем, наедине поговорим".
" Я тебя понимаю, меня редко кто терпит... Но пойми, я тебе не враг, мы скорее союзники в поисках истины".

  И множество других ответов можно дать (обдумав заранее) в ответ на агрессию. Это более умный и точный ход событий, исключающий зло. Особенно если сказаны миролюбивым тоном. Кто-то из двоих должен быть выше личных амбиций, он и побеждает.
 
  А как быть с другим известным выражением: "Сколько раз прощать ближнему? - До седмижды семидесяти раз," - ответил Христос ученику. И пояснил: "Если согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему" ( Еванг. от Луки гл. 17, ст.3,4) Вот именно, если осознает, покается.

  Пусть простят меня богословы, что посчитала "до седмижды семидесяти раз". Если  ежедневно убивают физически или морально - сколько дней можно вытерпеть? Правильно, чаша терпения когда-нибудь переполнится. Зачем же терпеть всю жизнь, да еще если на глазах у детей... Нет прощения домашнему садисту, у которого явно ненормальная психика. Он когда-нибудь и за топор возьмется.

  Еще семейная ситуация. Вспомним супругов Орловых из одноименного рассказа М.Горького: "Теперь ее, избитую и оскорбленную, ожидают его ласки примирения".  Этой бабьей "терпимости" не позавидуешь, и оправдать ее невозможно. Как невозможно понять и оправдать, даже ссылаясь на толерантность, геев, лесбиянок и пр.  неадекватных граждан. Значит, нужны определенные  критерии в оценке поведения людей, чтобы считать их нормальными в обществе таких же сограждан. В обществе без зла, угнетения и унижений, но в мире добра, любви и уважения.

  Напрашивается вопрос, где найти первоисточники, в которых можно черпать силы для  формирования нормального человеческого характера и жизни светлой, радостной?