Этруски

Виктор Бабушкин
Важное значение в формировании итальянского этноса имеют этруски. На основе их культуры возникла Римская империя.

По данным Википедии. Этруски - древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. (3000 лет назад) северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую  культуру, Этрусские пришли на смену виллановцам, Виллановцы  — относятся к культуре Вилланова, которая возникла в железном веке на территории Италии, и в дальнейшем положившая начало культуре Этрусков. Виллановцы были первыми, обрабатывавшими железо на территории нынешней Италии и являлись основоположниками культуры Древнего Рима.

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, ещё задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты.

Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части её западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория современной Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда современная Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, около 7–5 вв. до н.э., этруски распространили своё влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге.

Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединённых в религиозный и политический союз. В их число почти наверняка входили Цере (современный Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) – все непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.

Происхождение. Самое раннее упоминание об этрусках мы находим в Гомеровских гимнах (Гимн Дионису), где повествуется о том, как этот бог был однажды захвачен в плен тирренскими пиратами.

Гесиод в Теогонии упоминает «славой венчанных тирренцев», а Пиндар (1-я Пифийская ода) говорит о воинственном кличе тирренов. Кто же были эти знаменитые пираты, очевидно, широко известные античному миру? Со времен Геродота (5 в. до н.э.) проблема их происхождения занимала умы историков, археологов и дилетантов. Первая теория, отстаивающая лидийское, или восточное, происхождение этрусков, восходит к Геродоту. Он пишет, что в правление Атиса в Лидии разразился жестокий голод, и половина населения была вынуждена покинуть страну в поисках пропитания и нового местожительства. Они отправились в Смирну, построили там корабли и, миновав многие портовые города Средиземноморья, в конце концов осели среди омбриков в Италии. Там лидийцы сменили своё название, назвавшись тирренами в честь своего предводителя Тиррена, сына царя. Вторая теория также уходит корнями в древность. Дионисий Галикарнасский, ритор эпохи Августа, оспаривает Геродота, утверждая (Римские древности), что этруски были не переселенцами, а местным и наиболее древним народом, отличавшимся от всех своих соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям. Третья теория, сформулированная Н. Фрере в 18 в., но до сих пор имеющая сторонников, отстаивает северное происхождение этрусков. Согласно ей, этруски, наряду с другими италийскими племенами, проникли на территорию Италии через альпийские перевалы. Данные археологии, по-видимому, говорят в пользу первой версии происхождения этрусков. Однако к рассказу Геродота следует подходить с осторожностью. Конечно, лидийские пришельцы-пираты заселили тирренское побережье не единовременно, но скорее переселялись сюда несколькими волнами. Примерно с середины 8 в. до н.э. культура Вилланова (носители которой оказались здесь ранее) претерпела изменения под явным восточным влиянием. Однако местный элемент был достаточно силён, чтобы оказать на процесс формирования нового народа значительное воздействие. Это позволяет примирить сообщения Геродота и Дионисия.

История. Появившись в Италии, пришельцы заняли земли к северу от реки Тибр по западному побережью полуострова и основали поселения с каменными стенами, каждое из которых стало независимым городом-государством. Самих этрусков было не так много, однако превосходство в оружии и военной организации позволило им покорить местное население. Оставив пиратство, они наладили прибыльную торговлю с финикийцами, греками и египтянами и активно занимались производством керамики, терракотовых и металлических изделий. Под их управлением благодаря эффективному использованию рабочей силы и развитию дренажных систем здесь значительно усовершенствовалось земледелие.

С начала 7 в. до н.э. этруски стали расширять свое политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия этрусков и карфагенян в это время на практике существенно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье. Однако после 500 до н.э. их влияние стало ослабевать; ок. 474 до н.э. крупное поражение нанесли им греки, а чуть позже они стали ощущать на своих северных рубежах давление галлов. В самом начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и мощное галльское вторжение на полуостров навсегда подорвали могущество этрусков. Постепенно они были поглощены разраставшимся римским государством и растворились в нём.

Политические и общественные институты.  Политическим и религиозным центром традиционной конфедерации двенадцати этрусских городов, каждый из которых управлялся лукумоном (lucumo), являлось их общее святилище Вольтумны (Fanum Voltumnae) близ современной Больсены. По-видимому, лукумон каждого города избирался местной аристократией, однако неизвестно, кому принадлежала власть в федерации.

Царские полномочия и прерогативы время от времени оспаривались знатью. Например, к концу 6 в. до н.э. этрусская монархия в Риме была свергнута, и на смену ей пришла республика. Государственные структуры не претерпели радикальных изменений, кроме того, что был создан институт ежегодно избиравшихся магистратов. Сохранился даже титул царя (lucumo), хотя и лишившийся прежнего политического содержания и унаследованный второстепенным должностным лицом, исполнявшим жреческие обязанности (rex sacrificulus).

Главная слабость этрусского союза состояла, как и в случае с греческими городами-государствами, в отсутствии сплочённости и неспособности противостоять единым фронтом, как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере.

В период политического главенства этрусков в Италии их аристократия владела множеством рабов, которые использовались в качестве прислуги и на сельскохозяйственных работах. Экономическим стержнем государства являлся средний класс ремесленников и торговцев. Сильны были семейные узы, причём каждый клан гордился своими традициями и ревностно оберегал их. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода получали общее (родовое) имя, скорее всего, восходит к этрусскому обществу. Даже в период упадка государства отпрыски этрусских семей гордились своими родословными.  Меценат, друг и советник Августа, мог похвастаться происхождением от этрусских царей: его царственные предки были лукомонами города Арретия.

В этрусском обществе женщины вели вполне самостоятельную жизнь. Иногда даже родословная велась по женской линии. В отличие от греческой практики и в согласии с более поздними римскими обычаями, этрусских матрон и молодых девушек из аристократии нередко можно было видеть на общественных собраниях и публичных зрелищах. Эмансипированное положение этрусских женщин дало повод греческим моралистам последующих веков осуждать нравы тирренов.

Ливий (V 1) описывает этрусков как «народ, более всех прочих приверженный своим религиозным обрядам»; Арнобий, христианский апологет 4 в. н.э., клеймит Этрурию как «мать суеверий» (Против язычников, VII). То, что этруски были религиозны и суеверны, подтверждают литературные свидетельства и памятники. Сохранились имена многочисленных богов, полубогов, демонов и героев, которые в основном аналогичны греческим и римским божествам. Так, римской триаде Юпитера, Юноны и Минервы у этрусков соответствовали Тин, Уни и Менрва. Сохранились также свидетельства (например, в росписях гробницы Орко), указывающие на характер представлений о блаженстве и ужасе загробной жизни.

В этрусском учении  (Etrusca disciplina), нескольких книгах, составленных во 2 в. до н.э., о содержании которых мы можем судить лишь на основании отрывочных указаний позднейших писателей, были собраны сведения и наставления относительно этрусских религиозных верований, обычаев и ритуалов. Здесь имелись: 1) libri haruspicini, книги о предсказаниях; 2) libri fulgurales, книги о молниях; 3) libri rituales, книги об обрядах. Libri haruspicini учили искусству выяснения воли богов посредством исследования внутренностей (прежде всего печени) определённых животных. Предсказатель, специализировавшийся в данном виде прорицания, назывался гаруспиком (haruspex). Libri fulgurales касались истолкования молний, их искупления и умилостивления. Священнослужитель, ответственный за эту процедуру, назывался fulgurator. В libri rituales обсуждались нормы политической и общественной жизни и условия человеческого существования, в том числе и в загробном мире. Этими книгами ведала целая иерархия экспертов. Церемонии и суеверия, описанные в Этрусском учении, продолжали оказывать влияние на римское общество и после рубежа нашей эры. Последнее упоминание применения этрусских ритуалов на практике мы встречаем в 408 н.э., когда явившиеся в Рим жрецы предложили отвратить от города опасность со стороны готов во главе с Аларихом.
Когда римский консул Сципион Африканский готовился к вторжению в Африку, т.е. к кампании, которой предстояло положить конец 2-й Пунической войне, многие этрусские общины предлагали ему свою помощь. Из сообщения Ливия мы узнаем, что город Цере обещал предоставить для войск зерно и другое продовольствие; Популония обязалась поставить железо, Тарквинии – парусину, Волатерры – детали корабельной оснастки. Арретий обещал предоставить 3000 щитов, 3000 шлемов и 50 000 дротиков, коротких пик и метательных копий, а также топоры, лопаты, серпы, корзины и 120 000 мер пшеницы. Перузия, Клузий и Руселлы обещали выделить зерно и корабельный лес. Если такие обязательства брались в 205 до н.э., когда Этрурия уже утратила свою независимость, то в годы этрусской гегемонии в Италии её сельское хозяйство, ремесло и торговля должны были по-настоящему процветать. Помимо производства зерна, оливок, вина и строевого леса, сельское население занималось разведением крупного рогатого скота, овцеводством, охотой и рыболовством.

Этруски изготавливали также домашнюю утварь и предметы личного обихода. Развитию производства способствовало изобильное снабжение железом и медью с острова Эльба. Одним из основных центров металлургии была Популония. Изделия этрусков проникали в Грецию и Северную Европу.

Этруски были ассимилированы римлянами на протяжении последних 3-х столетий до н.э., однако ввиду того, что их искусство высоко ценилось, этрусские храмы, городские стены и гробницы пережили этот период. Следы этрусской цивилизации были частично погребены под землей вместе с римскими руинами и в средние века в основном не привлекали внимания (впрочем, определённое влияние этрусской живописи обнаруживается у Джотто); однако в эпоху Ренессанса ими вновь заинтересовались и некоторые из них были раскопаны. Среди тех, кто посещал этрусские гробницы, были Микеланджело и Джорджо Вазари. К числу знаменитых статуй, обнаруженных в 16 в., принадлежат знаменитая Химера, Минерва из Ареццо и Оратор (Arringatore) – портретная статуя какого-то официального лица, найденная неподалеку от Тразименского озера в 1566 г.. В 17 в. число раскопанных объектов увеличилось, а в 18 в. широкое изучение этрусских древностей породило огромный энтузиазм (etruscheria, т.е. «этрускомания») среди итальянских учёных, полагавших, что этрусская культура превосходит древнегреческую.

В ходе более или менее систематических раскопок исследователи 19 в. открыли тысячи богатейших этрусских гробниц, наполненных этрусскими изделиями из металла и греческими вазами, – в Перудже, Тарквинии, Вульчи, Черветери (гробница Реголини-Галасси), Вейях, Кьюзи, Болонье, Ветулонии и во многих других местах. В 20 в. особенно знаменательными были открытия храмовых скульптур в Вейях и богатого захоронения в Комаккьо на Адриатическом побережье. Был достигнут значительный прогресс в понимании этрусских древностей, особенно благодаря усилиям Института этрусских и итальянских исследований во Флоренции и его научному периодическому изданию «Этрусские исследования» («Studi Etruschi»), выходящему с 1927 г..

Археологическая карта памятников, оставленных этрусками, отражает их историю. Древнейшие поселения, датируемые примерно с 700 до н.э., обнаружены в прибрежной зоне между Римом и островом Эльба: Вейи, Черветери, Тарквиния, Вульчи, Статония, Ветулония и Популония. С конца 7 и на протяжении 6 в. до н.э. этрусская культура распространилась на материковые области от Пизы на севере и вдоль Апеннин. Помимо Умбрии, во владения этрусков входили города, которые носят теперь названия Фьезоле, Ареццо, Кортона, Кьюзи и Перуджа. Их культура проникла к югу, до современных городов Орвьето, Фалерий и Рима, и, наконец, за Неаполь и в Кампанью. Предметы этрусской культуры были обнаружены в Веллетри, Пренесте, Конке, Капуе и Помпеях. Болонья, Марцаботто и Спина стали центрами этрусской колонизации областей за горной цепью Апеннин. Позже, в 393 до н.э., в эти земли вторглись галлы. Через торговлю этрусское влияние распространилось и на другие области Италии.

С ослаблением власти этрусков под ударами галлов и римлян сократилась и зона распространения их материальной культуры. Однако в некоторых городах Тосканы культурные традиции и язык дожили до 1 в. до н.э. В Клузии предметы искусства, относящиеся к этрусской традиции, производились примерно до 100 г. до н.э.; в Волатеррах – приблизительно до 80 г. до н.э., а в Перузии – примерно до 40 г. до н.э. Некоторые этрусские надписи датируются временем после исчезновения этрусских государств и, возможно, относятся к эпохе Августа.

Древнейшие следы этрусков прослеживаются по их захоронениям, часто располагавшимся на отдельных холмах и, например, в Цере и Тарквиниях, представлявшим собой настоящие города мёртвых. Простейший тип гробниц, распространившийся примерно с 700 г. до н.э., – вырубленные в скале углубления. Для царей и их родственников такие могилы, по-видимому, делали более обширными. Таковы гробницы Бернардини и Барберини в Пренесте (650 г. до н.э.) с многочисленными украшениями из золота и серебра, бронзовыми треножниками и котлами, а также привезенными из Финикии предметами из стекла и слоновой кости.

Начиная с 7 в. до н.э. характерным был приём соединения нескольких камер между собой так, что получались целые подземные жилища разных размеров. В них имелись двери, иногда окна и часто каменные скамьи, на которые клали умерших. В некоторых городах (Цере, Тарквинии, Ветулония, Популония и Клузий) такие гробницы перекрывали насыпями диаметром до 45 м, возведенными поверх естественных холмов. В других местах (например, в Сан-Джулиано и Норче) склепы вырубали в отвесных скальных обрывах, придавая им вид домов и храмов с плоскими или покатыми крышами.

Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э. Архаические гробницы в Вульчи и Кьюзи украшены фигурой кентавра и разнообразными каменными бюстами. Изображения сражений, празднеств, игр, похорон и сцен женского быта обнаружены на надгробиях 6 в. до н.э. из Кьюзи и Фьезоле. Встречаются и сцены из греческой мифологии, как, например, рельефные изображения на каменных плитах, установленных над входом в гробницы в Тарквиниях.

С 4 в до н.э. саркофаги и урны с прахом обычно украшали рельефами на темы греческих легенд и сцен загробной жизни. На крышках многих из них – фигуры полулежащих мужчин и женщин, у которых особенной выразительностью отличаются лица.

Особенно ценна этрусская живопись, поскольку она даёт возможность судить о не дошедших до нас греческих картинах и фресках. За исключением нескольких фрагментов живописного убранства храмов (Черветери и Фалерии), этрусские фрески сохранились лишь в гробницах – в Черветери, Вейях, Орвьето и Тарквиниях. В древнейшей (600 г. до н.э.) гробнице Львов в Черветери имеется изображение божества между двумя львами; в гробнице Кампана в Вейях умерший представлен выезжающим верхом на охоту. С середины 6 в. до н.э. преобладают сцены танцев, возлияний, а также атлетических и гладиаторских состязаний (Тарквинии), хотя имеются и изображения охоты и рыбной ловли (гробница Охоты и рыбной ловли в Тарквиниях). Лучшими памятниками этрусской живописи являются танцевальные сцены из гробницы Франчески Джустиниани и гробницы Триклиния. Рисунок здесь очень уверенный, цветовая гамма небогатая (жёлтый, красный, коричневый, зелёный и синий цвета) и неброская, но гармоничная. Фрески двух этих гробниц подражают работам греческих мастеров 5 в. до н.э.

Среди немногих расписанных гробниц позднего периода по праву выделяют большую гробницу Франсуа в Вульчи (4 в. до н.э.). Одна из обнаруженных здесь сцен – нападение римлянина Гнея Тарквиния на этруска Целия Вибенну, которому помогают его брат Элий и другой этруск Мастарна, – вероятно, является этрусской трактовкой римской легенды на ту же тему; другие сцены заимствованы из Гомера. Этрусский загробный мир, с примесью отдельных греческих элементов, представлен в гробнице Орка, гробнице Тифона и гробнице Кардинала в Тарквиниях, где изображены разные устрашающие демоны (Хару, Тухулка). Эти этрусские демоны были, по-видимому, известны римскому поэту Вергилию.

Чеканку монеты этруски освоили в 5 в. до н.э. Для этого использовались золото, серебро и бронза. На оформленных по греческим образцам монетах изображали морских коньков, горгон, колеса, вазы, двойные топоры и профили разных богов-покровителей городов. На них делали и надписи с названиями этрусских городов: Вельцна (Вольсинии), Ветлуна (Ветулония), Хамарс (Кьюзи), Пуплуна (Популония). Последние этрусские монеты были отчеканены во 2 в. до н.э.

Археологические открытия, совершающиеся в Этрурии с середины 16 в. до наших дней, воссоздали яркую картину этрусской цивилизации. Эту картину значительно обогатило применение таких новых методов, как фотографирование ещё не раскопанных гробниц (способ, изобретенный Ч. Леричи) с помощью специального перископа. Археологические находки отражают не только основанные на пиратстве и меновой торговле могущество и богатство ранних этрусков, но и их постепенный упадок, обусловленный, по мнению античных авторов, расслабляющим влиянием роскоши. Эти находки иллюстрируют военное дело этрусков, их верования, развлечения и, в меньшей степени, их трудовую деятельность. Вазы, рельефы, скульптура, живопись и произведения искусства малых форм демонстрируют удивительно полное усвоение греческих обычаев и верований, как, впрочем, и поразительные свидетельства влияния догреческой эпохи.

Археология подтвердила и литературную традицию, говорившую об этрусском влиянии на Рим. Терракотовое убранство ранних римских храмов выполнено в этрусском стиле; многие вазы и бронзовые предметы раннереспубликанского периода римской истории изготовлены этрусками или в их манере. Двойной топор как символ власти, по словам римлян, имел этрусское происхождение; двойные топоры представлены и в этрусской погребальной скульптуре – к примеру, на стеле Авла Велуска, находящейся во Флоренции. Более того, такие двойные топорики помещали в гробницы вождей, как это было в Популонии. По крайней мере до 4 в. до н.э. материальная культура Рима всецело зависела от культуры этрусков.

Несомненно на Этрусков, кроме греческой культуры, оказала влияние более ранняя Минойская цивилизация. После её упадка, часть населения переселилась на  Апенинский полуостров.

Символом  Критян был точно такой же двойной топор

По данным А.И. Умнова-Денисова. В XIII ст. до н.э. на Апеннинском полуострове происходит смена погребального обряда с трупоположения на кремацию, вызванная появлением здесь новых культур северного происхождения. Именно в этот момент идёт грандиозная по своим масштабам война Египта и его союзников с « народами моря» Именно в этом веке народы севера хлынувшие на юг были разбиты египтянами и его союзниками на реке Тигр и Евфрат. Попавшие в плен северяне ставшие данниками Египтян и Анаталицев были отправлены на Апеннины на каменоломни и медные рудники отрабатывать ущерб, который они нанесли южанам.

Самая значительная из них – культура Вилланова, одна из многочисленных дочек центральноевропейской культуры полей погребальных урн позднего бронзового века. Виллановцы селились небольшими деревнями в глинобитных хижинах. Они были не только земледельцами, но и хорошими кузнецами и гончарами. Пепел своих умерших они помещали в керамические урны в виде хижин (как и в более поздней Поморской культуре Северной Европы, также восходящей к культуре полей погребальных урн), а также в антропоморфные урны, известные в Центральной Европе еще с неолита (VI-V тыс. до н.э.), близкие тем, что найдены в Трое (Дорогами тысячелетий. Сб.ст. Кн.2. М.,1987, с. 196-197).

Около 1000 г. до н.э. культура переживает ''железную революцию'': на смену бронзы приходит железо, хотя по инерции многие предметы и оружие продолжают изготовляться из мягкого металла. У виллановцев появляются первые протогородские образования, растут торговые связи с другими регионами.

Но действительно революционные преобразования наступают только спустя два столетия. В VIII в. до н.э. происходят какие-то неизвестные нам события и в Италию, в районы, заселённые виллановцами, со всех концов Средиземноморья начинают прибывать группы этнически родственных им переселенцев. Никаких завоеваний и никаких разрушений, никаких рядом сосуществующих различных культур и никакой постепенной ассимиляции – верный признак того, что пришельцы мирно ''наслаивались'' на местное население. Кстати, именно отсюда как в античной, так и в современной историографии споры по поводу северных и восточных истоков этрусков. Это выходцы из Сардинии (культура ''строителей башен'') и Малой Азии, из Урарту (из района вокруг озера Ван) и областей, близких к Египту (возможно, из Палестины). Египетские и урартские элементы (и вообще восточные), достаточно чётко прослеживающийся в раннем этруском искусстве, необъяснимы всего лишь наличием торговых связей (напр., см.: Возвращение Гомера.//Вокруг света, 1974/7, Щербаков В. Близкие и далекие этруски.//ТМ, 1984/5; Пиотровский Б.Б. Вансное царство, М.,1959, стр. 224). Известен бронзовый этруский кораблик из Ветулонии, на котором, как и на Ноевом ковчеге, ''каждой твари по паре' '(Дорогами тысячелетий. Сб. ст. Кн.2. М.,1987, с. 178).

Пришельцы приносят с собой самые передовые ремесленные технологии и занимают ключевые позиции в зарождающихся городах виллановцев. Несомненно, что переселенцы не распыляются среди аборигенов, но берут под свой ''контроль'' отдельные области и города, тем самым естественным образом создавая самостоятельные государственные образования, которые в дальнейшем составят этрусскую конфедерацию двенадцатиградья. Пока что мы можем лишь в одном случае с точностью назвать и родину переселенцев, и занятый ими в Этрурии район: речь идет об этруском городе Черветери (Цере), в котором впервые в 700-650-х г.г. начинает изготовляться знаменитая керамика Буккеро, совершенно отличная от предшествовавшей ей керамики Вилланова (Этруски. Италийское жизнелюбие. (Серия: Энциклопедия ''Исчезнувшие цивилизации''.) М.,1998, с. 48), но очень близкая черной керамике, найденной в малоазийском городе Гордиана (II тыс. до н.э.) (Щербаков В. Близкие и далекие этруски.//ТМ, 1984/5).
За каких-нибудь пятьдесят лет на месте рядовой культуры железного века, каковой являлась Вилланова, расцветает одна из самых ярких жемчужин античного мира – этрусская цивилизация.

Переселенцы впервые знакомят обитателей Апеннинского полуострова с виноградом и оливой. Они же привозят с собой такое передовое по тем временам средство передвижения, как колесница. В Микенской Греции и на Крите колесница известна с XVI столетия, что, видимо, связано с появлением там выходцев из степей Южного Зауралья.

По всей Этрурии поднимаются чётко спланированные и хорошо укреплённые города, значительная часть которых размещается на неприступных обрывах. Проводятся широкомасштабные мелиорационные работы, превращающие малопригодную к земледелию болотистую местность Тосканы в плодороднейший край. Разрабатываются богатейшие месторождения меди и цветных металлов, как в самой Этрурии, так и на расположенном напротив неё острове Эльба. Уже в VIII веке этруски полностью контролируют Тирренское море, о чём свидетельствует и само его название, образованное от имени тиррены, которым греки именовали своих соседей. Собственно ''этруски'' – это римское название, сами же себя этруски звали ''расена''. Торговые связи Этрурии распространяются по всему Средиземноморью, и везде им есть что предложить. Даже самые заядлые торгаши того времени финикийцы охотно платят за этрусские изделия золотом.

Начинается территориальная экспансия этрусков. На юге её опорным пунктом становится город Капуя, расположенный в 30 км к северу от Неаполя. Капую размещают очень близко к возникшей здесь греческой колонии Кумы, что, видимо, было сделано умышленно, с целью приостановить греческую колонизацию Южных Апеннин. И действительно, в VI в. до н.э. отношения между ними постепенно ухудшаются.

616 годом до н.э. датируется воцарение этрусской династии Тарквиниев в молодом Риме. Почти столетие они правили ''вечным городом'' и за это время римляне не только обзавелись собственной мифологической историей, но и стали такими, какими их впоследствии узнает вся Европа и Азия. Сказать, что влияние этрусков на римлян было велико – значит ничего не сказать. Фактически римляне, проявив похвальную старательность, скопировали у этрусков буквально всё. Римская архитектура – это этрусская архитектура, римская скульптура – это этрусская скульптура, буквы латинского алфавита – это этруские буквы, римская военная тактика – это этруская тактика, римские дороги – это этруские дороги. И так далее…

На севере движение этрусков выходит за Апеннины, вплоть до реки По, и далее распространяется по всей Адриатике. Одна из целей – взять под свой контроль важнейшие торговые пути через Альпы, дающие выход на внушительный рынок всей Западной Европы. Некоторая отдалённость этих мест от Этрурии плюс значительный экономический потенциал транзитной торговли приводят к тому, что во 2 половине VI ст. до н.э. здесь возникает новая конфедерация городов (с центром в Фельсинии), способная потягаться собственными силами и с самой метрополией.

Замечательно то, что в Этрурии не произошло культурного поглощения пришельцами менее развитых аборигенов. Обе традиции равноправными составляющими вошли в культуру этрусков. Так, практика погребальных хижин и антропоморфных сосудов остаётся в силе на всем протяжении этруской истории, что также должно свидетельствовать и о единстве религиозного мировоззрения. Хотя переселенцы принесли с собой высокое мастерство каменного строительства, дома неизменно продолжают строиться из дерева и глины (лишь фундамент в них выкладывался из камня), и в этом, несомненно, проявление именно северян-виллановцев.

В полной же мере традиции строительства из камня воплотились в погребальных сооружениях этрусков. Именно здесь мы находим отдельные приёмы и композиционные элементы, сближающие этрусков не только с районами Средиземноморья восточнее Италии, но и с Северным Причерноморьем. Так, такая характерная черта этруских гробниц, как ложные арки и свод, напрямую восходит к крито-микенской погребальной архитектуре. В Ахейской Греции и на Крите ложный свод начинает применяться с XVI ст. до н.э. По всей видимости, новшество всё той же волны из Южного Зауралья. Известна эта практика и в Урарту. Но, наверное, более всего соответствий мы обнаруживаем у скифов (кстати, так же, как и этруски, считавших себя отпрысками Геракловой крови): это в первую очередь склеп Царского кургана, а также другие склепы Боспорского царства (Искусство этрусков, М., 1990, примечания к стр. 30, 35 и 37), - государства, созданного скифами на том самом месте, где позднее ''неожиданно'' возникнет Тмутараканское княжество.Если говорить о самих истоках ложного свода, то их мы находим в Протоиндийской цивилизации (XXV-XIX ст. до н.э.), в которой ложные арки использовались повсеместно, а вот распорные своды почему-то не применялись, хотя они протоиндийцам были известны: ''Клинообразный кирпич применялся в Мохенджо-Даро только для обрамления круглых колодцев, но нигде не встретился распорный свод на связующем растворе''. (Тюляев С. И. Искусство Индии. Стр. 36.).

Этруски с большим вниманием подходили не только к строительству склепов, но и к делу их внутреннего оформления.

Стены склепов расписывались прекрасными фресками, на которых изображали картины из повседневной жизни. Здесь и шумные застолья и задумчивое созерцание полёта птиц, и изображения красочных танцоров и музыкантов, и схваченное художником мгновение скачек на колесницах.

 Сами помещения гробниц своей планировкой повторяли планировку домов знати, вдоль стен из мягкого туфа вырезалась мебель, воспроизводились даже окна. И опять-таки у тех же скифов – Большой рыжановский курган: ''Подземная погребальная камера, очевидно, была имитацией обширного жилого помещения, разделённого перегородкой на две равные части, более чем на половину длины камеры. Перегородка эта была вырезана из плотной материковой глины и внешне удивительно напоминала русскую печь с довольно высокой трубой. Сбоку, как бы в самой ''печи'', располагались два бронзовых литых типично скифских котла на высоких ножках, вкопанных в пол. А слева от перегородки была хозяйственная половина, здесь-то и находилась большая часть вещей. Имитация была полной – пол камеры выстлан плетёными циновками из камыша, а в некоторых местах дополнительно – из лубка (от них на глиняном полу сохранились тлен и чёткие отпечатки); стены и потолок задрапированы белой тканью – её фрагменты и отпечатки хорошо фиксировались. Чем не жилая комната?'' (Скорый С. Из Рыжановки – в Скифию.//Знание-сила, 1997/6).

Очень многое о жизни этрусков исследователи узнали только благодаря фрескам гробниц. Они открывают перед нами удивительную устойчивость культурных традиций этрусков. Так, на ранних фресках мужчины одеты в украшенный вышивкой китл, верхняя часть тела открыта; изображения именно таких одеяний мы встречаем ещё в минойско-микенской живописи (Вогэн, Агнес Карр. Этруски. М.,1998, с. 88). Демоны со змеями в руках родственны изображениям жриц со змеями на Крите (Дорогами тысячелетий. Сб. ст. Кн.2. М.,1987, с. 180).  Также ср.: стоящий перед богинею жрец в петушином убранстве, со змеями в обеих руках, изображённый на обивке скифского колчана, найденного в скифском кургане Соколовая Могила.] Хороводы этруских фресок так же восходят к критским сюжетам (Вогэн, Агнес Карр. Этруски. М.,1998, с. 126).

Вообще, приступая к изучению этруской цивилизации, историки сталкиваются с проблемой практически полного отсутствия фактического материала. От самих этрусков до нас не дошло никаких произведений, даже в переложении. Сообщения же греков и римлян крайне скудны и противоречивы, да и к тому же зачастую очень предвзяты. Предвзятостью, граничащей с целенаправленной подтасовкой фактов, отличаются и современные писцы истории. Так, совершенно игнорируется сообщение Тита Ливия о том, что ''альпийские жители преимущественно словене (реты), одного с этрусками племени и происхождения''. Зато усиленно муссируется идея этнического ''многоцветия'' этрусков

Известно, что существовала довольно подробная и объёмистая ''История этрусков'', написанная римским императором Клавдием I, правившим в 41-54 г.г. н.э., но она оказалась утерянной. Что, кстати, само по себе очень странно: какие-нибудь комедии до нас дошли, а вот сочинение самого императора Римской империи, будучи в единичном экземпляре (!?), погибло при пожаре Александрийской библиотеки.

Между тем, что касается этрусков, то здесь действительно было много о чём рассказать. Ведь сами этруски утверждали, что их государственность насчитывает не менее пяти тысячелетий!

Но сколь бы ни были древни этруски, а суждено им было исчезнуть без остатка. И здесь сыграло решающую роль как раз их государственное устройство. Ведь Этрурия как единое целое – это лишь культурное явление, политически же единой Этрурии никогда не было. Да, в первые века её истории наблюдалась определенная согласованность действий между её только зарождавшимися и крепнувшими городами, но по мере роста населения, количества городов и территории центробежное движение, не встречая на своем пути никаких ограничений и противовесов, стало всё более и более набирать силу.

И когда молодой Рим, впитавший в себя всё самое лучшее из того, что умели этруски, но сохранивший за собой жёсткую централизацию власти, начал один за другим одолевать этрусские города, другие города лишь спокойно наблюдали за падением своих соседей, ''словно не подозревая, что и их может постичь та же участь'' (Этруски. Италийское жизнелюбие. (Серия: Энциклопедия ''Исчезнувшие цивилизации''.) М.,1998, с. 141).

Первой жертвой стал город Вейи. Город был осаждён в 406 г. до н.э., однако взятие его затянулось на целое десятилетие и оказалось возможным лишь благодаря произведённому римлянами подкопу. За Вейями последовала Капена, павшая в 395 г. Лишь спустя почти столетие, в 311 г. до н.э. оставшиеся свободными этрусские города объединились против римлян. Но было уже поздно. К 280 г. до н.э. все этрусские города переходят на положение вассалов Римской империи. Им запрещается проводить самостоятельную политику, а мужское население обязуется служить в римской армии.

Все, чему научили римлян этруски, обратилось против самих же учителей. Вдоль побережья Этрурии римляне строят стратегическую дорогу, которая нарушила хрупкое экологическое равновесие, достигнутое большими усилиями и мастерством этрусков. Дорога перегородила всю дренажную систему и до того момента плодородные земли начали заболачиваться. Пагубные последствия не заставили себя долго ждать: в Этрурии вспыхивает эпидемия малярии, выкосившая значительную часть населения (Мавлеев Е. Гибель этрусков.//Природа, 1988/8). Малярия – бич, не раз уже обрушивавшийся на славян в их истории. Протоиндийская цивилизация погибла от того же недуга. Микенская Греция к приходу дорийцев была практически очищена от славян начавшимися там вследствие Троянской войны и внутренних междоусобиц эпидемиями, в том числе, и малярии.

Начинается медленный и тихий уход этрусков с исторической арены. Они ещё какое-то время продолжают играть косвенную роль в разрастающемся государстве римлян: среди римской знати ценится родство с этруской аристократией, а получить этруское образование считается очень престижным. Но со временем этруски полностью поглощаются римлянами, выходит из обращения этруский язык, притупляется и сама память о них.

Наиболее стойким во времени оказался институт этруских жрецов-гадателей (гаруспиков), переживший даже эпоху христианизации и доживший вплоть до VII ст. н.э. По мнению некоторых учёных, сакральные знания этрусков нашли своё продолжение в учениях орфиков и пифагорейцев (Тимофеева Н. К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Стр. 51), но это всего лишь предположение, поскольку сами сакральные знания этрусков для нас пока ещё совершенно неведомы.

По данным  Геннадия Гриневича  ''В настоящее время известно свыше 11 тысяч этрусских текстов. Правда, большинство из них – краткие надгробные надписи, относящиеся к VII-I вв. до н.э.

Кроме надгробных надписей до нас дошли и более пространные письменные памятники. Среди них следует упомянуть глиняную табличку из Санта Мария ди Капуа (V в. до н.э.), включающую около 300 слов; затем надпись на камне (VI-V вв. до н.э.), хранящуюся в музее города Перуджиа и состоящую приблизительно из 120 слов; одну весьма интересную свинцовую табличку из Мальяно (VI в. до н.э.), текст которой состоит по меньшей мере из 70 слов, расположенных в форме спирали, как на известном уже Фестском диске; бронзовую табличку в форме печени, служившую, очевидно, ''учебным пособием для начинающих предсказателей'' (её часто сравнивают с подобными предметами у вавилонян и хеттов); три посвятительные(?) надписи на золотых пластинках из Пирги, две из которых на этруском, одна на финикийском(?) языке. И наконец, самый длинный и самый загадочный этрусский текст, найденный при весьма любопытных обстоятельствах.

В прошлом веке в городе Братиславе жил чиновник Михаил Барич, страстный любитель древностей. Мечтой Барича была поездка в великую страну пирамид – Египет. И в 1848 году эта мечта сбылась. Из египетской поездки он привёз немало древностей, в том числе и длинный сверток, в котором была мумия женщины. Барич – непонятно почему – решил, что это – сестра венгерского короля Стефана. После смерти Барича его брат передал мумию в Загребский музей.

И совершенно неожиданно немецкий египтолог И. Кралль обнаружил в 1892 году, что на бинтах из льняного полотна, окутывавших мумию, начертаны письмена – и не египетские, а этруские. Так учёные получили в распоряжение не только самый длинный текст на языке этрусков, но и единственный дошедший до нас экземпляр ''полотняной книги'' (такие книги имелись и у римлян, но не сохранились до наших дней). Кстати, этот текст является и самым поздним из этруских – он датируется I в. н.э. Через сорок лет после его открытия, в 1932 году, текст, получивший название ''загребская пелена'', был сфотографирован в инфракрасных лучах, и исследователи (только не советские) смогли увидеть все 1500 с лишним слов ''полотняной книги''.

Текст книги написан красной краской. Он разделён на части, вернее, разорван – его составляют шесть бинтов. До сих пор неясно, какой бинт следует после какого. Неизвестно также, каким путём попала ''полотняная книга'' к изготовителю мумий в Египте, который, разорвав её, использовал бинты как материал для обёртки. Зачем ему понадобилось делать это? Неужели он не нашел другого материала? На мумии сохранились следы позолоты – следовательно, умершая была богатой женщиной. Значит, бедняком был мастер, изготовлявший мумию? Или можно найти другое, более правдоподобное объяснение?

Его дал русский ученый А.Г. Бекштрем. Он предположил, что была мумифицирована этрусская женщина, которая жила в Египте. У египтян же существовал обычай обёртывать мумии бинтами, на которых был написан текст из ''Книги мёртвых'' – сборника заупокойных ритуальных текстов. У этрусков подобной книги не было, и поэтому был взят ритуальный текст, какой имелся под рукой (кстати сказать, и египтяне рвали на полоски свои ''Книги мёртвых'')''. (Гриневич Г. С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. М., 1993. Стр. 169-171).

Обращает на себя внимание тот факт, что знаки этруского алфавита находят больше соответствий в Линейном А, нежели в более близком к ним по времени Линейном Б. Этруские буквы имеют чётко выраженный рунический характер, отличительной чертой которого является прямолинейность. Такое письмо не могло возникнуть в Средиземноморье и вообще на юге, его истоки – на севере, где самым удобным и распространенным материалом для письма были дерево и береста (Доманский Р. Горнило народов.//НиЖ, 1999/7). Как и когда попала в Средиземноморье свежая руническая традиция, породившая здесь целый букет различных алфавитов, - вопрос, на который еще предстоит ответить.

ЭТРУССКОЕ ПИСЬМО  – алфавит эгейско-анатолийских истоков (см.  Малоазийские алфавиты). Восходит к архаическому  греческому письму  с о. Эвбея (западногреческому алфавиту). Обслуживал этрусский язык, относящийся к древним неиндоевропейским (средиземноморским) языкам Европы. С 7 в. до н.э. было распространено в Этрурии (междуречье Арно и Тибр, современная область Тоскана в Италии) и её колониях Кампании Падании (долина р. По) и Кампании.

К 1 в. этрусское письмо вытеснено латинским. Этрусский алфавит в отличие от греческого и латинского был левосторонни. Известно около 11 тыс. этрусских надписей, важнейшей из которых и самой обширной является текст на пеленах Загребской мумии. Древнейшая надпись на протокоринфском сосуде 8 в. до н. э. К концу 6 в. до н.э. в Этрурии сложились три варианта письма: алфавиты из Вейи и Цере (с силлабической интерпункцией), Тарквиний, Вульчи и Орвието (характерно использование буквы f, Падуании (используется инверсивная K, а также замечена взаимная мена «сан» и «сигмы»). Наиболее близок этрусскому язык негреческих надписей с о. Лемнос близ деревни Камния. К этрусскому письму восходят италийские алфавиты, а также кельтский (цизальпийский), кельто-иллирийские письмена ретов.

Происхождение этрусков  (самоназвание  Rasenа, латинское  Etrusci,  Tusci,  греческое  ;;;;;;;;, ;;;;;;;;)  окончательно не установлено. В. Томсен указал на параллели с северокавказскими языками (множественное число на -r , родительный падеж на -l, сросшиеся суффиксы, местные падежи на -ti, -the). И. Дьяконов отметил структурную близость этрусского хурритскому и урартскому языкам (предкам нахско-дагестанской семьи языков). Н. Марр считал этрусков этнически смешанным народом, В. Бетам искал предков тиррен среди кельтов, И. Шрекель – среди семитов, А. Чертков – славян, Р. Эллис – армян и басков, Д. Бринтон – берберов, Я. Томопулос – албанцев. Гипотеза В. Георгиева о позднехеттском (индоевропейском) характере этрусского языка не находит подтверждения.
Геланик считал этрусков ответвлением эгейских пеласгов, Дионисий Галикарнасский – аборигенами Италии. Геродот сообщает историю о переселении тирренов и пеласгов из  малоазийской  Лидии, которое произошло в царствование Атиса, сына Мана во время голода. Царь разделил весь народ на две части и бросил жребий – кому уйти в изгнание. Из Смирны под водительством царского сына Тиррена корабли прибыли в Италию, туда, где селились умбры. Традиция приписывает распространение этрусского письма аркадянину Эвандру, переселившемуся в Италию до Троянской войны. Иоанн Лид упоминает о записи Тархоном религиозного учения Тага, сделанной ещё до Эвандра. Таг, аналог Гермеса (этрусского Херму, или Турмса) младенец со старческим разумом, сын Гения, выкопанный из земли, создатель законов и магических стихов.

В отличие от римлян и греков этруски создали сложную, по типу египетской или вавилонской, космогонию и религию. Основа этрусского искусства не столько принципы эстетического идеализма (как в эллинизме), сколько сакрально-магические представления. Недаром Этрурию называли «родиной суеверий».

О некогда богатой этрусской литературе мы можем судить только по сообщениям римских авторов. Сенека вспоминает о Цецине, авторе учения о молниях (гаруспицина). Были известны пророчества Бигоис (Вегойи). Макробий рассказывал о трактате Тарквинтия «Предсказание о деревьях». Варрон упоминает этрусского трагика Волния. Сохранились ссылки на писателей, чьи имена этрусского происхождения: Арунтий, Турраний Грацил, Тарквинтий Приск, Фабриций Туск.

Существовал особый обряд Clevaetenal («забивание гвоздя») в Вольсиниях в храме Нортии. Когда не останется на храмовой стене места для такого забивания, этрускам придет конец.
В отличие от греческого и латинского в этрусском языке ударение падает на первый слог, что приводит к полному или частичному выпадению безударных гласных. Такое неполногласие вело к тому, что редуцированные звуки часто на письме не обозначались. Это выглядит как реликт консонантного письма-модели, хотя некоторые исследователи видят в таком написании слов приемы сакральных сокращений. Сравните имена богов у греков и этрусков: Аполлон - Аплу, Геракл - Херкле, Минерва - Менрва.

Прошло много времени с тех пор, как поговорка «Этрусское не читается» стала анахронизмом. Порядок этрусских букв установил в 16 в. Т. Амброджио, а их звуковое значение верно определил в 18 в. отец этрускологии Л. Ланци. В наше время этрусскому языку посвящен лингвистический журнал «Studi etruschi (Firenze, 1927).

У этрусков в 7 в. до н.э. сложилось сакральное объединение 12-и городов-государств (spur): Вольтерра, Арреций, Кортона, Перузия, Клузий, Популония, Ветулония, Рузеллы, Вульчи, Тарквинии, Фалерии, Цере, Вейи с центром в Вольсиниях близ оз. Больсена. Символом этого союза был двойной топорик, вставленный в 12 связанных прутьев (римляне называли этот знак фасциями). Италийским преноменам Гай и Тит соответствовали этрусские окончания - nа в именах Верена, Сатна, Порсена (другие этрусские имена Тана, Рамта, Вел, Велия, Арнт, Велфур). Раньше во главе спур стояли цари лукумоны, а позжевыборные зилаты, или зилки, руководившие собранием parkhis (Сенатом). Известна должность zilath mekhl rasnal («претор за правителя царя государства»).

Удар по процветающим городам Северной Этрурии нанесло вторжение галлов. Часть этрусков отхлынула в альпийские долины, где еще в 1 в. звучала подпорченная этрусская речь. Южную Этрурию (Кампанию) завоевали горцы-самниты. С изгнанием из Рима последнего, седьмого по счёту, царя Тарквиния Гордого этрусской династии в 6 в. до н.э. начинается угасание тирренской цивилизации. К началу первой Пунической войны в 3 в. до н.э. Рим владел этрусскими полисами, которые номинально ещё сохраняли автономию. Во время второй Пунической войны этрусские города выступили на стороне карфагенянина Ганнибала.

Во 2 в. до н.э. началась романизация этрусков. В 1 в. до н. э. по закону Юлия этруски получили римские права. Довершили ассимиляцию жестокие репрессии со стороны Суллы.

Тирреном по происхождению был Пифагор (его страсть к числам, быть может, объясняется специфичным мировоззрением яфетидов), выходцами из этрусской среды были римские поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии, Секст Проперций. А сподвижник Августа Гай Цильний Меценат был потомком этрусских лукумонов. Бруты – тоже из этрусков. Именно Тоскана (бывшая Этрурия) в 14-16 вв. стала колыбелью эпохи Возрождения, тосканский диалект положен в основу итальянского литературного языка. Влияние этрусского искусства прослеживается в творениях Микеланджело и Данте.

В 1726 в Нортоне была открыта Этрусская академия, президент которой назывался лукумон. В 1801-1807 в Италии Наполеон создал зависимое от Франции королевство Этрурия. Фасции («фашио») этрусков сделал эмблемой фашистской партии Б. Муссолини. 

Письменные свидетельства, которые помогли бы нам ознакомиться с этрусской военной организацией, встречаются редко, а изображения батальных сцен не позволяют нам отчетливо представить себе этрусскую боевую тактику.

Мы знаем, что к VIII веку до н. э. виллановианцы были вооружены короткими мечами и копьями, часто сделанными из бронзы. У них было превосходное защитное снаряжение – украшенные гребнями шлемы, латы и круглые щиты, украшенные геометрическим орнаментом или, под влиянием ориентализирующего стиля, изображениями животных. На протяжении последующих столетий вооружение и доспехи иногда делались из бронзы, однако к VII веку до н. э. привычным стало оружие из железа, до наших дней практически не сохранившееся. Однако нехватка материальных свидетельств до некоторой степени компенсируется резко возросшим количеством изображений воинов в полном облачении.

При этом следует помнить, что изображения эти могут демонстрировать художественные заимствования, порой базирующиеся на мифологии, подобно тем, что можно увидеть на центральной панели колесницы Монтелеоне.

Примерно к середине VII века до н. э. прежние виллановианские формы начинают сменяться греческими. Новое греческое снаряжение включало коринфский шлём, выкованный из цельного куска бронзы и снабженный низким или высоким гребнем. Во-вторых, этруски заимствовали греческий тип ножных лат, которые охватывали ноги под коленом, и большой круглый гоплитский щит. Греческое военное снаряжение можно увидеть на Авеле Фелюске, фигура которого изображена на стеле из Ветулонии, датируемой концом VII века до н. э.; в руках он держит двойной топор, возможно, символ власти. В такое же снаряжение облачены воины VI века до н. э., грудь и спина их прикрыта бронзовыми пластинами. Ближе к концу архаического периода появляются некоторые новшества, в частности иная форма лат – они могли делаться из кожи и покрываться сверху пластинами металла. Такие латы защищали также плечи и бедра воина.

Увидеть это снаряжение можно на терракотовой статуе коленопреклоненного воина из Чивита-Кастеллана. Всё это снаряжение было заимствовано у греческого мира, но этруски использовали и италийские формы. У воина, изображённого на табличке из Черветери, на груди виден круглый диск, вероятно защищавший сердце. Подобную защиту использовали  самниты  и  пицены, а знаменитый этрусский шлем, захваченный сиракузцами в морском сражении у Кум в 474 году до н. э. и посвященный богам, представляет собой тип шлема, заимствованного восточными и северными соседями этрусков.

Этрускам в древности приписывали изобретение бронзовой военной трубы, которая стала известна в Риме к VI веку до н. э. и в Греции к началу классического периода. Как правило, изображения этих труб встречаются в сценах погребальных процессий или триумфальных шествий. Следует упомянуть также конскую сбрую, используемую не только как военное снаряжение. В VII веке до н. э. этруски все еще иногда использовали удила с нащечными щитками в форме лошади, заимствованные у виллановианцев. На смену им пришла греческая форма с полукруглым нащечным щитком; эта разновидность удил была в ходу вплоть до эллинистического периода.

В VI веке до н. э. этруски искусно изготовляли колесницы. Сомнительно, чтобы их использовали непосредственно во время сражений, судя по росписям, в таких колесницах цари или полководцы отправлялись в военные походы, кроме того, колесницы служили украшением триумфальных шествий. Всадники, которых иногда можно увидеть на изображениях того периода, облачены в тяжёлое снаряжение пехотинцев, скорее всего, для того, чтобы они могли спешиваться в случае необходимости, хотя Ливий и упоминает кавалерийские соединения.

Этрусское судостроение, материалы для которого поставляли сосновые леса Этрурии, Корсики и Лация не знало себе равных. Из дерева делали кили тирренских кораблей. Этрусские корабли ходили на вёслах и под парусами. Для увеличения скорости им была известна форма торгового корабля с двумя мачтами, чего не знал греческий торговый флот. В подводной части военных судов имелся металлический таран.

С VII в. до н.э. этрусски стали применять металлический якорь со штоком и двумя лапами. Римляне заимствовали этот тип якоря, а также таран, который назвали ростром. Ростр (лат. rostrum — «клюв, нос корабля») — таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля , применялся для нанесения ударов кораблю противника. Как правило, сооружался в виде головы какого-либо животного.

Сильный флот этруссков позволял им соперничать с карфагенянами и греками. В носовой части судна устанавливался проемболон в виде головы барана — конструктивный элемент, защищавший корпус при ударе тараном неприятельского корабля море.

Пятидесятивесельные этрусские пентеконтеры достигали двадцатипятиметровой длины и бороздили средиземноморские просторы как вблизи Этрурии, так и в самых удалённых от неё местах.

Роспись на кратере Аристонофа, датируемом примерно серединой VII века до н. э., показывает сражение между греческим и этрусским кораблями. Первый корабль имеет длинный таран и идёт на столкновение, а другой поднимает паруса.