Жизнь - как один день. Часть 3. Кашка

Полозов Николай
               
  Начало здесь:   http://www.proza.ru/2015/11/07/204               

Это произошло в начале 60х. годов.
                1.
Он появился в доме деда, когда мне исполнилось 13 лет.   А жил он вместе с бабушкой в селе   Святославка  Саратовской обл.  Мы, я, мой двоюродные брат Юрка и сестра Танька во время школьных, летних каникул, каждый год приезжали на отдых в это село. Юрка был на четыре года моложе меня, а Танька на три старше.

Дедушка в то время работал в соседней деревне -  Новоалександровке, на мельнице.
Эта деревня находилась  на расстоянии двух километров от  Святославки , и чтобы добираться туда на работу, дедушка приобрёл ЕГО.

Когда привезли это чудо на телеге домой, и сняли с него брезент, я просто обалдел от блеска никеля на руле, и  чёрной краски покрывающей его. Это был мотоцикл   К – 125.  Я его сразу ласково прозвал – «Кашкой».
 
  - Буду на работу, ездить, - сказал дед.

Но, надо сказать, что он раньше никогда не сидел за рулём, даже велосипеда. Теперь каждый вечер, после работы, дедушка пытался ездить по двору вокруг дома, а я бежал рядом, и поддерживал мотоцикл за багажник.  Наконец, после двух недельной тренировки он произнёс:

- Всё, завтра на мельницу поеду!

Утром, проснувшись, я обнаружил, что мотоцикла  во дворе нет. Значит, дедушка всё - же решился отправиться на нём в Новоалександровку. Весь день прошел в тревожном ожидании. Бабушка постоянно поминала Бога, и молилась за здравие дедушки.

- Как же он поедет на  ём вечером выпимши? Убьётся ведь!

Её опасения были не напрасны. Дед регулярно  являлся с работы под хмельком. В то время мельник был очень уважаемым человеком на селе, и каждый селянин приезжая молоть зерно, считал своим долгом угостить его «сучком». Так в то время в народе называлась водка, запечатанная в бутылке коричневым сургучом. А была ещё "под белой головкой", но считалась очень дорогой, и редко употреблялась простым народом.

Весь день прошел в тревожном ожидании. Уже пришла домой с выпаса корова, и начало смеркаться. Бабушка позвала меня, Таньку и Юрку ужинать. И тут раздался треск двигателя мотоцикла. Мы с братом быстро выскочили из за стола и выбежали на улицу, посмотреть, как дедушка будет заезжать во двор. Но здесь произошло невероятное.

Он лихо свернул с дороги, и на хорошей скорости направился к въезду во двор. Поравнявшись с двумя столбами, обозначавшими ворота, его тело вдруг внезапно резко остановилось, а потом было отброшено назад какой – то неведомой силой, и он молча растянулся во весь рост на пыльной дороге.

Мотоцикл же помчался дальше во  двор, и  на полном ходу врезался в собачью конуру, в которой спокойно, не ожидая никакого подвоха, дремал наш верный пёс Валет. Испугавшись, кобель выскочил из будки, резво перепрыгнул через забор, который находился позади его жилища, и благополучно повесился на цепи, т.к. она оказалась короткой и не дала ему шанса достать лапами до  земли.

 В этот момент из дома выбежала бабушка, бросилась к деду, и, взмахнув руками запричитала:

- Ох, ты же лышенько мое. Говорила я тебе не покупай ты этого черта. Ну, шо тоби жить надоело, старый дурак? Шоб я его бильше во дворе нэ бачила.

Мы с Юркой, оказав помощь невинно пострадавшему Валету, вернулись к нашему гонщику, и помогли бабушке затащить его в дом.


- Да що ж ты так напився, сказився чи шо? - продолжала свою тираду бабуля.
 - Ведь убився бы до смерти!

- Ага, - пробурчал в ответ дед. Знаешь, как тверёзому на ём страшно ехать!

Начали разбираться что же произошло.
Оказалось, что кто – то натянул  проволоку между воротными столбами.

- Это я,- сквозь слёзы призналась Танька,
 - Я же каждый день так делала, чтобы соседская корова Милка не заходила!

Пять дней дедушка стонал в своей комнате, лёжа на кровати. На шестой встал, вышел во двор, решительно взял за «рога» своего потенциального убийцу, и закатил в сарай. Больше он к нему никогда не подходил.
                2.
Таких мотоциклов в селе было два, и оба были куплены в  «сельпо». Один приобрёл дед, а второй, его свояк Иван Филиппович Битюков, который тоже совершил на нём одну единственную поездку.

По его рассказу, он ехал себе спокойно по улице, и вдруг сзади на него напал жеребец, схватил зубами за воротник и сбросил в кювет, хотя в эту версию никто не верил. После этого случая дед Иван срочно, за половину цены, выставил аппарат на продажу, и благополучно от него избавился.

И вот здесь закончилась моя счастливая жизнь. Каждое утро, после того как дед уходил на работу, я прокрадывался в сарай к моему любимому «Кашке», осторожно закрывал дверь, стирал с него севшую за ночь пыль, и забравшись в седло поведывал ему обо всех событиях произосшедших за предыдущий день.

До его появления, мне было очень интересно, верхом на лошади пасти молодняк. Но как только он появился, это желание у меня исчезло. Я просто не мог оставить его без надзора.

Так продолжалось до тех пор, пока не пришла пора, уезжать в город на учёбу.
                3.
Школьные будни тянулись невыносимо долго, но всему приходит конец. Наступили долгожданные каникулы. За зиму, сэкономив деньги на школьных завтраках, я купил своему другу новый автомобильный насос, уложил его в свой походный чемодан, добавил туда ещё кое что из вещей, и с нетерпением ждал, когда настанет час отъезда к старичкам.

Наконец мы приехали в деревню. Не мешкая ни минуты, я тут же бросился к своему  любимцу. Он стоял на том же месте густо покрытый паутиной и пылью.  Налив в ведро воды, я с великим удовольствием вымыл его. После этого включил зажигание, но  сигнальная лампочка не загорелась -  за зиму разрядился аккумулятор. С опасением подошёл к дедушке, он был дома, потому что уже вышел на пенсию и не работал.

- Деда, можно я заряжу аккумулятор мотоцикла?

Он долго оценивающе смотрел на меня.

- Ладно, снимай его и неси к деду Ивану на радиоузел, он тебе его зарядит.
С восторгом, вприпрыжку я помчался на сельский пункт связи. Дед Иван встретил приветливо.

- Сейчас поставим заряжать, а за ним приходи завтра.

Всю ночь мне снилось, как я мчусь на «Кашке» по окрестным полям, и тёплый ветерок дует мне в лицо. Утром, едва дождавшись назначенного времени, я побежал на радиоузел. Аккумулятор был уже заряжен и поджидал меня.

 Притащив его домой, и, установив на мотоцикл, заглянул в бензобак, он был почти полный. Открыв бензокраник, нажал на кнопку утопителя поплавка карбюратора,  и когда бензин потёк через верх, включил зажигание и, прибавив газ, резко три раза нажал на рычаг кикстартера. Двигатель чихнул, и вдруг громко заработал.

Сарай быстро наполнился горько пахнувшим, сизым дымком. В этот момент дверь открылась и её проёме показался дед. Сурово посмотрел на меня, и, раскрыв дверь сильнее, ушел.

Ах, какое счастье, держать в руках дрожащий руль, и вдыхать горьковатый запах выхлопных газов. Как хотелось сесть в седло, и промчаться по сельской улице распугивая бестолковых кур. Но, увы, пока это было запрещено.
                4.
У дедушки была привычка после обеда ложиться отдохнуть. Как он любил говорить:
- Что бы жирок завязался.


И вот однажды  он  как всегда прилёг после обеда. Мы с Юркой сидели в тенёчке у сарая и грызли семечки. К нам подошла бабушка, и сказала:

- Всё, последние докусываете, дома бильшь немае. Они е, но у кумы в Воздвижинке. Тильки туды дюже далеко, аж восемь килОметров, а привезть не на чем.
Тут меня словно какой – то черт толкнул в бок.

- Бабушка, а можно мы с Юркой за ними на мотоцикле съездим, пока дедушка спит?
 - А вы умеете?
 - Умеем, умеем бабуль!
 - Тогда езжайте с Богом, тильки осторожно, не поубивайтесь.

А надо сказать, что я уже много раз ездил на велосипеде с моторчиком и, живя в Саратове рядом со стадионом, где была гаревая гоночная дорожка, постоянно там пропадал. Несколько раз даже потихоньку ездил на настоящем гаревом гоночном мотоцикле ЭСО – 500.

В общем, получив разрешение, мы с Юркой вытолкали  из сарая «Кашку», и чтобы не разбудить деда, откатили  подальше от дома. Его двигатель сразу завёлся, я сел за руль, и мы потихоньку, сначала немного виляя, на первой передаче отправились в путь.

Постепенно я к нему начал привыкать, и перешёл сначала на вторую передачу, потом на третью. Дорога была великолепно накатана, и мы с братом помчались по ней с огромной скоростью, аж 40 км. в час.
                5.
Ах, такого наслаждения я не испытывал никогда в жизни! По сторонам мелькали деревья лесопосадки, а впереди, в ярких лучах солнца, призывно блестела дорога, зовя в неведомые дали.

Приехав в Воздвиженку, быстро нашли нужный дом, и, взяв у бабушки Наташи ведро семечек в мешке, отправились назад. Юрка привязал его к багажнику мотоцикла, и гордо восседал на нём.

Незаметно, быстро доехали до нашего села. Когда стали подъезжать к дому, брат вдруг ткнул меня в спину.  Увлечённый дорогой я не видел, что твориться далеко впереди, но тут оторвав от неё взгляд, глянул вперёд, и у меня всё похолодело внутри. У раскрытой настежь калитки  двора, стоял дед, и показывал здоровенный кулак!

Юрка тут же соскочил на ходу с мотоцикла и юркнул в рядом стоящие заросли сирени. Мне же деваться было некуда, и я продолжал движение. В тот момент, когда  поравнялся с дедом, вдруг получил очень чувствительный подзатыльник, но не остановился, а въехал во двор. Остановившись, заглушил двигатель, и быстро поставив «Кашку» на подножку, рванул в сад.
 
Наверное, около часа мы с Юркой не выходили из своих укрытий. Наконец раздался голос дедушки:

  - Эй, шантропа, идите -  ка сюда! Не бойтесь, не трону.

Мы с опаской приблизились к нему.
- Хотите ездить на моцаклете?
 - Конечно хотим, - заорали мы во весь голос.
 - Будете возить по семь мешков травы каждый день?
 - Будем! – проорали мы.
 - Ну, тогда ездите!

Мы с братом кинулись в объятия друг другу.

Несколько дней с усердием возили траву, а один раз наломали кукурузных початков, и были замечены на поле объездчиком, но «Кашка не подвёл, куда его тощей лошади было тягаться с нашим четырёхсильным «конём».
                6.
Но скоро возникла большая проблема.  Бензобак мотоцикла почти опустел.
Пошли просить денег на бензин у деда. Он как всегда долго, изучающе смотрел на нас, потом произнёс:

- За деньги и дурак сможет, а денег у меня нет.

Это была катастрофа!
Ночью попытались слить бензин из бака «полуторки» соседа дяди Васи Конаныхина, но его кобель Рэкс, оторвав у Юрки половину штанины, придал нам такое ускорение, что мы, бросив ведро, круша на своём пути соседские плетни, через минуту оказались дома.

 Ночью меня вдруг осенило!   Утром опять пошли к деду.

- Деда! - начал я вкрадчивым голосом. Купи нам бредень. Мы будем ловить раков, а в субботу варёных, продавать на базаре.
 Дед, лёжа на кровати, молча отвернулся к стене.

Вечером во дворе появился новенький десятиметровый бредень. Он лежал в корыте, и тускло поблёскивал на Солнце белыми, кирпичными грузилами. Мы были на седьмом небе, от привалившего нам счастья.
Утром  по привычке заглянув  в бак «Кашки», был поражён, - он был полон по самую пробку.
                7.
Теперь мы вставали пораньше, и, привезя несколько мешков травы, брали нашу снасть и отправлялись на Мастеров пруд. Сделав несколько забродов, везли раков домой, и пускали их в огромную деревянную колоду наполненную водой.
В пятницу вечером бабушка разжигала во дворе костёр, ставила на него огромный чугун. Мы с братом вытаскивали раков из колоды, и бросали их в кипяток, наблюдая, как они быстро краснеют.

Но самое интересное и приятное было в субботу и воскресение. Рядом с базаром находилась «Чайная», но чай там никто почему - то не пил, а в продаже всегда были водка и пиво.  Мы с Юркой раскладывали наш товар на деревянном прилавке кучками, по десять штук в каждой, и просили за каждую один рубль.

Если удавалось продать хотя бы три кучки, мы были неимоверно счастливы т.к. бензин в то время стоил шесть копеек литр.  За шестьдесят, наливался полный бак нашего любимца, которого нам хватало на неделю.
 На остальные деньги мы покупали разные сладости, и один раз, я даже приобрёл в «Сельмаге» синтетические носки, которые в то время были в большой моде, и ребята специально подворачивали штаны, чтобы их было видно.

                Так прошло это лето.
                8.
Опять потянулись ненавистные школьные будни. На уроках я практически ничего не делал, и все мои мысли были в деревне. Но всё когда ни -  будь, кончается. Кончилась и эта долгая зима.  Опять мы с Юркой приехали к старикам. Первым делом я забежал к «Кашке».

Он грустно стоял на своём месте, весь покрытый паутиной и пылью.  Быстро привёл его в порядок, поставил новый аккумулятор, привезённый с собой. С нетерпением трижды резко нажал на кикстартер, и мой друг ожил, пуская сизые клубы дыма.
Теперь нам с братом не нужно было ездить за травой, потому что дедушка продал корову и кроме кур, никакой живности на подворье не было. С бензином тоже всё наладилось.

Оказалось, что дедушкин друг, Савин Василий Павлович, охранял по ночам стан механизированной бригады, находящийся недалеко от села. В то время, на станах, топливо для тракторов и комбайнов, находилось в простых, открытых для доступа любого человека ёмкостях, и им мог пользоваться каждый.

Когда мы с братом приезжали заправляться, дед Василий обычно сидел, покуривая самокрутку на пороге вагончика, и всегда говорил:

- Бензинцу плесните воон из той бочки, да маслица не забудьте добавить, а то мотор загубите!

А ведь дедушка всегда знал, что Василий Павлович  работает там, но нам об этом не говорил, наверное приучал, всего добиваться своим трудом.
                9.
Мы с Юркой были предоставлены сами себе, и не слезали с мотоцикла. Так же ездили ловить раков, а в выходные дни продавали их на базаре. Но теперь по вечерам я ходил на соседнюю улицу, где на большой лавке собирались местные парни и девчата.

Посидев и поболтав о том и сём, гурьбой шли на танцы в местный ДК, а в начале одиннадцатого часа ночи, вся молодёжь большой толпой отправлялась на железно -  дорожную станцию, встречать и провожать пассажирский поезд, который приходил туда в это время. После его отправления все разбредались кто куда.

 Мне очень нравилась одна девочка, живущая на другом конце села. Местные парни не раз предупреждали меня о том, чтобы я к ней не ходил, и постоянно угрожали расправой, но видя, что я их не очень – то боюсь, постепенно отстали.

И вот однажды, вечером я приехал к ней на «Кашке». Мы долго сидели на лавочке, пока совсем не стемнело. Мама позвала её домой.  Катя пошла  провожать меня до мотоцикла. Как всегда сделав всё необходимое, стал заводить двигатель, он не запускался. Такого не было никогда!

Присел на корточки, посмотреть, в чём же дело, и  тут случилось ужасное – я нечаянно громко пукнул!

-Ох, как тяжело! – брякнул автоматически.

Сгорая от стыда, со злостью ударил по кикстартеру, двигатель сразу завёлся, вскочив в седло, дал полный газ.
После этого случая я больше никогда к Кате не ездил.
                10.
В этом же году умер дедушка, и бабушку пришлось забрать жить к нам, в Саратов. Вместе с её вещами привезли и «Кашку». Некоторое время я еще крАдучись ездил на нём по окраинам города, опасаясь милиции, т.к. у меня не было прав. Но всё равно попался инспектору ГАИ, который снял номер с моего верного друга.

Километрах в пяти от нашего дома, у нас была дача, и я частенько ездил на неё. Мой путь пролегал около посёлка, в котором жили цыгане. И вот как – то раз, мне нужно было съездить туда, чтобы привезти домой картошки. Подъехав к горке находящейся рядом с цыганским посёлком, «Кашка» вдруг чихнул и заглох.

  Сделал несколько попыток  завести двигатель, но всё тщетно. Тогда я закатил мотоцикл на горку, и, скатываясь вниз, хотел завести мотор с буксира  -  бесполезно, мотоцикл словно умер. Несколько раз, съезжая вниз я пытался оживить его – напрасно. Изрядно измучившись, присел передохнуть на траву.  За всем этим, со стороны, наблюдал цыганёнок лет четырнадцати, и вдруг он подошел ко мне:

-  Давай, я его сейчас заведу, знаю, в чём дело.
 -  Ну, заводи.

Парнишка снял мотоцикл с подножки, запрыгнул на него, и быстро, не включая скорость,под гору, покатился в сторону своего посёлка. Не успел я и глазом моргнуть, как он исчез в переулке. Немного подождав,  направился на розыски. Целый час я бродил между домами – бесполезно, его нигде не было.

Всё! Больше своего «Кашку», я никогда НЕ ВИДЕЛ!

                Продолжение следует.  http://www.proza.ru/2016/02/15/563