Гагаузы

Калмыкова Татьяна Викторовна
Весной вдоль нашей улицы проложили длиннющую траншею. Справа  тянулись глиняные горы выброшенной земли. Все лето мы бегали по этим горам, спрыгивали в прохладу траншеи и быстро выскакивали так было страшно, что засыплет и жизнь кончится,  начавшись так весело. Родители ругались, потому что в дом вместе с обувью приносили песок и глину. Осенью проложили водопроводные трубы и засыпали траншею. Появились водозаборные колонки и водовозки перестали появляться на нашей улице Энгельса. Игры кончились и пришлось идти в  школу.

В саманный дом напротив заселились две семьи – одна слева от печки, другая справа. Побелили стены. В каждой семье по четыре мальчишки. Старший Григораш пришел в мой третий класс. Кудрявый, чернявый, смуглый, черноглазый. Учился он не просто плохо, а очень плохо. Пока не наступили холода и не выпал снег ходил в степь ловить сусликов, а на речку рыбу. Сам по себе мальчишка. И зимой и летом в резиновых сапогах и старенькой фуфайке. Ни с кем из наших пацанов не подружился. Семья отчаянно бедствовала.

Откуда они приехали? Мы терялись в догадках. Потом кто-то сказал, что это беглые гагаузы. Где это? Что значит беглые? От кого они бежали?

Казахская семья, у которой была куплена мазанка, часто приезжала за своим скарбом по договоренности оставленным в сарае до весны. И каждый раз привозила гостинец – кусок баранины. Был веселый пир, все наедались досыта и жизнь казалась хорошей.

Весной за домом вся земля была вспахана и засеяна кукурузой. Это было странным. Обычно сажали картошку, а ближе к дому овощи и зелень. В палисаднике перед окнами цветы и кусты акации или сирени. Только в казахских семьях не принято было разводить цветник. В палисадник загоняли овец или привязывали корову после пастбища. Чаще там стоял столб для привязывания  своих коней или лошадей гостей. Перед окнами гагаузов зацвели  разноцветные мальвы. Это очень красиво! Соседки просили семена.

Жители поселка Заводской работали на одном заводе. С 1958 года в счет зарплаты разрешили брать стройматериалы на заводском складе. Появились шиферные крыши. Многие подвели водопровод прямо в дома. К 1 мая появились первые крашеные  разноцветные заборы.  Жизнь налаживалась.

А гагаузы собрали урожай кукурузы и уехали. В память о них остались мальвы в палисадниках на нашей улице Энгельса.