Куда рулим, туда и едим. глава 5

Владимир Галин
             Глава 5.

          КУДА РУЛИМ ТУДА И ЕДИМ.


     Быстро сказка сказывается,да не быстро дело делается.

        Несмотря на то, что судьба сделала крутой поворот в трудовой деятельности, личная жизнь оставалась прежней.Мы снова сменили место жительства. Оставили квартиру в Петровке и перебрались в Беловодское к бабушке Нюре.

     День...ночь,сутки прочь! Время течёт беспрерывно, и никогда не знаешь, что «день грядущий мне готовит»...С восходом солнца нового дня встают и практические вопросы, которые необходимо решать здесь и сейчас.

     Не успел оглянулся,как с наступлением февраля пошла третья неделя,как я начал руководить училищем, и хотя руль в моих руках, но сила инерции не позволят сразу изменить направление и положение вещей.

      Я осознавал, что взялся за такое дело, на которое нужны годы самоотверженного труда денно и нощно, отдачи всего себя без остатка. А уж коли взялся за гуж, не говори, что не дюж.

      Своё главное внимание я прежде всего сосредоточил на изменении процесса обучения в производственных мастерских. Обучение профессии и привитие трудолюбия должны идти рука об руку, как это было на заре становления человечества, по Энгельсу: рука учила голову, а поумневшая голова руку.

     Прежде всего я счел необходимым переформировать учебные группы с учётом время поступления  воспитанника в училище  и время получения специальности и выпуска его из училища всей группой. Вместо принципа формирование : группа-класс общеобразовательной школы, ввёл принцип: группа-мастерская-выпуск по получению специальности. Обучению профессии надо придать первостепенное значение, сдвинуть с мёртвой точки топтания на месте и вывести на простор производственной практики.

       Одновременно с улучшением проф обучения следовало принять меры по формированию коллектива учащихся и его актива. Я придерживался принципа, что не морализация и поучения, а организация практической деятельности и наставления могут изменять поведение воспитываемого. Все поступки человек совершает исходя из своих желаний. Чтобы исправить свое поведение в нужном направлении у подростка должен быть стимул. Таким стимулом  в наших условиях могла быть только свобода,(воля) и своевременный выпуск из училища.

      Пришедший на смену января февраль месяц сам по себе означает не только конец зимы, но и начало новой весны, что особо характерно для Чуйской долины солнечной Киргизии. Время от времени подсыпает пушистым снежком. Днём пригревает солнышко. Ночью подмораживает, когда с чистого неба на землю в белом сауне глядят лучистые звезды...
      Звёзды! Их не пересчитать . И за каждой может быть своя солнечная система. Далёкие миры, о которых мы можем только предполагать... И наша мать Земля с чудом жизни на ней. Но до чего же бывает убогим человек, который из-за  ненасытного живота не поднимает вообще, или редко поднимает голову свою, к звёздам.

     В училище мне пришлось встретиться уже не со своими братьями-одногодками, подобно Вершинину, а уже с детьми своих одногодок. Это уже было и росло новое поколение. Дети детей войны, рождённых 40 лет назад. Моё поколение — дети войны, пережившие лихолетья войны, в меньше мере были пропитаны духом иждивенчества, чем наши дети, которым стало более комфортно  в жизни.

     С улучшением жизни  людей в мирное время произошла акселерация подростков, как физическая, так и умственная.Но наряду с этим был отмечен противоположный процесс-поздняя социальная зрелость личности  и инфантильность в поведении и жизненных установок молодых людей.

     Я отметил, что такой же иждивенческий дух пронизывает всё училище. И это касалось не только ребят, но и всех воспитателей. Вместо того, чтобы искать пути и средства воздействия на учащихся с целью побуждения их к самовоспитанию, твёрдая убеждённость , что всё бесполезно, потому, что их заставить нельзя, потому, что они(ученики) знают, что им ни чего нельзя сделать.

      Передо мной стояла задача побудить учителей и мастеров к творчеству, к поиску путей и средств преодолевания этого глубокомысленного сетования: «А что им сделаешь?» Чтобы греть надо гореть. Чтобы увлечь за собой воспитанников, надо самим быть увлечённым, честным и добросовестным.

     И ещё! Я осознавал, что в смысле нравственного воспитания, задача нашего училища промежуточная, не столько просто дать конкретную специальность, а подготовить к будущей трудовой жизни, чтобы жить за свой счёт, а не быть иждивенцем и тунеядцем.Но как это сделать, когда в реальной жизни нашим воспитанникам приходится вращаться в среде себе подобных, где исповедуется принцип: через труд-в семью горбатых, не спешите на работу-торопитесь на обед.

     Ведь это классика: «...людей творят обстоятельства в такой же мере, в какой люди творят обстоятельства». Жизнь переделывают люди...А как переделать людей?..

  Вопрос вопросов: как улучшить работу мастеров, учителей, воспитателей? Для этого тоже должны быть найдены свои стимулы... Не просто слова одобрения или хулы, но и материальная заинтересованность.

     5 февраля я провел расширенное заседание Совета училища с приглашением и всех технических работников, а не только преподавателей и воспитателей. Мне было важно довести до сознания всех работников, которых было если и не больше, то и не меньше, чем  учащихся, единые педагогические требования к личному поведению и отношению к учащимся. Осознавая, что от слов до дела дистанция огромного размера, мне было важно довести до сведения всех общее направление и перспективу преобразования учебно-воспитательного процесса.

      Мои планы на оживления деятельности училища стали облекаться плотью. 13 февраля впервые учебная группа в 20 человек вышла на производственную практику на строительство нового корпуса училища. Мальчишки работали на реальном объекте. Вечером на торжественной линейке,проведение которых вошло в ежедневную практику моего общения со всеми учащимися, я отметил это как знаменательное событие, расширяющее горизонты нашего общения с жизнью.Сообщение было встречено аплодисментами.

     На 21 февраля был намечен поход в горы в честь Защитника Отечества.Это тоже было переходом от слов к делу.

      Важным было добиться единства действий руководства училища.Настроение моих замов началось нормализоваться. Пробудилось желание сделать лучше. Понять мои требования и поддержать.Свою же научную работу мне пришлось отложить на потом.

     Но не всё так однозначна, как мыслится и хочется. Каждая инициатива имеет свои издржки, не только плюсы ,но и минусы. На третий день благо производственной практики было омрачено тем, что свинья всегда грязь найдёт.

     Так в этот день 16 февраля я ездил во Фрунзе и в Госкомитете добился Приказа определения профиля нашего училища как строительного и закрепления за нашим училищем базового предприятия «Чуйпромстрой», ведущего строительство сахарного и крахмала- паточного заводов на территории нашего Московского района, жилья и в частности строительство нового комплекса спец училища.

      За три дня производственной практики вскрылись и новые неприятности. После возвращения учащихся со стройки нового корпуса училища воспитанник Васейкин оказался пьяным и стал дебоширить. Его изолировали в штрафную комнату. А все остальные сорвали занятия в школе.

      Когда я вернулся из Фрунзе снова общая линейка . Снова разбор факта. Снова всё поставлено на своё место. Слово хозяина -закон для всех.

       Всё  дело в том, что в коллективе педагогов нет единства мнений и действий. А в коллективе учащихся нет здорового ядра, способного удерживать друг друга от дурных поступков.

       В отношении Васейкина я заявил,что он будет привлекаться за хулиганство к уголовной ответственности. Но его напоил кто-то из рабочих стройки, которого мне установить не удалось. Детей портят взрослые и за это не всегда несут ответственность. В этом -то и главная беда.

      При обсуждении этого факта в коллективе работников я услышал заявление, что «за последнее время стало не выносимо, дисциплина пала» На мой вопрос: «Когда за последнее время?» Ах, говорят, «с лета». Однако, я понимал, что это связывают с моими действиями, хотя сегодня исполнился только месяц, как я стал руководить училищем.

      Трудность по созданию здорового коллектива учащихся заключалась прежде всего в мобилизации самих педагогов, которые привыкли больше говорить, чем делать.

      Ночь прошла благополучно. На второй день обошёл все группы в мастерских. Все заняты делом. У всех всё благополучно, как будто вчера никаких происшествий и не было. Но всё так эфемерно, что нельзя предусмотреть , что может произойти через час. Волка бояться-в лес не ходить.Только вперёд! Только на линию огня!

       Я радовался каждому благополучно прожитому дню. 18 февраля выдался по весеннему прекрасный солнечный день. На стройке главного корпуса училища начали настилать полы. В работе было занято три группы мастеров Шабанова, которого все воспитанники называли «дядя Миша», Дубовикова Владимира Трофимыча и Мариненко. Мальчишки работали дружно. Весело заколачивали гвозди в доски пола. Успевали заигрывать с девчатами, штукатурившими стены в соседних комнатах. Нет большего праздника, чем праздник дружной работы.

      На работе отсутствовал зам по производству Абдыкадыров. Всю ночь где-то пьянствовал. Сделал ему «детское» внушение. Что брать с Васейкина, если у него такие наставники. И ему не скажешь: «Пошёл вон!» С ним надо считаться. Не я его ставил, не мне его убирать.

       Но от прошедшего дня в душе осталось ощущение полноты сознание того , что дело не стоит на месте, что есть движение вперёд. За истекший месяц удалось придать училищу движение в новом направлении. Главным итогом его явилось перестройка учебного расписания. Чёткое разграничение теории и практических занятий с развитием творчества мастеров. С добавлением к предмету обществоведения курса правоведения. Знание законов может уберечь подростков от многих бед.

    Общим праздником для училища сделал вывод из училища по решению Наблюдательной комиссии райисполкома и передачи родителям учащихся Яблонского и Жигулёнка. Важно было показать всем, что путь на свободу лежит через успешную учёбу и добросовестный труд и никак иначе.

    21 февраля  мы совершили поход в горы. Покорит намеченную вершину не смогли из за низкой облачности и начавшегося снегопада.Все очень промокли и устали.Но начало было сделано. Поход показал, что все мальчишки эгоистичны и чувство коллективизма весьма относительная вещь. В конце похода 5 ребят ушли вперёд, сбилось с дороги и мне пришлось пережить не мало неприятных минут.

     23 февраля мы торжественно отметили день Советской Армии с приглашением шефов солдат из воинской части, расположенной на улицы Ломоносова.

     Если писать честно и откровенно, то я осознавал, что трудностей было гораздо больше, чем об этом можно рассказать. Хорошо, что плохое забывается быстрее, чем хорошее. Сам пед коллектив был очень и очень инертный, привыкший к пустой болтовне и демагогии.

     На 7 марта наметил провести родительское собрание, посвящённое международному дню 8 марта, для чего всем родителям разослал приглашения, с надеждой на дальнейшее развитие учебно-воспитательного процесса.

      Подводя итоги последнему месяцу зимы-февралю, я сделал вывод, что хорошее начало это уже пол дела. За 46 дней переформировали учебные группы, начали производственную практику.Получения статуса строительного училища положительно сказалось на материальном положении всех работников, которым стали доплачивать к зарплатам 15% районного коэффициента всем строителям.

    Свозили всех учащихся в Палтавку в школьный музей, посвящённый дню Победы.Сходили в горы. Провели 2 встречи с шефами из воинской части. Состоялся первый выпуск из училища. Судя по письмам настроение учащихся стало улучшаться. Они перестали писать, что сидят за четырьмя решётками. Все пишут, что у них «новый директор», это и понятно, но главное отмечают, что становится лучше, а значит улавливают общую перспективу.

    26 февраля в больнице после продолжительной болезни на моих глазах умер отчим Семён Васильевич. Я впервые увидел, как человек делает последний свой вздох...28 февраля мы его похоронили. 40 лет труда, 4 года войны-вот вся его биография. До пенсии он не дожил меньше года. Мама осталась одна. Благо я был у неё .

    Март месяц ознаменовался проверкой республиканской прокуратуры режима содержания воспитанников и были сделаны серьёзные замечания.Особо был поставлен вопрос о недопущении побегов.

     Мне стало известно, что на «тайном» собрании учащихся «авторитетный бугор» Вакуленко сказал: « Надо слушаться воспитателей, не откарячиваться». Вот где порок и сила-один пацан сказал и все будут делать так, как он сказал, потому что за неповиновение каждому будет оказана кара. Воспитатели не имеют такой реальной силы возмездия за непослушание,как Вакуленко.

    Директор вместе с партийной организацией и профкомом не имеют такой власти даже над пед коллективом, чтобы работники слушали директора, как пацаны пацана Вакуленко.

     Парадокс. Но вывод один: хватить убеждать, пора требовать со всех, не взирая на должности и фамилии.

     7 марта после родительского собрания, которое я постарался провести как семейный разговор о воспитании детей, и концерта художественной самодеятельности , впервые были розданы, как солдатам срочной службы, УВОЛЬНИТЕЛЬНЫЕ 35 учащимся, до которых приехали в основном матери. Этот не бывалый случай в училище, своего рода «педагогический взрыв»( по Макаренко), должен был сиграть положительную роль в предотвращении самовольных отлучек, которые расценивались ,как побеги.

       Отпущенные в увольнение в сопровождении матерей должны были вернуться на следующий день к ужину. Поэтому праздничный день 8 марта я мало уделил внимание жене Гали, потому что ждал возвращения отпускников. К назначенному времени не вернулось 5 человек. Но в конечном итоге всё обошлось благополучно. И теперь отступлений назад не могло быть. Такая мера способствовала укреплению дисциплины.

     По своей натуре мальчишки ни чего делать за так не расположены. Они прежде чем что -то сделать , начинают торговаться: «А если и я буду вести себя хорошо, меня тоже отпустите в увольнение?» И ему надо это лично подтвердить, чтобы у него были свои основания просить и требовать: « Вы же говорили».

      Специфическая особенность нашего профтехучилища состояло в том, что в него не поступают добровольно, а принудительно направляют, чтобы не наказать, а прервать асоциальную свободную жизнь любителей острых ощущений в основном с учётом малолетнего возраста правонарушителей. И это правильно делали,спасали то, что ещё можно было спасти.

      Не зря в народе говорят, что марток оставляет без парток. Странная эта весна. По ночам стоят морозы, а днём с ясного голубого неба летит пушистый снег.

     Каждый день приносил новые сюрпризы. Хотя наперёд составляешь план действий, но с утра не знаешь, за что хвататься первым. Одни кричат : «Арбуза!»-другие: «Солёных огурцов!»  Республиканский прокурор по надзору за делами несовершеннолетних Светлана Иванова говорит мне, что я слишком увлечён строительством нового корпуса училища, но это жизненно важный вопрос как перспектива улучшения быта учащихся и учебных классов и мастерских, а так же жилья для работников .

     Чем больше я вникал в проблемы строительства, тем меньше было уверенности, что строители сдадут объект в намеченный срок к 1 мая текущего года. Основные строительные работы были выполнены, оставалась сантехника и установка оборудования, которых в наличии ещё не было.Требовалось  бегать по инстанциям и будировать подрядчиков и их субчиков.

     В отношениях с коллективом работников всё чаще стал переходить от разъяснений и наставлений к бескомпромиссным требованием добросовестного исполнения служебного долга. Моим большим недостатком оставался недостаточный личный контакт с самими воспитанниками.Нельзя объять необъятное, но к этому необходимо было стремиться. Однако руки прежде всего доходили до нарушителей и так называемого , актива. В остальном надо было полагаться на мастеров, учителей и воспитателей, от которых я требовал индивидуальной работы с каждым учащимся.

     Все дети рождаются ангелами, а дьяволами их делает окружающая среда взрослой жизни. Бог только до младенческого возраста создал человека по образу и подобию своему, а дальше всё находится в руках родителей и других взрослых дядей и тётей. Вот и снова на рабочем объекте у воспитанников Оленина, Старых и Орлова помощнику по режиму Кандаурову Анатолию Ивановичу удалось обнаружить и изъять бутылку водки и тем самым предотвратить  беду. Можно представить , какие могли быть последствия, если бы они успели её распить.

     А ведь водку  пацанам принёс кто-то взрослый из строителей и не за одно спасибо, а очевидно за какую-то мзду из собственности училища.

      По разбору этого факта в конце рабочего дня я провел педсовет. Обсуждение было горячим. Но главный недостаток прежний: всё слова, слова, слова. И главное, чтобы сделал необходимое кто-то, а не сам говорящий. А преподаватеь Тищенко даже сказал, что меня считают добрым и что я не поддерживаю во время наказания. В то время, когда я требую усилить контрольза поведением воспитанников с цель недопущения ими нарушений и проступков.

      Да и мальчишки говорят между собой: «Это вам не Пархоменко.» Ноэто не значит, что я какя-то бестелесная доброта. Главное для меня требоватеьность и справедливость должны быть рука в руку. Внимательное и чуткое отношение к людям не означают всепрощения. Каждому должно воздаваться по его делам, а не словам. И в этом надо перестраиваться всему коллективу.

      20 марта впервые был проведён Педсовет , на котором открыто был рассотрен вопрос о выпуске воспитанников из училища.До этого  представление в Наблюдательную комисию района делалось просто так от имени педсовета без фактического обсуждения кандидатуры гласно.

       Педсовет наглядно раскололся на два лагеря. Одни, большинство воспитателе и учитель математики Стерехов за то, чтобы вопрос о выпуске воспитаннико рассматривался регулярно с учётом время поступления и получения специальности, и тем самым оздоровить настроение учащихся ясной перспективой. Другая старона-теоретики типа Крупиянского Виктора Михайловича, конкретно ни чего не предлагают, а только возражают, и тем самым вставляют палки в колёса.

    -А я против! - скажит без всякого обоснования и всё. Хочешь,ешь. Не хочешь -смотри.  И с ним приходится счетаться, во избежания кляузных последствий.

    И всё же с этого педсовета было положено начало ежемесячного коллективного обсуждения поведения каждого воспитанника , своего рода аттестация того, как конкретно воспитаник относится ко всем сторонам жизни учиища от внешнего вида и соблюдения личной гигиены до успехов в школе и мастерских. Одновременно с результатами аттестации объявлялись поощренния увольнением к родителям и в конечном счете представления к выпуску из училища с указанием срока- когда, если все замечания будут устранены.

      26 марта были проведены первые квалификационные экзамены для тех, кто планировался к выпуску . Прослушали шестерых учащихся . Все они отвечаи плохо. Без волнений, халтурно, не осознавая всей важности испытания.

       Экзамен вскрыл ещёи одну язву училища. Здесь ни кто ни к чему не приучен. Оказывается, что даже в школе не проводились переводные экзамены. Всё пущено на самотёк, куда шло, туда и ехало.

       Учащиеся не были поставлены хоть в какие рамки , чтобы нести личную ответственность за своё поведение и успехи в учёбе. Лопает, лопает 2 года манную кашу и ни кому ни чего не должен, ни то кого и не в чём не зависим.

       Чтобы поправить дело в училище необходимо было поставить каждого не только учащегося, но и работника в позицию ответственности за результаты своей деятельности. Пока что на педсовете некоторые склонны больше разводить демагогию , чем засучить рукова и от слов перейти к делу.

       Вот и сегодня, взяли и провели экзамен. И это  уже не только сделаное дел, но и нначало перспективы на завтрашний день,на будущее. Злоба дня в том, чтобы от слов переходить к делу. И буквально во всём.

     А пока что, за 5 лет со дня преобразования воспитательной детской колнии в специальное профтех училище достижение одно: теперь они алюминевые миски не гнут, а едят теперь с тарелок, которые бьют.