Еще есть ветер в парусах надежды. ЧСЗ - 1977-1997

Людмила Хасхачих
  КНИГА
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.»

                Глава 1. ТРУДОВЫЕ БУДНИ.


                ЕЩЕ ЕСТЬ ВЕТЕР В ПАРУСАХ НАДЕЖДЫ.

Чтобы сегодня не говорили о новый хозяевах жизни — о хамах и жлобах, любыми путями идущими к наживе и власти, я думаю, что они — это только пена, рожденная бурным кипением общества в период кем-то организованного безвластия. Истинными хозяевами были и остаются люди дела, люди труда — производители материальных ценностей. Пусть в истерике заходятся глашатаи упадка, пусть горлопаны различных мастей предрекают обществу гибель, сеют панику и отчаяние, но рабочие люди каждый день приходят на заводы и фабрики, выводят на поля тракторы и комбайны, включают станки и доильные аппараты, нажимают клавиши компьютеров, скрипят карандашом по ватману и работают над проектами новых невиданных машин, кораблей и самолетов.

Много сегодня говорят о нашем Черноморском судостроительном заводе. Время покажет, сколько правды в этих речах и пессимистических прогнозах. Но сегодня ясно: огульное заявление о том, что цеха простаивают, а рабочие маются от безделья, мягко говоря, не совсем соответствует действительности. Есть цеха, которые за эти годы не сократили производство.

Таким цехом у нас на заводе является сборочно-сварочный цех. Им руководит Александр Анатольевич Печерский.

Этот цех был создан в январе 1951 года. До него корпуса кораблей собирали прямо на стапеле, но в конце сороковых годов все больше и больше в производство внедрялась электросварка. И тогда появилась возможность собирать большие секции вне стапеля, то есть в цехе, под крышей.
       
Вот тогда и был построен сборочно-сварочный цех. В нем делали секции до 60 тонн. Объем производства постоянно увеличивался, и в середине семидесятых возникла необходимость построить новый корпус. Это позволило собирать не только секции, но и огромные блоки, что было особенно важно при строительстве авианесущих кораблей.

В 1983 году в новом корпусе были установлены два 100-тонные краны. С их помощью начали изготавливать блоки массой до 180 тонн. Одновременно для траулеров изготавливались кормовые оконечности.

Переход завода от строительства военных кораблей к гражданскому судостроению для этого цеха наступил так же неожиданно, как и для других цехов. Но руководство цеха не стало «охать» и «ахать», сумело быстро, в течение месяца-двух заключить договора с судостроительными заводами города на изготовление отдельных конструкций корпусов рефрижераторов. Два таких заказа цех получил от завода им. 61 Коммунара и один заказ от завода «Океан». Цех сохранил рабочих, зарплату, а главное — подготовился к работе на танкерах, к строительству которых приступил завод.

Безболезненный переход цеха на новую продукцию стал возможным при активной помощи дирекции завода и непосредственно директора направления верфи Леонида Павловича Трищенко.

При строительстве танкеров значение сборочно-сварочного цеха выросло. Дело в том, что на военных заказах удельный «вес» корпусных работ занимал до 25 процентов, а на строительстве танкеров эта цифра увеличилась почти в два раза. Это естественно заставило цех работать более интенсивно, потребовало более высокой организации труда и увеличения численности рабочих. В то время, как другие цеха сокращали свои кадры, сборочно-сварочный цех начал ощущать нехватку рабочих рук. Конечно, в какой-то мере надеялись на то, что при сокращении объемов работ в других цехах, люди перейдут сюда. Но этого не случилось. Люди предпочли уйти с завода, но не идти в сборочно-сварочный. Почему? Потому, что работа здесь интенсивная, работа тяжелая, требования к дисциплине жесткие. Многие же привыкли к работе с прохладцей, с перекурами. Серьезное дело им не по плечу. Социалистическая безнаказанность воспитала бездельников. Цех постоянно набирает рабочих, но рабочие не идут.

К тому, что потребуется много рабочих рук цех готовился. Заранее обучили две группы рабочих из цехов № 34 и № 44, идущих под сокращение. Около 50 сварщиков и сборщиков должны были таким образом поступить в цех. Но сегодня из них работает только два человека. Остальные, получив специальность, ушли туда, где работать можно меньше, а получать больше. Вообще учебный комбинат завода стал какой-то перевалочной базой: сюда приезжают молодые люди со всех регионов, получают бесплатно профессию, да еще им за это стипендию платят, а затем они спокойно возвращаются на родину.

Раньше надежным поставщиком рабочей силы были ПТУ. Каждый год цех получал две-три группы рабочих, а теперь выпускники ПТУ работают, в крайнем случае, до отпуска, а потом не выходят на работу.

Сегодня перед сборочно-сварочным цехом стоят большие и серьезные задачи. За два года работы на танкерах цех пропустил через себя три корпуса, то есть обеспечил металлоконструкциями три танкера. Но для того, чтобы выполнить договорные обязательства необходимо один корпус обрабатывать за полгода. И это, возможно, производственные мощности позволяют, но не хватает сварщиков и сборщиков.

Цех, работающий так напряженно, вправе рассчитывать на серьезную помощь учебного комбината и двух базовых училищ. Но этого пока нет. Производство перестроилось, встало на новые рельсы, а эти службы не в полной мере учитывают это. Начальник цеха Александр Анатольевич Печерский считает, что на заводе недостаточно отработана система практического обучения сварщиков и сборщиков. Прекрасно отработана система обучения крановщиков — к ним никаких претензий, а сварщики и сборщики выходят из ПТУ не готовыми к работе. Получив в классах теоретические знания, сварщик поступает на практику в цех, но здесь им никто не занимается. Мастер производственного обучения только следит за посещаемостью. А на участке, в бригаде, куда он поступил, настолько плотная занятость, что рабочему-сварщику некогда заниматься с учеником.

Все работы, выполняемые в цехе, требуют уровень высокой квалификации — качество сварки корпусов должно быть очень высоким. Поэтому ставить ученика на сварку судовых конструкций невозможно, а мелких или второстепенных работ в цехе нет. Вот и. сидит парнишка, варит какие-то куски металла, бригаде заниматься им некогда, а зарплату ему начисляют.

Учеба сварщиков должна быть организована так, чтобы в производственный процесс  включались уже готовые сварщики, квалифицированные рабочие. А для этого обучение практическим навыкам должно проходить в мастерских, на специальных полигонах под руководством опытных рабочих.

Сборочно-сварочный цех не только требует, но и предлагает: для учащихся ПТУ-5 в цехе был создан учебный полигон, там оборудовали сварочные кабины, подвели газ, электричество — сделали все необходимое. И что же? За короткое время помещение приобрело неприглядный вид. Эффективность от занятий здесь очень низка.

Мало того, что люди не хотят идти в этот трудоемкий цех, его коллектив еще и теряет своих лучших специалистов. За этот период из цеха ушло около 25 человек — все молодые перспективные ребята, рабочие высокой квалификации. Ушли братья Леонид и Николай Столяры, ушли Валерий Васильевич Блезниченко и его сын, ушли Валентин Павлович Дорош, Михаил Маркович Гайдученко, Николай Семенович Решетняк, Эдуард Волков, Николай Баланда и другие — золотой фонд корпусников!

Люди уходят не потому, что завод в тяжелом положении, а потому, что не ясны перспективы.

Кроме того, многие увольняются из-за квартирного вопроса. Это же не дело, когда такой рабочий как Вадим Астафьев, электросварщик четвертого разряда уже три года с двумя детьми ютится в одной комнате мужского общежития.

Если уж в цехе такая тяжлая работа и если так сильно вырос объем производства, а значит и роль сборочно-сварочного цеха в выполнении договорных обязательств завода, то, видимо, надо и больше внимания уделять его нуждам, помочь ему сформировать полностью штатное расписание.

Я спросила начальника цеха Александра Анатольевича Печерского напрямик:

— Неужели эти трудности не позволят вам выйти из кризиса?

Он посмотрел на меня несколько удивленно, а затем в своей обычной спокойной манере стал объяснять:

— Я рассказывал о трудностях, которые мешают нам работать лучше, чем мы работаем сегодня, но о кризисе я не стал бы говорить. Временная неразбериха «вверху» от¬ разилась, конечно, и на нас, но мы до нее твердо стояли на ногах, и поэтому устояли и при этих «внешних» ударах.

Сегодня мы опять уверенно смотрим в будущее — у нас, как говорится, «полный портфель заказов». Коллектив у нас такой крепкий и дружный, что, несмотря на нехватку рабочих рук, мы полностью выполняем график по¬ставок металлоконструкций на стапель и даже работаем с запасом времени. Уже обрабатываем металл для четвертого танкера. Все, что касается наших рабочих — я в  них уверен: все сделают качественно и в срок.

Беспокоят помехи со стороны. Прежде всего, это низкое качество технической документации. Еще велико количество брака по вине ОАСУП и цеха № 17.

Когда я анализирую два года работы на строительстве танкеров, я вижу, что наш завод своевременно не подготовился к тем высоким требованиям, которые предъявляют к нашей продукции иностранные фирмы-заказчики. Многие вопросы, касающиеся подготовки под окраску, зачистку сварных швов, скругления острых кромок не обеспечены ни соответствующим инструментом, ни оборудованием, не имеется четко выраженных норм времени на выполнение этих работ.

Мы приступили к строительству уже четвертого танкера, но по-прежнему в полной мере ощущаем те недостатки, которые были при строительстве первого. Значит, на ошибках не учатся?

По-прежнему нашему цеху не хватает сварочных материалов, а если они и поступают, то низкого качества. Мы ощущаем острую нехватку сварочного оборудования и запасных частей к нему. Источники питания, которые выпускает наша промышленность, например — ВДУ-506, ненадежны в работе, быстро выходят из строя, сложны в обслуживании и эксплуатации. А источники питания ВДГ-ЗОЗ маломощны и имеют низкую надежность в эксплуатации.

У нас очень большая просьба к цеху № 17: обратите внимание на качество вашей продукции. Необходимо, в конце концов, добиться того, чтобы деталь, полученная нами из цеха 17, не требовала дополнительной обработки.

— Александр   Анатольевич, а в вашем цехе что-то делается для повышения качества?

— За два года, приступив к строительству танкеров для Греции, мы в цехе  сделали немало. Положение дел заметно улучшилось.

Установлены и работают печи для прокалки флюса и сушки электродов — это дает хорошее качество сварки. Впервые на заводе смонтирована и введена в действие линия электро¬механической очистки сварочной проволоки. Это тоже повышает качество сварки.

В настоящее время мы устанавливаем станок по скруглению кромок. Хоть и медленно, но, тем не менее, цех переходит на сварку в среде смешанных газов. Это не только улучшит качество сварки, но и увеличит скорость сварки, уменьшит объем работ на зачистке швов.

За эти два года мы внедрили систему автоматизированного нормирования труда (САНТ), что позволило освободить около 20 инженерно-технических работников и около 25 вспомогательных рабочих.

Те задачи, которые стоят перед цехом по увеличению объема производства, даже в условиях медленного притока кадров, выполнимы, если удастся устранить все перечисленные мною недостатки.

У нас есть перспективы. Мы хотим выйти на строительство двух корпусов в год. Эта задача цеху по плечу. Остается надеяться, что смежные цеха и службы не подведут.

— Значит надежда, все-таки, жива?
— Надежда, говорят, умирает последней!

Я поблагодарила Александра Анатольевича за беседу и по дороге в редакцию прошла по огромному зданию сборочно-сварочного цеха. Здесь, как и в прежние годы, царила напряженная трудовая атмосфера. Никто не слонялся без дела, не заметила я и «перекурщиков». Людей мало, но каждый занят своим делом. Да, трудовая дисциплина здесь налажена. Дисциплина без надсмотрщиков, а по чести и по совести: раз уж пришел работать — так работай! Конечно, не каждый способен на такое, потому и нехватка кадров. Но зато остаются в этом коллективе достойные. А действительно, может быть, лучше меньше — да лучше? Вот бы только платить им — по их труду! Тогда бы пришлось проводить конкурс на право работать в этом коллективе.

Мечта? Или надежда?

17.3.94г.

                Л. ХАСХАЧИХ