Реформа среднего образования Продолжение

Захар Гинзбург
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
Практические навыки.


Одна из главных задач, стоящих перед школой - дать ученику полезные знания и навыки: полезные не для получения аттестата, а для практической жизни.

Какие же полезные практические знания даёт современная школа?

Кроме умения читать, писать и считать – почти никаких.


Возьмём самые практичные школьные предметы – уроки физкультуры и труда.

Уроки физкультуры, безусловно, должны вестись по индивидуальной программе – организмы у детей разные; каждому нужна собственная система упражнений, собственная шкала нагрузок, собственная программа постепенного физического совершенствования.

Например, массовый (стадный) забег на три километра – это явно неудачная идея.
Кто-то из учеников вместо трёх километров легко мог бы пробежать пять или шесть; а кому-то после километрового забега лучше остановиться и перейти к другим упражнениям.

Для занятий физкультурой существует естественный стимул – радость, которую даёт движение.
То есть, выполняемые физические упражнения обязательно должны приносить ученику радость, удовольствие, давать новые силы.
Если упражнение не приносит удовольствия – возникает естественное сомнение: полезно ли это упражнение для здоровья ученика.
А если оно не полезно для здоровья, то требовать от ученика высоких результатов – значит, в сущности, вредить его здоровью.

Одинаковые для всех «усреднённые» нормативы – это скорее вредительство, чем физкультура.


Если учитель физкультуры не может составить для каждого ученика индивидуальную программу – нужно записать ученика в секцию, где для него составит индивидуальную программу тренер.
Если и это невозможно – нужно предоставить ученику самому выбирать упражнения и нагрузку (под контролем учителя).


Не следует путать школьную физкультуру с профессиональным спортом: на школьных уроках физкультуры ученик должен заниматься без натуги, с удовольствием; наращивать нагрузку плавно, почти незаметно.
Как только упражнение перестаёт приносить удовольствие – нужно переходить к следующему упражнению.


Весь урок физкультуры ученик должен непрерывно двигаться: закончив одно упражнение, он должен немедленно приступать к следующему.
На нынешних уроках физкультуры этого нет: ученик может большую часть урока ждать своей очереди на выполнение упражнения.

Каждый урок физкультуры должен давать полноценную нагрузку на весь организм (упражнения для разных видов мышц).
Нынешний урок физкультуры может целиком состоять из одного упражнения.


Необходимо выполнять простые правила: занятия физкультурой должны вестись на свежем воздухе или в помещении с хорошей вентиляцией (без сквозняков и с равномерным распределением температуры); нельзя заниматься физкультурой ни натощак, ни сразу после еды; после занятия необходимо переодеться во всё сухое; и так далее.


Болезненного ученика нужно побуждать записаться в секцию оздоровительной физкультуры или заниматься самостоятельно.
Спортивного ученика нужно побуждать записаться в спортивную секцию или самостоятельно посещать спортивный центр.

Ученика можно освободить от школьных уроков физкультуры, если он достаточно интенсивно занимается физкультурой вне школы.

Если он не занимается физкультурой вне школы – нельзя освобождать его от уроков физкультуры по состоянию здоровья: болезненные люди больше других нуждаются в движении.
Полностью освободить болезненного ученика от всякой физической нагрузки – значит окончательно загнать его в болезнь.


Болезненный ученик должен заниматься по самочувствию: начинать с малых нагрузок; наращивать нагрузки постепенно; прекращать упражнение как только почувствует дискомфорт (и переходить к следующему упражнению).
В какой-то степени эти правила справедливы и для здорового ученика.


Самые вдохновляющие виды физкультуры – это подвижные игры на свежем воздухе и свободные танцы (современные танцы признаны одним из самых полезных видов физкультуры).
Они должны составлять значительную часть уроков физкультуры.
(Когда подростки гоняют в футбол на улице – они получают больше пользы для здоровья, чем от нынешних уроков физкультуры.)
Ученик должен иметь возможность выбрать, в какой именно игре участвовать (футбол, волейбол, баскетбол и так далее) или выбрать вместо игр свободные танцы.


Говоря о здоровье учеников, необходимо упомянуть о вентиляции в школьных кабинетах.
Вентиляция там очень плохая – даже если перед уроком проветрить кабинет, через полчаса становится очень душно.
Естественно, это очень вредно как для здоровья учеников, так и для самой учебы.
Если плохая вентиляция в кабинетах сделана сознательно (например, для сбережения тепла), то это явно неудачная идея.
Духота гораздо вреднее, чем небольшой холодок; от холода можно теплее одеться, а от духоты средства не существует.
Необходимо сделать в кабинетах хорошую вентиляцию без сквозняка и с равномерным распределением температуры (вряд ли это будет очень дорого стоить).


Ещё одна тема, напрямую связанная со здоровьем – это питание учеников.
Питание в школьной столовой явно не способствует оздоровлению.
Если ученик никак не может уходить на обед домой, нужно предоставить ему возможность приносить еду из дома (например, брать в школьной столовой суп и гарнир, а второе блюдо приносить из дома).


На уроках труда ученики должны получать навыки, которые наверняка пригодятся им в жизни: парни – навыки домашнего мастера (домашняя сантехника, домашняя электрика, ремонт в квартире); девочки – навыки домашней хозяйки (готовка, стирка, уборка).

Нынешние уроки труда – это какая-то пародия на ПТУ; даже те ученики, которые будут поступать в ПТУ, не получают существенной пользы от этой игрушечной деятельности.
(Для выбора профессии навыки сантехника, электрика и строителя-ремонтника могут оказаться даже полезнее, чем работа в игрушечных школьных мастерских.)


Если ученик любит что-то мастерить, его нужно записать в соответствующий кружок – в школе или вне школы. Возможно, это станет основой его будущей профессии.

Обязательно должно быть учреждение вроде «Дома детского творчества», где школьнику предложили бы на выбор множество кружков: кружки научных знаний; кружки прикладных знаний (включая программирование, работу со специальными программами, основы бизнеса); кружки разных видов искусства, техники, ремёсел, фольклора, этнографии, моделирования и так далее.



ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
Выбор профессии



Главный результат школьного обучения – это выбор профессии.
Удивительно, как необдуманно и сумбурно этот выбор делается в настоящее время.

Психологические тесты на выбор профессии – это, конечно, неплохо.
Но прежде, чем сделать окончательный выбор, ученик должен на собственном опыте познакомиться с выбранной им профессией (или с несколькими профессиями, между которыми он выбирает).

Он должен правильно представлять себе свою будущую работу.

В советское время пытались создать при школах филиалы различных профессий (УПК, школьные мастерские и т. д.).
Это не слишком удачная идея: создать при школах полноценные филиалы всех существующих профессий невозможно в принципе.

Необходимо направить старшеклассника на практику по выбранной им специальности – направить на настоящее «взрослое» предприятие.
Поработать «подмастерьем» у специалиста выбранной им специальности – лучший способ узнать эту специальность, сделать окончательный выбор.
Проходя практику на предприятии, старшеклассник должен выполнять подсобную черновую работу для специалиста выбранной специальности, попутно изучая специальность на опыте.

Думаю, что предприятия не откажутся принимать старшеклассников на практику – нет смысла отказываться от бесплатных помощников.

Продолжительность практики должна составлять несколько месяцев – за меньшее время невозможно сделать серьёзные выводы.

Если ученик сомневается в выборе специальности, колеблется между несколькими вариантами – необходимо предоставить ему практику по всем этим вариантам (последовательно на нескольких предприятиях).

Последние несколько лет пребывания в школе должны быть посвящены главным образом выбору профессии.

И ещё. Выбирая профессию, старшеклассник должен знать ситуацию на рынке труда: насколько эта профессия востребована в последние годы, какова средняя зарплата специалистов этой профессии, каковы прогнозы на будущее.



ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
Практические знания. Новые школьные предметы.



Практическая взрослая жизнь – это работа, здоровье и семья.

Значит, должны быть соответствующие школьные предметы:
«Здоровье», «Работа», «Семья».

Школьный предмет «Здоровье» - это общие знания о здоровье, которые должны быть у каждого:

о движении (физкультуре);
о правильном и регулярном питании;
о личной гигиене и гигиене помещения;
о потребности в свежем воздухе, прогулках, проветривании помещений;
о режиме дня;
о закаливании, обливаниях, бане, массаже;
о регулярных медицинских обследованиях;
о профилактике и самостоятельном лечении без таблеток простуды, ангины, гриппа и т. д.;
о симптомах, при которых нужно срочно обследоваться (первых признаках таких болезней, как рак, гепатит, диабет, кожно-венерологические заболевания);
о том, как избежать алкогольной, наркотической, никотиновой, пищевой и игровой  зависимостей;
о психологии и физиологии полового созревания подростков;
о том, как избежать стресса;
как сохранить здоровье, работая за компьютером;
о первой медицинской помощи при несчастных случаях и тому подобное.


Естественно, курс "Здоровье" должен быть ориентирован в первую очередь на здоровье подростка - на растущий организм, вопросы взросления.

Учитель может привести учеников в медицинскую и спортивную библиотеки, чтобы каждый мог выбрать индивидуальную оздоровительную или спортивную литературу в дополнение к общему учебнику;
регулярно приводить на уроки здоровья спортивных тренеров и тренеров по оздоровительной физкультуре, чтобы каждый мог записаться в соответствующую секцию.

Практические занятия по предмету «Здоровье» - это уроки физкультуры.


Школьный предмет «Работа» - это общие знания:

об оптимальном  планировании выполнения работы;
оптимальном режиме труда;
о ситуации на рынке труда (востребованности различных специальностей и средней зарплате для различных специальностей);
о поиске работы, составлении резюме и собеседованиях;
о трудовом договоре и трудовом законодательстве;
о психологии трудовых отношений;
об успешной карьере;
о курсах повышения квалификации и переквалификации.

Также был бы полезен начальный курс ведения бизнеса, разумных инвестиций.

Психологические тесты для выбора профессии также относятся к предмету «Работа».

Практические занятия к предмету «Работа» - подготовка к выбору профессии; об этом было сказано в предыдущем разделе.


Школьный предмет «Семья» - это общие сведения:

о психологии отношений между парнем и девушкой;
о психологии семейных отношений;
о том, как растить и воспитывать детей;
о методах планирования рождения детей: допустимых (естественные способы предупреждения беременности) и недопустимых (прерывание беременности, искусственное предупреждение беременности медикаментами или механическими приспособлениями);
о планировании семейного бюджета;
о правовых вопросах брака;
о выборе, съёме и покупке жилья;
о банковских кредитах и так далее.

Практические занятия к предмету «Семья» - это уроки труда.



Психологию подростка можно выделить в самостоятельный учебный предмет, а не распределять между другими предметами.

На уроках психологии должны обсуждаться все человеческие отношения, важные для подростка:
отношения с родителями; отношения между парнем и девушкой; отношения с братьями и сёстрами; отношения с ровесниками; отношения с учителями и так далее.

Должно обсуждаться отношение подростка к жизни, к окружающим, к себе:
к своему душевному и физическому здоровью; к алкоголю, наркотикам и так далее; к учёбе и выбору профессии; к своему взрослению и физическому созреванию.

Естественно, обсуждение должно быть свободным, без оценок.

Курс должен быть составлен живо, сильно, искренне - так, чтобы побудить подростка задуматься.
Авторами учебника могли бы стать подростковые психологи с практическим опытом работы (например, из службы «Телефон доверия»), писатели. 
Было бы полезно обсуждать содержание будущего учебника с самими подростками.



Школьные уроки информатики нужно преобразовать в обширный курс «Компьютер», включающий:

навыки пользования компьютером и интернетом;
навыки пользования наиболее распространёнными программами, ресурсами интернета, поисковыми системами;
навыки пользования специальными программами (по желанию ученика);
навыки работы с компьютерным «железом»;
начальные навыки программирования и веб-дизайна (создания сайтов);
рекомендации по выбору персонального компьютера, периферийных устройств.

Естественно, предмет «Компьютер» должен состоять главным образом из практических занятий на компьютере в школе или дома.


Кто-то из великих педагогов (кажется, Ян Амос Коменский) недоумевал, почему школа учит всему, но не учит, как нужно учиться.
Действительно, многие люди, окончив школу и ВУЗ, так и не научились учиться, то есть правильно организовывать свой личный учебный процесс; хотя для этого существуют хорошо разработанные методики.


Было бы полезно ввести школьный предмет «Учебный процесс», включающий в себя:

методы оптимального планирования учебного процесса и подготовки к экзаменам;
самостоятельный поиск учебной литературы или видеоматериалов (например, в интернете) и правильная работа с учебной литературой (способность с минимальными затратами времени и сил достичь понимания материала при чтении учебника);
методы развития долговременной и кратковременной памяти;
самостоятельное ведение конспекта при самостоятельном изучении предмета по учебнику (или по видеоматериалам).


В курсе «Учебный процесс» должен также изучаться индивидуальный учебный подход:

одному ученику полезно вести конспект, для другого это бесполезно;
одному достаточно законспектировать основные данные (тезисы, формулы, графики), другому нужно конспектировать изучаемую тему целиком;
одному нужен учебник, другому - видеозапись урока;

при изучении языка одному ученику полезно заучивать грамматические правила и выполнять упражнения по грамматике;
другому это бесполезно (всё равно он не сможет вспомнить нужное правило в нужный момент) – ему нужно читать как можно больше литературы на изучаемом языке или слушать как можно больше аудио (или смотреть видео), чтобы грамматические конструкции автоматически отложились в его сознании.

В этом же курсе должны содержаться тесты на индивидуальные особенности обучения.


Естественно, все учителя должны считаться с этими индивидуальными особенностями учеников.


Учебники по перечисленным практическим предметам должны иметь списки литературы по каждому разделу; указания, к какому именно специалисту (врачу, тренеру, психологу, юристу) следует обращаться в том или ином конкретном случае.

Авторами учебников по практическим предметам (точнее, авторами каждого из разделов учебников) должны быть специалисты с достаточным современным практическим опытом.



ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ
Преподавание остальных школьных предметов



Что касается преподавания всех остальных предметов, то в качестве основы для школьных учебников нужно взять лучшие учебники для ВУЗов (те из них, в которых изложение ведётся "с нуля").
Учебник для ВУЗа необходимо переработать для школы – упростить, не нарушая логической последовательности изложения – то есть отбросить лишние для школьников подробности и частные случаи, сохранив логическую основу.


Например, за основу преподавания истории России можно взять «Историю» Ключевского.

Ученика нужно знакомить с разными подходами к изучению истории (не только с марксистским), чтобы он мог самостоятельно сравнивать и критически анализировать эти подходы.


За основу преподавания биологии можно взять учебник биологии Ленинджера.
И так далее.


Преподавание наук о природе (природоведения, географии, биологии, зоологии) должно быть ближе к самой природе; значительная часть уроков должна проводиться вне школы (в лесу, на реке, в поле, на ферме, в зоопарке).

Часть уроков истории также должна проводиться вне школы (в исторических местах, в местах сражений, возле древних зданий и сооружений, на археологических раскопках).

В курс астрономии должно входить наблюдение звёздного неба с помощью телескопа.


Ученик должен иметь возможность изучать музыку, живопись, скульптуру, пение; различные ремёсла; программирование; навыки ведения бизнеса.
Следовательно, должны быть соответствующие кружки - в школе или вне школы.


ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА


Преподавание иностранного языка – это отдельная тема.
(Поскольку английский язык  -  это язык мирового общения, знание английского необходимо всем. Поэтому я буду говорить об изучении именно английского языка.
Естественно, можно знать несколько иностранных языков, но среди них обязательно должен быть английский.)


Изучение английского – это рутина ради нескольких интересных целей:
слушания англоязычных песен, чтения англоязычных книг, просмотра англоязычного видео и общения с англоязычной молодёжью.

Легче всего преодолеть эту рутину, двигаясь к этим целям:
слушая англоязычные песни, читая англоязычные книги, смотря англоязычное видео и общаясь с англоязычной молодёжью при помощи Скайпа или лично.

Естественно, каждый ученик сам должен решать, какие книги ему читать, какие песни слушать, какое видео смотреть, с кем из носителей языка общаться по Скайпу.


Слушая англоязычную песню, нужно одновременно читать текст песни в оригинале, чтобы отложилось в сознании произношение слов.
С этой же целью нужно смотреть видео с субтитрами (англоязычными).


Существует мнение, что для изучения произношения слов особенно полезен просмотр англоязычных фильмов с англоязычными субтитрами  - 
поскольку учащийся видит движения губ актёра при произнесении слов и эти движения откладываются в памяти, обеспечивая правильное произношение.

С другой стороны, довольно сложно следить и за субтитрами и за лицом актёра (даже если субтитры появляются после произнесения фразы и в той же части экрана, где и лицо актёра).

Кроме того, если учащийся плохо понимает англоязычный текст фильма, интерес к фильму сразу исчезает – поскольку исчезает смысл.


Мне кажется, что прослушивание англоязычной песни с одновременным чтением текста песни в оригинале – более простой, удобный  и естественный метод:
слух занят прослушиванием песни, зрение занято только чтением текста;
написание слов и их произношение откладываются в памяти вместе - как единое целое.

Даже если учащийся плохо понимает текст песни, интерес к песне остаётся, поскольку остаётся музыка и эмоциональное исполнение.
(Перед прослушиванием песни можно прочесть буквальный перевод её текста - он усваивается лучше, чем перевод сценария фильма.)


Рифма, ритм и повторение припева способствуют лучшему усвоению произношения слов.


Видео лучше смотреть на завершающей стадии обучения, чтобы окончательно отточить произношение - причём без субтитров, поскольку написание слов уже усвоено (кстати, усвоен и словарный запас, необходимый для понимания фильма).


Лучше вместо фильмов смотреть видеозаписи исполнения песен (концертов) - по указанной выше причине.



Что касается чтения книг, то на начальном этапе следует читать параллельный текст: чередование англоязычных отрывков с их русским переводом (метод Ильи Франка).

Для пополнения словарного запаса полезно чтение стихов (текстов песен) с подстрочным (буквальным) переводом.

На следующих этапах следует читать чисто англоязычную литературу – всё более и более сложную.

Если читать книги с компьютера (лучше с ридера), то можно установить программу-переводчик, которая автоматически переведёт выбранное вами слово или фразу.


Скайп даёт отличную возможность обмениваться не только звуковыми, но и текстовыми сообщениями онлайн (в режиме реального времени).

Программы-редакторы автоматически выделяют неправильно написанное слово или неправильно составленную фразу, подсказывая правильный вариант.


Что касается изучения грамматики, нужно понимать, что заучивание грамматических правил и выполнение упражнений по грамматике – это не самоцель, а средство достижения грамотности.

Если ученик грамотно пишет, не зная грамматических правил – значит, правила ему не нужны.
Если ученик хорошо знает грамматические правила и выполнил все упражнения по грамматике, но всё равно пишет безграмотно – значит, правила не приносят ему пользы (он не в состоянии вспомнить нужное правило в нужный момент).

Для многих учеников заучивание грамматических правил и выполнение упражнений по грамматике – тяжёлый, скучный, рутинный и совершенно бесполезный труд;
вместо этого им нужно читать больше книг, слушать больше аудио, смотреть больше видео на изучаемом языке.
Это само по себе полезно и интересно, причем грамматические конструкции при этом автоматически откладываются в сознании.


Это относится к изучению как иностранного, так и родного языка.


Важно понимать логику грамматики - понимать логический смысл грамматических правил.

Для этого полезен буквальный (лобовой) перевод английских фраз и оборотов.
Например, фразы "Я есть решающий эту задачу" или "Эта задача имеет быть (должна быть) решена" по-русски звучат дико; но они раскрывают логику построения английской фразы.


Было бы полезно дать ученикам таблицы основных грамматических форм с конкретными примерами, их буквальным (лобовым) переводом и правильным русским переводом.

Для некоторых учеников изучение грамматики должно исчерпываться изучением этих таблиц и пояснений к таблицам.


То же относится к изучению грамматики русского языка (то есть нужно искать логический смысл в грамматических правилах русского языка).


В частности, это относится к образованию глаголов.

Например, глагол с окончанием ("ся") образуется так же, как и глагол без окончания:
если глагол без окончания "ся" заканчивается мягким знаком - мягкий знак также будет стоять в глаголе перед окончанием "ся".

Что делатЬ? КоробитЬ(ся).
Что делает? Коробит(ся).
Что сделатЬ? ПокоробитЬ(ся).
Что сделает? Покоробит(ся).

Что делатЬ? СтаратЬ(ся).
Что делает? Старает(ся).
Что сделатЬ? ПостаратЬ(ся).
Что сделает? Постарает(ся).



Глагола «старать» в современном русском языке не существует; но, если бы он существовал, то, несомненно, употреблялся бы именно так.

Можно дать более универсальную формулировку этому правилу:
если в конце вопроса стоит мягкий знак: «Что делатЬ?», то в глаголе также стоит мягкий знак - «КоробитЬ», «КоробитЬся»; «СтаратЬ», «СтаратЬся».
Если в конце вопроса нет мягкого знака, то его нет и в глаголе.


Что касается глаголов в повелительном наклонении, их образование достаточно очевидно: например, "познакомЬ(ся)".


И так далее.


Логичное, понятное правило усваивается гораздо легче, чем нелогичное, непонятное.



ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ
Защита прав детей


Нынешняя школа – это царство учителей.
Учитель всегда прав, ученик всегда виноват; за вину учителя наказывают ученика; за профессиональную непригодность учителя ученикам снижают оценки.

Вы скажете: «Ученики – не подарок; они хулиганят и отлынивают».

Проблема в том, что учителя хулиганят не меньше; и сами же наказывают учеников за собственное хулиганство.

Вот типичная школьная ситуация.
 Ученик не выучил урок.
Учительница при всём классе орёт на него: «Ты придурок!! Когда ты будешь что-нибудь знать?!»

То есть учительница срывает нервы на ребёнке, унижая его перед одноклассниками.
Разве это не хулиганство?
Учительница в данном случае виновата гораздо больше ученика (который всего лишь не выучил урок).

Чтобы работать в школе, нужно любить детей и иметь достаточно крепкие нервы.

Вот другой пример.
Ученики постоянно конфликтуют с учительницей математики; она жалуется на них и снижает им оценки.
Выясняется, что учительница просто не умеет объяснять; самые способные ученики, которые внимательно слушали урок, не могут ничего понять из её объяснений.
За собственную профессиональную непригодность учительница снижала оценки ученикам, из-за чего и начался конфликт.

В нынешней школе невозможно надеяться на объективное разрешение подобных конфликтов.

Существует замечательная идея – в каждой школе иметь постоянного представителя по правам ребёнка, который будет защищать интересы учеников.

Вопрос в том, кто будет назначать этого представителя.
Если назначать его будет министерство образования, то это замечательное начинание превратится в очередную формальность.

Мне кажется, что назначать школьного представителя по правам ребёнка должны родители учеников – они больше всех заинтересованы в защите интересов собственных детей.
Родители могли бы выбрать на эту должность какого-нибудь принципиального пенсионера, любящего детей.

Школьный представитель по правам ребёнка должен иметь возможность присутствовать на любых уроках, опрашивать учеников.
Он должен регулярно питаться в школьной столовой, может контролировать процесс приготовления пищи.
Он должен составлять регулярные отчёты в министерство образования, где обязан фиксировать случаи унижения и оскорбления учеников, случаи профессиональной непригодности учителей; оценивать условия проведения занятий; в случае необходимости разбирать конфликты между учениками; оценивать качество, питательность и ассортимент блюд школьной столовой, соблюдение правил гигиены в ходе приготовления пищи.



ДОПОЛНЕНИЕ
О методе преподавания


ЭПИГРАФ

Эдисон однажды пожаловался Эйнштейну, что никак не может найти себе помощника. Эйнштейн поинтересовался, как он определяет их пригодность.
В ответ Эдисон показал ему несколько листов с вопросами. Эйнштейн стал их читать:
— Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго? — и ответил — Надо заглянуть в железнодорожный справочник.
Он прочёл следующий вопрос:
— Из чего делают нержавеющую сталь? — и ответил — Это можно узнать в справочнике по металловедению.
Быстро просмотрев остальные вопросы, Эйнштейн отложил листки и сказал:
— Не дожидаясь отказа, снимаю свою кандидатуру сам.


Нынешняя школа требует от ученика запоминания большого объема информации (выводы формул, доказательства теорем, исторические даты и т. д.).
Это совершенно неверный подход: от ученика требуется не запоминание, а понимание изучаемого материала и умение работать с учебной литературой.

На уроках, контрольных, экзаменах ученик должен свободно пользоваться всеми учебными материалами: учебниками, конспектами, шпаргалками, портативными компьютерами (ноутбуками, планшетами, ридерами и т. д.) с учебным материалом в электронном виде.

В ходе урока, контрольной или экзамена учитель должен проверять исключительно степень понимания учебного материала, задавая ученику соответствующие вопросы.

Если ученик запомнит весь объем изучаемого материала, он всё равно не сможет долго удерживать его в памяти (тем более, что это и не нужно).

Итак, от ученика требуется только понимание материала и умение работать с учебной литературой: умение с минимальными затратами времени и сил достичь понимания материала при чтении учебника; умение быстро найти нужную информацию в учебных материалах.


С появлением компьютера и интернета поиск нужной информации стал намного проще: нужную учебную тему (или нужную формулу) можно найти по ключевым словам в поисковых системах интернета.
Ещё лучше иметь учебник в электронном виде (в редакторе Word) и находить нужную тему по ключевым словам, используя внутренний поиск редактора Word.

Ничто не мешает школе выдавать ученикам все учебники в электронном виде (тем более, что это не требует денежных затрат).

Шпаргалки (то есть тезисные конспекты) полезны для лучшего понимания и усвоения знаний.
Хороший тезисный конспект должен содержать все принципиально важные логические тезисы, формулы, графики, таблицы, диаграммы.
При помощи стрелок должно быть показано, как одни формулы и тезисы логически следуют из других ("умственная карта").

Было бы разумно в конце каждого учебника помещать тезисный конспект (то есть шпаргалку) по данному предмету.

Например, для изучения грамматики некоторым ученикам достаточно изучить грамматическую шпаргалку (таблицы основных грамматических форм).



Нужно признать, что большая часть учебного времени расходуется впустую: учитель диктует, а ученик записывает информацию, которая уже записана в готовом и удобном виде в учебнике или на видео.
При этом неизбежно возникает эффект «испорченного телефона»: учитель в чём-то искажает информацию учебника, ученик в чём-то искажает информацию, полученную от учителя.
Конспект во всех отношениях хуже учебника: и по оформлению, и по содержанию – учиться в любом случае нужно не по конспекту, а по учебникам.

Возникает естественный вопрос: нужно ли учителю излагать содержание учебника, а ученику записывать его?
Считается, что сам процесс записывания способствует лучшему усвоению знаний.

Это справедливо, если записывать информацию, уже понятую учеником: сначала понять содержание учебника, а потом для закрепления полученных знаний записать его.
Но невозможно одновременно записывать и обдумывать услышанную информацию. 
То есть ученик записывает излагаемый материал механически, не понимая содержания.

Польза от такого механического записывания очень сомнительна; причём из-за непонимания материала ученик делает массу ошибок в конспекте.

Было бы разумным посвящать уроки не записыванию под диктовку, а обсуждению материала, изученного школьником самостоятельно: ответам учителя на вопросы учеников и ответам учеников на вопросы учителя.

Если ученику полезно вести конспект, он должен делать это самостоятельно: выписывать важную информацию из учебника или из видеозаписи урока.

В принципе, учитель может проверять конспекты учеников. При этом нужно учитывать, что одним ученикам конспект вообще не нужен; другим достаточно записать основные данные (тезисы, формулы, графики); третьим нужно конспектировать изучаемую тему целиком.

То есть ведение конспекта должно быть во многом оставлено на усмотрение ученика; учитель может только предлагать и советовать, как лучше вести конспект.



Излагая ученикам вывод формулы или доказательство теоремы или любой другой логический вывод, нужно заботиться о том, чтобы каждый шаг излагаемого вывода был обоснован – чтобы ученик понимал, для чего (с какой целью) делается этот шаг.
Вывод формулы не должен быть для ученика потоком математических преобразований, цель которых выясняется только в самом конце – ученик должен видеть, как шаг за шагом мы приближаемся к намеченной цели.


Любой курс точных наук обязательно должен содержать все принципиально важные формулы и работу с этими формулами.
Формулы – это язык точных наук; точные науки без необходимых формул – это как рассказ без слов (то есть бессмысленное мычание).


Написав новую формулу, нужно стараться качественно изложить её словами.


Работая с формулой, нужно стремиться к тому, чтобы ученик «почувствовал» эту формулу; чтобы он без всяких вычислений и преобразований мог увидеть качественный результат этой формулы во всех принципиально важных конкретных случаях.


Новый математический аппарат следует вводить в употребление постепенно, начиная с простейших примеров.


Начинать учебный курс следует не просто с изложения основных понятий курса; а с творческого осмысления этих понятий.
Например, начиная преподавание физики, нужно задать ученикам вопросы: «Что такое время? Что такое расстояние? Что такое масса?».

Пытаясь найти ответы, ученик должен самостоятельно прийти к выводу, что он не понимает, что такое время, расстояние и масса; что эти слова казались ему понятными только потому, что они привычны; в действительности они оказываются непонятными и во многом странными.

Понятие «время» появилось благодаря тому, что существуют взаимосвязанные периодические (повторяющиеся) процессы.
Например, процесс смены дня и ночи количественно связан с процессом смены времён года: в каждом году содержится 365 суток (если не считать небольших отклонений).

А что было бы, если бы эти два процесса не были количественно связаны между собой: например, в одном году содержалось бы только десять суток, а в следующем году – тысяча суток?
Как в этом случае мы могли бы определить понятие «время»? Тогда было бы два времени: одно для определения времени суток, другое для определения времён года.

А если бы ни один периодический процесс не был связан ни с каким другим периодическим процессом?

А если бы периодических процессов вообще не существовало – если бы ничто не повторялось?
Что тогда называлось бы временем?
А ведь в какой-то степени это справедливо: ничто не повторяется с абсолютной точностью (один день чем-то отличается от другого, одна весна чем-то отличается от другой).
Что тогда означают сами слова «день» или «весна», если этими словами мы называем каждый раз что-то разное?

А если представить, что время остановилось на тысячу лет, а потом снова пошло – кто-нибудь заметил бы эту остановку? Нет. Тогда почему мы думаем, что время не останавливается, а идёт непрерывно?

Подобные вопросы можно задать и о слове «расстояние».
Откуда мы знаем, что происходит на расстоянии от нас – там, где нас нет?
Например, глядя на звезду, мы не ощущаем саму звезду, а только свет от неё. Тогда откуда мы знаем, что звезда существует? Может быть, существует только тот свет, который мы ощущаем?

Понятие тяжёлой массы появилось благодаря тому, что существует земное притяжение; если бы земного притяжения не было, не было бы понятия тяжёлой массы.

Переходя от качественного определения понятий к их количественному измерению, нужно подчёркивать относительность и сложность самой процедуры измерения.

Следует подчёркивать относительность определения основных понятий механики.

Например, в механических экспериментах мы наблюдаем только движение тел: зависимость пространственных координат тел от времени.
Значение инертной массы тел и сил, действующих на тела, математически выводится нами из анализа закономерностей движения тел; то есть сами «инертная масса» и «сила» не наблюдаются непосредственно: они вторичны по отношению к понятиям координаты, скорости, ускорения.

При непрерывном распределении материи в пространстве значение функции плотности импульса математически выводится нами из анализа закономерностей функции плотности массы (энергии); причём выводится с некоторой неопределённостью.

И так далее.

Ученик должен почувствовать, на какой зыбкой почве стоит здание науки: удивительно не то, что мы чего-то не понимаем; удивительно то, что мы вообще в состоянии что-то понять в этом потоке фактов и рассуждений.


P. S. Многие из рассуждений этой статьи справедливы и для высшего образования.

В высшем образовании существует серьёзная кадровая проблема: преподавателей (профессоров, доцентов) назначают не за преподавательские, а за научные заслуги.

В результате многие профессора и доценты, блестяще знающие свою науку, не в состоянии что-либо внятно объяснить студентам.
Ведь умение объяснять – это особый талант, никак не связанный с научными заслугами.

За научные заслуги нужно назначать на должности, связанные с научной деятельностью: заведующий лабораторией, начальник отдела НИИ и так далее.

На преподавательские должности нужно назначать исключительно за преподавательские заслуги; учитывая опыт преподавания и владение преподавательскими навыками (умением объяснять).

Каждый преподаватель (доцент, профессор) независимо от научных заслуг должен пройти специальный курс преподавания, сдать экзамен по этому курсу и периодически подтверждать квалификацию преподавателя.

Также каждый преподаватель должен периодически подтверждать знание преподаваемого им предмета в объёме, превышающем объём учебного курса.


Начало статьи смотрите здесь:

http://www.proza.ru/2015/10/02/994