Байка о борьбе за урожай

Василий Ярыкин
БАЙКА О "БОРЬБЕ ЗА УРОЖАЙ".


Вчера посмотрел сравнительно новый американский фильм о сумасшедшем доме*, это натолкнуло меня на очередной опус.
В нашем районе, как и по всей стране раньше развёрнутым фронтом шла «битва за урожай», а так как кроме картошки и кузика (кормовая свекла) на наших отнюдь не чернозёмных полях ничего не растёт, то их убирать нас и посылали. После грязных, запылённых цехов работа в поле всем казалась просто раем. Поля наши (закреплённые за нашим предприятием) находились у деревни Карпеево**, про которую в народе говорили, что там «щами голову моют» и «чулки по шесть метров вяжут, через метр пятка». Короче, в этой деревне располагался сумасшедший дом, а точнее психиатрическая лечебница. В основном за высоким деревянным забором лечение проходили больные алкоголизмом, но в менее отдалённом прошлом там находились и душевно больные граждане.
Невозможно отделить уборочную от сумасшедшего дома. Они настолько взаимосвязаны, как две, допустим, однояйцовые сестры. Во -первых, неизлечимые больные, если такие и бывают, наверное, так и умирают в своей обители или отпускаются на «вольные хлеба», а точнее жить в деревню. Во-вторых, большинство жителей деревни, бывшие воспитанники лечебницы и впитали её дух, который впоследствии передался деревне.
Как-то во время обеденного перерыва мы гурьбой отправились по грибы, а их в близлежащих лесах было видимо-невидимо. Так вот подходя к лесу нам попалось странное существо с косой, которое шло навстречу нам по дороге. Оно громко оповещало окрестности странными словами:
- « Вот их семеро, а я один, за каждого мне по году дадут, итого семь лет».
Загадочная фраза этого далеко не юного «математика» привела нас в состояние грогги. Но всё обошлось. Типчик оказался бывшим пациентом психушки, выпущенным не так давно на волю. Ещё одна любопытная пациентка, любившая разгуливать по дороге облачалась, то в белые одежды, то в чёрные. Предсказывала погоду хлеще Гидрометеоцентра СССР и главное никогда не ошибалась. Когда она в белом-солнечно, в чёрном-пасмурно.
Марфа Ивановна*** закалённый «картофельный» боец, автор этих строк и несколько «необстрелянных» фэзэушек **** отправились в деревенский магазин, кто за чем. Марфиша за вином, поклонницей Бахуса она была очень давно. Выходя из сельской лавки с приобретёнными товарами, а магазин примыкал к забору лечебницы, мы стали свидетелями странной картины. С той стороны через забор лез на волю натуральный, живой псих. Девки бросились в рассыпную.
-« Стёпк, это ты»- узнала в «психе» своего знакомого Марфиша- «А ты что здесь делаешь?»
-«Да вот отправили на принудительное, а так выпить хочется»- пояснил нам Стёпка.
-« Парень, сходи возьми четыре «бомбы» , а то меня знают, не дадут, да и одет я, сам видишь во что».-добавил он, обращаясь ко мне.
Облачен он был в серого цвета «исправительный костюм» и пострижен наголо. Приметная личность. После того, как я выполнил его просьбу, он в мгновенье ока осушил один «огнетушитель», три остальных предварительно подсунув под забор. Мы с Марфишей проявили чудеса силы и ловкости, перекидывая его, уже почти бездыханное тело, через высокий забор. Успели. Хорошо, что мужичок попался, что называется «тщедушный».
Для уборки картофеля тракториста нам дали самого знатного, Николая. Сам он был местный. За баранкой своего «Белоруса» он преображался, его глаза загорались «зловещим» огнём. На груди его телогрейки блестела «Медаль за трудовую доблесть» 1 степени. Он был настоящим солдатом картофельных полей, бойцом в борьбе за урожай. Подцепляя свой трактор к картофелеуборочному комбайну ПОЛЕ, при виде этой картины, начинало волноваться. Обычно Николай не позволял себе «расслабиться», работа для него была превыше всего, но тут выпал особый случай, мы очень давно не виделись, он изменил своим принципам. Так как человек он был «непьющий», его сильно развезло. Трактор с комбайном стал крепко «забирать» влево. Девчонки покидали его, прыгая на пашню, как юные десантницы, я, естественно, как «капитан», покинул терпящий бедствие «корабль» последним. Трактор заехал в канаву и заглох, тракторист заснул сном ангела или младенца, что одно и тоже. Уборочная ушатала даже такого «несгибаемого борца» за урожай, каким был Николай.
Домой мы обычно добирались автобусом, который присылал нам комбинат. В пятницу все ехали весёлые, с песнями. С теплотой вспоминаю Марью Николаевну-карлицу. Женщину прекрасную во всех отношениях. Певунью частушек. Даже в трезвом состоянии она лихо пела свою «коронную» частушку:
Товарищ милиционер
Меня обокрали
К моей маленькой избушке
Ключик подобрали.
А когда «выпив рюмашку» она становилась «храбрее», моральные препоны были ею разорваны как цепи, а принципы попраны, и слово ИЗБУШКУ, она меняла на ВАГИНКУ(5).
Унизительная процедура иногда предстояла нам всем по возвращению домой. Милиционеры и с ними какие-то «странные людишки» обыскивали автобус на предмет поиска украденной картошки. Неужели эти, так сказать, блюстители порядка, не ведали, что ещё больше картофеля сгниёт от варварского к нему обращения, отсутствия элементарных хранилищ и неправильного складирования. А ведь некоторые люди в ту пору жили очень бедно. Получали мизерную зарплату. Ютились в коммуналках.
В последний свой приезд на картошку, однажды, уже будучи руководителем «уборочной», мне, как и всем моим подчинённым пришлось долго ждать автобус по окончании рабочего дня. До дома путь не близкий. Рейсовый автобус ходил 2-3 раза в день. По настоятельным требованиям мне пришлось идти в лечебницу, чтобы узнать о положении дел в гараже(6). Позвонив в дверь психиатрической лечебницы, я дождался сестру и доходчиво объяснил ей суть моей просьбы. Она вежливо предложила мне пройти в самый конец коридора, в кабинет заведующего где находился телефон. Проходя через всю больницу, а вокруг меня туда -сюда «фланировали» больные, меня поразило то, что очень многие лица, проходившие там лечение, были мне знакомы. Автобус с большим опозданием, но всё-таки прибыл. Мы благополучно отбыли домой. Всю дорогу я находился в подавленном состоянии, обдумывая увиденное. Что столько людей делало в этой лечебнице, неужели все они лечились от алкоголизма или нервного помешательства. Может они не все там по своей воле? Может здесь что-то не так? На эти вопросы я не могу найти ответы до сих пор.


*- «Обитель проклятых». США. 2014г.
**- название изменено.
***- имя изменено
****-ФЗУ- фабрично-заводское училище
(5)- естественно она этого слова не знала, т.к. оно американского происхождения и появилось позже вместе с перестройкой, пела в оригинале-ПИЗ***КУ.
(6)- мобильников ещё не было, это конец 80-х, начало 90-х годов.

12.14.        20.10.2015.