О смысле жизни

Александр Солин
       Ниже приведена глава из романа "Евангелие от афея"



       - Петр Филимонович, почему так устроен мир: дают жизнь и не объясняют - зачем? – неожиданно затосковал Матвей. - Ведь должен же в ней быть какой-то смысл! Насколько было бы полезней, если бы каждый человек знал о нем в начале пути!
       - Странно. Мне показалось, что мы с вами уже миновали риторическую фазу нашего знакомства, когда уместны пафосные восклицания, драматические заламывания рук, курьезные и праздные вопросы. Вашим затяжным простодушием, Матвей Петрович, вы ставите меня на грань разочарования. Ведь я не работаю с простаками, нищими духом, кроткими и плачущими. Мне не интересны алчущие и жаждущие правды, а также миротворцы и праведники. Мне интересны разочарованные творцы с гнильцой, яблочные люди с червячком сомнения, сырные крысы с душком иронии, безнадежные и циничные безбожники! Ради бога, оставьте земное в покое! Будьте к нему снисходительны! Не позволяйте ему тянуть вас назад! Вы весьма и весьма продуктивны и перспективны, чтобы ахать и охать по поводу несбывшегося!
       - Как, уважаемый Петр Филимонович! - ощетинился Матвей. - Вы вернули меня в благословенную пору детства и хотите, чтобы я возвратился оттуда с пустыми руками?
       - Вы возвратились оттуда с детскими вопросами, а вам, как-никак, пятьдесят.
       - Хорошо. Тогда скажите, что вы на них отвечаете алчущим и жаждущим правды!
       Проводник вздохнул.
       - Хорошо, скажу. Им я отвечаю, что дают не жизнь, а разум. Я говорю им: не факт, что человек, будучи извещен, что ему надлежит делать, сделает именно так. Вам же скажу: если бы люди заранее знали, что их ждет - половина из них покончила бы с собой сразу, остальные - немного погодя. Довольны?
       - Нет. Вот, например, мои друзья детства: как и многие в их возрасте они не давали повода думать, что их жизнь закончится так грустно. У них было все необходимое: живой ум, способности, энергия, благоприятные условия!
       - Знаете, Матвей Петрович, когда изо дня в день просматриваешь сотни людских историй, начинаешь понимать слова Мефистофеля: "Во входе волен я, а выходить обязан там, где вошел". Уж не знаю, откуда приходят и куда выходят черти, а у земного человека вход и выход - это небытие и новое небытие, а между ними зыбкая брешь, что зовется жизнью. У одних она короткая, у других длинная, у кого-то яркая, у кого-то тусклая. Но что в них общего, так это их изначальная обреченность. Нет, не смерть, нет, тут другое! Представьте, что вы бросили в землю горошину. Что из нее вырастет? Верно, горох! Не пальма, не дуб, не роза, а именно горох. Так и в жизни: из семени злодея вырастет только злодей, из семени праведника - праведник, от неудачника - неудачник, от героя - герой, от подлеца - подлец. И так из века в век. Разумеется, присутствуют мутации и вариации, отчего на терновнике вдруг обнаруживаются розы. Случается, что в ходе эволюции потомки меняются амплуа, и тогда злодей становится праведником, а праведник - злодеем. Бывают случаи, когда злой вынужден творить добро, добрый - зло, а негодяй становится героем - все так, но сути дела это не меняет. Всё до скуки предсказуемо, и листая детские годы жизни моих подопечных, я могу сказать, какую память они о себе оставят - добрую, злую или полное забвение. Добавлю к этому, что дети живут в мире своих фантазий, и горе тем, кто со временем не откажется от них. Беда, однако, в том, что как только они отказываются от своих фантазий, им тут же навязывают чужие. Уяснили?
       - Но это никуда не годится! Из ваших слов выходит, что жизнь сама по себе лишена всякого смысла! Или вы считаете, что курятнику смысл жизни не нужен?
       - Повторяю: нет смысла говорить о смысле жизни. Нет ни призвания, ни предназначения - есть более-менее успешная реализация врожденной зависимости. Человек всего лишь следует за владеющей им зависимостью, а потом про него говорят, что он наполнил свою жизнь смыслом. Поэт и шахматист, спортсмен и математик, музыкант и алкоголик, политик и наркоман достигают результатов в своем деле, ведомые одним и тем же механизмом. Можно говорить о законе всеобщей зависимости.
       - Как же так? Человек, разумное существо, шагу не может ступить без какой-то зависимости?! А как же быть со свободой воли, с планами на будущее...
       - С трансцендентальным законом категорического императива, - вставил Проводник.
       - …а также личной жизнью, производственными успехами, продвижением по службе? - не замечая его иронии, горячился Матвей.
       - Названное вами лишь производное от сказанного мной. Что касается разумности на уровне отдельного человека, то польза от нее такая же, как от успокоителя качки при ясной погоде. Ну, а ваша пресловутая свобода воли есть лишь скудный выбор между "нельзя" и самоубийством. Или вы полагаете, что можно творить добро, не причиняя зла?
       - Но если нет смысла в существовании отдельного человека, значит, нет смысла в существовании всего человечества? - продолжал упорствовать Матвей.
       - Далось вам это человечество! - потеряв терпение, воскликнул Проводник. - Успокойтесь! Есть! И не смысл, а цель! Цель человечества - выжить, и больше ничего! По крайней мере, такую цель должно ставить перед собой нормальное сообщество разумных существ. На это должны работать наука и техника. Кстати, культура не нужна никому, кроме самого человечества. Ведь не думаете же вы, что представители чужих цивилизаций замрут перед шедеврами земного искусства, которое есть не более чем сублимация наших, к чему скрывать, диких инстинктов! Быть может, только музыка, помимо формул, способна соединить несоединимое. Но мы отвлеклись. Я бы настоятельно советовал вам продолжить такое важное и полезное занятие, как просмотр ресурсов. В конце концов, что для вас важнее - прошлое или будущее?