Коhелет - экклесиаст. книга царя

Адам Давид
Коhелет - Экклесиаст.
Комментарии,собранные  из Танаха, «Меам лоэз»,Талмуда, Мидрашей, Раши и Теhилим.
    АДАМ ДАВИДОВ
 
             Продолжение:


Глава 3


1.Всему свое время, и свой срок  всякой вещи под небе-сами.

Творец дал нам чудесный мир, здесь у каждой вещи своё место и своё особое значение.  У каждой вещи (Раши называет её желанием), своя пора и своё время появиться, существовать и закончить своё существование. (Бэрешит 1:18) Если сдвинуть время, гармония нарушится.

Беда приходит, когда мы теряем битахон, веру в Творца. Когда забываем, что мы живём под Его личным надзором.
Напрасно кто-то думает, что достиг богатства  своей силой и своим умом и, что по собственному желанию может изменить вынесенный ему приговор.
Не сможет человек восстановить то, что разрушил Всесильный.
О таком человеке сказал Шеломо: «Что пользы человеку от всего труда его, что будет трудиться он под солнцем?»
Человек сам решает, над чем будет трудиться, чем будет заниматься. Выберет себе дорогу, а небеса помогут, по какой бы дороге не пошёл, к добру или к злу.
Потом, со временем, потеряет и права свои, и обязанности.
Всему свое время, свой срок  всякой вещи под небе¬сами. Это – слова утешения.  Самый сильный ветер когда-нибудь утихнет и самые страшные беды, когда-нибудь успокоятся. Приводит в пример торговца, который ждёт, когда придёт время и его товар поднимется в цене, тогда он оправдает свои расходы.
Всё в свой час.   


2. Время   рождать и время умирать; время сажать и время вырывать посаженное.

Время здесь – точка отсчёта, то мгновение, когда начинается или заканчивается событие.
Время рождать – мгновение, когда любящие супруги, муж и жена, соединяются для новой жизни, для радости и для служения Творцу.
Что может быть прекрасней момента рождения! Когда новорожденный выходит из уютного и надёжного чрева матери, из мрака, в яркий, светлый и опасный мир.
Царь Давид получил 70 лет от жизни Адама, день в день, как было обусловлено Всесильным. Пытался оттянуть установленный срок, но не сумел.
Всем выносит приговор и указывает срок Небесный Суд, кому в юности, кому в глубокой старости. Как величественна смерть, когда настрадавшаяся душа возвращается в вечность!
Впоследствии, Шеломо так и скажет: «День смерти лучше дня рождения».
Но желанней всего – жизнь! Когда человек ест, пьёт вино, благословляя Творца, исполняет Его заповеди и радуется своим делам. Тогда «будут на тебе белые одежды и ароматное масло на твоей голове».
 Время сажать –  мгновение, когда семя опущено в почву, чтобы  выросла новая   лоза и  дала ароматный сок, с которым освящается Имя Творца.
Всесильный взрастил еврейский народ на земле Израиля, а когда извратили Его Тору, стал вырывать посаженное.
«На что это похоже? – спросил рабби Берахья, – на цитрусовый сад. Опытный садовник знает, когда надо делать обрезку деревьев и выкорчёвывать негодные, которые уродуют сад».
Мнение Раши, что здесь Шеломо говорит о Всесильном, который взращивает под солнцем новые народы, в свой срок, а потом вырывает их с корнем.

В каждом из семи стихов, от – "ет лаледет", от – время рождать, до последнего – "ет шалом", время для мира, четыре раза повторяется слово "ет", в смысле – срок, час, момент. В итоге это слово повторяется 28 раз. Так происходит смена времени во все дни недели, с рассвета до полдня и от полдня до выхода звёзд, от выхода звёзд до полночи и от полночи до рассвета.

3. Время убивать  и  время исцелять; время ломать и время строить.

Убивать врагов, пришедших поработить твой народ. О них сказано, когда исполнится приговор Всесильного: «…и остаток народа твоего он убьет». (Ишаяhу 14:3)  Это о Плэшете,  плиштим, палестинцах того времени.
Время – «Убивать на войне и излечивать в мирной жизни». (Коhелет раба)  Придёт время исцеления, сказал Всесильный: «И вложу дух Мой в вас – и оживёте». (Йехезкель 37:14)
И ещё говорят – время исцеляет. После самой горькой потери душа успокоится, время вылечит.
Время – сначала ломать, потом строить. Ломать капища идолопоклонников и жертвенники, разрушать притоны и логова разврата.
Построить Храм Всесильному на горе Мория. Так же и разрушенный Храм будет отстроен. Сказал Он: «…Я построю его, как в дни давние». (Амос 9: 11)
Жених в момент высшей радости под хупой разбивает стеклянный стакан, чтобы не забыть, что Храм ещё не отстроен.


4. Время плакать и время смеяться; время скорбеть и время плясать.

Девятого Ава – «…сидели мы и плакали, вспоминая Цион». (Теhилим 137:1)  Каждый год в этот день плачем о разрушенном Храме, оплакиваем тысячи загубленных душ и сожжённые книги.
Когда возвращались из изгнания, «…уста наши наполнились смехом, язык наш пением». (Теhилим 126:2) Давид видел пророчески, что: «Веселиться и воспевать будут народы, когда Ты будешь судить справедливо племена …»
(Теhилим 67:5)
Сказали мудрецы: «Хотя дни скорби – семь дней, не будет дней траура более тридцати». Поэтому сказано:   время – скорбеть в дни траура и время – плясать, на свадьбе.
В субботу и в праздничные дни плакать запрещено.


5. Время разбрасывать камни и время собирать камни;
время обнимать   и время отстраняться от объятий.

17 Тамуза 3338 года солдаты бавельского царя Навухаднэцара проломили стены Йерушалаима, 9 Ава разрушили Храм и разбросали камни его. Через семьдесят лет евреи вернулись из изгнания, собрали камни и 3 Адара 3408 года, в праздник Песах, освятили отстроенный Храм и город Йерушалаим.
Второй раз, 9 Ава 3828 года, Всесильный раскидал камни Храма, разбросал народ Свой по всей земле. До тех пор, пока не придёт время собрать и отстроить навечно.
Мудрецы Израиля – драгоценные камни, из них будет отстроен новый Йерушалаим.

История о торговце драгоценными камнями, который отправился с сыном в морское путешествие.
Капитан корабля увидел в его руках шкатулку и предупредил, что команда его ненадёжная, пусть сидят в своей каюте и не выходят до конца пути. 
Ночью бандиты пытались открыть замок в двери, но не успели до утра. Слышно было, как ругались и клялись убить пассажиров.
– Разве можно спастись от них в открытом море? – Подумал отец. Утром сказал сыну на ухо несколько слов, и они поднялись на палубу.
Здесь, на виду у всех стал отец кричать на сына и сын тоже кричит непонятно что, чуть ли не дерутся. Потом отец поднял шкатулку над головой и с силой бросил далеко в море. Волны тут же скрыли её, как будто и не было. Расстроились моряки, что упустили добычу, но что тут скажешь.
Когда прибыли в порт, пошли отец и сын к судье, рассказали обо всём, и потребовали, чтобы моряки заплатили им за потерю. Удивился судья, спрашивает:
– Почему вы решили, что они должны вам, ведь вы сами бросили камни в море?
Ответил отец:
– Сказал царь Шеломо, что всему своё время, бросать камни, чтобы сохранить жизнь и собирать, чтобы вернуть потерю.
Всё в своё время. И время – обнимать, когда чувствуешь кровное родство с праведниками и с близкими своими. Так Йосеф обнимал своих братьев «…и плакал в объятьях их…» (Бэрешит 45:15).
Эсав тоже обнимал своего брата Яакова и пытался прокусить ему шею. (Бэрешит 33:4) Отстраняйтесь от объятий злодеев.


6. Время искать и время терять; время беречь и время бросать.

Человек ищет истину, спрашивает себя: «Зачем я живу? Что этот мир, вокруг меня? Почему одни счастливы, а другие страдают?»
Спрашивает в ранней юности, или оказавшись в беде, каждый в своё время. Однако возможности человеческого ума ограничены, как же приблизиться к истине?
Рабан Гамлиель говорил: «Найди себе учителя». Тому, кто спрашивает, тому, кто ищет, помогут найти.
Проси, как просил царь Давид, отец Шеломо: «Укажи мне путь жизни, изобилие радостей перед ликом  Твоим». (Теhилим 16:11)
Постигающий мудрость теряет себя. Всё, чем жил раньше, на что тратил свою жизнь, оказывается незначительным и ненужным. Потеря может быть болезненной, потому что родные и друзья чувствуют, как он отдаляется от них, и пытаются воспрепятствовать этому.
Собирай мудрость по зёрнышку и береги, пока не придёт время сеять.  Весной подготовишь почву и будешь бросать в неё семена, всё в своё время.


7. Время разрывать и время сшивать; время молчать и время говорить.

Время разрывать свою одежду от ворота вниз на 8-10 см. (керия) после смерти близкого родственника. Для родителей – с левой стороны,  для  остальных – с правой.
Можно сшить, когда окончатся дни траура.
Время – молчать в доме траура и время говорить о достоинствах умершего. 
 Раши говорит, что по вине Рехавама, сына Шеломо, Эрец Исраэль разорвали на две части, на Иудею и на Израиль. В будущем они соединятся: «И сделаю их народом единым в стране той, на горах Исраэля». (Йехизкель 37:22)


8. Время любить и время ненавидеть; время для войны и время для мира.

Сказал в «Шир hа-ширим»: «…зачем будите и тревожите любовь, пока сама не желает она?»
Любовь тела временна, любовь души – вне времени. Любовь Амнона, сына Давида, к сводной сестре Тамар, вскоре превратилась в ненависть. Не такова любовь Ионатана и Давида: «Полюбил его Ионатан, как свою душу». (Шемуэль 1:18)
Учись любить Б-га всем сердцем, всей душой, всей своей сущностью,  как сказано: «Любящих Тебя – люблю, ненавидящих Тебя – ненавижу». (Авот 6:6) 
Время – воевать, когда все другие возможности исчерпаны, защищать свою землю, свой народ и добиваться мира.
Санhэдрин (Совет мудрецов Израиля) не разрешал вести захватнические войны.
«И не выступают на разрешенную войну без согласия Верховного суда». (Санhэдрин 16-б)
Сказал Всесильный: «И водворю мир на земле». (Сифра, Бехукотай)


9. Что пользы тому, кто делает что-либо от его трудов?

Какая польза от всех его действий, когда за результат приходится платить тяжким трудом? Он желает большего, чем может достичь. Придёт другой и воспользуется плодами.
Человек стремится к величию любыми путями, но другой возвысится вместо него.
Жаждет сердце,  человек смотрит в его глубины, но не может понять деяний Всесильного. («Ховот левавот»)
Потому сказал – радуйся тому, что есть и отвечай Ему за это добрыми делами. Трудись тяжко и созидай, но не разрушай.
Награда за труд – сам труд. Счастлив тот, кто получает удовольствие от своего труда.

10. Увидел я мучительное дело, которое возложил  Всесильный на сынов человеческих.

Всесильный обязал трудиться руками, умом и сердцем. Чтобы покорились и не сопротивлялись Его воле. Это мучительный труд и не видно конца мучениям.
Когда поднимем голову, увидим, что:


11. Все создал Он прекрасным в свое время, и мудрость мира вложил Он в их сердца, но так, чтобы не нашел человек разгадки деяний   Всевышнего от начала и до конца.

Все живые существа должны трудиться. У каждого своя задача и своё время появиться, выполнить её и исчезнуть.
Творец приблизил человека и возложил на него самую важную обязанность, но не открыл ни начало творения, ни конец его, ни цели творения.
 Ограничил его в пределах короткой жизни, чтобы служил верой  и правдой и не нарушал установленный порядок.
Всё, что случается, имеет скрытый смысл, непостижимый для человека. Человек видит только то, что перед ним сейчас, и не знает, что будет завтра. Устраивает праздничное застолье в день своего рождения, хотя знает что умрёт. Построит дом, который простоит многие годы, а дни строителя сочтены.
Этот мир радует того, кто верит в Творца, доверяет Ему и надеется на Него. Лишь бы понимал, что  всё хорошо в своё время. Чтобы в этом мире служил Ему.
Мудрость мира вложена по крупицам в каждое сердце.  Никому не дал полностью, ибо не справится человек с ней, как не справился в первый день существования Адам Ришон.
Вложил в сердца мудрость мира и любовь к детям. У одного человека было два сына, старший и младший. Взрослый сын обеспечивал всю семью, а малыш всё ломал и пачкал. Тем не менее, отец любил его больше  старшего сына.
Любовь к сыновьям и дочерям в природе человека, однако, не следует баловать их, чтобы не выросли злодеями. Как сказал царь Шеломо: «Щадящий розгу свою ненавидит сына своего, а кто любит его, тот с детства наказывает его». Мишлей 13:24) 
Любовь к детям следует сопровождать запретами и нравоучением, наказывать детей, но не быть жестоким.
В сердце человека мудрость мира и любовь к детям. Каждый ребёнок – новый прекрасный мир.
Вожделение тела и души заставляет посеять семена и создать новый мир. Чтобы знал человек для кого его тяжкий труд и кто воспользуется его плодами.

Сказал царь Шеломо, что прекрасен мир, созданный Творцом, где всё приходит в свой час, в своё время. Так же, как Он любит своё творение, любим мы созданные нами миры. 
Приобретаем и теряем в своё время. Как бы мы ни огорчались, теряя, потери и приобретения необходимы, потому что в этой смене – движение жизни.


12. Узнал я, что нет для него ничего лучшего, чем радоваться своей участи и, пока жив, делать добро.

«Когда приказано было евреям соблюдать день субботний, приказано было им также шесть дней трудиться». (Мехильта дераби Шимон бар Йохай, Итро 20)
В конце концов, научись радоваться своей судьбе, совершать добрые поступки и радовать других людей.
Трудись рядом с ними, исполняй заповеди Всесильного и веселись с ними в дни праздников, когда перед тобой их благополучие и радость.
«…хлеб с солью ешь, воды пей немного, спи на земле, жизнью нелёгкой живи, но изучай и исполняй заповеди Творца. Если так поступаешь, то счастлив ты и благо тебе». (Авот 6:4)


13. И для каждого человека, который ест, и  пьет, и видит плоды от всех трудов сво¬их, это – дар Всесильного.

Хорошо человеку, когда накрыт стол его, а вокруг жена, дети и добрые люди благословляют на вино Сотворившего плод виноградной лозы.
От Всесильного это дано в соответствии с мерой суда. Чтобы с радостью служили Ему и получили право на Олам hа-ба. Ибо достоин тот, кто добрые дела совершает с радостью.
«Не случится с тобой несчастья, беда не приблизится к твоему жилищу». (Теhилим 91:10)
Объясняют также, что Он желает  горечь смерти уравновесить радостью. «Благословение Его обогащает, и не будет горевать благословлённый. (Мишлей 10:22).
Хорошо есть, пить, видеть плоды своего труда при жизни своей и передать в наследие детям.


14. Узнал я, что всё, что сотво¬рил Всесильный, пребудет вовеки, к нему ничего невоз¬можно прибавить, и от него ничего невозможно убавить; а всё, что Всесильный сотворил, сотворил для того, что¬бы боялись Его.

Были такие, которые пытались добавить, убавить или изменить созданное Творцом. Где они? Вода всемирного потопа смела их с лица земли. Он запретил искажать природу, запретил килаим, скрещивание разнопородных животных и растений.
Дал человеку мир, дал жизнь, обязал беречь, заботиться о созданиях его, также как о себе.
Он, Хозяин, требует, чтобы отчитывались за каждое действие и боялись осквернить Его творение.
Он дал человеку разум и мудрость сердца, чтобы остерегались на каждом шагу и боялись Его.
Сказал Раба бар Уна: «Знающий Тору, но не боящийся Небес, похож на казначея, которому дали ключи от внутренней двери, но не дали ключей от внешней. Без ключей от внешней двери – как войдёт он в сокровищницу?» (Шабат 30)

15. То, что было, оно уже стало прошлым,  но и то, чему предстоит произойти, уже было; и взыщет Всесильный за преследуемого.

Поколение за поколением сменяют друг друга, словно преследуют друг друга, но уходящий день не догонит вчерашний. Завтра повторятся ошибки сегодняшнего дня, потому что  дети отвергают опыт своих отцов. Повторяют то, что было, и страдают, как страдали до них.
Первый Храм был разрушен, потом Второй.
17 Тамуза и 9 Ава вспоминают об этом, а в остальные дни потомки подобны новорожденным. Сказал раби Иеhуда: «Йерушалаим был разрушен потому, что оскорбляли мудрецов, «…презирали слова Его, и насмехались над пророками Его. Пока не поднялся гнев Господа на народ Свой…» (Диврей аямим-2, 36:16)
Повторяют ошибки предыдущих поколений. Безуспешно пытаются убежать от своих преследователей, но и те не добьются успеха.
Взыщет Всесильный за гонимых, как взыскал с египтян, преследовавших евреев по грязному дну Ям Суф.
А когда Его народ оставляет Тору, приходит Амалек. Но и с Амалека Всесильный взыщет. 


16. И еще я увидел под солнцем: место суда, а там злодеяния, место, предназначенное для справедливости, но там совершаются злодеяния.

Рабан Шимон Бен Гамлиель говорил: «На трёх основаниях стоит мир – на правосудие, на истине и мире, как сказано: судом истины, справедливости  и мира судите во вратах ваших». (Авот 1:18)

Раньше суд был у главных городских ворот, чтобы ищущий  справедливости  долго не искал.
Возле дворца Ахава, царя в Шомроне, был виноградник Навота. Просил его Ахав, чтобы от¬дал ему этот виноградник, а взамен взял любой участок в другом месте. Не согласился Навот.
Расстроился Ахав, ни есть, ни спать не мо¬жет. Узнала его жена, Изэвэль, тут же дала наказ судьям найти двух лжесвидетелей, чтобы оговорили Навота, сказали, что он проклинал Всесильного и царя.
Нашли свидетелей, заплатили им, судили Навота и казнили его. А всё имущество и виноградник передали Ахаву. (Мелахим -1, 21)
Увы, есть много примеров неправедного суда  из давних времён и из сегодняшнего дня. Когда главы дома Яакова судили за мзду и искривляли прямое. (Миха 3) Когда в одних странах невинных сжигали на кострах инквизиции, а в других забивали насмерть в застенках государственных тюрем.
Стали люди бояться суда, чтобы не обернулся против них. Стали судить сами и от этого пошло зло, потому что судить следует по справедливости, а какой же это суд, если у каждого своя справедливость?


17. Сказал я в сердце своем: «Праведника и злодея судить бу¬дет Всесильный, ибо свое время для каждой вещи, и за каждое деяние будет судить там».

Приговор праведного суда подтверждают Небеса. Там, где нет такого суда, Небеса осудят. Тогда говорим: «Барух даян hаэмет! (Благословен праведный Судья!)
Когда обвиняет Сатан, прокурор, обвиняемому трудно оправдаться. Судья осудит злодеев и праведников. Нам не дано знать меру вины того и другого.
Ограбили человека, или причинили ему другой вред – наказание ему свыше, но и грабителю, и насильнику не будет пощады.
Злодей может раскаяться, а праведник согрешить. Раз в году, на Рош hа-шана, всё живое на земле проходит перед Судом – кому жить, кому умереть, кому найти, кому потерять, кому радость, кому горе.


18. Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, вот – показал им Всесильный и дал им возможность увидеть, что они не отличаются от скотины.

Каждое живое существо жаждет жизни и борется за жизнь. Ищет себе пропитание и место под солнцем.
Участь одна у мудрого человека и у глупого. Одна участь у знатного человека и у пьяницы, лежащего под забором. Одна участь у богача, вокруг которого крутится множество слуг и у его последнего слуги.
Дал Всесильный увидеть, что одна участь у человека и у животного, всех ожидает смерть. 


19. Ибо участь человека и участь скотины, одна у них участь – как умирает этот, так умирает и тот;  и  дыхание жизни одинаковое у всех, и нет преимущества у человека перед скотиной, ибо всё – суета.

Живёт человек и скотина жива, пока нэфэш (животная душа) находится в теле.
С выходом  нэфэш прекращается работа органов тела и останавливается кровообращение.  Как hавель, как пар, душа покидает тело.
А если кровь вытекает, душа уходит с кровью.
Запрещено употребление крови в пищу. (Ваикра 19:26) Шохет (резник) делает шэхиту, режет так, чтобы корова или баран не чувствовали боли, а кровь полностью вышла из тела.
 

20. Все идет в одно место: все произошло из праха, и все возвращается в прах.

Из земли пришли и в землю уйдут. Даже самые праведные из праведных ложатся в землю.
А души их, прежде, чем попасть в Ган Эден, страдают оттого, что безжизненное тело лежит в прахе, среди копошащихся червей.
Семь дней после смерти нэшама, которая и есть сущность человека, мечется от могилы до места прежнего пребывания человека. Потом начинается её подъём в высшие сферы.
В каком случае у человека нет преимущества перед животным? Когда все его труды только для удовлетворения животных страстей, когда он тратит силы на пустое, на hавель.
Но если  его жизнь и его труд во имя Небес, значит, есть смысл в том, что родился и жил. Смерть его – не завершение, а переход из одного мира в другой. До тэхият hа-метим, когда  вернутся к жизни умершие.
«И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни – для вечной жизни, а другие – на поругание и вечный позор». (Даниэль 12:2)


21. Кто знает, воз¬носится ли ввысь дух сынов человеческих, а дух скотины –  нисходит ли вниз, в землю?

Кто может заглянуть в душу человека? Поднимется она к небесам или сгинет бесследно? Не скотина, а человек предстанет перед Судьёй с отчётом за то, как жил на земле.

Одному человеку приснился отец, спустя год после похорон. «Иди, – говорит, – в город, на яр¬марку, купи корову, зарежь её, а мясо раздай бедным». И другой раз приснился тот же сон.
Отправился он, идёт вдоль рядов, где продают скот, вдруг одна корова вытянула морду ударила рогом в бок. Посмотрел  на неё и стал торговаться.
Привёл домой, зарезал, а мясо раздал, как это ему было велено во сне.
Ночью опять приснился отец, говорит: «Спасибо, сынок, освободил мою душу».

Не знали люди, как следует хоронить человека, пока Авраhам не приобрёл пещеру Махпела в Хевроне и не похоронил там Сару.
Тело злодея быстро гниёт, а тело праведника нетленно.
И ещё сказали, что душа спящего человека ночью поднимается к небесам.
Однако тот, кто тратит свою жизнь на пустое,  подобен скотине.


22. И увидел я, что нет лучшего для человека, чем радоваться делам своим, ибо это доля его. Ибо кто приведет его взглянуть на то, что будет после него?

«Когда ешь ты от плодов рук твоих, счастлив ты и благо тебе». (Теhилим 128:2) 
Но не узнаешь, что будет после тебя, смогут ли твои дети распорядиться оставленным наследством, будут ли счастливы.
Нет большей радости, чем радость от добрых дел. Говори с Б-гом с радостью, тот, кто всегда в печали –  увечный человек и не достоин служить Ему.



Глава 4


1. И снова увидел я всех притесненных – жертвы несправедливостей, совершающихся под солнцем. И вот – слеза притесненных, и нет им утешителя, и от руки притеснителей их, угнетающих их силой, нет им утешителя.

Одни безжалостно притесняют других, по¬том их тоже станут угнетать.
Если не в этом мире, так в другом, потому что их место среди злодеев.
Горе им – увидят своих детей  с праведниками, но защиты от них не получат. Души их будут страдать оттого, что присоединились к насильникам.
Перевести следовало бы: не снова увидел, а вернулся, чтобы увидеть. Зоhар объясняет, что шавти (;;;;;;;;;) означает – вернулся.  Откуда? Из какого места?
Жажда познания овладела царём Шеломо,  он сел на огромного могучего орла, который доставил его в запредельный мир. Там были два ангела, Нофель и Галуй Эйнаим, сброшенные Всесильным с Небес.
Они обучили его тому, что было скрыто от всех других людей на земле. Когда Шеломо вернулся в свой дворец и сел на трон судить людей, каждое слово его стало словом великой мудрости.
Поэтому здесь: шавти – «вернулся с той дороги». 
Он рассказал о множестве притесняемых, от детей, умерших не родившись, до праведников, страдающих в этом мире и не нашедших успокоения в другом.
И ещё о гонимых, которые ранее притесняли других, о тех, которых мучают после того, как они мучили других.
Человек может выдержать наказание Небес, но страдать от людей ему невыносимо.
Как сказал царь Давид: «Лучше бы мне пасть от руки Всесильного, чем от руки человека!»


2. И восхвалил я мертвых, что уже умерли, больше жи¬вых, которые все еще живут.

Восхвалил умерших праведников, души ко¬торых взывают к Всесильному о благополучии живых.
За их заслуги  мы просим для себя здоровья и пропитания, а также избавления от несчастного случая и от руки злодея. Подобно тому, как за заслуги Авраhама, Ицхака и Яакова была услышана молитва Моше. (Раши)


3. И лучше их удела удел то¬го, кто еще не был ро¬жден и не видел злого дела, что совершается под солнцем.

Может быть преимущество у того, кто ещё не родился, перед живым или перед тем, кто жил и умер?
За сорок дней до рождения ребёнок получает полное знание Торы и все сведения о мире, в ко¬тором ему предстоит жить. Ангел, охраняющий его, в момент рождения стирает их из памяти и запечатывает его уста. Чтобы учился и постигал Тору самостоятельно.
Творец хотел дать жизнь до дарования Торы 974 поколениям. Но они не были сотворены.
Человечество  получило Тору в 26-ом поколении, потому что без нее мир не мог существовать. ( Мидраш Коhелет) До Ноаха – 10 поколений, до Авраама – 10 поколений и до Откровения на горе Синай – 6.


4. И видел я, что всякий труд и вся¬кий талант в ра¬боте – от  зависти людей друг к другу. И это тоже суета и погоня за ветром.

Есть два вида зависти – добрая и злая.
Злая «Зависть умерщвляет глупца». (Иов 5:2), принуждает его к непосильному труду или толкает на преступление. Невозможно удовлетворить желание обладать тем, что есть у других. «Человек умирает, не исполнив и половины своих желаний». (Коhелет Раба 1)
В будущем «Всевышний уберёт из наших сердец это дурное качество, и тогда никто не будет сожалеть и огорчаться из-за блага другого, а преуспевающему не придётся скрываться от завистливых глаз» (Рамхаль, «Путь праведных».)
Добрая зависть принуждает к исполнению добрых дел.  Когда человек видит праведников, желает достичь и даже превзойти их в исполнении заповедей, чтобы быть среди первых, среди тех, кто приближен к Творцу.
А всё, что не во имя Небес, но из болезнен¬ной зависти друг к другу – hевель и погоня за ветром.


5. Глупец сидит, сложив руки, и поедает себя.

Сам себя ест за то, что не может удовлетворить свою зависть, и боится или ленится действовать, чтобы удовлетворить свои желания. Ждёт, что ему будет подано свыше за какие-то особые заслуги, которых у него нет.
Сказал о ленивом: «Немного поспать, немного подремать, немного, сложа руки, полежать. И придёт,  как ходок, бедность твоя, и нужда твоя…»  (Мишлей 24: 33,34)
Поэтому говорят наши учителя, что лень – отвратительное качество, разрушающее миры.
Что лучше – совершать или не совершать действие?
И то и другое может быть преступным, когда человек решается на преступление или же отказывается противодействовать преступлению.


6. Лучше горсть по¬коя, чем полные пригоршни суеты и погони за ветром.

Много сил приходится тратить на обеспечение своих жизненных потребностей.
Поэтому, объясняет Раши, лучше удовлетвориться горстью зерна, честно добытого своими руками, чем множеством, добытым  преступным путём или изнурительным трудом.
«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, (но при нем) раздор». (Мишлей 17:1)
Так же и милосердие  – для бедного человека небольшое пожертвование от чистого сердца и с добрым словом важнее, чем большая сумма, ко¬торую дают ему  с гневом и неприязнью.
А еврейские мудрецы говорят, что следует изучать hаллаху, правила исполнения законов Творца, понемногу, возвращаться и повторять, чтобы прочно вошла в жизнь.
Не хватать всё сразу, чтобы не растерять драгоценные знания и не остаться в итоге с ветром в руках.


7. И снова увидел я   hэвэль, суету под солнцем:

Под солнечными лучами испарился прекрасный сон. Было что-то интересное,  необычное, значительное, и исчезло.


8. есть один, и нет рядом с ним второго, ни сына, ни брата нет у него, и нет конца всем его трудам, и его   глаза не насытятся богатством. Говорит: «Для кого же я тружусь и лишаю себя блага?».
И это тоже hэвэль и плохое дело.

Скупой не ищет себе пару, ограничивает себя со всех сторон, чтобы никто не воспользовался его деньгами или имуществом.
Пока жив, никого не радует, а умрёт – никого не  огорчит.
Беда, если нет рядом близкого человека –  жены, друга, сына. С кем делить горе? С кем делить радость.
Так же и мудрец, у которого нет ученика, напрасна его мудрость, умрёт, словно пар рассеется на ветру. Труд его пустой и безрадостный, никто не наследует ему, и никто не встанет на защиту в день Суда.
И даже имя его не сохранится.


9. Двоим лучше, чем одному, ибо есть им хорошее вознаграждение за их труды.

Сказал Всесильный: «Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника, соответственного ему». (Бэрешит 2:18) И дал человеку жену, чтобы двое были, как один, трудились и наслаждались плодами своего труда.
 Плохо человеку, когда у него нет доброго друга. С кем он будет учить Тору? Кто поддержит его в исполнении заповедей Творца? Кто даст ему дельный совет в трудную минуту?
Если хочешь иметь верного друга, не жалей для него ни сил своих, ни имущества, ни души своей, заслужи его преданность и любовь. В ответ получишь больше, чем затратил. (Авот 1:6)


10. Ведь если упадут они, то один поднимет другого, но если одинокий упал – нет товарища, чтобы поднять его. 

Если ошибся, друг поправит, упал – поднимет,  и уставшего вернёт к жизни.
Шёл человек глубокой ночью и упал в   яму, глубиной в два человеческих роста. Пытался выбраться – не может, кричал – никто не слышит.  Устал от усилий, отчаялся совсем, сел на дно и заплакал.
Вдруг  ещё кто-то упал в эту яму, едва не ушиб его. Обрадовался тот, первый, говорит, что теперь есть надежда на спасение. «Становись, – говорит, – мне  на плечи, подтянись и вылезешь, бросишь мне верёвку и вытащишь меня».


11. И если двое лежат – тепло им, но как одному согреться?

Один другого согреет своим теплом. Тепло тела передадут друг другу и тепло души. Известны случаи, когда таким образом избегали смерти.


12. И если нападёт  кто-либо на одного, двое устоят против него, а тройная нить не скоро порвется.

Станут спиной к спине – что один пропустит, другой заметит, защитят друг друга. Ни один злодей не разорвёт сцепленные руки братьев.   
Тройная нить – муж, жена и дети. Такие крепкие  нити связывают народ.
Рабби Элиэзер Бен Яаков сказал, что тройная нить – это цицит, тэфилин на голове и на руке и мезуза на двери. Это то, что надо человеку, чтобы не согрешил.
И ещё объясняют, что тройная нить это Письменная Тора, Устная Тора и Дерех Эрец (правила и нормы поведения человека среди    людей).


13. Лучше убогий и мудрый ребенок, чем старый, глупый царь, который не может больше остерегаться.

Мудрый ребёнок противостоит старому глупому царю. Так о ком же следует сожалеть? Мудрость даже   убогих детей украшает, облагораживает, возвышает и усиливает. В 12 лет Шеломо превзошёл мудростью многих царей.
Глупый, даже если он прожил долгую жизнь, живёт во мраке, не знает, где следует быть осторожным, чтобы не выронить из рук своё достояние.
Глупый царь, ецер hа-ра, властвует над людьми до тех пор, пока мудрый ребёнок, ецер hа-тов, не изгонит его . (Зоhар, «Коhелет» 88б)   


14. Ибо из темницы вышел он, чтобы царст¬вовать, и, даже царствуя, рож¬ден убогим.

Таково происхождение человека: «из зловонной капли» пришёл в этот мир (Авот 3:1) и, даже царствуя, остаётся убогим.
Глупый человек, остаётся убогим, даже если поднялся над людьми и стал царём.
Подобно сыну Шеломо, Рехаваму, или сыну рабыни, Йераваму.


15. Видел я всех живых, которые ходят под солнцем, вместе с этим  вторым ребёнком, который займет его место.

С Машиахом из рода Давида. Он будет мудрее Шеломо и могущественнее Моше-рабену, будет обучать евреев путям Всевышнего, и все народы будут слушать его.


16. Нет конца всему народу и всему хорошему, что было прежде, но не на радость последующим поколениям, ибо это тоже hэвэль, суета и погоня за ветром.

Не иссякнет река человечества. То, что было благом в предыдущие времена, остаётся потомкам. Но наследство не радует, потому что желание новых удовольствий сильнее, чем удовлетворение тем, что уже есть.


17. Следи за своими ногами, ко¬гда идёшь в дом Всесильного. Чем приносить жертвы с глупцами, лучше быть с теми, кто слушает Его голос, потому что они не умеют причинять зло.

Дом Всесильного всегда рядом, но ты береги свои ноги, чтобы не споткнулся и не свернул в сторону. Иначе дорога  станет долгой и тяжкой, ослабнешь и  останешься на полпути, пока не придёт помощь.
Раши предостерегает, чтобы не пришлось вместе с глупцами приносить жертву за грех. Следует искать общение с теми, кто прислушивается к словам Торы, и избежать зла.
В слове раглеха – ноги (;;;;;) присутствует буква йуд, её числовое значение – 10. В этом намёк на десять правил.
Первое: утром нельзя идти в дорогу, пока не прочитал молитву. Второе: ни о чём нельзя говорить, даже приветствовать друзей нельзя до молитвы. Третье: до молитвы следует посетить уборную. Четвёртое: следует торопиться в бет-кнессет на молитву. Пятое: готовить душу к молитве, «держать кавану», то есть осмысленное намерение к молитве. Шестое: ноги должны быть обуты. Как сказано: неприлично обнажать свои ноги перед царём. Седьмое: молиться следует в миньяне (10 молящихся). Восьмое: запрещено обходить сзади бет-кнессет во время молитвы. Девятое: не молиться в бет-кнессете на возвышении. Десятое: во время молитвы ноги должны быть вместе, стоять следует ровно, не облокачиваясь, в направлении на Йерушалаим.




Глава 5


1. Не спеши устами своими и не торопись сердцем своим высказываться перед Всесильным, ибо Всесильный в небесах, а ты - на земле. По¬этому пусть будет твоя речь немногословной.

Не торопись высказываться перед Всесильным, чтобы ты управлял языком, а не язык тобой.
Чем меньше слов,  тем сильнее будет твоя молитва.
Нельзя торопиться и смешивать несколько просьб и желаний.  Мысли не должны забивать друг друга, чтобы не выплёскивалось то, что хранишь в своём сердце. 
Всесильный в небесах, а мы на земле. Мы видим только отдельные части нашей жизни, поэтому нам трудно найти правильное решение. Он видит наш мир от начала до конца, в полном объёме, и не нуждается в наших объяснениях и возражениях, чтобы дать именно то, что нам необходимо в данное время.
Глупые люди многословны, и они не понимают этого.
По этой причине согрешили разведчики, которых Моше-рабену послал разведать страну, обещанную евреям. Они собрали сведения о некоторых районах и были свидетелями случайных событий, но не смогли составить действительную картину всей страны. Поторопились с выводами и поспешили её оклеветать. 
Поспешная и неудержимая речь приводит к лашон hа-ра (злому языку).
 

2. Как приходит сон   c многочисленными думами о делах, так и голос глупца слышен во множестве слов.

Устаёт человек от множества дум, засыпает, а они продолжают беспокоить его  тяжкими сновидениями. Но, в конце концов, он успокоится и найдёт верное решение.
Глупый человек пытается скрыть своё состояние за обилием слов. В конце концов, запутается в них и ничего не добьётся из того, что хотел бы получить.
Ограда мудрости – молчание. (Авот 3:13)
Сказал также царь Шеломо: «Обладающий знанием удерживает свои слова... И глупец, если молчит, считается мудрым, а закрывающий уста свои – разумным». (Мишлей 17:27,28)


3. Когда даешь обет Всесильному, не мешкай исполнить его, ибо глупцы Ему не нужны; исполни то, что принял ты на себя.

Дающий нэдэр, обет, должен вовремя исполнить его, а если не исполняет, подвергает себя опасности.
Сразу встаёт за его спиной Обвинитель и ждёт – будет исполнена клятва или нет. А когда человек будет осужден за неисполнение, готовит для него несчастный случай.
Глупые люди не понимают этого и клянутся на каждом шагу. Уста приводят их к гибели.


4. Лучше тебе не принимать обета, чем принять обет и не исполнить.

Не обещай и не клянись, скажи: «Без обещания, бэ-ли нэдэр, постараюсь выполнить». То же говори, когда даёшь цэдака, пожертвование. Если пообещал, но не исполнил, Всесильный взыщет обещанное в другое время.
Может быть, что не хотел солгать, отложил на завтра, то, что обещал на сегодня, а случилось – на следующий день  разорился, или заболел, или забыл. Пропал человек.


5. Не давай устам твоим вводить в грех твою плоть и не говори ангелу, посланнику Все¬вышнего, что ошибся. Зачем гневить Всесильного голосом своих ре¬чей, чтобы Он  уничтожил дело твоих рук?

Тот, кто привык говорить правду, не станет обещать. А тот, кто солгал, если не сам, так его потомки ответят за ложь.
Придёт малъах, посланник Всевышнего, потребует обещанное. Разве сумеешь его убедить, что ошибся и не знал, что не сумеешь исполнить обещанное.
Из-за того, что не исполнил одну заповедь, не будет награды за заповеди, исполненные раньше. (Раши)
Так же, как с исполнением обещаний, нэдарим, следует быть осторожным с речью своей, чтобы не сказать о ком-то злое, лашон hа-ра. Распространение лжи и оговор – очень серьёзные преступления.
Сплетник и доносчик подобны убийцам, если земной суд не осудит их, наказание свыше будет ужасным. Никакие прежние заслуги не помогут им избежать гнева Всевышнего, который они вызвали своим голосом.
Тот, кто слушает сплетни и злоязычие, тоже преступник, его вина, как вина убийцы. (Шэмот 23:1)


6. Вместо множества снов, и суеты, и речей –  Всесильного бойся. 

Не бойся снов, чаще всего они или игра воображения, или навеяны дневными заботами.
Если тревожно на душе, помогут молитва, тэшува (раскаяние) и цэдака. И ещё успокаивает душу изнурительный пост.
Избегай суеты и лишних слов, не внимай прорицателям.
Всесильного бойся, от Него награда и наказание.


7. Если ты увидишь в стране притеснение бедных и насилие над судом и справедливостью, не удивляйся – таково желание небес, ибо Возвышенный над возвышенными хранит счёт человеческим делам и над ними вознесены Его посланники.

Не удивляйся, что притесняют бедных и страдают обездоленные, что государственные чиновники обворовывают казну, что Всевышний позволяет извращать суд и справедливость.  Он – долго хранит терпение, пока не переполнится мера, чтобы взыскать сполна. (Раши)
«Только на скользких путях поставил их, чтобы низвергнуть в пропасть». (Теhилим 73:18)
Возвышен Всесильный над царями и правителями, безбоязненно творящими зло, и над праведниками и малъахим  (ангелами), трепетно исполняющими Его волю.
Высший над возвышенными ведёт и хранит счёт всему, что люди творят в этом мире. Он подчинил наше существование правилу – мида кинегед мида (мера за меру). Даёт награду и даёт наказание.


8. И преимущество у земли надо всем – даже царь зависит от урожая полей.

Земля – место обитания человека. Из земли хлеб, вино, одежда, дома, свет и тепло в домах. Земля то благоухает садами, то сотрясается, низвергая самых сильных и богатых.
«И преимущество земли во всем» – велика награда за обработку земли, ведь даже царю приходится зависеть от урожая полей. Если земля принесла плоды, у него есть чем питаться, если нет – умрет с голоду.

 Однажды некий царь и его министр переоделись в простые одежды, чтобы их никто не узнал, и отправились на прогулку. Они хотели посмотреть, как живут простые люди в их государстве.
Пришли в деревню, рядом со столицей, окружённую прекрасными садами и чистыми ручьями, и встретили на улице одного из жителей этой деревни. Он поспешил следом за ними и пригласил их погостить у него. Привёл к себе домой и накрыл для них роскошный стол.  Два дня они у него ели, пили, жили в почёте и в довольстве и отправились дальше.
Стали в пути обсуждать, какой добрый и благочестивый хозяин, у которого они жили. Сказал царь:
– Хотел бы я наградить его, однако боюсь, что он, наверное, знал, кто я.
Через несколько лет решили снова отправиться на такую прогулку. Сказал царь своему министру:
– Пойдём в ту деревню, где нас так хорошо принимали.
Идут по улице, встречают  нищего.  Спросили у него, где найти такого-то человека, то есть богача, у которого гостили. Ответил, что человек тот разорился, и нет у него даже мелкой монеты на хлеб. Спросили:
 – Что же с тобой случилось? 
Ответил:
– Пришли бандиты и забрали всё, что было.
Присмотрелись царь и министр и узнали в нищем того самого человека, что доброжелательно принимал их, кормил и поил. Но не сказали, что узнали его.
Уговорил их нищий пойти с ним, привёл в свою хижину, расстелил на полу циновку вместо стола, чтоб сели и ели с ним хлеб. Огорчились они, что он впал в такую бедность, спрашивают:
– Как же ты живёшь?
Отвечает:
– Мы с женой ходим по окрестностям, собираем дрова и траву, продаём и этим живём.
Говорит министр:
– Я советую тебе пойти в город, к царю, я знаю, что он великодушный и щедрый царь, расскажи о том, что с тобой случилось, и он поможет тебе.
Отвечает:
– Кто я такой, чтобы обращаться к царю за милосердием? Разве смогу я предстать перед царём?
Говорит:
– Попытайся, не убудет тебя.
Пришёл, провели его в царские покои. Видит, царь молится, руки поднял к небесам. Спрашивает:
– Что с ним?
Отвечают:
– Царь земной обращается с просьбой к Царю царей, Благословенному Господину всего сущего.
Сказал нищий:
– Разве царь нуждается в чём-то, что просит у небес, ведь всё у него есть, всему в стране он хозяин?  Если так, зачем же я пришёл просить у него, пойду тоже просить у Царя царей, в руках которого весь мир.
Повернулся и пошёл к себе домой.
Рассказал жене, что видел и слышал, обратился к небесам и стал молиться и рассказывать о своих бедах. И так каждый день.
Немного времени прошло, как опять разбогател.
Через два года царь и министр снова пришли в эту деревню. Нашли того человека, в прекрасном дворце, слуги вокруг, карета у входа.
 Спрашивают, как же он разбогател. Отвечает, что пошёл к царю, но увидел, что и над царём есть Царь.
Поэтому просил не  у царя государства,  а у Высшего – Царя царей, Благословенно Имя Его.


9. Любящий деньги не насытится деньгами, а любовь к  множеству, а не к плодам земли, тоже hавель.

Тот, кто стремится к наживе, не может остановиться, никогда не скажет «Хватит!» Только в обилии денег и вещей он видят смысл своих тяжких трудов.
Есть два типа людей, одни любят деньги, для них важно их количество. Копят и экономят, и не покупают для себя даже самое необходимое.
Другие любят вещи, всё, что зарабатывают, тратят на обилие вещей. И те и другие свою жизнь растрачивают на ветер,  все дела их – hавель.
Бен Зома говорил: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей, как сказано – когда ешь ты от плодов труда рук своих, счастлив ты и благо тебе. Счастлив ты  в этом мире и благо тебе – в будущем мире». (Авот 4:1)
То же со слов царя Давида: «Если будешь есть от трудов рук своих, то счастлив ты и хорошо тебе». (Теилим 128:2)
Плоды земли – исполненные заповеди, это и есть подлинное богатство человеческой души. (Раши)
Однажды рабби Иошуа Бен Леви сопровождал Элияhу hа-нави по улице города. Видят они толпу народа  у мясной лавки. Все там толкают друг друга, спорят, и каждый старается опередить другого, чтобы за динар купить килограмм испорченного мяса.
Пошли дальше – в конце улицы другой мясной магазин, где дёшево  продают мясо высшего сорта, но никто не покупает. Удивился рабби Иошуа Бен Леви, а Элияhу hа-нави говорит: «Не удивляйся, так люди пренебрегают лучшим, что могут приобрести, оставляют заповеди, чтобы за большую цену удовлетворить вожделение».


10. Чем больше добра, тем больше вкушающих от него. И что от этого владельцу добра, кроме удовольствия видеть всё свои¬ми глазами?

Чем богаче человек, тем больше у него «друзей», которые хотели бы воспользоваться его богатством.
А Раши говорит, что чем больше добрых поступков совершает человек, тем больше людей получает от них пользу. А от блага, даруемого Всесильным, вкушает весь мир.
Один богатый человек пригласил к себе на шабат нищего, выделил для него комнату на ночь и место за столом. На вечерней трапезе еду и напитки подали в фарфоровых и хрустальных чашах, рядом были дорогие серебряные и золотые столовые приборы.
Кто-то из гостей спросил нищего: «Пользовался ли он когда-нибудь такими вещами?»
– Конечно, –  ответил тот, –  так же, как хозяин, я тоже получаю от них удовольствие. 
Удивился богач:
– Почему ты так говоришь? Ведь это всё моё.
– Какая разница, – возразил он, – твоё или моё?
– Если так, – говорит богач, – прикажу спрятать в сундук, и ты ничего из этих вещей не увидишь.
– Верно, – говорит, – но в то же время и ты не увидишь их.
– Но если мне нужны будут деньги, я могу продать их.
Ответил нищий:
– Потом ты эти деньги истратишь, и мы сравняемся с тобой.


11. Сладок сон труженика, мало ли, много ли ест он. А богач насытился, но уснуть  не может.

Труженик от трудов своих сыт и не боится потерять добытое. А богач ворочается ночью в роскошной постели, уснуть не может, думает, как уберечь своё богатство от воров и недоброжелателей.
Другой смысл: трудится ученик, день за днём постигает Тору и рад даже немногому, что сумел получить, а учитель его в постоянном беспокойстве, как передать огромное богатство своим ученикам, чтобы сохраняли и умножали его.
Так было с Ари hа-кадош  (благословенна память праведника!). Вышел он на улицу после бани и сразу же стал вникать в дела  окруживших его людей, даже присесть не дали. Шамаш налил ему стакан воды, но он не обратил на него внимания. Шамаш сидел рядом, ждал и, сидя, уснул.
Рабби посмотрел на него, улыбнулся и сказал: «Прав был царь Шеломо – сладок сон труженика, сколько бы он ни получал за свой труд, а тому, кто имеет много и беспокоится о многих, нет времени для сна. 


12. Злое видел я под солнцем –  богатство, хранимое своему владельцу на беду ему.

Бедный  не обеднеет, его положение стабильно. Но богатому его богатство может стоить жизни. Возгордится, подобно Кораху, и погибнет.
Навот Израэли хотел сохранить свой виноградник – жизнь отдал, и виноградник потерял.


13. И пропадет то богатство в плохом деле; и родит он сына, и нет у него в руках ничего.

Сказал также: «Кто полагается на богатство своё, тот падёт…» (Мишлей 11:28)
И тот не удержится, кто имеет и боится, что не хватит ему, и не открывает свои руки для помощи другим.
Даже за заслуги отцов не оправдается перед Судом. (Раши)
Сидела куропатка на гнезде и вывела цыплёнка от чужого яйца. Подрос он и оставил наседку.
Так же и с человеком, который владеет незаслуженным богатством, напрасны все его хлопоты и заботы.


14. Как вышел нагим из утробы матери своей, так и уйдет – таким же, каким пришел, ничего не унесет он в руках своих из плодов своего труда.

Рождается голым – купают его и пеленают. Умирает – раздевают догола, купают и пеленают. Ни достояние своё и даже то, что заслужил при жизни не возьмёт в могилу. (Раши)

Пришла лиса к винограднику и не может преодолеть высокую ограду. Нашла дыру под забором, которая оказалась слишком мала для неё.
Три дня не ела, пока не похудела настолько, что смогла пролезть. Поела всласть виноград, а выйти обратно не может, растолстела. Пришлось опять три дня держать пост, чтобы выйти на свободу.
Вылезла, и говорит: «Прекрасный виноградник и вкусный виноград, однако, что за удовольствие, если всё опять, как было!»
Так и человек, жил, радовался, а потом всё вернул, и сам вернулся к прежнему состоянию.
 
Сказал рабби Меир: «В момент рождения руки человека сжаты, словно говорит, что весь этот мир – мой. А когда умирает, руки его открыты, словно показывает, что ничего не взял из этого мира.


15. И это тоже плохое дело: как пришло богатство, так и уйдет; и какая польза ему от  того, что он трудился  понапрасну?

Как получил, так и отдаст. Но ни в том, ни в другом случае не сохранит, если  будет скупиться на пожертвование, на цэдаку.
Цэдака – справедливость, эту малую часть Творец доверил ему для передачи нуждающимся. Утаивание её приравнивается к воровству. Даже бедняк, сам живущий на пожертвование обязан давать цэдаку. (Гитин 76)


16. И во все дни свои он ест во тьме, и досадует, и болеет, и раздражается.

Болезнь эта – скупость. Ест, скрываясь от других, дом запирает, чтобы соседи не увидели его достаток, и раздражается от любого намёка дать пожертвование.
 
Так и тот человек, который всю жизнь изучал законы Всесильного.
 Вошёл он в сад Торы, питался там и вышел пустым, если не передал своих знаний другим и не воспитал ни одного ученика.


17. Вот что увидел я хо¬рошего: благо тому, кто ест, и пьет, и видит добро от труда своего, над которым трудится он под солн¬цем в считанные дни жизни своей, которые дал ему Все¬сильный, – ибо это его  доля.

Такой труд и такие результаты труда, которые приятны для тела и для души.
«Хлеб с солью ешь, воды пей немного, спи на земле…но трудись над изучением Торы. Если так поступаешь, счастлив ты в этом мире и благо тебе  в мире грядущем». (Авот 6:4)


18. И для каждого человека, кому Всесильный дал богатство, и имущество, и власть пользоваться ими, и брать долю свою, и радо¬ваться труду своему – это дар Всесильного.

Богатство и власть при жизни человека для исполнения заповедей, для исполнения воли Всевышнего. А награда за исполнение, доля его – в другом мире. (Раши)
Богатство и даже власть можно унаследовать или внезапно получить – это от Небес, но почёт и уважение каждый добивается своим трудом.
Это и есть настоящий дар Всесильного.


 19.  Ибо пусть помнит он – немногочисленны  дни его жизни, и пусть помнит, что отвечает Всесильный на радость его сердца.

«Дней нашей жизни – семьдесят лет, а если будем сильны – восемьдесят лет…» (Теhилим 90:10)
Жизнь коротка, об этом следует помнить днём и ночью, каждый раз перед сном делать ревизию своим мыслям и своим поступкам.
Всесильный желает нашего раскаяния, чтобы заповеди мы исполняли с радостью, и  отвечает нам благословением.

Продолжение следует.