р42- Юбилей

Ирина Литвинова
http://www.proza.ru/2014/09/26/615   - начало
http://www.proza.ru/2015/10/19/201  - предыдущая глава


ЮБИЛЕЙ


- Ирина Юрьевна, вы помните, как я к вам первый раз пришел? – мечтательно произнес Тимофей.

Лирические настроения  нападали на ученика непосредственно перед решением задач,  как только брался за ручку. Оттянуть  позорный момент провала в  борьбе с треклятой наукой Тимофей считал своей  святой обязанностью. Тянул до последнего.

Нет, он не трясся от страха при виде цифр, как современные двоечники, страдающие новой болезнью под названием «число-фобия» и не выучившие к выпускному классу таблицу умножения. Его не бил крупный озноб.

Тимофей держался стойко, по-мужски. Таблицу умножения знал, а если забывал, шустро складывал числа, заменяя умножение сложением. С вычислениями у ученика было все в порядке, видно с первой учительницей ему крупно повезло.

Лирические отступления ученика  нужно было  записывать дословно. В них нельзя было  менять ни словечка, чтобы не испортить красоты. 

Ученик ценил слово и знал в нем толк.  У богатыря-хоккеиста имелся врожденный лингвистический  дар. Если Юрьна пыталась налету записать обрывок фразы,Тимофей  тщательно редактировал текст, исправляя неточности.

Как у него получалось создавать шедевры,  с ходу или путем долгой шлифовки, Юрьна не в курсе. Но слово своё Тимофей ценил и не давал сохранять небрежно.

Любимый ученик вызывал у репетитора неподдельное уважение  - сын, бесконечно любящий родителей, трепетно опекающий мать, помощник отцу в мужских делах, большой симпатяга, спортсмен, прирожденный  лингвист, мудрец,  самостоятельная личность  с мопедом.

Это тебе не  современные девятиклассники, которых родители боятся выпустить  из дома. Девятиклассник свободно колесил на мопеде по Москве и  окрестностям по поручениям семьи и своим делам. 

Цены бы ему не было, если бы высшие силы к другим талантам добавили способности к математике.   Не добавили. Ученик в глубине души страдал от  несправедливости, но виду не подавал,  унывать не собирался, и отстаивал свою честь на родительских собраниях и педсоветах.

- Мне, Ирина Юрьевна,  на педсовет ходить понравилось! Не то, что на родительское собрание. Там и поговорить можно. Вот я русичке на педсовете  и говорю:   «Марьванна! Что Вы себе позволяете? Как Вы можете! Тут директор сидит, завуч, а вы  - врете!  Вам самой-то не стыдно?» Она сидела – вся красная. Видно совесть проснулась, ххех!

Конфликт был затяжной, о чем говорили частые опоздания к Юрьне.

- Извините, меня русичка после уроков оставила. Я ей говорю, что к репетитору опаздываю, а она: «Будешь сидеть!» Ну, посидел  сорок минут, потаращился на нее. И что? К вам опоздал – неприятно.

В  морозные январские дни  некоторые школы закрылись.  Тимошина – нет.  Мороз стоял за тридцать. Ученики и учителя сидели в куртках и шубах. Бывалый хоккеист Тимофей в тонком свитере у окна основательно промерз. Стал тянуть руку – хотел сходить в гардероб за курткой. Учительница отказала ему два раза. Сама сидела в шубе. С третьего раза зябкое создание встало и пошло в гардероб без разрешения.

Вернувшись,  ученик нашел дверь класса запертой. Стучал, рвался учиться,   получать образование, утолять жажду знаний. Очень не сразу, но своего добился -   учительница испугалась, что крепкий малый сорвет дверь с петель. Результат утоленной жажды знаний – с родителями на педсовет.

Пришел с матерью. Мать робела. Тимофей ободрял:

- Не трясись, ты со мной.  Посмотрим, кто кого.

Сын с легкостью отражал  педагогические натиски  и самой горячо любимой  мамы:

- Инга Александровна! У Вас совесть есть? Вы понимаете, как я живу? Школа, курсы, репетиторы – еле живой, не высыпаюсь, не гуляю, на тренировку сходить некогда. Над вами в детстве так издевались? Отвечайте!

- Нет, я отличницей была.

- Нашла, чем оправдаться!

В  педагогическом таланте ученика Юрьна убедилась на собственной шкуре.  Тимофей легко отучил  от употребления вредных словечек, комично копируя  репетитора.

Только Юрьна  скажет сомнительное слово – ученик начинает  его смаковать, произнося на разные лады и пробуя на вкус.  Брать в копилку или не брать? Юрьна заливается краской стыда.

- Мать? – хитро поглядывает на Юрьну Тимофей, беря ручку, и опускает  голову к тетради, - перема-а-ть!

Как же стыдно!  Юрьна не знает ни одного матерного слова,  а «мать - перемать»  привязалось намертво  как самое сильное  выражение  для возмущения  непонятливостью учеников.

Общение с Тимофеем облагородило Юрьнин лексикон, а сама репетитор надеется, что и ученику общение пошло на пользу, сняв  стресс от страшной науки  и развив  навыки в решении   задач.

- Ирина Юрьевна, вы помните, как я к вам первый раз пришел? –  загадочно щурится ученик.
- А зачем это тебе?
- У нас юбилей! Я к вам два года хожу.
- Ты что-то путаешь, не может быть так много. Точно не помню  сколько, помню, что твоя мама позвонила летом, а появился ты в декабре. Помню, что мама нашла моё объявление на обрывке газеты в смешном месте, больше ничего не помню.
- А я помню, как пришел в первый раз!  Неужели не помните? Я вошел, заглянул в каждую дверь, все проинспектировал, осмотрелся  и понял - я здесь надо-олго задержусь!
- Что ты хочешь этим сказать?  Мне что, в «Пятерочку» за шампанским бежать? – шутит репетитор.
- Приду пьяный от репетитора – мать не поверит! Ххех! – довольно хмыкает Тимофей.

- Я сегодня раньше уйду – дела.
- Какие  еще дела, заниматься надо!
- Культурная программа. Родителей в баню веду. Сеанс заказал. Они там еще не были. А я был. На разведку ходил. Семнадцать лет с друзьями праздновал. Ели, пили, назюзюкались так, что попариться забыли. Вспомнили, а уже поздно.
- Немытыми ушли?
- Нет. Пришлось второй сеанс заказать.
- Пьяным париться вредно! Ты не знал?
- Не знал. 
- Ругали?
- Не, не ругали.  Мать дверь открыла, стою - никакущий, а она – ну,  хохотать! Чуть не падает, приседает и хохочет,  остановиться не может, хохочет и хохочет.  До кровати дополз и уснул. Утром проснулся  – трубы горят, голова разламывается.  До портфеля дотянулся с закрытыми глазами,  там у меня банка пива осталась. Нащупал, открыл,  только к губам поднес – мать входит. Бросилась на меня с кулаками. Колотит по голове и кричит:"Не будешь у меня  пить! Не будешь пить! Не будешь  пить!" Чуть не убила. Пришлось минералкой отпаиваться.
- А русичка твоя как? Марьванна? По-прежнему достает?
- Нет её. Ушла, то ли в отпуск, то ли совсем. Два месяца нет. Нового учителя дали. Молодого.  Домашних заданий не задает, тетради не проверяет, всем хорошие отметки ставит.  Вздохнули мы. Гуляем  весь день до ночи. Из школы   приходим – и во двор. Счастливые! Гуляем   месяц,  второй пошел,  а мы всё гуляем.  Как-то раз портфель дома бросил - и гулять. Вышел из дома, остановился  у подъезда, дальше не иду - не могу. Смотрю и вижу – опять этот двор, опять друзья,  одно и то же, одно и то же, никакого разнообразия.  Противно стало. Что я - подневольный,  гулять каждый день?  Плюнул, ни с кем не поздоровался, развернулся и домой пошел. Достал учебник по русскому языку, сел и стал правила читать. Отлегло.

Ну да, про себя улыбается  Юрьна, природа не любит пустоты,  вот и Тимофей дошел до истины опытным путем,   но  как артистично подал своё  осмысление! Вдумчивый малый.  Философ. Уже два года знакомы. Юбилей.



http://www.proza.ru/2015/10/27/205  - продолжение