Нож

Валентина Везнер
                - 1

     Это слово появилось в моей голове ещё до того, как я проснулась: "Нож!"  Почему -  "нож"? Что это значит? Ответ не прозвучал. Последняя мысль перед тем, как я заснула вчера, была вопросом: где найти силы для того, чтобы жить и творить? Может, слово "нож" должно быть ответом на мой вчерашний вопрос? Может быть, но... пока не отвечает. Значит, надо думать.

     Не открывая глаз, мысленно возвращаюсь во вчера. Вернувшись домой из отпуска, который провела с друзьями, несмотря на поздний час, я поставила на перезапись видеосъёмки, сделанные в поездке. Отъезд. Горная дорога через Швейцарские Альпы,  Франция, Монако. Небольшой кемпинг в итальянском городке, море, солнце...  Прекрасные воспоминания, хорошее настроение.
 
     Вот я поднимаюсь и иду в море. Ловко ныряю, изящно плыву, долго лежу на спине, качаясь на волнах. Возвращаюсь к берегу, выхожу из воды.  Да... Лёгкость, с которой я плавала в воде, сменились тяжестью и неуклюжестью.

     Переваливаясь, приближаюсь к камере. Красивый ровный загар не скрывает жировых складок на животе и целлюлитов на бёдрах. Крупным планом моё лицо.   Глаза, прищуренные от яркого солнца, и множество морщин. Не  первых, едва заметных морщинок, а настоящих морщин стареющего лица... Вот он, источник чувства безысходности и пустоты, чувства, которое лишило меня надежды и жизненных сил.

     То ли где-то, когда-то я допустила серьёзные жизненные ошибки, то ли по невнимательности не заметила важные знаки на развилках судьбы, только сегодня, когда мой возраст приближается к шестидесяти, я оказалась одна. Нет, друзей, приятелей, родных и знакомых у меня по-прежнему много, кроме того, я имею прекрасных детей и чудесных внуков, но вот надёжного мужского плеча, на которое можно было бы опереться, чтобы спокойно прожить остаток лет, рядом не оказалось.             

     До вчерашнего дня жила во мне надежда на то, что где-то есть Он, тот, с которым я могла бы стать счастливой ещё в этой жизни. Была надежда даже на любовь. Не на ту, возвышенную, о которой написано много книг, а на обыкновенную, человеческую любовь, которая бывает между обыкновенным мужчиной и обыкновенной женщиной. Но вчера, созерцая своё изображение на экране телевизора, я вдруг поняла, что с сегодняшними физическими данными у меня не осталось никаких шансов такового привлечь. 

     Снова ощущаю вчерашние чувства: сначала всё застывает, а потом где-то глубоко в сердце появляется боль, которая быстро растёт, заполняя всё внутри.  Да, похоже – пора вставать.

                - 2 -

     Семь утра. Для отпускного времени - очень рано. И тем не менее, встаю, по пути в ванную включаю чайник, затем чищу зубы, умываюсь, принимаю душ. Вода приятно согревает. Делаю её горячее, вместе с теплом в тело начинает поступать энергия. Мысли становятся чётче и интенсивнее.  После водных процедур возвращаюсь на кухню.
 
     Вода вскипела. Завариваю восточный чай, который, как утверждают изготовители,  утром - бодрит, днём - уравновешивает, а вечером – успокаивает, наливаю его в мою любимую, почти поллитровую чашку и, прихватив её с собой, выхожу в сад.
 
     Погода пасмурная, после ночного дождя свежо, прохладно и спокойно. От земли поднимается туман, размывая чёткие контуры деревьев и кустов. Туман, поднявшись до уровня верхушек деревьев, остановился, как бы раздумывая, куда податься. Если он поднимется вверх - будет пасмурно, если же опустится на землю, то  день разгуляется.

     Уже на терассе начинается моё разноцветное царство. В любое время года здесь что-нибудь цветёт. Цветы я люблю с детства. Сколько себя помню - в нашем доме всегда и везде были цветы. Мама их очень любила, вот и мне передалась эта любовь. Отовсюду насобирала семян, отростков, отводков, корней и луковиц и рассадила их по всему саду.

     Задняя стена дома, которая обращена на юго-восток, увита виноградником. Виноградные лозы я посадила, чтобы ветви закрыли неприглядную стену. А на ветках выросли ягоды - настоящий виноград! Когда-то я мечтала своими руками срезать гроздь винограда, а теперь вот  эти грозди я вырастила сама.

     Вот чудо! Всего две недели прошло, а какие крупные ягоды, хотя ещё совсем незрелые. Осторожно беру кисть в руки, ощущаю её приятную тяжесть и объём. Ну, спасибо вам, милые лозы, за ваш подарок, за доставленную радость!
    
     Стена сарайчика и забор рядом с ним затянуты настурцией. Словно живой ковёр из тёмных, кругло-волнистых листьев и нежных жёлтых, оранжевых,   
тёмно-красных и кирпично-бордовых цветов.

     По дорожке иду вглубь сада. Справа - настоящий дикий луг с ромашками, васильками, маками и другими полевыми цветами. В детстве я  очень любила лежать на таких лужайках, особенно после дождя в жаркие летние дни. Запах от трав и цветов в это время такой насыщенный, что через некоторое время начинает кружиться голова.

     Рядом - малинник. Какие зрелые ягоды! Крупные, налитые тёмно-бордовым соком. Набираю горсть малины и вдыхаю её аромат, потом медленно, ягоду за ягодой, отправляю в рот. С наслаждением глотаю сладкую мякоть ягод и запиваю чаем. Кружка греет руки, а выпитый чай - всё внутри.

     Подхожу к большому кусту орешника. Ветви его нагнулись под тяжестью дождевых капель, которые повисли на краях листьев. Капли – чистые и  прозрачные, они дрожат от малейшего движения ветвей, готовые в любое мгновение сорваться вниз. Поверхность листьев блестит, словно покрыта свежим лаком.

     Целительная сила сада чудодейственна. Она входит в мои лёгкие вместе с воздухом и его ароматами, пронизывает тело  приятной прохладой, проникает внутрь. На несколько минут замираю, закрыв глаза, вбираю эту силу, впитываю её каждой клеточкой и чувствую, как она растворяется во мне, осветляя все тёмные уголки души, очищая голову от мрачных мыслей. 

                - 3 -
    
     Возвращаюсь в дом, оставляю чашку в кухне и иду в спальню. Достаю кремы и другую косметику, привожу себя в порядок. Затем надеваю  мягкие удобные брюки, лёгкий свитер и сажусь за компьютер. Включаю его и начинаю размышлять над промелькнувшим утром словом.

     Итак - "нож"... Оставив попытки понять, почему появилось это слово, просто анализирую его и те ощущения и чувства, которые оно вызывает. Это слово я не люблю. Оно вызывает чувство холода и враждебности, ассоциируется с жестокостью, насилием, убийством, войнами.  А это - не мой мир.

     Что ещё? Заглянем-ка в словарь. В словаре  Даля написано: «Нож – стальная или железная острая полоса в черенке. Его используют для резанья.» Дальше идёт описание составных частей ножа, перечисляются разные виды их по назначению, по форме, по материалу, из которого ножи сделаны.

     Как ни странно, но большинство видов ножей используется для работы, людьми самых разных профессий. Хотя ножей и их разновидностей, используемых как оружие, тоже довольно много. В заключени приведены крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки, связанные с ножом. Но  эта информация не проливает ни капельки света на мои размышления.

     Записываю вчерашние печальные выводы и утренние впечатления, оставленные  прогулкой по саду. Теперь можно поработать над очередной книгой. Надо набрать стихи, написанные мной ещё до приезда в Германию. Хотя этот период жизни почти в три раза длиннее, чем германский, стихов за это время было написано совсем немного. Но если собрать их все вместе, то на небольшую книжечку наберётся. Интересно читать эти стихи – немного наивные, но за каждым из них стоит часть жизни, какие-то, как правило, важные события и рубежи.
 
     Одно из них написано, например, когда мне было семнадцать лет. Я тогда влюбилась в своего будущего мужа. Но мой возлюбленный осторожно заметил тогда, что ему нравятся стихи Цветаевой и Асадова. Я поняла, что мои стихи далеки от настоящей поэзии. После этого я долго ничего не писала.

     А вот другое –  тогда мне было уже тридцать пять. Тогда мы были в походе со школьниками. Вечером у костра мы говорили о народных сказках, о сказах Бажова. Я рассказала тогда ребятам про Огневушку-Поскакушку. А позднее, глядя на костёр, я написала об этом стихи.

     О! Оказывается, одно стихотворение посвящено моему мужу. Его день рождения в том году был в походе. Я написала эти стихи и отдала одной из подруг, которая была вместе с ним в походе. Ребята сделали так, чтобы в день рождения он первым взошёл на одну из вершин и на туре обнаружил капсулу с моим поздравлением в стихах.

     Увлекаюсь чтением стихов, воспоминаниями и совсем не замечаю времени. Допечатываю последнее стихотворение и обнаруживаю, что минуло уже больше двух часов. Ну вот, теперь можно снова развеяться, да и поработать в саду тоже надо. За время отпуска там всё заросло. Выключаю компьютер и отправляюсь снова в сад.

               
                - 4 -

     Туман опустился на землю, а в просветы между тучами пробивается солнце, превращая всё вокруг в сказку.  Впрочем, в природе всегда всё прекрасно, всё живёт и действует по законам природы,  значит - всё правильно и гармонично. Вон какая красота кругом!

     "Ах ты моя красавица, сколько же цветов у тебя распустилось!" - Это я к моей любимой розе обращаюсь. Цветы розово-алые, оттенок тёплый, живой, и запах - тонкий, завораживающий. Хорошо, что удобрением вовремя подкормила - весь куст стал крепче. Только некоторые ветки подсохли от жары. Но это мы сейчас исправим.

     Из сарайчика, что стоит в конце сада, приношу садовые ножницы (кстати, это слово произошло от слова «нож»!) и принимаюсь за работу. Отрезаю засохшие ветки, отцветшие цветы. От корня, от того места, где находится ещё непривитая часть стебля, выросли два диких побега. Их нужно тоже отстричь, чтобы не вытягивали соки.

     " Так ты меня благодаришь за заботу", - ворчу я на розу, шипы которой впиваются в мои руки, оставляя царапины. Но возвращаться в дом и надевать рабочую куртку не хочется, поэтому продолжаю работать, хотя царапины болят и из них кое-где сочится кровь. Постепенно куст становится совсем красивым - зелёный, пышный, и кажется даже помолодевшим.

     Вот бы так же обработать моё стареющее тело. Срезеть жировые складки, подтянуть сморщенную кожу лица, придать красивую форму груди. И буду снова молодой и красивой. А что? Сколько людей, даже молодых девушек, делают пластические операции, а потом наслаждаются жизнью. Вот тебе и ответ! Скальпель - ведь тот же  нож.
     Бред! Для меня это не годится. Актрисам, певицам и другим представителям эстрады и кино пластические операции необходимы - столько глаз смотрят на них. А зачем это нужно мне? Чтобы привлечь моего мужчину? Но тот, которого привлечёт моё подрезанное и подчищенное тело, будет всё-таки не моим.

     А каким он, мой мужчина, должен быть? Героиня одного из недавно прочитанных рассказов сказала: «В жизни каждой женщины встречается только один мужчина, все остальные на него лишь похожи или не похожи."

     Речь, конечно, не идёт о внешних данных. Или? Не хитри, дорогая, и о них тоже. Конечно же мне не всё равно, как он выглядит - мой мужчина. Мне всегда нравились мужчины определённого типа. Но кроме  внешнего вида есть ещё и другие  стороны человека, которые играют большую роль в отношениях.

     В древнем трактате о любви написано, что влечение людей друг к другу имеет три источника – душу, разум и тело. Влечение душ рождает дружбу, влечение умов вызывает уважение, от влечения тел возгорается страсть.   И только  все три взаимные влечения рождают Любовь в полном смысле этого слова.

     Мужчин-друзей, в которых меня привлекает ум, вернее, образ мышления, в моём окружении достаточно. Родственных душ  поменьше. А вот, что касается тел  - опять тупик. Но не потому, что у меня какие-то сверхпретензии к этому. То, что мужчины в нашем возрасте имееют не идеальные физические данные, я могла бы принять спокойно. Проблема в том, что мужчины нашего возраста предпочитают выбирать себе подружек намно-о-о-го моложе нас, лет этак на двадцать. А нам остаются те, которые на столько же нас старше,  т.е. лет около восьмидесяти.  Как правило, у мужчин в этом возрасте, за редким исключением, уже отсутствуют всякие влечения.
 
     Можно, конечно, тешить себя тем, что для настоящего мужчины физические данные и возраст не имеют значения, что главное в человеке - это его прекрасная бессмертная душа. Но мужчина на земле - это человек, т.е  душа, воплощённая в физическое тело. А это значит, что в женщине ему нравится тоже, прежде всего - человек, половиной которого является то же самое физическое тело. Круг замкнулся.
     Хорошо, что есть сад. Его разноцветье успокаивает вновь появляющуюся боль, а физическая работа всегда поднимает мне настроение.  По порядку прохожу весь сад, все его уголки и закоулочки, убираю сорняки, рыхлю землю, подрезаю, подчищаю, подвязываю.
     После моей работы всё становится свежим, ухоженным, чистым и красивым. Какая благодать! Когда вижу результаты работы, на душе становится легко и радостно. Солнце уже перевалило заполдень, становится жарко и чувствуется усталость.

     Подхожу к яблоням. Урожай в этом году невиданный, ветви гнутся до самой земли. Не обломились бы. Беру из сарайчика длинные деревянные рейки, подпираю самые тяжёлые ветви. А под деревом уже полно розовобоких яблок нападало. Собираю их в корзинку, мою под чистой струёй воды. Затем, вооружившись моим любимым ножом, устраиваюсь на террасе и начинаю их чистить.
 
     Сначала беру самое большое, самое спелое яблоко. Мягкая плоть его легко режется, а с ножа капает прозрачный сок. Отрезаю от яблока тоненькую дольку и отправляю её в рот. Вкусно! Ничуть не хуже тех яблок, что мы в Италии покупали. А тут - свои, собственные! Разрезаю ещё пару яблок, чтобы полакомиться ими во время работы. А остальные? Что же из них сделать? Может быть, приготовить сок? Маловато, наверное. Ладно, почищу их а потом решу, что с ними делать.

     Работа движется быстро – нож острый, удобный. Нож? Да, в руках у меня – нож. И этот нож я люблю. В связи с ним у меня никогда не возникало ни плохих ассоциаций, ни неприятных ощущений.  И пользовалась я им  всегда с удовольствием.  Открытие сначала удивляет, а затем вызывает интерес. Есть над чем подумать...

     О! Это яблоко с червоточиной. Жалко. С виду оно очень хорошее: крупное, красновато-розовое. Вырезаю повреждённое место. Хорошо, что задет только один край. А вот другое  - совсем гнилое. Тут и вырезать нечего. Придётся выбросить его. Может быть, и во мне надо что-то почистить? Почему-то ведь не остаются со мной мужчины.

     Червоточин во мне, естествественно, предостаточно. И ленивая я, и необязательная, и непунктуальная, и неаккуратная, и.., и.., и... И в то же время очень не люблю, когда кто-то пытается меня переделать или внести какие-то изменения в мою жизнь. Да и вообще - очень уж я свободу люблю. Ну, прямо насквозь "гнилая"! Только взять и выбросить, как то яблоко.
 
     Резкая боль в большом пальце руки остановливает моё самобичевание. Вот тебе и нож! - отвлеклась и порезала палец. А-а-а, у-у-у, ы-ы-ы, и-и-и... Зажимаю порез другой рукой, но помогает мало. Кровь сочится между пальцев, а боль усиливается. Да-а-а... Не очень приятно, когда вместо яблока начинаешь себя резать. Как больно-то! Надо быстро разыскать аптечку! Вот всегда так: когда надо что-то срочно - никогда не найдёшь. Ах, да! У меня же в чемодане лежит аптечка, которую я брала в поездку. Вот она! Бинта стерильного нет, ну да ладно, этот тоже чистый. Заклеиваю ранку лейкопластырем, а сверху заматываю бинтом.
     Закрываю чемодан и пытаюсь задвинуть его под стол. Не рассчитав силы, я задвинула чемодан слишком резко и далеко. Он ударился о стол, от этого покачнулась полка, и с неё свалилась маленькая деревянная фигурка ангела с изящными крыльями. Поднимаю её и с радостью вижу, что она не сломалась.

     А ведь этот ангел тоже вырезан ножом! Да с какой любовью и мастерством! Настоящее произведение искусства. Вся его фигурка поражает точными пропорциями. Тело, словно живое, мышцы напряжены, и кажется, что он вот-вот встряхнёт своими кудряшками, рассыпанными по всей голове, и начнёт играть на маленькой скрипке. При этом лёгкие пёрышки в его крыльях закачаются в такт музыке, переливаясь тонкой позолотой.

     Ставлю ангела на место и возвращаюсь на террасу.  В саду теперь я не работник - палец болит да и устала уже. А погода разыгралась. Туман окончательно опустился на землю,  и солнце, вырвавшись из-за туч,  рассыпает по земле свои тёплые лучи,  лаская всё и всех, словно спешит наверстать упущенное за вчерашний день.

     Вытаскиваю из сарайчика большую пластмассовую песочницу-раковину, ставлю на солнце и, протянув шланг, обе половинки наполняю водой. Получилось два прекрасных бассейна, вода на солнце нагреется быстро.

     Раскладываю кресло-лежанку под яблоней и ложусь. Приятная усталость разливается по телу, а вот ноги устали с непривычки очень сильно, подошвы словно «горят». Устраиваюсь поудобнее и пытаюсь расслабиться. Сквозь листву   кое-где пробиваются яркие солнечные лучи, проглядывает сочно-синее небо с белыми облаками.
     Прикрываю глаза и вижу сквазь ресницы радужные веера, на которые рассыпаются лучи. Блаженство! Если бы не назойливые мысли в голове, которые всё крутятся и крутятся. Что ж, придётся дать им волю.

     Итак - «нож»! Инструмент, с помощью которого одни работают, другие совершают зло, а третьи - создают произведения искусства. Но... как это всё связано со мной? Пока я поняла только то, что моё досегодняшнее восприятие слова "нож" было очень узким и субъективным, поэтому – негативное отношение к нему. А дальше?

                - 5 -

     Дальше – я не заметила, как заснула. И  снился мне сон. Будто иду я по густому дремучему лесу через заросли колючих кустарников, без дорог и тропинок, не зная ни куда я иду, ни зачем, ни почему. Густые травы заплетают ноги, кустарники царапают тело шипами и колючками. Раны кровоточат, ноги почти не двигаются от усталости, силы кончаются. Случайно выхожу на маленькую поляну, покрытую мягкой густой травой. В изнеможении падаю на землю и забываюсь.

     Из забытья выводит ощущение, будто кто-то пристально смотрит на меня. Открываю глаза и встречаюсь со взглядом странной старушки, которая сидит на небольшом пне рядом со мной. Одета она в старенькую, но чистую деревенскую одежду: белая льняная кофточка с длинным рукавом и  домотканная длинная юбка из небелёного льна. Русые волосы убраны под платок, который завязан сзади.
С удивлением глядя на старушку, я быстро поднимаюсь.

     - Чего вскочила-то? - словно давнюю знакомую спрашивает она меня. - Садись вон рядышком!

     Я осмотрелась и, увидев такой же пенёк, на каком сидела старая женщина, послушно села на него.

     - Притомилась? - с теплотой и заботой спрашивает она и протягивает берестяную кружку с каким-то напитком.

     - Да, - пытаюсь ответить я, но в горле пересохло и у меня получается невнятное мычание. Припадаю губами к тёплому краю кружки и жадно глотаю неожиданно прохладный, душистый, с привкусом малины и каких-то трав, необыкновенно вкусный напиток. С каждым глотком чувствую себя бодрее, усталость уходит, силы восстанавливаются.

     - Полегчало? - с тем же участием спрашивает старушка.

     Я чувствую её заботу и благодарно киваю головой, возвращая кружку назад.

     - Что же ты без дороги, напролом идёшь? – вдруг начала отчитывать она меня. - Смотри - тело-то всё в ссадинах да царапинах, заноз везде полно. Нельзя так с телом обращаться. Оно служит тебе, как говорится, верой и правдой, а ты о нём не заботишься. Ведь чувствуешь, что больно ему, а всё равно дороги не выбираешь.

     Тело действительно болело: и от усталости, и от заноз, и от царапин, но меня волновало не это.

     - Я не могу найти дорогу. Может быть, Вы знаете, где её найти? - с надеждой спрашиваю я, но старушка словно не услышала мой вопрос.

     - Давай-ка подлечим твоё тело, - она  открыла плетёный короб, который стоял рядом. В нём было  множество бутылочек, баночек и разных инструментов. Старушка взяла пинцет и продолжила: - Прежде всего, вытащим все занозы. Это будет немного больно, но по-другому не получится. Сама виновата. Зачем в колючки лезла?

     - Я не могла найти дорогу, пришлось через заросли пробираться.

     - А обойти их нельзя было? – укоряет она меня.

     - Да они же повсюду! - пытаюсь оправдаться я.

     - Это только так кажется. Если будешь не только смотреть, но ещё и видеть при этом, увидишь многое совсем по-другому. Ну да ладно,  сначала закончим с твоими болячками.

     Старушка, ловко орудуя пинцетом, одну  за другой вытащила занозы и колючки, потом открыла одну из бутылочек с настойкой, обмакнула в неё прутик, обёрнутый волокнами какого-то растения, и промыла все мои раны. Затем достала баночку с мазью и смазала ею лист подорожника, который приложила к одной из ранок. Так она наклеила листы на все больные места.

     Боль, казалось, утихала даже не от действия подорожника и мази, а просто от прикосновений рук старой женщины. Голос её успокаивал и согревал. Я почувствовала облегчение, только большой палец левой руки продолжал ныть. Рассмотрев его внимательно, старушка огорчённо произнесла:

     - Здесь попала грязь и ранка загноилась. Надо было её сразу обработать: промыть и продезинфицировать. Мазь я привяжу, но, похоже, придётся обратиться к врачу. Вернёшься домой – сразу же займись этим.

     Она закончила с лечением, собрала все инструменты и снадобья, уложила их обратно в короб, который поставила на прежнее место. Сама снова пристроилась на пенёк, заправила выбившуюся прядь волос под платок. Потом окинула взглядом поляну, вдохнула всей грудью терпкий лесной воздух, повернулась ко мне и спрашивает:

     - Так куда же ты идёшь?

     Я пожимаю плечами, потому что понятия не имею, где я, как сюда попала, и куда мне надо, не знаю тоже. Старушка улыбнулась,  лукаво прищурила глаза и говорит:

     - Знаешь, одна моя знакомая написала стихи. Вот я тебе несколько строчек из них прочитаю:

     "... И еще поделюсь секретом –
      это выверено самой:
      ты запомни, что в мире этом
      все дороги ведут домой."

Мудрые слова, правда? Не туда ли и тебе надо?

     Я растерянно смотрю на старушку. Эти стихи написала я, и написаны они были двадцать лет назад. Тогда я жила на Урале в далёком северном городе на Каме.

     - Вы имеете в виду Камск? – спрашиваю я, теряясь в догадках, откуда ей известны мои стихи.

     - Нет, я имею в виду Дом, - не обращая внимание на моё недоумение отвечает старушка.

     - Чей?

     - Твой, конечно.

     - Да, наверное, мне надо домой, но дороги нигде нет.

     Женщина всплеснула руками, хлопнула ими о колени.

     - Батюшки! Дороги для неё нет! Вот беда-то! - воскликннула она притворно-трагически, потом серьёзно добавила, - Дороги есть везде, только видеть их надо.

     Внутри у меня появляется лёгкое раздражение, которое начинает быстро расти.

     - Я же не слепая, нет здесь ни дорог, ни тропинок, ни одного человеческого следа нет!

     - Раздражение - плохой помошник. Кто же виноват, что ты здесь?

     Кто виноват? И правда, почему же я здесь? Ничего не помню... Старушка гладит меня по плечу и вдруг меняет тему разговора:

     - Расскажи-ка мне, какой он, твой дом? - в её глазах я уловила не праздное любопытство, а неподдельный интерес.

     - Ну.., - начинаю я, немного задумавшись. - У меня большой сад, который я очень люблю. В нём полным-полно разных цветов и деревьев, даже плодовые есть: яблони, сливы, грецкий орех. Я увлекаюсь и долго рассказываю старушке обо всём, что есть в моём саду. Старушка  с интересом слушает. Подбодренная её вниманием, я вдохновлённо продолжаю:

     - В этом году созрел первый урожай малины. Это мои любимые ягоды. А ещё очень много винограда уродилось. Внукам радость будет, когда он созреет!.

     - У тебя и внуки есть? - улыбнулась старушка. - Это хорошо, есть кому радость дарить.

     - У меня их целых восемь! – с гордостью говорю я. - Шесть мальчиков и две девочки! С ними интересно. Все разные. И снова поощрённая её интересом, я принимаюсь рассказывать ей про своих внуков.

     Мне хорошо с ней, так же, как когда-то было рядом с мамой. Незаметно для себя я рассказала ей всё о своих внуках и детях, о родственниках и друзьях. Она удивлялась, радовалась и смеялась вместе со мной. Когда я закончила говорить, она восторженно, с каким-то особым уважением и удовлетворением произнесла:

     - Счастливая ты! И Дом у тебя хороший. Как же ты к нему дорогу-то не видишь?

     - Да ведь лес же кругом - дремучий и непроходимый!

     - К Дому дорогу надо искать, а не в лесу.

     - Да мне хоть бы какую-то найти! Всё равно какую, лишь бы дорога была.

     - Потому и мечешься, и плутаешь по дебрям, что тебе всё равно. Не знаешь, куда тебе надо. Ещё раз говорю: к Дому иди! К твоему Дому.

     Женщина встала, как бы приглашая и меня сделать то же самое. Я поднялась, но неопределённость не давала мне покоя.

     - Где же искать мне эту дорогу?

     - А чего её искать, если знаешь, куда тебе надо? Вон она, дорога к Дому   твоему, - махнула она рукой в сторону леса.

     Я глянула туда, куда она показала, и увидела дорогу. Она начиналась почти возле того места, где мы стояли, и уходила, извиваясь, в лес, скрываясь в нём за очередным поворотом.

     - Вот  и хорошо, что увидела дорогу свою, - тепло проговорила старушка и перевела взгляд на меня.

     Она смотрела внимательно и долго, словно пыталась разглядеть мои мысли. Я физически ощутила её взгляд внутри меня. Да-да! Не на мне, а внутри меня. Вместе с ним в меня вливалась какая-то невидимая сила, которая заполняла меня, приводила в порядок мысли, чувства, ощущения.

     Я словно прозревала после ослепления, прозревала не только глазами, но и всем моим существом. Ещё раз посмотрев на дорогу, на то место, где она скрывалась из виду, я поняла вдруг, что точно знаю, что это именно та дорога, которая мне нужна,  дорога, которая ведёт к моему Дому.


                - 6 -

     Солнце висело прямо над головой, было жарко, а во рту – снова сухо. Вдруг солнечные лучи, словно ножом, резанули прямо по моим глазам. Ослепительный свет заставил меня сначала зажмуриться, а потом открыть глаза.

     Вокруг – снова мой сад. Не сразу, но понимаю, что заснула. Спала я, видимо, долго. Солнце за это время передвинулось к западу, тень «ушла» в сторону, и яркие лучи  падали на лицо.   

     Вспоминаю странный сон, и почти физически ощущаю, как "раздваиваюсь". Одна  часть меня чувствует радостную уверенность, а в другую потихоньку вползают вчерашние ощущения сегодняшней реальности. К счастью, слышу громкие настойчивые звонки - кто-то звонит в дверь.

     Иду к двери. Сквозь стеклянную входную дверь никого не вижу. Открываю её, и меня захлёстывает шквал моих внуков. Они набрасываются на меня со всех сторон, теребят за руки, виснут на шее, радостно кричат все сразу:

     - Ома (бабушка) Валя! Ты приехала?!

     - Кома Валя! Кома Валя! Мы пришли к тебе с гости!

     - Ты Думала, что никого нет, да? Ты нас не видела, да?

     - Ома ...аля! ... да?

     - Ты была на море?

     - Мы пойдём к тебе в сад?

     - ...дём сад?

     Сначала загребаю их всех в кучу, потом подхватываю на руки того, кто ближе, обнимаю, целую, кружусь с ним, с трудом отцепляю от себя и берусь за следующего. Когда опускаю последнего на пол, и он убегает вслед за остальными в сад, обнимаюсь с невесткой и сыном. У сына, оказывается, сегодня свободный день, и они решили навестить меня.

     Вслед за внуками отправляемся в сад. Кто-то из детей уже обнаружил миску с почищенными яблоками и они активно и дружно решают мою «яблочную проблему». Затем скидывают одёжки и с визгом бросаются к импровизированным бассейнам. Вода уже нагрелась - солнце изливает ещё летнюю жару, и лучшего удовольствия для детей не придумать.
     Сын растягивается на расстеленное под яблоней одеяло, я располагаюсь на голливудской качели – под солнышком,  а невестка пристраивается в тенёчке на кресле. Обмениваемся новостями, рассказываю о поездке, обсуждаем планы на ближайшее время.
    
     Дети плещутся в бассейнах, брызжут друг друга из приспособленных для этого пластмассовых бутылок, поливают воображаемые цветы, которые у них почему-то «растут» на бетонной площадке. При этом они визжат от восторга, громко хохочут, ссорятся то из-за одной, то из-за другой игрушки. Время от времени раздаётся чей-нибудь рёв, и тогда нам приходится прерывать наше общение и улаживать конфликт.

     Все утренние страдания, размышления, сомнения улетучились, вместе с последними облаками на послеобеденном небе. Следующие четыре часа ускользают туда же, с такой же быстротой и неумолимостью.

     Время ужинать. Оставляю детей в саду и отправляюсь готовить ужин. Закупить продукты ещё не успела, но выручают пельмени, которые всегда есть в моей морозилке. Это очень удобно, потому что они могут месяцами лежать в замороженном виде. В любой самый неожиданный момент их можно приготовить быстро и на любой вкус, используя разные приправы и соусы.

     Можно просто сварить их, можно поджарить замороженными или уже сваренными. Моя племянница, например, варит с ними суп, добавив немного картошки и заправив поджаркой из лука и морковки. Сегодня готовлю самым простым способом: в воду добавляю бульонные овощные кубики, отвариваю пельмени и раскладываю по тарелкам. Отдельно в кружки наливаю бульон.

     Накрываю стол на терассе и зову всех ужинать. Дети дружно поднимают рёв, понимая, что на этом их сегодняшнее счастье закончилось. Уговоры не действуют, поэтому применяю уловку: обещаю, что после ужина они могут помыться у меня и только потом пойдут домой. Это действует, тем более, что аппетит они уже нагуляли. Ещё два часа заняты едой, наведением порядка и помывом детей.

     Наступает время расставания. В отличается от встречи, церемония прощания сопровождается протестами – почему так рано надо уходить, слезами – совсем не хочется расставаться, обещаниями, что завтра встретимся снова, и общим решением, что встретимся намного раньше, чтобы времени было больше.

     Последней на мне повисает внучка и сквозь слёзы шепчет мне: «Ты - самая любимая моя омочка!» С трудом отцепляю её от себя, передаю родителям и все уходят. Стою у двери, пока дети не доходят до угла. На углу все останавливаются, машем друг другу руками, и они скрываются за поворотом.

                - 7 -

     Закрываю дверь и, прихватив мобильный телефон, снова иду в сад. Набираю номер Подруги, усаживаюсь поудобнее, настраиваясь на длинный разговор. Она отвечает быстро, радостно приветствует меня и забрасывает вопросами:

     - Как отпуск? Как отдохнула? Как самочувствие? Как настроение?

     - Отдохнула очень хорошо, здоровье нормальное, а настроение... как тебе сказать?.. Как погода летом: то дождь, то гром, то солнышко, то ненастье.

     - Какие-то проблемы? – в голосе забота и  искренняя готовность помочь.

     - Проблем особых нет, вернее, проблема одна и всё та же. Днём работала в саду, после обеда были дети – шесть часов счастья, а сейчас – снова одна.

     - Есть у тебя ещё какие-то планы на вечер? – уточняет Подруга.

     - Какие планы?! Конечно, нет никаких!

     - Я сейчас приеду, - коротко говорит она и даёт отбой.

     Это хорошо, потому что самое плохое время для меня, когда наступает вечер и я остаюсь одна. Темнота скрывает мир вокруг и всё превращается в пустоту, которая постепенно начинает проникать внутрь, заползает во все потаённые уголки души и тела и от меня тоже остаётся пустота.

     Устанавливаю столик с креслами в глубине сада, рядом с кустом роз, которые источают нежный аромат, и подальше от дома, чтобы не мешать разговорами соседям. Приношу свечи в стеклянных стаканчиках, ставлю в вазу букет из любимых цветов Подруги. Снимаю несколько яблок и кладу их в вазу. Опыт показал, что они могут быть очень даже кстати.

     Затем собираю мяту, душицу, листья смородины и земляники, добавляю мелко нарезанный корень одуванчика и завариваю большой чайник травяного чая. Ставлю чайник на подставку и  зажигаю под ним свечку, чтобы чай не остывал и постепенно настаивался. К приходу подруги я вооружена всем необходимым для задушевного разговора.
     Сначала включаю ей отпускные видеозаписи, а потом идём в сад. На улице всё ещё светло, хотя темнеть стало заметно раньше. Проходим по всему саду, показываю ей всё, что изменилось за время моего отсутствия, она охает, ахает, восхищается, разделяет со мной мою радость и гордость. 

     Так же, как я, они с мужем заядлые садоводы-огородники и любители природы. В этом году они приобрели сад. Муж её сегодня целый день в нём работал и остался там ночевать. Поэтому она решила приехать ко мне, чтобы поговорить без свидетелей «о своём, о девичьем».

     Когда закончиваем осматривать сад, замечаю, что посвежело. Приношу из дома мягкие пледы и стелю на кресла. Наливаю чай в стаканы, насыпаю сахар-кандис, который начинает тихонько потрескивать в чае. Тихо, спокойно, уютно...

     - Ну, что там у тебя произошло? – внезапно спрашивает Подруга.

     Такого резкого перехода я не ожидала и не успела подготовить себя. Слёзы дождём посыпались на колени. 

     - Ну, ты чего?! – теперь её очередь теряться.

     Я уже справилась со своей растерянностью, вытираю оттаявший нос и обречённо начинаю «плакаться»:

     - Видела моё великолепное изваяние на экране? – сарказм  вытесняет слёзы.

     - Ну и что? Очень красивый загар, интересная женщина в полном соку! – звучит искренне.

     - А целлюлиты, а морщины на лице, а жир, который висит повсюду? – почти с ненавистью к себе говорю я, всхлипывая от отчаяния. 

     - Понимаю, что наш возраст нас не красит, но разве это главное?

     - «Нас!» - ехидно передразниваю я её. – Тебя это не касается, ты же не одна.

     Зачем я это говрю! Она же не виновата в моём одиночестве. Наоборот, сразу почувствовала, что мне плохо и тут же примчалась.

     - Извини, я просто не знаю, что мне делать, - уже тише добавляю я.

     - Мне кажется, ты не там ищешь причину своего состояния. Дело не в том, что ты одна. Прости, если я сделаю тебе больно, но я уже давно хотела поговорить с тобой на эту тему. Ты прекрасно знаешь, что ты совсем не одна: друзья, дети, внуки. Ну, нет рядом с тобой, как говорят, второй половины,  но я скажу тебе сейчас честно: для тебя время поисков этой второй половины уже прошло.

     - Так ведь и я о том же! – отчаянье снова захлёстывает меня. Перед глазами в ускоренном виде «прокручиваются» кадры из видеозаписи.

     - А я не об этом. Время поисков второй половины прошло, потому что у тебя этого времени - времени для второй половины – просто нет. Твоя жизнь так заполнена работой, творчеством, внуками, друзьями и прочими делами, что у тебя остаётся для личной жизни максимум час в день. Как ты думаешь, достаточно этого времени для твоей второй половины?

     - Если бы кто-то появился, я перестроилсь бы, - не сдаюсь я, - Мы делали бы это всё вместе.

     - Но у любого другого человека в нашем возрасте уже давно своя, устоявшаяся жизнь, такая же наполненная, как и у те6я.

     - Можно приспособиться, найти общие точки соприкосновения, общие увлечения и...

     - ...завести общих друзей, детей  и внуков, - закончила за меня Подруга. – Чтобы достичь такой гармонии в семейных отношениях, нужно создавать семью в юности и строить эти отношения всю жизнь. У тебя такой шанс был.

     - Ты же знаешь, что у нас с мужем была несовместимость характеров, - оправдываюсь я.

     - Тридцать лет совмещались и вдруг не совместились. Ты просто не захотела совмещать их дальше, – безжалостно  заявляет она.

     - Я просто не могла так дальше жить, - всё ещё пытаюсь защищаться я.

     - Не могла или не хотела – теперь уже не важно. Твою семью снова не восстановишь. Я не об этом. Сколько лет ты уже одна?

     - Скоро десять.

     - И сколько кандидатов на право занять место рядом с тобой за это время было? – продолжает допрос Подруга.

     - Да при чём тут, сколько было?! – возмущаюсь я, - Важен результат: никого не осталось! Все от меня сбегают.

     Подруга начинает громко смеяться и не может успокоиться, пока не появляются слёзы. Я недоумённо наблюдаю за ней. Наконец, вытерев слёзы, она произносит:

     - Ты! Монстр! От которого бедные мужчины в страхе разбегаются! Скажи лучше честно: если бы кто-то из них захотел остаться с тобой, ты бы с этим согласилась?

     Задумываюсь, вспоминаю по очереди моих «кандидатов» и с удивлением признаюсь:
     - Странно... Нет, из этих, пожалуй, мне был бы никто не нужен.

     - А теперь представь на этом месте кого-нибудь из тех мужчин, которые тебе нравятся. Например, известного тебе господина «С». Вы ведь с ним друг друга хорошо понимаете.

     Да, с ним мы друг друга, действительно, хорошо понимаем, нам интересно вместе, легко и просто. Но жить с ним под одной крышей, бок о бок каждый день?..

     - Не трудись. – прерывает мои размышления Подруга. - Чтобы вам быть вместе, тебе придётся себя о-о-очень во многом переделать. Он себя переделывать не будет, ведь так?

     - В данном, конкретном случае – да.

     - И в других конкретных случаях тоже. Я же тебя знаю. Дело не в одиночестве. Одиночество для тебя сейчас даёт только преимущества: можешь делать всё, что хочется, когда хочется. Зачем тебе нужен кто-то другой?

     - Хочется, чтобы кто-то меня любил, - упрямо твержу я.

     - А таких нет?! – язвит Подруга.

     - Есть, но их не люблю я.

     - А тот, которого любишь ты?

     - Тот не любит меня и никогда не полюбит, - отвечаю устало и уже с безразличием.

     - «Любит-не любит» - тебе не смешно?

     - Было бы смешно, если бы не плакалось. Я всё понимаю, но не знаю, что делать.   

     - Сменить пластинку. Поставить другую программу. Только делать это осознанно. Давай-ка разберёмся с твоими мужчинами и сделаем некоторые выводы. Итак, муж у тебя был и очень даже неплохой! Ты сама от него отказалась. Об этом ты сожалеешь?

     - Нет, об этом я не сожалею. Я же сказала, что характеры у нас слишком разные.

     - Пойдём дальше. Есть мужчина, которого любишь ты, есть мужчины, которые любят тебя. Нет взаимности. Как ты думаешь, есть шанс встретить кого-то, с кем будет взаимная любовь?

     - В моём возрасте и с моими данными?! Конечно нет! В этом я не сомневаюсь нисколько!

     - А я точно знаю, что шанс есть, и я в этом тоже нисколько не сомневаюсь. Шанс такой есть, но ты просто не хочешь менять свою жизнь.

     - Я же сказала, что это нереально. Не могу я ничего изменить...

     - Ответ неверный. Можешь, но не хочешь. Помнишь, в одной умной книжке мы читали: «Если у вас что-то не получается, подумайте, почему вы этого не хотите?» А не хочешь ты этого только потому, что у тебя куча других дел, которые для тебя куда интересней, чем кого-то искать, чтобы потом под него подстраиваться. Ну, а если не хочешь, чего же ты тогда страдаешь?!

     - Да хочу я! – возражаю капризно.

     - Тогда делай для этого что-нибудь. Пиши объявления в газеты, езди на разные встречи, ищи в интернете, - заводит она меня.

     - У меня нет лишнего времени, да и не интересно мне это, - сдаюсь я.

     - Наконец-то! – победоносно восклицает Подруга, - «Не интересно» – а это в переводе на русский язык означает – «не хочу». И времени свободного у тебя, действительно, совсем немного. Какой-нибудь час в сутки. Ты же человек творческий! Вот и используй это свободное время - твори!

     - В таком состоянии стихи не пишутся. Я могу писать только тогда, когда мне хорошо, -  возражаю я.

     - А тебе всегда плохо! – снова ехидничает она.

     - Ну, не всегда. Хорошо, когда в саду работаю, когда на природе, когда дети и внуки приходят, друзья...

     - Вот и пиши про сад, про природу, про внуков, детей и друзей. Не пишутся стихи, пиши прозу, - продолжает она на той же волне.

     - Да кому это надо? Не такой уж большой у меня талант. В литературном плане даже мои стихи – абсолютный ноль. А о прозе и говорить нечего, - я не кокетничаю, это действительно так.

     - А ты не для литературы пиши, для тех же детей и внуков, для друзей, наконец! Внуки, когда вырастут, будут тебе очень даже благодарны. Представь, если бы твои родители оставили тебе свои рассказы об их жизни, о твоём раннем детстве, было бы тебе это интересно?

     Пожалуй, она права. Мне было бы интересно это узнать. О жизни своих бабушек и дедушек я совсем ничего не знаю, да и о жизни родителей знаю только то, чему была свидетелем сама. Но и это я воспринимала со своей, детской, колокольни. 

     - Хорошо, ты меня убедила. Да и успокоила тоже. А то вчера вечером я совсем расклеилась. Спала плохо, утром сегодня проснулась а в голове слово «нож» крутится. Всё утро размышляла, что бы это значило.

     - Нарыв твой душевный болел, вот подсознание и выдало тебе решение, – смеётся Подруга. – А я пытаюсь этот нарыв вскрыть, чтобы быстрее его вылечить.

     Может быть она и права. Скорее всего – действительно права. Вспоминаю свой дневной сон.

     - Знаешь, по поводу подсознания ты права. Оно мне ещё и путь дальнейший подсказало. Сон мне приснился сегодня днём. Рассказываю свой сон, а потом подвожу итог:

     - Ничего мистического в этом сне нет. Работала в саду – устала очень. Тело с непривычки болело, а ещё шипами роз руки поцарапала. Когда яблоки чистила – порезала палец, который не обработала сразу и он загноился. Утром записывала ранние стихи, те, которые ещё дома, в молодости писала. Ну, и весь день думала о том, как жить и что делать дальше. Вот всё и соединилось в этом сне.

     - Умничка! Всё верно поняла. Ещё раз повторяю: пиши! Описывай события из жизни, детей, внуков, их забавные высказывания. Они ведь видят свою жизнь со своей точки зрения. Чтобы они тебя понимали, они должны знать это всё и в твоём видении.

     - Спасибо тебе. Мне стало легче, да и поняла я кое-что. Я думаю, что пора идти спать.

     Я беру стаканы, Подруга – чайник и сахарницу, и мы идём в дом. Раскладываю диван в зале, достаю привезённый из отпуска французский постельный  комплект и устраиваю спальное место для Подруги.

     - Ты ложись, - говорю я Подруге, - а я ещё немного посижу за компьютером – запишу кое-что по свежей памяти.

     - Пиши-пиши! - смеётся Подруга, - Отрежь тем ножом несбывшиеся мечты и неисполнившиеся желания, оставь это всё в прошлом и живи сегодня, сейчас!

     Подруга легла спать, а я села за компьютер. Незаметно пролетело ещё часа два. Постепенно снова вернулись покой и умиротворение, энергия и жизненные силы. Сна нет. Накидываю кофточку и снова выхожу в сад.

     Небо, чистое и высокое, манит к себе Божественной красотой и неизвестностью. Всматриваюсь в мерцающий танец звёзд, чувствую, как он сливается с таинственной бесконечностью, вбирая в себя и то, что раскинулось здесь, внизу,  где стрекочут кузнечики и маленькими звёздочками пролетают светлячки.   Тихо и ласково шепчет что-то сонный сад.   Вот он, Мой мир, Мой Дом! Как же здесь хорошо и уютно, как я благодарна за это всё Тебе, Господи!

2007 - 2016гг. Ратинген-Дуисбург

Фото: Эвальда Везнер