Хронология пророков и пророчеств ч. 8-4

Владимир Бровко
ч.8-4
Малые  библейские пророки

      Теперь после  двух предыдущих публикаций мы  разобравшись с «великими пророками»   смело можем  браться и за «малых». В канон Ветхого Завета вошло всего 12 малых пророка.
Но в действительности таких пророков,  даже если брать только тех, кто упоминается в Библии было  значительно больше. Но им не повезло. Они не оставили после себя « литературного наследства» в виде пророческих книг!
      А вот пророки Осия, Иоиль, Амос, Иона, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей,Захария, Малахия не поленились записать свои пророчества и теперь мы должны  посмотреть что же они «пророчествовали» и чем заслужили такую честь - быть включенным в Библию!.
      Задача  трудная, но мы с вами любознательный читатель постараемся  решить ее комбинацией двух стилей. Популярного описания с включением  точных  научных выводов по самым важным  из их пророчеств. И вот  какой  у вашего автора получился  научно-популярный микс.

1. КНИГА ПРОРОКА ОСИИ

     И вот что об Осии пишут в исторических  энциклопедиях:
     Оси;я (ивр. , Оше;а, «спасение») — библейский пророк, сын Веерии (Беери;и), автор Книги Осии. Жил и пророчествовал в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II вплоть до гибели Израиля и разрушения его столицы — Самарии.
    Как и Амос, Осия боролся против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев, обращал их сердца к Господу. Библейское предание гласит, что жена пророка была распутницей, изменявшей Осии, вследствие чего они развелись.
    Это было ещё одним мотивом к горячему проповедованию в среде израильтян покаяния и возвращения на пути Господа, к искренней вере.
    Осия прямо говорит, что Господь отвернётся от евреев и призовёт в Царствие своё язычников, которые веруют в него.
     Именно Осии принадлежит фраза, ставшая особенно знаменитой в христианскую эпоху, отражающая веру в воскрешение и спасение людей через искупление их грехов Сыном Человеческим: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Осия 13:14)
   Но тут сразу хочу  заявить в защиту  жены  Осии.
   Он  сам добровольно или вернее по Божьему повелению  женился на  распутнице, которая ему родила детей и которых он  уже сам назвал  крайне неприличными для иудеев именами!!!
    Это  факт  показывает нам, что Осиия  не был  вменяем человеком с токи хранения современной психиатрии! И уже по одному этому критерию  Осия  в глазах современного человека дискредитировал себя как религиозный деятель!
     По-видимому, призвание Осии к пророческому служению совершилось в конце царствования Иеровоама II.
       Он, вероятно, был свидетелем последних дней правления этого монарха, очевидцем упадка и крушения Израиля, а также плена.
      И вот рассказ как Бог призвал Осиию к пророческому  служению!
      а. Осия 1:1 -3:5. Взаимоотношения Бога и народа.
       Приступив к изучению пророчества Осии, читатель почти сразу же сталкивается с крайне нелегкой проблемой. пророк начинает свою весть с сообщения о том, что Господь обратился к нему с таким повелением:
      "Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от Господа".
       В ответ на Божие повеление Осия говорит, что он взял в жены Гомерь и, что она родила ему нескольких детей.
        Каждый ребенок получил символическое имя и стал как бы средоточием пророческого наставления. Например, одного из них звали Лоамми (то есть "не Мой народ"), и это имя символически выражало Божию весть о том, что Он отказывается признать Израиль Своим народом.
     На протяжении первых трех глав в пророчестве звучит тихая печаль, ибо согласно некоторым исследователям, нам следует буквально понимать все, о чем здесь рассказывается.
    Таким образом, получается, что Осия действительно женился на блуднице и она родила ему детей, которые носили ужасное имя - дети блуда.
    Как только кто-нибудь из них рождался, Осия, пользуясь, случаем, обращался к народу с вестью, которую дал ему Господь.
    Когда, например, родилась дочь, он назвал ее Лорухама (то есть "Непомилованная") и, используя факт ее рождения, возвестил Израилю: "Я (Господь) уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им" (1:6).
      Речи пророка
        Согласно Драйверу, в этом разделе Осия особым образом раскрывается как пророк "упадка и гибели Северного царства". В 4-8 главах подчеркивается, что это грешное царство несет на себе вину; далее (9 - 11:11) говорится о наказании, которое обрушится на Израиль, а затем (11:12 - 14:10), несмотря на то, что эта мысль сохраняет свою актуальность, пророк возвещает будущее благословение, которое ожидает покаявшийся народ.

     2. КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ

    Пророк Иои;ль (ивр. , Йоэ;ль, означает «Иегова есть Бог»), сын Вафуила — библейский пророк. Родился и жил в V веке до н. э. в Иудее, во время правления иудейских царей Иоаса и Амасии.
      В довольно благополучный период Иудейского царства, Иоиль в основном призывал сограждан к искренней вере в Бога и отказу от показного служения Господу. Его книга представлена как «слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила».
     Пожалуй, это и все, что мы узнаём из Библии о самом Иоиле. Главное внимание уделяется самой пророческой вести, а не составителю книги. Близкое знакомство Иоиля с Иерусалимом, его Храмом и особенностями храмового служения указывает на то, что, возможно, пророк писал свою книгу в Иерусалиме или в Иудее.
        Иоиль стремится показать народу, что тому надо смириться и покаяться и что грядущий суд неизбежен.
        В то же время тех, которые остались верными Божьим обетованиям, он стремится ободрить, напоминая о грядущем спасении и гибели их противников и Божьих врагов.
        Чтобы лучше понять вопросы, связанные с авторством книги и ее написанием, сначала рассмотрим ее содержание.
а.1:1-2:27. Наказание саранчой.
1. 1:1. Надпись. Несмотря на то, что в надписи ничего об этом не говорится, существует более или менее единое мнение о том, что Иоиль совершал свое служение в Иудее.
2. 1:2-20. книга начинается с описания опустошительного нашествия саранчи (2-4), за которым следует призыв покаяться. пророк призывает назначить пост и объявить о торжественном собрании в доме Господа (5-14); восклицанием "О, какой день" он возвещает о наступлении дня Господня, дня бедствий и наказания.
    3. 2:1-17. пророк повелевает, чтобы трубили трубою, потому что день Господень приближается. Это день тьмы, когда враг войдет в город. В 3-10 стихах Иоиль описывает это нашествие и затем возвещает, что Господь со Своим воинством встретит захватчика (11 стих); итак, народу надо покаяться, соблюсти пост и обратиться к Господу (стихи 12-17). На это покаяние Господь ответит Своим великим и могущественным избавлением.
     б. 2:28 - 3:21. Господни благословение и наказание.
В оригинале 2 глава заканчивается 27 стихом. Считаетя, что стихи 28-37 принадлежат 3 главе, а то, что в английском переводе рассматривается как 3 глава, в еврейском оказывается 4. Таким образом, в английском 2:28-32 соответствует еврейскому 3:1-5, а 3:1-21 - еврейскому 4:1-21 (как и в русском Синодальном переводе - прим. перев.)
    1. 2:28-32. В этом разделе пророк возвещает о наступлении мессианского века, когда Божий Дух изольется на всякую плоть и всем будет возвещено евангелие. "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется". Исполнение этого благодатного пророчества совершилось во время излития Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян. 2:17).
     2. 3:1-21. В этой главе, используя метафорический язык, пророк продолжает описывать благословенное время, которое наступит для Божьего народа. Для Иуды и Иерусалима пленение закончится, но в долине Иосафата над всеми народами совершится суд (стихи 1-8). Этим народам будет возвещено о наступлении времени войны и суда (стихи 9-16), однако Божий народ получит вечное благословение, "Иуда будет жить вечно, и Иерусалим - в роды родов" (стихи 17-21).    
     Ученные  изучившие книгу Иоля   так и не пришли к окончательному выводу о том Основная проблема заключается в том, являются ли первые две главы пророчеством или это просто описание событий, которые уже произошли. И как таковой прок Иоль  является ничем не примечательным проком  чтобы даже  цитировать его «прогнозы» в отличии скажет от следующего прока Амаса.   

     3. КНИГА ПРОРОКА АМОСА

       Деятельность Амоса, начавшаяся предположительно в 750 г. до н. э., совпадает с правлением израильского царя Иеровоама II. Он современник пророка Осии.
Амос был простым пастухом в городе Фекоя, вблизи Вифлеема в Иудее.
     Внезапно он услышал повеление Божье идти в северное Израильское царство и возвестить приближение Суда Господня.
      Когда он проповедовал в Вефилеу царского храма, местный священник Амасия прогнал его. После этого Амос перестал проповедовать публично и начал записывать свои видения и пророчества.
      Апокрифическая книга «Жизнь пророков» сообщает, что он был убит сыном Амасии и похоронен у себя на родине.
       Амос первый по времени из известных нам пророков-писателей. Стиль его книги свидетельствует о цельности его характера и, несмотря на простое происхождение, начитанности и широкой эрудиции.
       В своей проповеди Амос выступал в защиту строгого монотеизма, против распространения идолопоклонства. Он обличал недостатки современного ему общества, особенно социальную несправедливость и неравенство, призывал к милосердию в отношении бедных и униженных. Амос утверждал, что человечность и правда являются формами служения Богу более важными, чем формальное принесение жертв.
       В его книге мы впервые встречаем идею равенства всех народов; избранничество Израиля он понимал как высокую меру ответственности перед Богом. В его писаниях впервые возникает образ «Дня Ягве» — Суда Господня, и выражается вера в спасение «остатка верных».
       Амос оказал большое влияние на последующих пророков, особенно Исайю и Михея. В новозаветных Деяниях Апостольских первомученик Стефан цитирует его в речи против законников.
   Свое призвание он описывает так: "Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему Израилю" (7:15). Из книги мы узнаем, что представляли собой те люди, которым он проповедовал.
     Это были люди богатые, уверенные в себе и в своем благополучии. Богачи притесняли бедняков, и с прискорбием можно было видеть, что в судах нет правды. С истинным мужеством Амос обличал эти пороки и призывал народ обратиться к Господу.
    Обычно принято считать, что книгу написал сам пророк, однако некоторые критики утверждают, что в ней есть примечания и добавления, сделанные рукой позднейших редакторов и писателей.
    Однако, принято считать, что эти добавления были сделаны из богословских соображений и, кроме того, надо отметить, что таковыми они считаются на основании особой теории о религиозном развитии Израиля. Нет объективных данных, которые позволяли бы предположить, что в книге есть отрывки, не принадлежащие перу того, чье имя она носит.
       Пророчества Амоса - это образец Божьего благоволения к недостойному народу.
        Израильтяне Северного царства не признали завет, заключенный Давидом, и, следовательно, утратили всякое право на Господни обетования. В то же время они пребывали в самодовольной уверенности, что, поскольку являются народом богоизбранным, никакое бедствие их не постигнет. Они поклонялись Господу устами, однако их сердце было далеко от Него.
        Их жизнь была исполнена корысти, алчности, безнравственности, они без всякого стеснения угнетали бедных. В этой земле уже нет никакой правды, никакой справедливости. К таким людям и пришел Амос, дабы предупредить их о надвигающейся гибели. Он не называет прямо нашествие ассирийцев, но ясно, что пророчествует о грядущем плене. Его цель - предостеречь, но в то же время и возвестить об избавлении через Христа.
          Иногда приходится слышать, что весть Амоса - это безнадежная весть об одном лишь грядущем горе, и что, следовательно, благословение, предсказанное в 9 главе, не принадлежит его перу. Но утверждать такое - значит неверно понимать весть пророка. Возвещая благословение, он говорит о верности Бога Своему Завету, той верности, которая найдет свое реальное воплощение, когда Он возвратит Свой народ из плена.
АНАЛИЗ  ПРОГНОЗОВ
а. 1:1-2:16. Возвещение Божьих судов над народами.
1. Надпись. По-видимому, имя иудейского царя Озии упомянуто прежде всего для того, чтобы показать, что Амос признает законным наследника престола лишь по линии Давида (ср. Осия 1:1). Землетрясение произошло спустя два года после пророчества Амоса (ср. Зах. 14:5), но до того, как он записал свою весть.
2. 1:2. В этом стихе обозначена тема всего раздела. Интересно, что Господь обращается из Иерусалима, так как Сион являлся законным святилищем.
3. 1:3 - 3:3. Пророческое возвещение о судах над народами: Дамаск (1:3-5), Филистимляне (1:6-8), Финикия (Тир) (1:9,10), Едом (1:11, 12), Аммон (1:13-15), Моав (2:1-3).
Интересно, что первые три народа не были кровными родственниками Израиля в отличие от трех последних. Шаг за шагом Амос приближается к участи Израиля.
4. 2:4-16. Возвещение судов над богоизбранным народом: Иуда (2:4, 5) и Израиль (2:6-16).
Для того, чтобы эти пророчества выглядели более убедительно и сильно, Амос соответствующим образом выстраивает текст. Сначала идет фраза: "За три преступления и за четыре не пощажу". Затем упоминаются характерные прегрешения и потом возвещается суд. Такое построение удерживает внимание читателя до тех пор, пока, подойдя к Израилю, пророк со всею страстностью не начинает возвещать о скором пленении.
б. 3:1-6:14. Суд над Израилем.
1. 3:1-15. В этих стихах повествуется о вражде между Богом и Его народом.
2. 4:1-13. Здесь говорится о том, что несмотря на прошлые наказания, обрушившиеся на Израиль, он все равно не вернулся к Своему Господу.
3. 5:1-27. Господь оплакивает Израиль, как падшую деву.
Все три обращения предваряются фразой "Слушайте слово сие". В 5:18 возвещается о горе, подготавливая почву для продолжения третьего обращения, содержащегося в 6 главе (6:1-14).
4. 6:1-14. В этих стихах продолжается третья речь пророка, предваряемая восклицанием о грядущем горе.
с. 7:1 - 9:15. Пять видений грядущего суда.
1. 7:1-3. Первое видение о саранче.
2. 7:4-6. Второе видение: огонь, пожирающий великую пучину.
3. 7:7-17. Третье видение: видение об отвесе. К этому видению добавляется историческая справка о том, что Амасия повелел Амосу покинуть землю Израиля (11-17 стихи).
4. 8:1-14. Четвертое видение: "корзина со спелыми плодами".
5. 9:1-10. Пятое видение: разрушение святилища.
Первые четыре видения предваряются словами "такое видение открыл мне Господь", а пятое - словами "видел я".
6. 9:11-15. Обетование мессианского благословения.
11-12 стихи закладывают основу той цитаты, которую Иаков приводит в книге Деяний Апостолов (Деян.15:16-18). Водительствуемый Святым Духом, Иаков, приводя эту цитату, делает данный отрывок (в переводе Септуагинты) основой своей заключительной оценки ветхозаветного пророчества о мессианском веке. Эти слова он, вне всякого сомнения, связывает с желанием Бога призвать к Себе и язычников.

4. КНИГА ПРОРОКА АВДИЯ
    Пророк Авдий
    А;вдий (Овадия, ивр. ;;;;;;;;;, «служащий Богу») — четвёртый в ряду 12 малых библейских пророков. Книга Авдиясостоит из одной главы, большей частью составляющей повторение из Иеремии (XLIX, 7—16). Когда и где жил Авдий, не говорится, но что он жил во время первого разгрома еврейского царства вавилонянами, то есть в одно время с Иеремией, — это видно из его речи, обращённой к идумеянам с укорами в предательстве по отношению к их братьям израильтянам, которым во время их поражения они преградили путь к спасению.


           «Относительно авторства книги существует множество разных точек зрения.
            Согласно Остерлею и Робинсону, она представляет собой собрание пророчеств, направленных против Едома; время написания и авторство неизвестно.
              В свою очередь, Пфайфер считает, что изначальное пророчество против Едома сводится к двум вариантам (Авдий 1-9 стихи и Иер. 49:7-22).
            По всей вероятности, 10-14 стихи, а также вторая половина 15 стиха никогда не существовали отдельно от 1-9 стихов, и все они (то есть 1-4 и вторая половина 15), с точки зрения Пфайфера, были написаны около 460 г.до н. э. Вторую часть он датирует даже более поздним периодом. Рудольф делит книгу на два пророчества: стихи 1-14, 15b, а также стихи 16-18, причем автором обоих он считает Авдия. Что касается заключительных стихов, то, согласно Рудольфу, они тоже могли быть написаны во время Авдия.
          Айсфельдт утверждает, что во 2-9 стихах содержится реальная угроза, а не простое описание, и что 11-14, 15b образуют вместе с первыми десятью стихами действительное единство, поскольку в 11-14, 15b представлено обоснование той угрозы, которая описывается в предыдущих стихах. 
        Время написания этой части он датирует периодом после 587 года (разрушение Иерусалима). Что касается первой половины 15 стиха, а также 16-18 стихов, то они не имеют связи с предыдущими, и весь оставшийся текст Айсфельдт делит на два раздела: 15а вместе с 16-18 стихами и 19-21 стихи. Возможно, что оба речения принадлежат Авдию, однако более вероятно, что они были написаны позднее.
        Возражая всем перечисленным точкам зрения, мы хотели бы сказать, что лучше всего было бы считать автором всей книги самого пророка Авдия, признавая, что он жил до Иеремии.
         Нет необходимости истолковывать 11-14 стихи так, как это делает Айсфельдт, то есть как указание на гибель Иерусалима.
         Вполне возможно (как, например, полагает Рэйвен и другие исследователи), что они указывают на события, произошедшие во время царствования Иорама, когда филистимляне и аравитяне вторглись в Иудею (2Пар. 21:16-17, ср. также Амос 1:6). Мы не знаем, как долго после этого пророчествовал Авдий. Высказывается точка зрения (Дэвис, Рэйвен), что его служение осуществлялось во время царствования Ахаза, когда едомляне были настроены к Иудее особенно враждебно. Быть может, так оно и было, но думается, что гораздо более оправдана другая точка зрения, согласно которой Авдий пророчествовал в Иудее за какое-то время до того, как началось служение Иеремии. (Отрывок из 49 главы этого пророка (49:7-22) имеет сходство с пророчеством Авдия и, вероятно, в какой-то мере зависит от него).»

   5.  КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ

    И тут я разу начну с предисловия! Книга прока Ионы  это фантастическая  сказка  написанная  с тиле  рассказов  барона Мюнхаузена!
 Пророк Иона  был проглочен китом, находился в  его чреве трое суток и потом чудом спасся и сумел  доплыть до берега!!!!
     Эта сказка  могла  пройти среди древних иудеев, но не в наше время!!!!  Но увы есть миллионы людей  до сих пор верящих в эту сказку!
     Да и на многочисленных рисунках, иллюстрирующих этот библейский миф, в качестве проглатывающей Иону „рыбы" изображен огромный синий кит - самое крупное в мире животное. На самом же деле через горло синего кита может пройти лишь маленькая рыбешка; эти гиганты питаются крилем - мелкими креветками!!!
      И тем не менее пророк Иона  продолжает свою жизнь на страницах  Библии, где о нем пишется, что Иона (ивр. — «голубь»), сын Амафии (Амита;я) — библейский пророк (относящийся к так называемым «малым пророкам»), автор Книги пророка Ионы.
    По преданию, он был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Его матерью была та благочестивая вдова, к которой Бог послал пророка Илию во время трёхлетнего голода, когда поток Хорив
    Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников.
      В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к не евреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля.
       Писание повествует, что Иона получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании.
      Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла. Между тем, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотил кит.
      Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег.
       После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в  Ниневию, куда он и отправился. Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своем нечестии и вследствие их раскаяния Господь пощадил Ниневию. Иона огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом:
      «Господи! не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии»  (Иона. 4:2)
    Впрочем, всё-таки ожидая исполнения своего пророчества, он, вышедши из города, сделал себе шалаш и укрывался в нём от солнечного зноя. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли тенистое дерево (вероятно, из породы тыквенных), защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу.
        Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарёй червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти.
        Тогда Господь сказал ему: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало.
        Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота. Вразумлённая и помилованная Богом Ниневия существовала после того ещё более 200 лет, пока не была разрушена в 610-м году до н. э. Набополассаром, царём вавилонским, и Циаскаром, царёммидийским.

       Книга, надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле — посольстве и проповеди в Ниневию, о нём самом ограничивается замечанием, что он был «еврей, чтитель Бога Небесного, сын Амитая» (слав. Амафии).
      Ценное восполнение к этим сведениям даёт Четвёртая книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера» (4Цар. 14:25).
      Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город (Нав. 19:13), и принадлежал к пророкам Израильского царства.
       Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835 году до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4Цар. 14:23). Войну с Сирией, результатом которой, по предсказанию Ионы, было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, ещё в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред смертью предсказал, что он победит сирийцев, только «не до скончания» (4Цар. 13:14-20).
     Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и восстановлении древних границ Израильского царства является, таким образом, продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение.
      Из сказанного следует, что пророк Иона жил в первой половине IX века до н. э.; значит, по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Елисея и даже, может быть, пророка Илии, и их преемником по пророчеству.
      Иудейское предание не без основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиёю (4Цар. 2:2-6; 4Цар. 6:1-8); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Елисей послал помазать на царство Ииуя (4Цар. 9:9-11).
        Другое предание, передаваемое блаженным Иеронимом, считает пророка Иону сыном сарептской вдовы, воскрешённым Илиёю (3Цар. 17:17-23).
       Эти предания, устанавливающие связь Ионы с великими израильскими пророками — Илиёю и Елисеем, приняты православной церковью и включены в службу этому пророку на22 сентября (5 октября). Дальнейших сведений о деятельности пророка Ионы мы не имеем, кроме рассказа его книги о проповеди в Ниневии.
      Другие места Библии, в которых упоминается об Ионе (Тов. 14:8, 3Мак. 6:6,Мф. 12:46, Лк. 11:30-32), только утверждают этот факт. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаём из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер.
       Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ селения Мозуля, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что «Иону после пребывания его во чреве кита морского «Бог показал невредимым всем присным»» (3Макк. 6:6). Значит, в отечество он возвратился»

6. КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ

        Михе;й (ивр. ;;;;;;;;;;, ;;;;;;, Миха;йху, Миха;, «Кто подобен Богу») — «малый» библейский пророк, родом из поселенияМорасф (Мареш или Морешет-Гат) в Шфела. Жил в Иудее в годы падения Самарии (ок. 720 г. до н. э.). Пророчествовал при царях Езекии и Манассии, был современником Исайи. Михей является автором одноимённой пророческой книги — Книги пророка Михея, шестой среди книг «малых пророков».
           Пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности:
О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим
(Мих.6:8)
        Два величайших мудреца Талмуда повторили его мысль спустя сотни лет. Когда новообращаемый попросил Гиллеля дать краткое определение сущности иудаизма, тот ответил: «Что неприятно тебе, не делай своему ближнему. Всё остальное комментарий (к этому) — теперь иди и изучай». Спустя ещё сто лет Рабби Акива учил: «Люби ближнего своего как самого себя, вот главный принцип Торы».
          Михей первым из пророков предсказал, что Иудея будет разрушена из-за греховного поведения её политических и религиозных лидеров:
Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом.
(Мих.3:12)
             Неудивительно, что это мрачное предчувствие будущего евреев порой делает тон его книги отчаянным. Михей убеждает людей изменяться как можно быстрее, ведь время уходит. Последняя часть его книги содержит и пророчество надежды, о днях пришествия Мессии, подобное самому известному пророчеству Исайи:
И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. <…> и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать
(Мих.4:1-3)
       Уильям Сирз в книге «Как тать ночью» называет его «Поразительным Михеем», который смог в точности назвать места приходов Мессий: в Вифлееме и на горе Кармель.

7. КНИГА ПРОРОКА НАУМА

       Нау;м (от Неемия, ивр. ;;;;;;, «Господь утешил»), пророк — один из 12 малых пророков, родом из Елкоша, города в северном Израиле; проповедовал в царствование Езекии то есть между 727 и 698 гг. до н. э. Известная под его именем ветхозаветная книга содержит в себе яркую картину религиозно-нравственного и политического состояния Израиля и даёт много указаний на историю Ассирии. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребён в своей отечественной земле.

     Книга пророка Наума представляет собой последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из неё произошёл Сеннахирим, умысливший зло против Иеговы, а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и разрушения Ниневии. Разъясняется, что Ниневия заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут её, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя.
        В книге говорится, что Наум родом из Елкоса, точное местоположение которого неизвестно, хотя Иероним, например, считал, что речь идет о некоем месте под названием Елкеси в северной Галилее. Существует точка зрения, согласно которой можно говорить об Алкуше (пять миль к северу от Мосула), однако такое предположение в высшей степени спорно. Согласно Псевдо-Епифанию это место находилось в Иудее, неподалеку от Элевтерополиса. Возможно, что это так, поскольку в 1:15 действительно упоминается об Иудее, а это дает основание думать, что пророк и был оттуда родом.
     По всей вероятности, Наум совершал свое служение в период между 664-663 годами до н. э. (когда Ассирия под предводительством Ассурбанипала (Ашурбанипала) захватила Фивы (или Но-Аммон, как о них говорится в 3:8), причем это событие рассматривается уже как совершившееся) и 612 годом до н. э. (когда была разрушена Ниневия). Более точная датировка невозможна.
     Тема пророчества, возвещаемого Наумом, - падение Ниневии. Первая глава начинается со вступительного псалма, в котором пророк прославляет Божье величие, возвещает о наказании врагов Господа и о благодеяниях, оказанных тем, кто верит в Него. Затем, во 2 главе он живым языком описывает осаду Ниневии и ее гибель, а в 3 объясняет, почему этот город пал. Таким образом, книга представляет собой законченное единое произведение и во всей своей полноте может рассматриваться как труд самого пророка.

    8. КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА

    Аввакум (от аккадского[1] hambakuku(m) — садовое растение, ивр. ;;;;;;;;; «обнимающий») — восьмой из малыхпророков, предсказавший приход Мессии и пленение Иерусалима .
       Пророчества его, состоящие из трёх кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в еврейском каноне.
      Время и место деятельности Аввакума с точностью не обозначено; но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (Авв.1:6) о завоевательных походаххалдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что Аввакум есть сын Сонамитянки, которого воскресил Елисей (4Цар.4), не имеет никакого основания, иначе Аввакум должен был быть старше 300 лет.[источник не указан 456 дней] Слог Аввакума возвышен и дышит силой. Молитва его в III главе как по форме, так и по содержанию — изящный псалом

9. КНИГА ПРОРОКА СОФОНИИ

     Софо;ния (иврЦфа;ния — «Господь сокровенный»; греч. Sofania) — один из двенадцати малых библейскихпророков, написавший Книгу пророка Софонии, девятую среди книг «малых пророков». По-видимому, Софония был потомком в четвёртом поколении царя Езекии (Хизкияху) и, таким образом, дальним родственником царяИосии (Иошияху), в годы правления которого (640—609 гг. до н. э.) Софония действовал (Соф.1:1).
     Жил в царствование иудейского царя Иосии (VII век до н. э.). В это время вспыхнул последний огонь истинной ревности в израильском народе, когда он под влиянием благочестивого царя вернулся к вере отцов. Но иудейское царство было уже накануне своего разрушения, и предсказание об этой катастрофе с призывом к покаянию и служит главным содержанием Книги пророка Софонии.
   Никаких сведений о личности, жизни и деятельности пророка Софонии в исторической и современной пророческой письменности Ветхого Завета не сохранилось, и единственным прямым библейским свидетельством о лице пророка, как писатели известной с его именем пророческой книги, его происхождении и времени пророческой деятельности.
     « Цель Софонии заключается в том, чтобы предостеречь народ от надвигающейся гибели. Он описывает день гнева, но в то же время указывает и на грядущее освобождение. книга разделяется на три основные части:
      1. День Господень (1:1 - 2:3). Общая тема этого раздела намечается во 2 стихе, где сказано, что Господь истребит все с лица земли. Затем пророк конкретизирует эту тему, упоминая об Иудее, Иерусалиме, о всех тех, кто там находится, о людях и животных, о всех проявлениях идолопоклонства и о царском семени, - все это будет уничтожено (1:3-13). Ярко описав грядущее наказание, Софония возвещает о том, что день Господа близок. Он описывает его в сильных драматических выражениях, и это описание легло в основу средневекового гимна "Dies Irae" (1:14-18). В начале 2 главы (2:1-3) говорится о Божьем милосердии: еще есть время покаяться и взыскать Господа (этим призывом пророк и завершает данный раздел).
        2. Пророчества о языческих народах (2:4-15). Как и многие другие пророки, Софония обращается к язычникам, чтобы обличить их в совершенных ими грехах и, следовательно, оставить без оправдания в день Божьего гнева, и в довершение показать им, что, в конечном счете, судьба народов находится в руках Господа, что Он непременно накажет всех, кто жестоко обходился с Его народом. Таким образом, пророчества о язычниках являются неотъемлемой частью пророческой вести, и считать, что они были написаны какими-то позднейшими редакторами, значит просто не понимать их подлинной природы и предназначения.
Сначала Софония говорит о Газе и Филистимской земле (стихи 4-7), а затем осуждает Моава и Аммона за их враждебное отношение к Израилю (стихи 8-11); далее говорится о том, что Эфиопия и Ассирия (особенно Ниневия) тоже погибнут (стихи 12-15).
       3. В 3 главе (3:1-20) описываются прегрешения Иерусалима и будущее спасение. В первых семи стихах пророк возвещает горе (hoi) Иерусалиму и описывает его грех, а затем (стихи 8-20) провозглашает грядущее избавление. Останется подлинный Израиль, чистый остаток, и дщерь Сиона воспоет в ликовании, ибо всемогущий Господь пребудет посреди оставшихся, которых спасет.»

      10. КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ

     Агге;й (ивр. ;;;;;;, Хаггай, «праздничный») — один из последних пророков Ветхого Завета. Он стал пророчествовать во 2-й год царствования Дария Гистаспа (520 до н. э.). Три главных пророчества Аггея составляют 10-ю книгу 12-ти малых пророков (Тре-Ассар).
     Речи его направлены к современным ему иудейскому царю Зоровавелю ипервосвященнику Иисусу, которых он упрекает в бездействии и поощряет к возобновлению работы по реставрации Иерусалимского храма, постройка которого по наветам самаритян была приостановлена предшественником Дария.
     Речь Аггея не отличается изящностью слога; на ней, наоборот, заметны уже следы упадка еврейского языка, начавшегося во время пребывания евреев в Вавилонии. В беседе его со священниками (III, 12—13), которых он экзаменует в законоведении, заметны даже первые признаки того способа преподавания, который дошёл до расцвета впоследствии, в период составления Мишны. Аггей был современником пророка Захарии.
    Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея — единственного лица этого имени известного из Библии, кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-й книги Ездры 5,1; 6,14 о выступлении пророка Аггея вместе с пророком Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, — библейская письменность не сохранила.
      Иудейское предание называет (Baba Batra 15а) пророка Аггея членом так называемой Великой Синагоги (Кенесет-Гаггедола) как к этой же Великой Синагоге раввины причисляли не только пророков Захарию и Малахию, но и многих других сколько-нибудь выдающихся деятелей послепленной эпохи; как членам этой Великой Синагоги пророкам Аггею, Захарии и Малахии, в Талмуде приписывается составление многих правил и постановлений ритуального свойства (Эрубин II, 1 Шекалим III, 1). Но против достоверности этого свидетельства говорит уже то, что, по Иудейскому же преданию, Великая Синагога была учреждена только Ездрою, (458 г. до Р. X.), следовательно, спустя лишь 62 года по выступлении Аггея на пророческое служение (ок. 520 г.), а главное — крайняя сомнительность, даже более полная недостоверность самого существования Великой Синагоги.
        В древней Христианской Церкви тоже не сохранилось и не сложилось вполне устойчивого воззрения на личность пророка Аггея.
         По передаваемому Псевдо-Епифанием, Псевдо-Дорофеем и Псевдо-Исихием известно, Аггей ещё в ранней юности пришёл из Вавилона в Иудею, пророчествовал о возвращении народа из плена видел отчасти восстановление храма и первый воспел там «аллилуйя»; скончался в Иерусалиме и погребен там же вблизи от гробниц священников.

11. КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ
       Заха;рия ( Захарьяху, ивр. , «Господь вспомнил») — один из 12-ти малых пророков. Родившись во времявавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа[1].
       Пророку принадлежит особая ветхозаветная книга, носящая его имя (Книга пророка Захарии) и занимающая предпоследнее место среди пророческих книг. Время написания её точно обозначено в самом начале книги: «в 8-й месяц 2-го года Дария было слово Господне к Захарии».
      Христианство. С учётом того, что пророк родился во время Вавилонского плена (то есть до 539 года до н. э.), а книга была написана при царе Дарии, то очевидно, что речь идёт о Дарии I, а книга датируется примерно 520 г. до н. э.
      Иудаизм. Согласно традиционному еврейскому летоисчислению, декрет Дария о восстановлении второго храма и сопутствующее ему пророчество Захарии датируются 3408 годом от сотворения мира (352 год д.н.э), а восстановление храма завершено в 3412 году от сотворения мира (348 год д.н.э). Исходя из этих дат, наиболее вероятным является идентифицировать Дария как Дария III
      Имени пророка Захарии присваивались различные значения; по мнению большинства новейших исследователей, имя Zechariah обозначает: «(тот, о ком) помнит Иегова» (Keif, F. В. Meyer, Bredeukamp, Smith Farrar и др.).
       О времени и месте рождения Захарии, за неимением точных указаний в книгах Священного Писания, приходится довольствоваться лишь более или менее вероятными предположениями.
       Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иисуса дед пророка Иддо был еще представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира II Великого, был сравнительно молодым человеком; а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (519 до Р. X.), называет себя naar — юноша (2, 4, ст. 8 масор. т.), это предположение становится еще более вероятным. Отсюда делается такое заключение: пророк родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим[5].
      Подобно Иеремии (Иер 1,1) и Иезекиилю (Иез 1,3), пророк Захария тоже принадлежал к священническому роду. Св. Кирилл Александрийский прямо называет Захарию «происходившим от священнической крови, то есть из колена Левиина» (с. 2). большинство новейших толкователей[6] полагают, что в Неем. 12:4-16 под Иддо и Захарией разумеются те же самые лица, что и Езд. 5:1 и Езд. 6:14 Отсюда вывод: пророк Захария принадлежал к священническому роду, — следовательно, и сам был священником. Кроме того, Захария был главой своего священнического рода, каковое звание он унаследовал от своего деда Иддо при первосвященнике Иоакиме, сыне Иисуса (Неем 12, 10, 12, 16).
       Свое пророческое служение Захария начал отправлять немногим позже Аггея (во второй же год царствования Дария Гистаспа, только два месяца спустя), когда первосвященником был Иисус; при Иисусе Иддо, дед пророка, был еще главою своего рода (Неем. 12, 4, 7, 12, 16), следовательно, Захария пророческое служение начал ранее священнического (то есть в качестве главы рода).
      Первое записанное пророчество Захарии относится, ко второму году Дария Гистаспа. Но на основании Езд. 5, 1-2 можно полагать, что он выступил на пророческое служение ранее этого времени; так как переселенцы из Вавилона, именно вследствие пророческих увещаний Аггея и Захарии, приступили к возобновлению храмовой постройки.
      Но это свидетельство кн. Ездры подтверждается фактически только по отношению к Аггею — первою главою его книги; пророческие увещания Захарии соответствующего содержания остались, следовательно, не записанными.
     Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7, 1). Пророчества глав 9-14, таким образом, должны быть отнесены к позднейшему времени; для точного определения всего периода пророческого служения Захарии не представляется возможности, за неимением надежных данных.
      Можно только утверждать, что это служение Захарии совпадает со временем первоначального устроения иудейской общины, по возвращении из Вавилона, и временем воссоздания храма, или, как выражаются западные учёные[8], — временем реставрации. Сравнительно с пророческою деятельностью Аггея, служение пророка Захарии было продолжительнее, если судить по указаниям книг того и другого пророка.
       В книгах Священного Писания не находим точных и подробных сведений об обстоятельствах жизни и деятельности пророка Захарии. Из книги его имени, а также из книг Ездры и Неемии, мы можем с достаточною ясностью определить только личность пророка и время его жизни и деятельности.
     Мы можем утверждать, что Захария был современником пророка Аггея, Зоровавеля и первосвященника Иисуса; пережив последнего, он был при сыне его Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным Писания определяется достаточно точно; о конце же её, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Писании совершенно никаких указаний.
 Книга Написанная Захарией книга состоит из 14 глав. Эта книга является самой мессианской, самой апокалиптической и эсхатологической из всех книг Ветхого Завета.
     Именно по причине отчётливых мессианских предсказаний (в частности, в третьей главе есть прямое упоминание имени Иисуса как высшего Судии (Зах. 3) эта книга широко цитируется авторами Нового Завета. Подсчитано, что в Новом Завете существует более 40 ссылок и намёков на этого пророка.

    12.  КНИГА ПРОРОКА МАЛАХИИ
     Мала;хия (ивр., Малахи;, «посланник мой») — малый библейский пророк, последний из ветхозаветныхпророков.
     По преданию, происходил из колена Завулонова, умер в молодости; пророчествовал в то время, как  Иерусалимский храм был снова построен после плена, вероятно — около 400 г. до н. э.; был таким же поборником веры и закона во дни Ездры и Неемии, как Аггей и Захария — во дни Зоровавеля.
     Он обличал народ за недостаток усердия в жертвах, священников — за уклонение от веры, угрожает им судом Божиим за разныепороки и богохульство; в то же время он провидит славу второго храма и ясно предсказывает пришествие Мессии, явление Предтечи и грядущий суд Божий.
      Во время Иисуса пророчества его не только повторялись апостолами, но известны были книжникам и народу.
      Вся книга представляет собой единое целое и принадлежит перу одного автора. О жизни Малахии ничего не известно, хотя в самой книге есть некоторые указания, позволяющие приблизительно определить время ее написания. Можно, например, сказать, что строительство Храма, по-видимому, было завершено, и жертвы уже приносились (1:7-10; 3:8). В Иерусалиме правил персидский наместник (pehah) (1:8). Все это говорит о том, что данное пророчество было провозглашено после Аггея и Захарии.
        Похоже, что первоначальное рвение, связанное со строительством Храма, иссякло, и началась та же религиозная распущенность и злоупотребления, которые были во времена Ездры и Неемии и которые Малахия тоже осуждает. Мы видим, что снова заключаются смешанные браки (2:10-12), не платится десятина (3:8-10) и приносятся жертвы с изъянами (1:6 и далее). Однако "князем" (наместником), о котором упомянуто в отрывке 1:8, вероятно, был не Неемия, и, следовательно, вполне возможно, что книга была написана во время его посещения города Сузы. Так или иначе, книга датируется примерно этим периодом.

      Ну, а теперь  мы можем  подвести и общий итог по всем библейским пророкам. Все они прошли перед вами любознательный читатель. И каждый из вас  был вправе сформировать свое личное мнение о каждом из них.
     И поэтому  читатель может считать или не считать их пророками. От этого пока существует иудейская  религия  ничего в их историческом  облике не изменится.
    Каждое новое поколения  людей   вновь и вновь  будет пытаться понять их туманные пророчества и каждое новое поколения священнослужителей   будет паразитировать на  этих пророчествах в попытках  приспособить их к событиям  дня сегодняшнего!!!

    Как бы там ни было все же в адрес всех библейских пороков, причем всем скопом можно бросить один большой камень!
    Ни один из них не предсказал  разрушения  римлянами не только Второго иудейского храма, но и всего Иерусалима во время так называемый  Иудейских войн (66—71) https://ru.wikipedia.org/wiki/Иудейские_войны с последующим выселением иудеев с прежних территорий их обитания и  РАССЕЯНИИ ИХ ПО МИРУ!!!
      А ведь  это  была самая  страшная  беда,  что поразила Иудею  времен Иисуса  Христа и его апостолов. Но и  и сам их великий  Учитель ни его верные последователи  христианские апостолы оказались не способными предвидеть событий 66-71 г. до н. э.
     И вот отсюда воистину следует и общий вывод о том, что действительно нет пророка в своем отечестве….
                (конец ч.8)