Дети наше будущее

Бахыт Рустемов
Воспитание подрастающего поколения имеет большое значение для любого государства. Детское население Казахстана составляет более четырех с половиной миллионов человек. Быть законопослушным гражданином обязан каждый. Все действа в стране должны проходить в рамках закона. Чтобы воспитать достойных граждан своей страны уже сегодня надо над этим вопросом работать всем сообща. Семье, школе и обществу. Государство со своей стороны проводит большую работу в этом направлении. В частности, разработаны мероприятия по дошкольному воспитанию и обучению детей. Взята на вооружение работа по расширению сети ведомственных дошкольных учреждений при крупных предприятиях и организациях. Будут расширяться комплексы «Школа – детский сад» особенно на селе. Планируется разработка и создание учебного пособия детских книг. Ожидается рост дошкольных организаций и численность детей в них.

По среднему общему образованию ведется работа по дальнейшему совершенствованию учебников и учебно-методических комплексов. В течение будущих 2-3 лет ожидается увеличение в стране школ до 130 единиц. Также продолжится развитие негосударственных и внешкольных организаций в среднем на 10-20 единиц ежегодно. Будет сохранено и получит свое расширение сеть интернатных организаций, дающее среднее образование, спец организаций для детей с ограниченными возможностями в развитии, а также интернаты при общеобразовательных школах. В сферу образования входит обязательное сохранение и развитие единого образовательного пространства, обеспечивающего в стране условия, необходимые для реализации каждым ребенком законного права на получение среднего общего образования в полном соответствии с государственным стандартом. Для дальнейшего развития системы среднего общего образования будет расширена научно-исследовательская работа по проблемам среднего образования. Ряд заслуживающих внимания мер намечено по начальному и среднему профессиональному образованию.

И все же, несмотря на проводимые организационные и принимаемые различные подходы и меры по воспитанию детей, подростков и молодежи успокаиваться нам рановато. Государство и общество в целом обеспокоено сегодняшним состоянием наших детей. Об этом говорят СМИ, которое в некотором случае является манометром, если хотите и конкретным показателем состояния общества и процессов в них имеющихся. Изречение – дети наше будущее, актуально было во все времена. И то, что мы сегодня «посеем, то и через определенное время пожнем». Проблемы наркомании, алкоголизма и преступности среди детей и подростков вес чаще поднимается в обществе. Говорить и поднимать проблемные вопросы можно до бесконечности. Сегодня нужны меры и, причем конкретные. Для решения проблем и вопросов касающихся детей, подростков и молодежи есть государственные структуры и общественные организации. И, прежде всего, родители. К сожалению, никто и никакой целенаправленной, конкретной работы с родителями не проводит. Воспитание своих чад они передоверили обществу и школе. Полагаю, что с них и надо начинать воспитательную работу с воспитателей-родителей. За совершенный проступок несовершеннолетнего спрос с родителей должен быть строгим. А затем только с коллектива, где обучается или трудится молодое создание. И воспитание не должно проходить в русле нравоучений. Это детьми не воспринимается. Нужно искать новые методы работы с ними. Вплоть наказания в теньге.

           И их родителей, в виде штрафов определенные за те или иные проступки. Для этого мы должны иметь соответствующие нормативно-правовые базы. Работающим родителям нужно сообщать по месту работы. В общем надо проводить воспитательную работу не только с детьми, допустившими правонарушения, но и с их родителями, если хотим обуздать детско-подростковую и молодежную преступность. За последние пять лет, общая преступность возросла в два раза. Каждое пятое правонарушение совершается несовершеннолетними. Из общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, более 75% совершены в группах и с участием взрослых. Известно, что люди, осужденные в большинстве – свои первые преступления совершали, будучи несовершеннолетними. Негативно влияет на детей реклама спиртных напитков и сигарет проводимая СМИ. Родителям нужно настойчиво разъяснять своим детям, что наркоманы прилагают специальные усилия, чтобы заразить здорового и для этого они ищут любые методы. Все больше становится учащихся и студентов потребляющих наркотики. Никакая целенаправленная и решительная работа с ними не проводится. О вреде наркотиков и токсических веществ им не разъясняется. Наркоманы живут в среднем всего тридцать лет. Растет число токсикоманов. Потеря людей еще в молодом возрасте большой урон для страны. Нельзя писать об этом без боли в сердце. Хочется кричать: люди оглянитесь, остановитесь, куда мы идем сами и наши дети! Может это кому-то нужно? Надо срочно принимать меры. Буду ли услышан? С принципом «моя хата с краю», мой ребенок здоров, опасна для общества в целом. Надо действовать если дороги нам наши дети, если дорога нам наша Родина. Ведь есть же уже регионы на земле, когда о людях там живущих говорят: «спившийся народ».

Тысячи раз прав наш Президент, когда говорит: «Если мы намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарные начала». В воспитании детей и подростков должны принимать непосредственное участие, прежде всего семья, школы, трудовые коллективы, государственные и общественные организации. Надо от слов переходить к делу. Нужно разработать государственную программу. Программа – это, когда четко прописано: что и на каком этапе предстоит сделать, какие нормативные документы и в какой срок будут изданы, как перераспределятся финансовые ресурсы, кто будет принимать участие в исполнении задач определенных этим документом.

Особое место в воспитании детей и подростков надо вести Инспекциям по делам несовершеннолетних при Отделах внутренних дел. Нужно, чтобы работники инспекций по делам несовершеннолетних (ИДН) по утвержденному графику Акимов, раз в месяц, проводили общешкольные собрания с учащимися, с рассказом на доступном для детей языке, что ими делается по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и что ждет учащихся за нарушение общественных норм жития и учебы. У работников ИДН для этого достаточно материалов, с конкретными примерами. Необходимо ИДН в разрезе школ, раз в месяц представлять информации в акиматы, сколько и, какие правонарушения допущены учащимися тех или иных учебных заведений. Факты правонарушений должны быть объектом серьезного разбора как в акимате, так и в самих учебных заведениях.

Полагаю, одним из активных участников в дело воспитания детей, подростков и молодежи наряду с родителями, школой могут использоваться Торе, которые призваны активно содействовать, районным властям в широком привлечении граждан для участия в решении вопросов местного самоуправления. Они являются основными организаторами всех мероприятий по месту жительства граждан. От их умения организовать работу среди населения на подведомственной им территории зависит 70-80% успеха в проведении и разъяснении той линии, которую проводит государство. В городах Торе, в селах – акимы больше и лучше знают проблемы своих жителей. Нужно свою работу поставить так, чтобы в первую очередь люди шли к ним. Они должны мобилизовать работу участковых инспекторов, экологической полиции, инспекций по делам несовершеннолетних, других государственных органов, общественных объединений и депутатов в решении насущных вопросов возникающих на их территории. Конечно, одним из не легких проблем является проведение воспитательной работы среди граждан. Но работой этой надо заниматься. Тесный контакт Торе с людьми поднимает процент его осведомленности по всем житейским вопросам на своей территории почти 95-97%. Он знает, что дочь или сын, чем заниматься. Он также должен знать, сколько людей живет на его территории, отбывшие свои сроки заключения. Ему не надо искать информации, она как бы сама собой к нему приходит в его ежедневной работе с населением. Ведь не секрет, что криминальные личности работают и завлекают в свои неблаговидные дела детей праздно шатающихся во дворах и подвалах микрорайонов. Нередко они используют детей в ролях осведомителей и информаторов. Их еще не окрепший ум и сознание легко поддается обработке.

Известно, что уважение жителей к Торе приходит со временем, когда люди не один раз видят, как работает человек на благо решения имеющихся или внезапно появляющихся проблем у жителей на соответствующей территории. Его умение организовать работу в унисон со всеми членами своего комитета – представителями государственных структур и общественности, даст обязательно положительные свои плоды. Было бы правильным, если руководители госструктур будут прислушиваться к мнениям Торе, когда он их высказывает в отношении работников работающих на территории данного комитета. Нужно чтобы они не смотрели не него как «массовика-затейника». Это нужно для общего дела. По опыту работы знал многих настоящих организаторов работы по месту жительства граждан. И люди шли к ним. Прислушивались к их мнениям. Сейчас, то время, когда они должны приглашать представителей государственных структур, общественности для проведения встреч с жителями с повесткой дня: начиная от простых житейских вопросов до пояснения той линии, что делается государством для своих законопослушных граждан. Организованное мероприятие можно закончить маленьким концертом своими силами, привлекая для этого учащихся и студентов, трудовые коллективы, да и просто жителей. Надо только уметь все это организовать. Требуется возрождение детских дворовых клубов по месту жительства граждан микрорайонов. На работу ее надо организовать уже в русле современных требований и сегодняшнего дня. Торе могут быть инициаторами по созданию спортивных клубов (в подвалах жилых домов и других зданий и сооружений), по различным видам, как для детей, так и для взрослых привлекая для этого представителей предпринимательства базирующихся на их территории, да и не только. Уметь пропагандировать лучших представителей бизнеса, которые готовы поддержать начинания Торе или жителей этого квартала, одно из главных методов работы руководителя местного самоуправления. Мы сегодня забыли об энтузиазме, на котором выросли наши родители, да и не одно поколение. И напрасно. А ведь во все времена, при каком бы строе не жили люди энтузиазм, оказание помощи, умение пожертвовать для людей, общества всегда встречало одобрение и понимание действа, того благородного поступка, которое проявлял человек к окружающим. Это сближало людей. Такие инициативы от кого бы, они не исходили, посеют добрые семена в сознание подрастающего поколения. И не останутся незамеченными как простыми людьми, так и представителя власти. Уметь увидеть проявленное или сделанное добро дело отдельными гражданами, какого масштаба ни был бы их вклад, для общества и страны, необходимо таким инициативам давать достойную поддержку и оценку. И это, прежде всего, должно исходить от власти. Известно, что своевременно поддержанная инициатива рождает новые инициативы. Заслуживающие внимания наилучшие опыты работы с гражданами по месту жительства, надо пропагандировать путем проведения соответствующих семинаров, «круглых столов» поощрительными методами и т.д.

Вы посмотрите внимательнее: сколько вокруг нас прекрасных людей. Добрых и порядочных. Готовых поделиться последним. Не верите? Тогда опуститесь ниже того «понимания и осознание», на котором вы сами считаете, находитесь. Именно на них держится наш белый свет. Не обязательно иметь большие деньги. Надо иметь добрую и большую душу. Народ у нас понимающий и не избалованный, особенно в нынешнее время. Оптимизм одного человека заряжает многих людей. А за пессимистом – могут пойти только считанные люди. Все мы видим, что жизнь налаживается. Не все передовое (западное) годится для нас. Менталитет другой. У нас достаточно своих общечеловеческих ценностей, усвоение которых подрастающим поколением ни чуть не меньше даст положительных результатов в нашем общем доме. Нередко среди нас встречаются молодые люди, имеющие дипломы о высшем образовании, сформировавшиеся в нынешнее время. У них общечеловеческие ценности находятся на втором плане. Они видят жизнь через «кривое зеркало». Их обвинять в том, что они такие нельзя. Здесь вина взрослых. Когда жизнь нас сталкивает с ними, обижаемся на черствость, не внимательность, не уважение с их стороны к людям и т.д. эти молодые люди считают себя «продвинутыми», а на поверку, окажись какая-нибудь серьезная жизненная ситуация оказываются в тупике. Поэтому в деле воспитания подрастающего поколения не бывает мелочей, и, не стоит смотреть на некоторые их недостатки «сквозь пальцы», потому что это «аукнется» нам же через некоторое время.

Работа Торе будет результативным, если он будет чувствовать поддержку со стороны своего руководства. Для его плодотворной деятельности необходимы определенные условия. Прежде всего, необходим рабочий кабинет, с материально-техническим обеспечением, находящийся непосредственно в микрорайоне, где он должен встречаться со своими жителями. Активизировать работу по месту жительства граждан. Торе должен начинать после тщательного ознакомления с ее жителями. При неоднократном общении с ними, выявляются активисты по месту жительства граждан, которые будут помогать в проведении различных мероприятий среди жителей. Со временем можно организовать различные кружки, по интересам, начиная от детей до пенсионеров. Многое зависит от Торе и тогда, когда на их территории проходят выборные компании в различные звенья представительной власти. Но сегодня волнует вопрос, как вести работу с подрастающим поколением? Они, в первую очередь, на своей территории должны вести работу по запрещению продажи сигарет и спиртных напитков детям. В соседней Киргизии, например, запрещено продавать алкогольные напитки лицам до 21 года. У нас – до 18 лет. Однако суть не в возрастном цензе, а в том, что и в Киргизии, и в Казахстане проблема стоит достаточно остро, и одним передвижением допустимого возрастного порога ее не решить. Беседа с любым подростком сегодня подтвердит что, для них купить спиртное в магазине можно без проблем. А если и откажут им, то они говорят, что подключат к этому делу ребят постарше. Поводом, для того чтобы выпить причины разные. Хотят расслабиться, для прикола, что-то отметить, за компанию, когда нельзя отказаться, когда надо «прописаться», когда хочется упиться и т.д. В Алматы, например, за последние три месяца было составлено 388 протоколов на продавцов, которые продали несовершеннолетним алкогольные напитки.

Мне непонятно когда работники подразделений по делам несовершеннолетних разводят руками и говорят, что нынче трудно поймать продавца за руку и подростка в магазине. Они ссылаются на то, что прокуратура их обязывает брать предписания, разрешающие проверки магазинов. Есть известное высказывание «кто хочет работать ищет способы, кто не хочет работать – ищет причины». Причем здесь прокуратура? Возьми заранее двух или трех свидетелей, зайдите в любой магазин и фактов вам будет предостаточно. Вместе с тем, нельзя не согласиться с работниками правоохранительных органов в вопросе неэффективной реализации после оформления протокола и соответствующего постановления на нарушителей торговли. Судя по размерам штрафа и процедуре его исполнения, результатов своего труда им приходится ждать не очень то и быстро. Данный вопрос требует своего изучения и принятия, соответствующих мер по получению более эффективного результата, как для работников внутренних дел, так и для пользы обществу.

Давайте посмотрим по сторонам. Сколько беспризорников вокруг нас. Особенно в городах. Так, например газета «Известия – Казахстан» писала о том, как павлодарские беспризорники стали серьезной проблемой для города. Детская безнадзорность и попрошайничество просто шокируют. И все они из неблагополучных семей. Статья вышла. Какова реакция на публикацию «отцов города»? Иногда возникает мысль: для кого все это пишется? Газету посмотрели – почитали, может быть, пошли и удостоверились. Но кто будет заниматься решением поднимаемых проблем СМИ? Думаю, пришло время спрашивать с соответствующих лиц за каждый негативный материал, рассказывающий о недостатках и упущениях на конкретной территории. И надо начинать с тех, кто непосредственно отвечает за данный участок работы…

Почему дети пьют? Это можно узнать в подростковом кабинете наркодиспансера. Пьющие малолетки делятся на две группы. Первые это те, кто выносит «пьющий образ жизни» из семьи. Дети «заражаются» алкоголем от старших. Иную жизнь, что можно жить без алкоголя они не представляют. Ко вторым относятся те дети, которые унаследовали эту проблему. А также родившиеся с предрасположенностью к спиртному. Таких детей лечить оказывается достаточно тяжело. Есть дети, которые начинают пить от нечего делать или от хорошей жизни. Общество констатирует, что детей страдающих алкогольной зависимостью увеличивается. Решение этого вопроса можно найти. Нужны государственные проекты, которые работали бы на решение детских проблем: консультационные кабинеты клубы, объединения. Подросткам нужна вовлеченность в жизнь. Что сегодня наше общество может предложить в качестве альтернативы? По-моему, нужно чтобы районные акиматы, выдающие лицензию на продажу спиртных напитков, лишала проштрафившиеся магазины разрешение на реализацию алкогольными напитками для начала на месяц. Во второй раз на три месяца. В третий раз – на полгода и т.д. каждый взрослый и общество в целом со своей стороны должны принимать активное участие в этом серьезном вопросе, если думаем о будущем наших детей. Гарантировать ребенку детство, здоровье должны в первую очередь родители, а затем государство.

Причиной всех бед, правонарушений и преступлений является увлечение детей наркотиками и алкогольными напитками. Взрослые дети принуждают младших снабжать их деньгами, которые они используют для выпивки и т.д. И для этого идут на любые уловки и ухищрения, вплоть до откровенного не прикрытого преступления. Организуют невидимые свои структуры, рэкет. И что интересно. Получается, как говорят в народе: «Слышу звон да не знаю где он». Все знают, что в учебных заведениях существует такая проблема как вымогательство. Родители пострадавших детей бегут в школу, а учителя устраивают «показательные линейки». Вместо того чтобы обратиться в Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП). Некоторые родители и некоторые педагоги не убеждены и не уверены в том, что покушение на чужое имущество, здоровье и честь – уголовно наказуемое деяние. Правовой нигилизм все еще дает о себе знать в нашем обществе. Тем самым, покрывая их, дают возможность вымогателям, на время затаиться, меняя места сбора и тактику, в итоге оставаясь безнаказанными. Всем известно, что вымогательство в подростковой среде – в большой мере латентный вид преступлений. Очевидно, не зря в статьях о школьном рэкете это явление иногда сравнивают с НЛО: вроде что-то есть, но никто точно не знает. Если и дальше будем смотреть на все, что происходит с нашими детьми сквозь пальцы, то ничего хорошего не дождемся. Так в одном из регионов страны стало опасным явление не только распространение среди учеников уголовных понятий, но и попытка криминалитета контролировать учебные заведения. Школы города были поделены между подростковыми «бригадами». «Бригадиры» занимались сбором с учеников дани, которая поступала прямиком в воровской «общак». Каким будет их следующий шаг? В Польше, например, полиция регулярно патрулирует те школы и территории вокруг них, которые находятся в их «черном списке». В некоторых российских городах начали вводить комендантский час для подростков.

Из обозначенных главой государства на состоявшемся совещании с правоохранительными органами приоритетных задач, обеспечивающих правопорядок и стабильность в обществе, многих казахстанцев задел за живое вопрос, касающийся борьбы с детской и подростковой преступностью, которая уже имеет определенные масштабы. И то, что нужна системность в работе правоохранительных органов не вызывает сомнений. Люди правильно подмечают о том, что в городах, прежде всего, строятся рестораны, бары, казино и т.д. Куда идти детям, как им проводить свой досуг остается открытым. Духовные потребности и интересы подростков принимают примитивный, деформированный характер. Свободное время они проводят за азартными играми, увлекаются алкоголем, наркотиками.

На одном из пленарных заседаний Верховного суда обсуждался вопрос судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних. Актуальность повестки дня несомненна. Там констатировалось, что за последние пять лет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло более чем на 10 процентов. Увеличился удельный вес подростковой судимости. Криминалисты, оценивая подростковую преступность, называют в числе ее характеристик высокую степень организованности, ее омоложение. Мы, взрослые понимаем, что дети совершают роковые ошибки, но не всегда по злому умыслу, часто по наущению и под влиянием взрослых, сложившихся жизненных ситуаций. Существует и такая проблема. Органы преследования заведомо завышают объем обвинения, привлекая подростка к ответственности по более тяжкой статье, избирая в качестве пресечения арест, а суды на такие факты почти ни как не реагируют. Немало примеров, когда подростка за домашнюю утварь лишают на два года, за кражу бутылки водки – на полтора года и т.д. учитывая это обстоятельство, Верховные суд предложил судам уже на стадии предварительного слушания дела проверять обоснованность ареста или сроков содержания под стражей. При установлении несоблюдении органами следствия требований закона отменять эту меру пресечения.

Международным институтом конституционной и правовой политики и Фондом «Сорос-Казахстан» разработан проект ювенальной юстиции в Казахстане, основная цель которой – создание и обеспечение функционирования специализированной системы правосудия для несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Участником проекта выступает и Верховный Суд республики. Главная цель акции – обеспечение соблюдения и развития законодательства в области, защиты прав несовершеннолетних в контексте уголовного правосудия в соответствии с Концепцией ООН о правах ребенка, ратифицированной Казахстаном.

Воспитание детей сегодня приобретает особую значимость. Комплексы закладываются в детстве, и только родители могут сделать так, чтобы ребенок как можно меньше страдал от них в детстве, и потом во взрослой жизни. Комплекс неполноценности мешает жить, приводит к конфликтам с людьми и самим собой, к тяжелой депрессии. Есть одна шутка на тему воспитания детей. Почему казахские дети такие закомплексованные, а еврейские – напротив, уверены в себе. Кыркбай все время говорит своему сыну? «Ты Еркебай, дурак, балбес». А Абрам, даря отпрыску скрипочку, убеждает: «Ты самый талантливый, красивый, умный». Человек способный видеть кроме своих недостатков еще свои достоинства, а также окружающий мир, то чувство неполноценности будет компенсировано, считают, психологи. Взрослые должны устанавливать контакт на равных, не демонстрировать свое превосходство, признавать особенности ребенка и право быть таким, каков он есть. Надо давать им большей самостоятельности. Человек, свободный от вины и тревоги, здоров, говорил Фрейд. А мы ведь так хотим здоровья своим детям.

Экзистенциальный кризис – у некоторых людей в это время как бы утрачивается чувство перспективы. Им кажется, что от жизни уже нечего ждать. И тогда для них единственным смыслом жизни оказывается ребенок. От внутреннего дискомфорта они цепляются за него. Родители хотят, чтобы он любил их, достиг того, чего они не достигли. Чрезмерной опекой начинают лезть к нему в душу. А у него свои понятия о жизни, свой путь. И это надо понимать родителям. Бернард Шоу говорил, что правильное воспитание детей состоит в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Все знают, дети которые глухи к чувствам родителей, результат воспитания в семье, где родители были глухи к чувствам детей. Подростковый нигилизм может быть следствием родительской нетерпимости. Дети-подростки нередко бывают «зеркалом» собственного раннего детства: поглядим в него внимательнее, - увидим себя…

Разве можно предугадать, где тебя ждет беда. Конечно, нет. Но простые истины ежедневного воспитания детей в определенной мере предопределяют ту или иную ситуацию, которая складывается вокруг ребенка. Каков наш дом, наш быт. Роль семьи, прежде всего, огромна в воспитании ребенка. Социально-нравственные проблемы семейного воспитания сегодня имеют большое значение в жизни детей. Умом и сердцем мысли должны быть о воспитании детей. Знаете ли вы своего ребенка? Кого мы растим? Как уберечь их от алкоголя, наркотиков и токсикомании? Иногда задумываешься: трудные дети или трудные родители? Прежде чем что-то сделать или сказать, давайте оглянемся взрослые. Кто должен воспитывать воспитателя? Нет предела совершенству. Учит ли сегодня школа мыслить? Какова методика преподавания в школе? Не сведено ли все к банальной заработной плате учителя? А потом, как и кто занимается формированием нравственно-профессиональных качеств будущего учителя? Мы всегда говорим: семья, школа и общество формирует человека. А если взять по отдельности и определить роль и вклад каждого из них. Думаю, перспектива окажется безрадостной. И если, не дожидаясь завтрашнего дня, а уже сегодня возьмемся за воспитание своих детей сообща, то злаков на ниве непременно будет больше, чем сорняков.

Дети нуждаются в защите. Разве мало примеров, когда их оскорбляют, унижают, обижают и старшеклассники, и учителя и правоохранительные органы. «Ни учителя, ни школьники толком не знают своих прав» - говорят активисты – родители. Некоторые учителя, пользуясь доминирующим положением, забывают про педагогическую этику. Каким быть нашим детям? Решать нам всем совместно.

Свою лепту в формировании подростков вносит и массовая культура. Сто мы потребляем как зрители и читатели? Детективные сериалы, «мыльные оперы», криминальные драмы. Работа СМИ больше должна основываться на тех ценностях, которые к нам пришли от старших поколений и гармонично сочетаются в современных условиях. Сегодня как никогда необходимы передачи, статьи научно-познавательного и воспитательного характера. Было бы правильным, если бы СМИ чаще пропагандировали с конкретными примерами жизнь замечательных людей, как оставивших после себя славные и добрые дела для страны и общества, так и ныне здравствующих, чья жизнь на виду у общества. И еще. Регионы (области и их районы), граничащие с Россией смотрят ОРТ. Что делается в нашей стране, они почти не знают, тем самым выпадают из объектива активной жизненной позиции страны. Конечно, сегодня все упирается в финансирование, а не опоздаем ли завтра в воспитании детей и подростков в этих отдаленных от центра наших сограждан? Конечно, мы понимаем и то, что об интеграции Казахстана в мировое сообщество принято говорить положительно и с надеждой на то, что в один прекрасный день нас примут в богатом доме как братьев, выделят уютные апартаменты и предложат свободно пользоваться удобствами, называемыми обычно «благами цивилизации». Т.е. позволят, наконец, брать от мира все, что мы хотим. Потому, как и у нас есть из того, что другим по вкусу, - например, интеллектуальная собственность и молодые кадры, способные эту самую собственность создавать. С другой стороны, от некоторых благ цивилизации даже при желании не отмахнешься: хочешь, не хочешь, - придется пользоваться. Читать те же книжки, что и соседи, смотреть те же фильмы – другими словами, существовать в едином, культурном контексте. Хотя бы для того, чтобы уметь поддерживать семейный разговор.

По моему разумению, доброму человеку не обязательно иметь много денег. Настоящий филантроп, найдя на улице теньгушку решкой, не положит монету в карман, но перевернет ее на орла для следом идущего незнакомца… Я предлагаю учредить в Казахстане День филантропа как массовый праздник. Чтобы каждый из нас хотя бы раз в году стремился сделать добро для людей. Память о таком бескорыстном поступке всегда будет греть душу. «Сухая теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет…». Чем много раз говорить о доброте, лучше один раз сделать конкретное доброе дело своим соотечественникам, тем более детям. И, быть может, меньше было бы у наших детей несчастий и всяких там невезении. Мир определяет благополучие страны по подрастающему поколению и обеспеченностью его граждан – в старости.

Сегодня в стране делается все возможное, чтобы поддерживать процесс воспитания наших детей. Логичным, продолжением в этой важной работе, является нынешнее августовское поручение Главы государства Правительства по эффективному использованию бюджета развития на нужды образования и здравоохранения.

Воспитание ребенка дело многогранное, и охватывает комплекс мер. Все в одной статье охватить не возможно.

Цель статьи, чтобы читатель по-другому взглянул на своего ребенка, и вообще детей. На свои с ним отношения и спросил себя: «Что я делаю? Почему? Что при этом чувствую? К чему это может привести? Что нужно, чтобы дети выросли достойными гражданами своей страны?» - и попытается на эти вопросы ответить, мы будем считать свою задачу выполненной.