История трех встреч

Бахыт Рустемов
В искусстве подлинном есть что-то,
помимо пота и работы,
и ремесла и мастерства…
и гений это выражает.

Так женщина детей рожает,
так из земли растет трава…

***

Каждый человек подобен чуду,
только гений – тихая вода.
И меня как смертного забудут,
чтоб потом вдруг вспомнить навсегда.

Н. Шатров

Жизнь сложна и многогранна. Перед человеком всегда множество преград. Кто-то их преодолеет с легкостью, а кому-то они круто изменяют жизнь. Только стойкий и уверенный в себе, не «ломаясь», решает проблемы, встающие перед ним. Рано оставшись без матери, Жамиля в этой жизни ориентировалась сама. Близко принимала к сердцу боль совсем чужих для нее людей. Умела сопереживать. Люди, находящиеся рядом с ней, заряжались от нее положительной энергией.

Вокруг Жамили всегда было много людей: родственники, знакомые, соседи, коллеги по работе – все шли к ней за советом. Просили помочь. И она никому не отказывала. Все считали за честь общаться с ней. Она во всем была примером подрастающему поколению. Будь то на работе или в быту, всегда держалась ровно. Ее советы были доброжелательно-назидательными. Умела тактично указать человеку на недостатки, не задевая его чувство собственного достоинства.

Почти сорок лет они вместе с супругом трудились в системе народного образования. Отец ее Жанысбай всю жизнь проработал на флагмане цветной металлургии страны Шымкентском свинцовой заводе. Каждая третья пуля, выпушенная из стрелкового оружия во время Великой Отечественной войны, отливалась на этом предприятии. У завода богатая и славная история. Люди здесь работали династиями. И мой дед Жанысбай-ата – потомок известного в казахской степи, овеянного народными легендами Тайкелтир-бия – связал свою судьбу с этим предприятием, как и его сыновья и дочери. Затем – внуки и правнуки.

От старшего поколения к младшим, как говорится, из уст в уста, передавалась родословная семьи, когда и почему предки обосновались на юге Казахстана. Тайкелтир-бий родом из Сары-Арки. Отец его Айдабол был также известным человеком. Обстоятельства сложились так, что Тайкелтиру пришлось переселиться из родных степей в теплые, благодатные края юга Казахстана и Ташкента. Разлука с Сары-Аркой, со своими родственниками его всегда печалила. Тайкелтир-бий тосковал по родным местам, но вернуться туда ему так и не довелось. Его прах покоится в тридцати километрах от Шымкента. В полутора километрах от его могилы находится мазар пророка Жусы, а в ста метрах – Аулие-ата. Недалеко и захоронение Ишан-тобе. Все это далекие предки, глубоко почитаемые казахами и ныне. А пяти километрах от этих святых мест возвышенность Мартобе, на которой в прежние времена собиралась казахская знать решать судьбоносные вопросы своей земли. Отсюда рукой подать до древнего Сайрама, возраст, которого не одна тысяча лет. Сайрам даже «старше» Шимкента. Из истории известно, что о Сайраме знал сам пророк Мухаммед.

И сегодня здесь покоятся известные мусульманскому миру проповедники и последователи ислама в Средней Азии. В то время Испиджаб – так назывался Сайрам, был в зените своего расцвета. Город, находясь на Великом шелковом пути, был связующим звеном между западом и востоком, севером и югом.

 История первая

Не сотвори себе кумира.

Впервые мне довелось встретиться с будущим коллегой в 1996 году в Алматы. Специально не называю его имени по этическим соображениям. В то время я работал в Государственном налоговом комитете РК. Принимал у него налоговую декларацию. Ни он и ни я тогда не знали, что через пять лет мы будем работать в одном отделе. И, тем более, о том, что у нас общие родственные корни по материнской линии.

Вторично судьба свела нас весной 2001 года. Мы до сих пор работаем вместе в одном коллективе. Родом мой коллега из Караганды. На мой взгляд, это незаурядная личность, выдающийся профессионал своего дела. Его знаниям и жизненному опыту по хорошему позавидует любой человек. Его порядочность и огромную преданность своей профессии не хочет признать лишь тот, кто уверен, что ему не дорасти до такого доверия и положения в обществе, которого достиг мой коллега.

Придет время, и о нем еще заговорят. Его вклад в развитие суверенного Казахстана значителен. Он один из славных сыновей родной земли. Право судить о его профессиональных качествах и достоинствах дает мне многолетняя работа на государственной службе. А за тридцать лет мне пришлось повидать не мало амбициозных личностей, пекущихся только о своем личном благе и выгоде.

Человек что сеет, то и пожинает. Это правда жизни.

Но вернемся к моему коллеге. Уже с первых дней общения я проникся к нему глубоким уважением. Подкупала меня в нем умная и логичная прямота в суждениях и действиях. Он с любым человеком может вести беседу на любую тему. На любой каверзный вопрос всегда найдет достойный ответ. Хотя и не было у нас близких застольных бесед и доверительных разговоров, но каждый раз, когда я видел его или случайно встречался в коридоре, что-то волнующее чувствовал в своем сердце. В 2003 году я решил дать имя коллеги своему родившемуся племяннику. Возникло большое желание видеть своего племянника, сына моего недавно умершего младшего брата, таким, как мой коллега. Все мои родственники, особенно престарелые родители, всегда с интересом читают его статьи в прессе и слушают его выступления по телевидению. Мои родители уже не первый год заочно считают его своим сыном и молятся за него, за его благополучие в этом иногда жестоком мире.

И вот недавно произошел такой случай. У этого коллеги тяжело заболела мать, проживавшая с другими детьми в Караганде. По его настоянию ее привезли в Астану и положили на лечение в республиканскую клиническую больницу.

Узнав от меня об этом, моя мама решительно настроилась на то, чтобы навестить эту пожилую женщину, с которой раньше никогда не встречалась и ничего о ней не знала. Я пытался отговорить маму, что мол, не удобно, ведь вы же не знакомы. «Мы – мусульмане, мы – казахи, - ответила на мои возражения мама, - и нам, особенно людям престарелым, ничего не нужно кроме простого человеческого внимания. А вы, молодые, неужели этого не понимаете?» - упрекнула она меня. Видимо, у нее было какое-то внутреннее предчувствие, потребность в этой встрече.

Мне ничего не оставалось, как проявить покорное послушание и сопровождать матушку в больницу. Да я и сам прекрасно знаю, что у нас так принято: обязательно навещать не только родственника, но и соседа, коллегу по работе и т.д.

Мы зашли в палату, в которой лежали две женщины. О, Всевышний! Одна из них по фигуре, и по внешности была очень похожа на мою маму, правда, постарше ее. Поначалу старушка удивилась появлению незнакомой женщины, но обрадовалась. Внимание и участие всегда приятны, особенно больному человеку. Женщины разговорились. Сначала расспросы о здоровье, житье-бытье, о семьях, родословных. И тут неожиданно выяснилось, что они хоть и дальние, но родственницы, что Тайкелтир-бий их общий предок! Бывают же такие совпадения!

Несмотря на свой преклонный возраст, - ей было уже за 80 лет – наша вновь приобретенная родственница выглядела подвижной и энергичной. По чертам ее лица можно было убедиться, что в молодости она была писаной красавицей и умницей. Ее соседка по палате, глядя на них, удивленно воскликнула: «Господи, как вы похожи друг на друга!». Конечно, обе женщины расчувствовались – еще бы! Такая встреча подарена им судьбой – и попросили, чтобы я нашел фотоаппарат и запечатлел их на память.

(После той встречи, да и сегодня, моя матушка не перестает повторять, что в больницу ее подталкивала какая-то сверхъестественная сила и что не в состоянии передать те чувства, которые она испытала в момент встречи со своей незнакомой, дальней сестрой по крови).

Рассказ матери моего коллеги о своих корнях и родословной точь-в-точь соответствовал тому, что об этом поведала моя мама. Мой дед Жанысбай ушел в мир иной в 90-летнем возрасте. И до конца своих дней мечтал побывать в Сары-Арке и отыскать родичей, но так и не сумел по каким-то причинам выбраться на малую родину своих предков. А вот его дочери посчастливилось нежданно-негаданно, совершенно случайно найти утерянную родовую ветвь в лице матери моего коллеги – в больничной палате. Сколько мы с ним знали друг друга по совместной работе в Астане, но даже и представить не могли, что являемся дальними родственниками. И только встреча наших мам помогла восстановить утраченное родство. Нет, далеко не случайно оказалась эта удивительная встреча. Сама судьба наконец-то свела вместе двух хранительниц не только семейных очагов и домашних устоев, но и, что называется, «преданий старины глубокой», истории своего рода.

Слушая их оживленную беседу, гладя на преобразившиеся от радости и помолодевшие лица пожилых женщин, я невольно представлял в памяти деда Жанысбая. Был он среднего роста, спокойный, как подобает аксакалам, невозмутимый, степенный и рассудительный. Даже в преклонном возрасте,  никогда не употреблявший ни капли спиртного и не куривший – он выглядел значительно моложе своих почтенных лет. И в облике карагандинской дальней родственницы, и во внешности моей матушки я видел поразительное сходство с дедом Жанысбаем. Вот что такое гены, родная кровь…

А ведь в советские времена мы практически забыли свои корни, кто есть кто, хотя старые люди всегда говорили, что каждый казах обязательно должен знать семь колен своего рода. И возвращение памяти только начинается. Люди начали изучать не только свой родной язык, но и постигать историю своего народа, своих далеких предков, уходящую в седую древность и протянувшуюся во времени на три тысячелетия.

 История вторая

Человек, постигший науку, но не получивший до этого
воспитания, может ввергнуть общество в катастрофу.
Аль-Фараби

Когда столицу перевели в Акмолу, я был в числе тех, кого перевели сюда на работу из Алматы. Как моя мама радовалась этому событию! Простодушная по натуре, она по-детски надеялась, что наконец-то исполнится ее мечта, мечта ее родителей найти хоть кого-нибудь в Сары-Арке из дальних родичей. И нашла же, неугомонная! Одним из таких людей в Астане (Акмоле) оказался очень известный и уважаемый в этих краях бизнесмен. Когда мама побольше узнала о нем, то стала молиться Всевышнему не только за меня, своего сына, но и за нового своего родственника. Каждый раз наставляла меня, что мы должны помнить свои корни. «Не знающий свое прошлое человек, историю свою, не поймет будущее, не поймут его потомки. Когда внуки спросят деда, кто они и откуда, и если ты не знаешь, что ответить, то нет ничего постыднее на этом белом свете. Бережное отношение к родственным узам ведет к единению нации в целом», - убеждает мама, проработавшая в системе народного образования почти 40 лет, вырастившая и воспитавшая одиннадцать детей. Так вот, с этим уважаемым человеком у нее оказались не только общие родственные корни, но и интересы на ниве предпринимательства. Мама арендовала у его фирмы маленький и старый полуразвалившийся магазинчик. К тому же, как выяснилось, действующий без каких-либо документов. Сколько ни пыталась она в течении длительного времени попасть к нему на прием, чтобы разобраться в этом, но так и не пробилась. Пришлось вмешаться мне. Когда встретился с этим бизнесменом, оказалось, что он и сам не знал, есть ли на это помещение документы. После моего обращения к нему фирма взялась за оформление документов. В течении трех лет длилась эта процедура. Мама весь этот период поддерживала магазинчик в удовлетворительном состоянии, делала кое-какой ремонт, успевала платить и за аренду.

Неоднократно предпринимались попытки сноса здания, так как руководство города не хотело подписывать соответствующие документы из-за того, что магазин находится на «красной линии», то есть в будущем там пройдет улица. Все эти негативные моменты мама стойко и деятельно регулировала. Самостоятельно решала проблемы с пожарными, представителями санэпиднадзора., КСК, налоговиками, акиматом и т.д.

В конце концов, необходимая документация, благодаря маминой настойчивости, была получена. И вдруг как гром среди ясного дня – договор аренды помещения фирма с ней расторгла и потребовала освободить магазин. Мать уверена, что если бы не она, то здание давно рухнуло бы или его бы снесли по указанию акимата. Когда же она, приложив неимоверные усилия, сумела сохранить, отстоять здание, то от нее хозяева фирмы самым бездушным образом поспешили отделаться. Такое вот несправедливое отношение со стороны дальнего родича.

А ведь моя мама так свято верила в родственные чувства. Однако все ее благородные представления в одночасье развалились как карточный домик. Она плакала и смотрела на меня, как бы спрашивая: «Что случилось с людьми?». Ладно, она допускает, если бессовестно с ней обойдутся молодые люди. Но с ней так коварно поступил человек почтенного возраста. Которого она считала родным по крови, каждую пятницу ходила в мечеть и молилась за своих детей, а также за этого бизнесмена и его детей, за благополучие земли казахской. Она искренне недоумевает: «Неужели все на земле теперь решают деньги? Нет, не может быть», - отвечает сама себе. Небольшие доходы, что приносил магазинчик, давали маме возможность материальной независимости, иметь деньги на приобретение лекарств, когда одолевали хвори. Не поддаваясь возрасту, она в свои почти 75 лет оставалось по-прежнему энергичной и деловитой. Щепетильная донельзя, она не хотела нашей помощи, так заявляла: «Пока мои ноги ходят, пока есть силы, обузой вам я не буду». Вот такой у мамы характер. Окрыляло ее то, что она арендует помещение у своего родственника, и, встречаясь с различными людьми, отзывалась о нем чуть ли не восторженно. А если же кто-то возражал ей и высказывался о том человеке неодобрительно, мама быстро одергивала того, защищая родича-предпринимателя. Она до сих пор не может поверить в случившееся, не может смириться с тем, что этот человек, наплевав на ее родственные чувства, отобрал у нее магазин.

Мне не раз приходилось успокаивать ее, объясняя, что сейчас, увы, другие времена, что как-нибудь проживем. И на лекарства деньги найдем. Хотя понимаю, что дело вовсе не в этом. Мама же, верная своим нравственным убеждениям, считает, что какими бы ни были времена, но человека воспитанного, твердых моральных качеств, душевного и духовно крепкого они не изменят.

 

История третья

 Во власти люди образованные, почти все
ученые, недостаток – в невоспитанности.

 Совет-Хан Габбасов, писатель,
доктор педагогических наук.

Однажды известный в стране, глубоко всеми уважаемый человек сказал: «Баке, ты знаешь, многое я повидал в жизни и всегда старался помогать и поддерживать коллег, особенно подчиненных. Разве есть большее счастье для человека быть уважаемым не из-за должности, чем сейчас кичится некоторая молодежь, а по простым человеческим взаимоотношениям. И когда меня переводили на другую работу, коллектив искренне не хотел меня отпускать. Сотрудники просто боялись, что на смену мне придет грубый и черствый бюрократ-начальник. В большинстве своем такие горе - начальники бывают двуличными. Юлят перед руководством, пускают им пыль в глаза, имитируя активную работу. В общем, много шума из ничего.

Бывшие коллеги не только меня, но и моих детей по сегодняшний день ценят и уважают. Теперь они в карьерном росте поддерживают их. Хотя я их об этом никогда не просил.

Не дай бог, чтобы мои дети услышали обо мне, что я в свое время был несправедлив к коллегам или подчиненным или, что еще хуже, измывался над ними. Если даже делаешь замечание по работе, надо быть тактичным, чтобы не задеть его чувство собственного достоинство. Эти замечания ему могут запомниться на всю жизнь. Тем более, если они еще и несправедливы. У подчиненного на твои замечания могут быть свои железные аргументы. Я всегда говорил молодым начинающимся руководителям подразделений: «Скольким людям ты сделаешь несправедливое замечание, не говоря о выговорах и объяснительных, которые очень любят использовать некоторые чинуши, чтобы показать, кто хозяин положения, тем больше как начальник наживешь себе врагов. Умножь все это на близких им людей, членов их семей, которые страдают вместе с ними. У несправедливо обиженных твоих коллег близкие родственники могут в гневе и отчаянии даже проклясть обидчика. А это большой урон для карьеры любого человека, какое бы положение он ни занимал в обществе. Наука давно уже доказала о воздействии на человека отрицательной энергетики». Многие считают мои рассуждения мелочью. Но ведь из мелочей складывается наша жизнь. Великая жизнь! Прекрасная жизнь! Я не понимаю тех людей, которые на ровном месте создают проблемы. Как они не понимают, что в мире все относительно. Преходящее. Если он сегодня кто-то, завтра – он никто! Даже правители! След в жизни оставляют достойные люди, а не людишки», - закончил свои размышления мой собеседник.

Этот разговор состоялся давно. Но то, о чем говорил умудренный жизнью и опытом уважаемый в народе человек, актуально и ныне. К сожалению, человеческие ценности каждый воспринимает по своему разумению.

Как-то мой знакомый рассказал о своеобразной «дедовщине», причем, наоборот, в одной из элитных организации страны, где молодой чинуша буквально измывается над своим коллегой, который по возрасту ему в отцы годится, но занимает подчиненное положение. Причем делает он это изощренно, опосредованно, через третьих лиц, полагая себя «умным», а своего пожилого сотрудника – недалеким и не способным постичь его коварство. «Этот молодой и прыткий карьерист не знает, что его ждет в будущем, а я по жизненному опыту знаю это, и мне его по-человечески жаль. Но если же я попытаюсь его предостеречь, если объясню, что так нельзя поступать, он это преподнесет руководству как происки и подсиживание. А ведь мать у него в свое время занимала руководящие должности в каком-то районе. А какое воспитание получил сын? И что интересно, вокруг коллеги видят эти его интриги, но молчат, чего-то боятся. Неужто им все равно? Хочу надеяться, что все же придет время, и они возмутятся, поднимутся на защиту справедливости. Ведь нельзя же так, - с горечью сказал мой знакомый. – Может, про него статью написать, пусть знают, какой он подлец, какой двуличный и коварный человек. Перед руководством юлит и угодничает, а над своим подчиненным издевается. Баке, ты же считаешься среди журналистской братии хорошим фельетонистом. Я ведь помню твои статьи, в которых ты разделывал под орех разгильдяев и мздоимцев. Дам тебе факты, как этот тип одних подчиненных ублажает, закрывая глаза на их недостатки, а других третирует, всячески унижает, преследует. Хотя он и молодой, но в аппаратных играх-интригах значительно преуспел. Тщеславен, с непомерными амбициями, самовлюбленный. Ладно, ты можешь кичиться собой, своим положением, но зачем издеваться над другими? – горячился мой приятель. – Представляете, как изуверски он действует? Откровенно заявляет: « Если я кого хочу уволить, то прямо ему не скажу, чтобы он увольнялся. Но создам в коллективе для него такие условия, такую атмосферу вокруг него, что он сам не выдержит и подаст заявление об увольнении по собственному «желанию». Вот такое изощренное коварство».

Конечно, и в уважаемых высоких инстанциях среди людей с безупречной репутацией встречаются и безнравственные личности, которые выше всего ставят собственную персону, а честь и достоинство тех, кто ниже их на ступеньках служебной лестницы, - для таких пустой звук. Тем самым они попирают неписаные законы совести, морали и нравственности. К сожалению, такие индивиды были во все времена и, видимо, будут всегда. Но тревожиться по этому поводу необходимо, что я делаю своими скромными силами.

Один мудрый человек сказал, что журналисты являются не только прогрессивными людьми общества, ежедневно фиксирующими историю для будущих поколений, но и являются «санитарами» общества.