Шесть основных философий, издание 2

Дмитрий Надеин
Шад даршанам
(набросок статьи)
издание Второе, дополненное и исправленное

Необходимое предисловие

Это не полноценная статья, а некий набросок, который ещё требует доводок и содержательного наполнения - так что данный текст можно и не читать ;)
Он появился как краткое описание основных ведических философских школ (коих всего шесть, поэтому так и называется - шад даршанам, "шат" на санскрите означает "шесть", а "даршана" - это "учение"). Сначала этот текст появился в русском сегменте "Google. Вопросы и ответы", но я уже давно там ничего не размещаю, а опубликовывать свои статьи и творчество буду теперь на Прозе. Так что текст "Шад даршанам" нужно было перенести сюда. Тем более он у меня пылится в архивах уже года три.
По идее, конечно, надо бы довести это всё до ума. Материал есть, но крайне не структурирован: нужно много отчитывать, отслушивать, работать с источниками, переводить и т.д. Неизвестно когда ещё я этим займусь, так что пусть пока в таком виде будет.
Философия - вообще штука сложная, как для изучающего её, так и (особенно) для излагающего. А тут аж целых шесть философий! Но когда-нибудь я всё же вдохновлюсь (или меня кто вдохновит), изучу всю эту мудрость и напишу полновесную статью с примерами, историями, афоризмами и адаптированную для русскоязычного читателя.
Ну а пока есть то, что есть. Читаем.

Изначально философия была единой, называлась она бхагавад-таттва-вигйана (истина постижения Верховного Божественного существа). Эту науку в древности проповедовали 12 махаджан (великих душ): Брахма, Нарада, Шива, Кумары, Капила, Ману, Прахлада, Джанака, Бхишма, Бали, Шукадева и Йамарадж - все они либо боги, либо прародители, либо императоры планетных систем, либо великие герои, но в любом случае все они великие мудрецы. Мы можем считать их легендарными личностями. Про каждого из этих персонажей есть множество историй, которые описаны в основном в Пуранах.
[строго говоря, их больше 12-ти, т.к. Кумаров всего четверо: Санака, Санатана, Санандана и Санат-кумар. Они сыновья Брахмы если что - так же, впрочем, как Шива Махадева и Нарада Муни. Но поскольку у четверых Кумаров согласованная позиция, то в философском плане их можно посчитать за одного]

Со временем всё всегда тускнеет, в том числе и Знание. Да и люди стали хуже соображать и запоминать, поэтому произошло разделение единой некогда философии на составные компоненты. Всего их образовалось шесть. Ещё ранее единую Веду мудрец Вйаса разделил на четыре: Рик, Йаджур, Сама и Атхарва-веду, и поручил своим последователям развивать каждое направление, поскольку люди не могли вместить полное знание. Таким образом, сейчас мы имеем множество наук. К примеру, в школе мы изучали физику, химию и биологию, думая, что это разные предметы и не видя никакой связи между ними.

6 школ философии называются на санскрите шад-даршанам. Вот их краткое описание:
1. Нйайа - основатель Гаутама (не тот, который Гаутама Будда). Устанавливает правила философского обсуждения и определяет основные темы дискуссии: физический мир, душа, Бог и освобождение. Учит, что силой разума можно решить все проблемы, да и проблем-то никаких нет, если хорошо подумать. Нйайа призывает думать всегда, само это слово значит "логика".
2. Вайшешика - основатель Канада. Разделяет все явления, события и физичекие тела на различные качества. Учит, что весь мир образовался из атомов, которые бывают четырёх типов: земли, воды, огня и воздуха. Но в отличие от современной науки, атомарная теория Вайшешики предполагает наличие Разумного Верховного Существа со Своей собственной волей.
3. Санкхйа - основатель Капила (не тот, который описан в Пуранах как сын Девахути и Кардамы Муни). Система философского анализа. Изучает законы этого мира, помогая душе в конце концов освободиться от власти материи. Это философия двойственности. Понятие Бога в ней поначалу не было, но позже было добавлено, чтобы логически объяснить сотворение Мира.
4. Йога - основатель Патанджали, автор знаменитых "Йога-сутр". С помощью йоги в душе пробуждается внутреннее духовное видение, позволяющее ей ощутить себя вне тела. Система Патанджали особый упор делает на контроль, концентрацию и сосредоточенность ума. То, что сейчас называется йогой в фитнесс-центрах, к настоящей йоге никакого отношения не имеет!
5. Карма-мимамса - основатель Джаимини. Направляет людей к исполнению ведических обрядов (йагий), чтобы они очищались от плохой кармы (последствий деятельности), и насыщались хорошей. Даёт знание, как можно управлять законами природы при помощи звуков. Учит, что Бог безучастен, и лишь воздаёт по нашим собственным поступкам, не имея Своей воли. Концепция очень похожа на Страшный суд в Христианстве.
6. Веданта - основатель Шанкара-ачарйа, возродил ведическую культуру по всей Индии и изгнал буддистов. Шанкара считается шактйа-авеша аватарой - воплощением Шивы в нашу эпоху. Многие мудрецы утверждают, что учение Шанкары несёт на себе налёт имперсонализма (подчёркивание безличностного аспекта Бога). Поэтому Мадхва-ачарйа и Рамануджачарйа очистили Веданту Шанкарачарйи, и вернули ей изначальный смысл, изложенный в Веданта-сутре и Бхагавата-пуране Шрилы Вйасадевы. Кстати, Мадхва и Рамануджа являются основателями двух из четырёх сампрадай (авторитетных направлений) вайшнавизма, который несомненно относится к философии веданты.

Все шад-даршанам, несмотря на их концептуальное различие, однозначно признают авторитет Вед. По этой причине их называют астиками ("ас ти" [санскр.] - "это так") - авторитетными учениями. Тогда как буддизм, джайнизм, даосизм, синтоизм и все наши мировые религии - это настики (не признающие авторитет Вед).

Важно ещё и то, что все шесть ведических философий имеют связи между собой и до какой-то степени дополняют друг друга и выходят одна из другой. Так, вайшешика полностью использует логический аппарат нйаи и многие термины оттуда. А йога, мимамса и веданта - это три метода для трёх ашрамов. Дело в том, что Ведические произведения (в частности, Законы Ману) говорят нам о четырёх временных укладах жизни для цивилизованного человека. Они называются "ашрамами" и каждый из них длится примерно 20-25 лет. Первый ашрам называется "брахмачарья" или "ученичество", второй - "грихастха" или "семейная жизнь", третий ашрам носит название "ванапрастха", что переводится как "отшельничество", а последний - это ашрам "саннйаса" или "отречение от мира". В Христианской традиции первому ашраму соответствует послушничество, а заключительному - монашество. Так вот, йога предназначена для брахмачари, карма-мимамса - для грихастх, а веданта - для саннйаси. Разумеется, полностью изучить йогу за 25 лет невозможно, особенно все 8 её ступеней (а чтобы добиться успехов в ней и жизни не хватит!), но до какой-то степени хотя бы первые три анги (ступени) ученикам дают и те их проходят.

Махабхарата относится к категории Итихас, то есть историй, сказаний, эпосов и т.п. и, строго говоря, не является философской книгой. Но в ней есть замечательная философская вставка - это знаменитая Бхагавад-Гита (Песнь Бога). Гита является частью Бхишма-парвы (книгой деда Бхишмы) Махабхараты, в ней ровно 700 стихов, 18 глав, и в кратком и доступном для понимания виде описываются все шесть философий. Сделано это специально, чтобы Арджуна - герой эпоса - смог бы сделать правильный выбор в жизни, именно для этого ему излагается всё знание без утайки. Сюжет Бхагавад-гиты довольно драматичный: Арджуне - генералу и великому воину - нужно вести свою армию в бой, но он жутко не хочет этого, т.к. понимает, что ему придётся убивать своих родственников, учителей, близких и так далее. Арджуне явно не позавидуешь и его можно понять, любая гражданская война - вещь безрадостная. Он мечтает уклониться от выполнения своего долга - "откосить" как мы бы сегодня сказали - для чего постоянно оттягивает начало битвы. Собственно весь сюжет изложен уже в Первой главе, а остальные семнадцать - это беседа Кришны с Арджуной о жизни, долге, чести, судьбе, милосердии, материальном мире, духовном развитии, жизненном выборе и тому подобных высоких материях.
Зацените всю прелесть момента! В то время как воины натянули тетивы своих луков, взялись за мечи, командиры объявили боевую тревогу и отдали последние перед битвой напутствия личному составу; в то время как лошади бьют копытами и фыркают, а слоны еле сдерживаются чтобы не начать крушить всё вокруг себя (а попробуйте удержать недовольного слона!); в то время как большая часть населения планеты разделилась на два лагеря, и сейчас - в решающей битве - наконец-то выяснится кто же станет Императором Земли; в то время когда все на нервах: и боги, и люди, и животные и даже горы трясутся - вот в это самое время наши герои выезжают на колеснице между двумя противоборствующими армиями и начинают вести милую беседу. Ни раньше, ни позже!
Сделано это также не случайно, и речь не только о моральных сомнениях Арджуны, но ещё и потому, что внимание как участников предстоящего сражения, так и наше - читающих эпос и следящими за перипетиями и судьбами героев - максимально сконцентрировано. Вот-вот всё начнётся! И тут-то в наши мозги вливается "ударная доза" философии. Ну а что - если умирать, так образованными!
Каждая глава Гиты называется йогой (привет, философия №4), даже Первая, где собственно никакой йоги ещё пока нет, именуется "Арджуна-вишада йога" (йога страдающего Арджуны). Гита прославляется во многих ведических текстах, и даже в самом тексте Бхагавад-гиты (в начале Четвёртой главы) есть отсылка на неё же саму. В одной из книг Падма Пураны объясняется, что каждой главе Гиты сопоставлена одна из частей трансцендентного тела Господа Вишну, и там же отдельно прославляется каждая из восемнадцати её глав. В других Пуранах упоминается, что беседа с Кришной помогла Арджуне не только в одной конкретной трудной жизненной ситуации, но и во множестве других. Махабхарату сравнивают с большой золотой короной, а Бхагавад-гиту - с ослепительным бриллиантом в этой короне. Её также называют Гита-упанишада, намекая на высокий статус и философское знание. Дело в том, что Упанишады - это философские трактаты о смысле жизни и внутреннем развитии человека, которые (в основном) относятся к категории шрути - обязательных для изучения текстов изначальных Вед. Махабхарата - это эпос, и к шрути она не имеет отношения, но Гиту очень многие гуру (ведические учителя) и академические учёные относят к Упанишадам. До нашего времени сохранилось более 200 Упанишад, из них выделяют 108 наиболее значимых, из которых 11 - самые основные. Их нужно прокомментировать, если вы собрались открыть философскую школу и заявить о себе миру. Бхагавад-Гита - одна из самых популярных книг, относящихся к ведической традиции, и её также чрезвычайно любят комментировать (существуют уже сотни переводов и комментариев), более того - это даже рекомендуется, причём рекомендуется в самой же Гите. В конце 18-й главы Кришна спрашивает Арджуну всё ли ему понятно, или что-то следует повторить, и Арджуна отвечает, что вот теперь стало всё ясно и сомнения его разрешились. Санджайа - пересказчик Гиты - также в самом конце излагает своё восхищение красотой формы и мудростью этого знания. Почти каждый ачарйа (основатель философской или религиозной школы) считал хорошим тоном выпустить свой собственный комментарий к этой выдающейся книге. Комментарий к Гите настолько важен потому что, как мы отмечали выше, в ней содержится в краткой форме всё материальное, социальное и трансцендентное знание, относящееся ко всем Шести философиям. Но мы не будем рекомендовать какой-то конкретный комментарий, поскольку, во-первых, их слишком много, а во-вторых, мировоззрение у всех разное, и было бы неправильным навязывать что-то одно. Но с каким-нибудь известным переводом Гиты желательно ознакомиться для общего развития.

Даже если вы не собираетесь становиться философом, приобщиться к ведической мудрости (в наиболее доступной форме) никогда не будет лишним, ведь знание это - не абстрактное, а очень практичное и вдохновляющее. И оно не раз поможет вам в жизни, как помогало Арджуне и другим людям на протяжении тысячелетий!