Есть часть славной истории Русской православной Церкви и христианского учения во всей полноте Истины Иисуса Христа.
Православное сознание издавна проникнуто историей великого седого многонационального Кавказа с двуглавым великаном Эльбрусом, вид коего с давних пор привлекал и вдохновлял историков, писателей и поэтов; художников и музыкантов; композиторов и фотографов на создание редких и уникальных творений, на кои способен дух творческой личности.
"...Даром получили - даром давайте.Не набирайте себе ни золота, ни серебра, ни меди в ваши пояса,ни котомки в дорогу,ни двух хитонов, ни сандалий, ни посоха, ибо работник достоин своей пищи".(Мф.10:8-10).
В 40 году начала первого века от Р.Х. Апостол Андрей Первозванный и Симон Каноний проповедовали в причерноморских колониях Греции на Западном Кавказе среди горских народов: алан, абазгов и зикхов (Дорофей,епископ). Ибо работники, посланные к язычникам, тоже не должны ничего брать у язычников -
"Итак, мы должны поддерживать таких, и чтобы нам стать соработниками в истине".(3 Ин.7-8).
Новый расцвет христианского учения связан с развитием и становлением Византии в период правления императора Юстениана Великого и образованием Аланской епархии с центром в горном ущелье Б. Зеленчука. Древние христианские памятники и полуразрушенные храмы Северного Кавказа до сих пор сохранились в верховьях Кубани и Теберды; на Б. Зеленчуке (три храма!), в горах кабарды и на Рим-горе - близ Кисловодска - как немые свидетели расцвета Византийской Церковной культуры.
Начало русской колонизации Северного Кавказа явило ещё один этап развития православной церкви предгорий Эльбруса. В 1555 году - в составе посольства "пятигорских черкесов" была и депутация гребенских казаков Приэльбрусья. К 1787 году в 35 сёлах проживало почти по тысяче душ мужского пола. При образовании на Северном Кавказе оборонительной линии военных укреплений и крепостей, обозначавших новую границу Российской империи,
начато было и заселение Приэльбрусья казаками с Дона и Волги. Переселенцы
вместе с домашним скарбом привозили походные казачьи (синего цвета Небес обетованных!) деревянные, без гвоздевых связок,-церкви,которые просто было разбирать и собирать на новом месте. В стародавние времена наши предки ценили такие церкви по их духовно- моральной значимости для верующих воинов и
защита церкви была одной из первых святых обязанностей казака, ибо сказано , что
"Когда Я послал вас без кошелька, котомки и сандалий, разве вы в чём-то испытывали недостаток? - И они сказали : Ни в чём. И Он сказал им: Но сейчас тот, у кого есть кошелёк, пусть возьмёт е г о, подобно т о м у и котомку; и тот у кого нет м е ч а пусть продаст свою одежду и купит меч". (Лк.22:35-38). Первоначально донские,хопёрские, украинские и волгские казаки заселялись на Кислые Воды из крепости Александровской. Да в те стародавние времена брали с собою в дорогу и меч , и саблю, и ружьё; слова Спасителя вовсе не означали, что всем надо поголовно вооружаться,но времена поменялись, поменялись и порядки.Поменялось отношение мирских людей друг к другу и язычников становилось неизмеримо больше и больше с каждым годом...
История церкви Воздвижения Креста Господня в станице Кисловодской как раз берёт начало в те времена, когда в 1825 году казаками была собрана походная казачья церковь, освященная в честь Воздвижения Креста Господня.Ведь 385 семей переехало из Александровской крепости и почти все были православными.
В 1895 году казачье общество станицы ходатайствовало о расширении церкви перед епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром в виду малой вместимости походной казачьей церкви. Также мечтали и о возведении новой колокольни, больших размеров.Благословение на перестройку храма было получено, и с 1896 года начался сбор пожертвований от прихожан. Сборная книга на строительство новой церкви выдана на имя казака Елиазара Матвеевича Нагорного и крестьянина Евдокима Михайловича Докукина.
Руководство строительными работами возводимого храма проводил приходской священник Михаил Лисицын. Реконструкция шла быстро и споро, с Божией помощью ,- и была успешно завершена в 1906 году.
(Вид храма на Фото).
В то время пятигорский купец Антон Курилов выкупил казачью церковь в станице Кисловодской и установил её в Алексеевском посёлке (ныне п. Свободы города Горячеводск),которая была собрана и освещена в 1910году и около двух веков и она с любовию сохранена до наших дней - носит название Церковь Покрова Божией Матери. Ибо ,- "Возлюбленный подражает не злому, а доброму. Кто делает добро, тот - от Бога, кто делает зло, не видел Бога".(3 Ин.11). Казачья походная церковь относится к шатровым храмам 18-19 вв. и имеет форму четырёхстороннего креста. Центр храма образован восьмиугольным барабаном с оконными проёмами и на него опирается высокий шатровый купол в виде восьмигранной пирамиды, увенчанной восьмигранным куполом - луковицей. Церковь хорошо видна со многих точек Пятигорска.
С 1875 по 1861гг. Кавказскую епархию возглавлял Преосвященный Владыка Святитель Игнатий ( в миру БРЯНЧИКОВ(1807-1867)), епископ Кавказский и Черноморский.Он основал в 1846 году Ставропольскую духовную семинарию.
По благословению епископа Игнатия за два года (1859-1860гг.) было возведена по проекту П. Воскресенского уникальная колокольня Ставропольского собора Казанской иконы Божией Матери.
В 1875 году во Владикавказе была открыта епископская кафедра на правах викариатства Грузинского экзархата. В её состав вошли все осетинские православные приходы. А с 1885 года были присоединены и православные приходы, входившие в Терскую область. Первым архипастырем Владикавказской епархии (с 1875 по 1889гг.) был пастырь народа преосвященный епископ Иосиф
( в миру - Иван Иванович Чепиговский (1821-1890)), наречённый благодарной паствой верующих как Апостол Осетии.
Период с 1917 года стал для страны богоборческим, по велению властей уничтожались святыни и храмы РПЦ, убивали священников, пытаясь низвести на нет Веру и святую память о праведниках и святых земли русской. Но Господь поругаем не бывает... Новые времена конца прошлого века и начала нынешнего - Нового века возрождения Веры и Любви в душах россиян, - вселяют уверенность в возрождении былых святынь РПЦ на Северном Кавказе.
Первой,- возрождённой церковью на Кислых Водах - стал храм Крестовоздвижения (что высился в станице Кисловодской до 1939г.- до года его разрушения и поругания).
К концу 1986 года кирпичное здание было построено. Первым её настоятелем стал священник Сергей ЛИМАНОВ. Воистину сбылись на деле чудные и пророческие слова Господа Иисуса Христа :"... на сём камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её"(Мф. 16:18).
Храм был возведён к 1000-летию принятия христианства на Руси. Внутрен-
нюю роспись здания с 1986 по 1996гг. проводил московский художник Н.И.
Бурейченко. Тридцатый год радует глаз и душу верующих прихожан синяя дивная Церковь Воздвижения Креста Господня с позолоченными крестами на куполах, оглашая окрест северной части курорта Кисловодска мелодичным колокольным звоном.
Литература:
1. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа.
(Перепечатано с Синодального издания).- М,- 1990.
2. Лаза В.Д. Православие на Кавказских Минеральных Водах.- 2004;
Пятигорск,-ПГЛУ- ЦИОТ,100экз.-130с. с илл.
3. Благословенный Кавказ- журнал,- Пятигорск.
4. Православные храмы КМВ ( И.В. Павлюк)- сайт www.proshkolu.ru
18 окт.
2015г.
НА фото
Церковь Крестовоздвиженская
Кисловодска (до 1939г)