Православная история Кислых Вод

Евгений Бригиневич
   Есть часть славной истории Русской православной Церкви и христианского учения во всей полноте Истины Иисуса Христа.
   Православное сознание издавна проникнуто историей великого седого многонационального  Кавказа  с двуглавым  великаном Эльбрусом, вид коего с давних пор привлекал  и вдохновлял историков, писателей и поэтов; художников и музыкантов; композиторов и фотографов  на создание редких и уникальных творений, на кои способен дух  творческой личности.
    "...Даром получили - даром давайте.Не набирайте себе ни золота, ни серебра, ни меди в ваши пояса,ни котомки в дорогу,ни двух хитонов, ни сандалий, ни посоха, ибо работник достоин своей пищи".(Мф.10:8-10).

   В 40 году начала первого века от Р.Х. Апостол Андрей Первозванный и Симон Каноний проповедовали в причерноморских колониях Греции на Западном Кавказе среди горских народов: алан, абазгов и зикхов (Дорофей,епископ). Ибо работники, посланные к язычникам, тоже не должны ничего брать у язычников -
"Итак, мы должны поддерживать таких, и чтобы нам стать соработниками в истине".(3 Ин.7-8).
    Новый расцвет христианского учения  связан  с развитием  и становлением Византии в период правления императора Юстениана Великого и образованием Аланской епархии с центром в горном ущелье Б. Зеленчука. Древние христианские памятники и  полуразрушенные  храмы Северного Кавказа до сих пор сохранились в верховьях Кубани и Теберды; на Б. Зеленчуке (три храма!), в горах кабарды и  на Рим-горе - близ Кисловодска - как    немые  свидетели расцвета Византийской Церковной  культуры.
    Начало  русской колонизации Северного Кавказа явило ещё один этап  развития православной церкви предгорий Эльбруса. В  1555 году - в составе посольства "пятигорских черкесов" была и депутация гребенских казаков Приэльбрусья. К 1787 году в 35 сёлах проживало почти по тысяче душ мужского пола. При образовании на Северном Кавказе оборонительной линии военных укреплений и крепостей, обозначавших новую границу Российской  империи,
начато  было и заселение Приэльбрусья казаками с Дона и Волги. Переселенцы
 вместе с домашним скарбом привозили походные казачьи (синего цвета Небес обетованных!) деревянные, без гвоздевых связок,-церкви,которые  просто было разбирать и собирать  на новом месте. В стародавние времена наши предки ценили такие церкви по их духовно- моральной значимости для верующих воинов и
защита церкви  была одной из первых святых обязанностей казака, ибо  сказано , что
   "Когда Я послал вас  без кошелька, котомки и сандалий, разве вы в чём-то испытывали недостаток?    -  И они сказали : Ни в чём.  И  Он сказал им: Но сейчас тот, у кого есть кошелёк, пусть возьмёт е г о, подобно  т о м у    и котомку; и  тот  у  кого  нет    м е ч а  пусть продаст свою одежду  и  купит меч". (Лк.22:35-38).  Первоначально   донские,хопёрские, украинские   и волгские казаки заселялись на Кислые  Воды  из  крепости Александровской. Да в те стародавние времена брали с собою в дорогу и меч , и саблю, и ружьё; слова Спасителя вовсе не означали, что всем надо поголовно вооружаться,но времена поменялись, поменялись и порядки.Поменялось отношение мирских людей друг к другу и язычников становилось неизмеримо больше и больше с каждым годом...
    История церкви Воздвижения Креста Господня в станице Кисловодской как раз берёт начало в те времена,  когда в 1825 году казаками была собрана походная казачья   церковь, освященная в честь  Воздвижения Креста Господня.Ведь 385 семей переехало из Александровской крепости и  почти все были православными.
     В 1895 году казачье общество станицы ходатайствовало о  расширении церкви перед епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром  в виду малой вместимости походной казачьей  церкви. Также мечтали и о возведении новой колокольни, больших размеров.Благословение на перестройку храма было получено, и с 1896 года начался сбор пожертвований от прихожан. Сборная книга на строительство новой церкви выдана на  имя   казака   Елиазара Матвеевича  Нагорного  и   крестьянина   Евдокима Михайловича   Докукина.
      Руководство строительными   работами   возводимого   храма  проводил приходской священник Михаил Лисицын.   Реконструкция шла быстро и споро, с Божией помощью ,- и была успешно завершена в 1906 году.
                (Вид храма на Фото).
     В то время пятигорский купец Антон Курилов выкупил казачью  церковь в   станице Кисловодской и установил её в    Алексеевском   посёлке  (ныне п. Свободы  города Горячеводск),которая была собрана и освещена в 1910году и  около двух веков и  она с   любовию  сохранена   до наших дней  -  носит название Церковь Покрова Божией Матери.    Ибо ,- "Возлюбленный подражает не злому, а доброму. Кто делает добро, тот - от Бога, кто делает зло, не видел Бога".(3 Ин.11).  Казачья походная церковь  относится к шатровым храмам 18-19 вв.   и   имеет   форму четырёхстороннего креста.   Центр храма образован восьмиугольным барабаном с оконными проёмами и на него  опирается  высокий  шатровый купол в   виде восьмигранной пирамиды, увенчанной восьмигранным куполом - луковицей.  Церковь хорошо видна со многих точек Пятигорска.
    С 1875 по 1861гг.  Кавказскую епархию возглавлял Преосвященный Владыка Святитель Игнатий ( в миру БРЯНЧИКОВ(1807-1867)), епископ  Кавказский  и Черноморский.Он основал в 1846 году Ставропольскую духовную семинарию.
 По благословению  епископа Игнатия за два года (1859-1860гг.) было возведена по проекту П. Воскресенского уникальная колокольня Ставропольского собора Казанской иконы Божией Матери.
    В 1875 году во Владикавказе  была открыта епископская кафедра на правах викариатства Грузинского экзархата. В  её  состав вошли все осетинские православные приходы. А с 1885 года были присоединены и православные приходы, входившие  в Терскую  область. Первым  архипастырем Владикавказской епархии (с 1875 по 1889гг.) был пастырь народа преосвященный епископ Иосиф
 ( в миру - Иван Иванович Чепиговский (1821-1890)), наречённый благодарной паствой верующих как Апостол Осетии.
     Период с 1917 года стал для страны богоборческим, по велению властей уничтожались святыни и храмы РПЦ, убивали священников, пытаясь низвести на нет Веру  и святую память о праведниках и святых земли русской. Но Господь поругаем не бывает... Новые времена конца прошлого века и начала нынешнего  - Нового века возрождения Веры и Любви в душах россиян, - вселяют уверенность в возрождении былых святынь РПЦ на Северном Кавказе.
     Первой,- возрождённой церковью  на Кислых Водах  - стал храм Крестовоздвижения (что  высился в станице Кисловодской  до 1939г.- до года его разрушения и поругания).
    К концу 1986 года кирпичное здание  было построено. Первым её  настоятелем стал   священник Сергей ЛИМАНОВ.  Воистину сбылись  на деле чудные  и  пророческие слова Господа Иисуса Христа :"... на сём  камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её"(Мф. 16:18).
    Храм был возведён к 1000-летию  принятия христианства на Руси. Внутрен-
нюю  роспись здания   с 1986 по 1996гг. проводил московский художник  Н.И.
Бурейченко. Тридцатый  год радует глаз и душу верующих прихожан синяя дивная Церковь Воздвижения Креста Господня с позолоченными крестами на куполах, оглашая окрест  северной части  курорта Кисловодска мелодичным колокольным звоном.





                Литература:
             1. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа.
                (Перепечатано с Синодального издания).- М,- 1990.
             2. Лаза В.Д. Православие на Кавказских Минеральных Водах.- 2004;
                Пятигорск,-ПГЛУ- ЦИОТ,100экз.-130с. с илл.
             3. Благословенный  Кавказ- журнал,- Пятигорск.
             4. Православные храмы КМВ ( И.В. Павлюк)- сайт www.proshkolu.ru



18 окт.
2015г.
НА фото
Церковь Крестовоздвиженская
Кисловодска (до 1939г)