А. С. Пушкин в Одессе

Тина Свифт
А. С. Пушкин в Одессе

Язык Италии златой
Звучит по улице весёлой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдован тяжёлый,
И сын египетской земли…

 Пушкин, к счастью, не был сослан за свои гениальные стихи в Сибирь, он попадает, в силу обстоятельств, в Одессу. Южная окраина не похожа на привычную российскую среду с её размеренностью и неспешностью. Здесь, в пустынной, пыльной степи, на берегу моря, у порта, стремительно строится новый город – такой же молодой, динамичный, открытый всему свету. Созвучность духа города вольной натуре поэта хорошо ощутима в стихах из «Путешествия Онегина». В августе 1823 Пушкин пишет брату: «…явился в Европу. Ресторация и итальянская опера напомнили мне старину и ей-богу обновили мне душу». Пушкин, так и не побывавший за пределами России, соприкоснулся в Одессе с бурной политической жизнью Европы. Россия пригрела здесь беженцев-греков, гонимых с родины турками. Французские эмигранты – изгнанники революции, используя вековой опыт своей страны, активно участвовали в создании города. Искали здесь удачу и волю и беглые крепостные из центра России.

  Одессе тридцать лет. Строящийся по специальному плану город, но уже имеющий учебные заведения, свою интеллигенцию, издающую газету на французском языке. В 1809 году был открыт театр по проекту знаменитого Тома де Томона.

  В 1825 году открывается Одесский городской музей древностей. А в 1839 году образуется Общество истории и древностей. Со всех концов света привозились в дар и продавались в коллекцию греческие мраморы и вазы, египетские мумии, восточная утварь и клинки, коллекции монет, реликвии. Общество начинает собирать портреты на холсте или на бумаге. Созданная портретная галерея пополнялась все годы существования Общества оригинальными произведениями, копиями, которые заказывались в Эрмитаже и даже в Лувре. Среди изображённых, прежде всего, те, кто имел непосредственное отношение к присоединению к России таврических и причерноморских земель, административному устройству Новороссийского края. Это люди военные и штатские, священнослужители, русские и иностранцы, знатные и простые: Суворов, Тучков, Ланжерон, Хорват, Иван Шиян. Имея широкий взгляд на мир, одесситы к тому же отличались благодарной памятливостью.

  И в период наибольшего промышленного и культурного расцвета города, в конце 19 века, не только не забыли ссыльного гостя, но открыли к его столетнему юбилею один из первых в России памятников великому поэту. Мысль же об установке его сформировалась гораздо раньше. Уже в 1880 году одесская Городская Дума постановила: «Отвести место на Николаевском бульваре, против здания Биржи, для постановки фонтана с бюстом Пушкина». Был объявлен конкурс проектов, выбирали архитектора, скульптора, подыскивали материал. И 16 апреля 1899 года в полдень прогремел выстрел из пушки, возвещавший об открытии в Одессе памятника А. С. Пушкину, авторами которого были Х. К. Васильев и Ж. А. Полонская, создавшая бюст.
 
  Акт этот – дань гению А. С. Пушкина - несомненное свидетельство активности, уровня культурной среды, которая сложилась в городе не без влияния творчески щедрой личности самого поэта. В газетах того времени писали: «Одесса, которая быстрыми шагами идёт к совершенству во всех отношениях, не пожелала отстать от других городов и в деле искусства. Каждому понятно, какую важную пользу может принести населению основание специальных обществ в деле эстетического развития. Отсутствие изящного крайне чувствуется в Одессе, потому художники – любители искусств обоего пола вознамерились создать Общество изящных искусств».

  Организованное в феврале 1865 года, Общество своей целью ставило: «…развить вкус и понятия живописи во всех слоях, распространить любовь к изящным искусствам, поощрять местных художников и содержать школу живописи, рисования, черчения… средствами к этому должны служить: учреждение постоянных и временных выставок, учреждение общественной галереи».

  Первые десятилетия деятельности Общества изящных искусств были полностью поглощены организацией и становлением Рисовальной школы, открытой 1 мая 1865 года «на деньги, собранные по подписке». Положение школы, оказавшей впоследствии влияние на всю художественную жизнь края с организацией в итоге Городского музея изящных искусств (ныне Художественный музей), стабилизировалось лишь в 80-е годы. В эту пору сюда приходят преподавать академик А.А.Попов, скульптор Б.В. Эдуардс, художники Г.А.Ладыженский, К.К.Костанди. По инициативе крупнейшего русского учёного Н.П.Кондакова, тесно связанного со школой до перевода в Петербургский университет в 1888 году, было устроено  общеобразовательное училище. Вскоре Академия художеств «находит возможным допускать приём учащихся Одесской школы без установленных для этого аттестатов гимназии», что говорит о высоком уровне преподавания специальных и общественных дисциплин, авторитете учебного заведения в целом. Академией художеств были переданы Школе картины, выделены деньги на оборудование классов и впоследствии на постройку нового здания.

  Постепенно в городе складывался довольно многочисленный и сильный творческий коллектив художников, которые с 80-х годов становятся экспонентами выставок передвижников, регулярно включавших Одессу в свои маршруты. Достижения местных художественных сил, участие на равных в выставках передвижников укрепляли в одесситах уверенность в своих возможностях, способствовали зарождению мысли о создании своей творческой организации, которая и появилась в самом начале 1890 года. Товарищество южнорусских  художников (ТЮРХ) целью своей деятельности ставило в принципе те же задачи, что и передвижники, но имело гораздо более скромные возможности. Отталкиваясь от передового русского искусства, художники ТЮРХа создавали работы, тонкие по своему живописному и цветовому решению, на первое место, ставя сложные задачи света, пленэрности.

  Сплотившись в организацию, наиболее молодые и энергичные из членов ТЮРХа подняли вопрос «об учреждении общественной галереи, в которой помещалась бы постоянная выставка картин местных и иногородних художников». В конце 1897 года Городская Дума приняла предложение Совета Общества и определила адрес будущей галереи, отдав дом, пожертвованный городским головой Г.Г. Маразли специально для организации музея. Художники, начиная разговор о галерее, ставили серьёзные перспективные задачи: «Начатая в малом размере, картинная галерея должна развиваться и в будущем…представить учреждение крайне важное для подъёма художественного развития на юге России».

  Создание галереи начато было с картин, присланных городу Академией… В переписке крупнейшего русского педагога и художника П.П.Чистякова имеется письмо к нему К.К. Костанди от 1884 года с просьбой «…посодействовать при выборе картин, каковые Академия предназначила для провинциальных музеев, дабы в наш музей… попали лучшие произведения». Можно предполагать, что Чистяков отозвался на просьбу Костанди, так как из переданных в следующем году тридцати семи произведений довольно многие отличались высоким художественным уровнем – «Вид Сан-Мало» А. Боголюбова, «Пряха» Ф.Журавлёва, «Воскрешение дочери Иаира» Е. Макарова и другие. Тогда же из Академии художеств были переданы произведения западноевропейских художников из бывшей Кушелевской галереи и других собраний, находившихся в Академии, а также графика.

  1899 год был знаменательным для культурной жизни города: в апреле торжественно открыт памятник А.С.Пушкину, а с ноября существует Городской музей изящных искусств, очень популярный среди одесситов, которые много внимания уделяли его пополнению впоследствии. Бурное развитие художественной жизни Одессы во второй половине 19 века способствовало возникновению в городе наряду с меценатством, распространенным издавна, возникновению значительного количества частных собраний самого разного характера, уровня и объёма.