Глава 4. Хищники сбиваются в стаю

Александр Можаев 2
                Роман "Рынок хулиганов"
                1.
  На следующий день Валерий Павлович Дубов,как всегда, по старой армейской привычке,проснулся очень рано.Попытавшись встать и включить свет,он не сразу понял,что ему что-то мешает,но потрогав на своей груди что-то мягкое и одновременно тяжёлое,военрук разобрал,что это - рука Фёклы Ксенофонтьевны.Тихо освободившись,он с трудом нашёл в темноте ванну и быстро умылся.
  Стараясь не шуметь,военрук прошёл на кухню, ощупью отыскал эмалированный чайник. Дубову хотелось "улизнуть" как можно незаметнее,но в непривычной для него обстановке он уронил кружку на пол.Все его опасения и предосторожности были напрасны - Фёклу Ксенофонтьевну в это время суток разбудить было невозможно.

  Закрыв за собою дверь,Валерий Павлович важно шагал по улице,улыбаясь и разглядывая прохожих.Подойдя к училищу,он удивился - у входа,несмотря на октябрьскую слякоть,стоял Виктор Сергеевич Зайцев,его новый "родственник" и удивительно ласково улыбался:
 - Здравствуй, дорогой Валерий Павлович! Как прошла первая брачная ночь?Я так рад,что мы стали,наконец, родственниками и надеюсь,наша бесконечная война закончилась.Если рассудить здраво,что могут делить два таких коммуниста,как мы?
 - А-а-а,"зятек",чёрт бы тебя побрал!
  Открыв входную дверь училища, военрук увидел в фойе Федю Утконосова-Зайцева и рядом Борю Зайцева. Сегодня Валерий Павлович был доволен:всё идёт как нельзя лучше,он всё сделал правильно, а главное - ничего не испортил.Хищники сами лезут в капкан и при этом ещё подталкивают друг друга!
  Заглянув в комнату мастеров, Валерий Павлович поздоровался с Олегом Пронском и утвердительно ему кивнул.
  Виктор Сергеевич открыл свой кабинет и вошёл туда вместе с племянником.Чуть позже туда бесцеремонно влетел Борис Зайцев.
 - Братан,у меня есть план!
 - Говори,Боря.
 - Если ворваться сейчас в музей Дубова, дать ему по башке,а потом обыскать весь музей!Должна же у него быть копия этой карты?!А,может, ещё что-нибудь найдём?
  Виктор Сергеевич поморщился.Теперь от Бори не отвяжешься,а главное,ему очень трудно втолковать хоть что-нибудь разумное:"Боря,пока ты будешь вламыватся в музей, Дубов успеет десять раз позвонить в милицию,позвонить прокурору Железностоящему, потом поднимет на ноги весь райком,то есть и Кормушкина тоже.И всё это представит потом просто как ограбление своего музея!Меня снимут уже к обеду!И знай,Боря,тебя без пересадки отправят в Магадан. А тебя,Фёдор, тебя...- Зайцев внимательно, как-будто впервые увидел племянника, посмотрел на него и прищурился. - тебя он посадит на цепь,я её в музее видел.И будешь работать у него дворняжкой,музей охранять.Гав-гав!Гав-гав!
 - Но если...А как же по башке? - Боря кипел своим перегаром и был готов на всё.
 - Помолчи,Боря.Помолчи!Послушай теперь мой план.Работаем в трёх направлениях:первое - подход к Дубову через Марину Петляеву,это поможет нам всегда знать планы противника и,возможно,раздобыть карту или сделать её копию.Направление второе:я,когда моей укротительницы тигров не будет дома,тщательно всё там посмотрю,хотя вряд ли это перспективно.И третье:обыск у тёщи. Трудно,опасно,но надёжно.При таком раскладе шансы хорошие.Здесь, Боря,ты и сгодишься!
 - А почему я?
 - А потому,что - ты!
 - Нет.
 - Тогда мы исключает тебя из команды золотолюбителей и возьмём кого-нибудь другого.
 - Кого? - Боря Зайцев хорошо знал волчьи повадки своего старшего брата и понимал,что тот не шутит и поэтому мучительно раздумывал.У него хватало ума понять,что в случае неудачи "визита" к Фёкле Ксенофонтьевне золото может лично ему никогда больше не понадобится.
 - Хапугина можно взять! - Виктор Сергеевич внимательно следил за реакцией братца.
 - Хапугин вас всех проведёт.И не поймете потом,где авария произошла, когда лбами стукнетесь!
  Боря встревоженно раздувал ноздри.
 - Не проведёт. Ну,вот что,братец Боря...Короче,ты согласен или нет?
 - Я...я...я... - Боря почти физически представил Фёклу Ксенофонтьевну вблизи. - Нет!Ни за что!Нет!
 - Хорошо, братец-трус...хорошо! - тон старшего брата становился зловещим. - Будем считать,что этого разговора не было.Мы справимся без тебя!Да,я забыл спросить: ты ещё на бюллетене или уже вышел на работу?
 - Бюллетень.
 - Славненько.Иди домой и выздоравливай.
 - А моя доля? - глаза Бори Зайцева стали наливаться кровью. - Моя доля??
 - Ты её...Э-э-э...утратил!
  Зайцев-старший хорошо представлял себе,чем мог бы закончиться этот разговор лично для него,не будь у младшего брата загипсованная рука.Он спокойно выдержал тяжёлый и непредсказуемый взгляд Бориса,похожий на взгляд голодного крокодила,и уже спокойнее добавил:
 - Иди! И не мешай работать.До свидания!
 - Гады!Гады!Мою долю хотите захапать!Не подавитесь только! Когда рука заживет,я вам всем рыла разворочу!Козлы!
  Борис Зайцев выскочил из кабинета брата и здоровой рукой так хлопнул дверью,что посыпалась штукатурка,и чуть не вылетел дверной блок.Обеспокоенный Федя Утконосов спросил дядю:
 - А если он начнёт как-нибудь мстить?
 - Что ты,Федя!Куда он денется?Куда ему от нас?Если надо,я его в два счёта с работы выгоню!Не горюй, успокоится и согласится.
 - А если он решит действовать в одиночку?
 - Не смеши!К карте ему никогда не подобраться,да ещё с его умом!
 - Верно,дядя Витя!А что делать мне?
 - Тебе?Во-первых,быть под рукой.Наблюдать за Пронским и Севрюковым.И за Дубовым.На контакт с тобой или со мной военрук не пойдёт. Это ясно.Я начну работать с Мариной,возможно, возьмём её в долю.
 - Не люблю я её... неужели без неё не обойдемся?
 - Я её тоже не люблю.Но я люблю золото!Без Петляевой карту нам не увидеть,как своих ушей!
 - А если у твоей тёщи поискать?
 - Кто будет искать,Федя?Может, ты?
 - Н-нет!А, может,нанять уголовников?
 - Не надо нам уголовников!Потом от них не отвяжешься!Нам Бори "за глаза" хватает.Да и будет кому копать.Он сегодня, конечно, напьется и всё пропьёт - а завтра придёт к нам,в-общем,ни кого нам не надо.
 - Да,дядя Витя,у тебя голова-а...

                2.
  В кабинете замполита Марины Семёновны Петляевой раздался телефонный звонок.
 - Алло!Это училище?
 - Да,замполит Петляева.Слушаю.
 - Это Красноправдин. Здравствуй, Марина.
 - Здравствуйте, Яков Ильич.
 - Марина,я по делу.Слушай внимательно. Я могу быть уверенным,что разговор останется между нами?
 - Да,конечно.
 - Мариночка, ты меня знаешь.Я всегда за правду стою.Мне стало известно, как Зайцев стал директором.Приказ подписан заведующим РОНО Говорилиным Иннокентием Сергеевичем.На него даванули из КГБ,конкретно: полковник Длинноумов по просьбе своего друга и одноклассника генерала Утконосова, нового родственника Зайцевых.
 - Ну,и что?Я это всё давно знаю.- Марине,осваивающей новую должность, меньше всего хотелось сейчас быть втянутой в какую-нибудь интригу.Особенно в интригу против Зайцева.
 - Марина!Как ты не понимаешь?!Зайцев - подлец! Он охмурял и использовал тебя несколько лет,пока ты была комсоргом.А потом!Ты не забыла,что было потом?
 - Помню.
 - И я помню.Когда ты надоела Зайцеву, он просто продал тебя Дубову за пятьсот рублей!Тебя!Будущего директора училища или инструктора райкома партии!
 - Что? - у Марины почему-то от такой заманчивой перспективы пересохло в горле.Она хорошо знала,что Красноправдин никогда не шутит,хотя бы потому,что он абсолютно лишён чувства юмора.
 - Марина,не прикидывайся.Ты всё прекрасно понимаешь.Надо объединятся. Иначе следующая ступенька Зайцева - райком!И месть всем, кто хоть как-то ему неугоден или просто мешает.
 - А чем это грозит мне?В этом случае я стану директором училища.
 - Директором станет Федька Зайцев-Утконосов!Даже явный вор Борька Зайцев на худой конец!Тебя на должность директора не утвердят.
 - А с кем объединяться?И почему тогда меня утвердят,если я выступлю против Зайцева? И что,вообще, мне это даст?В таких "играх" и голову можно потерять!
 - Не бойся.Знай,скажу тебе по великому секрету:прокурор Железностоящий Самсон Гаврилович - это мой двоюродный брат!
 - Да?
 - Да!А насчёт объединения нет ничего проще! Со всеми,кто против Зайцева, например: Дубов,Севрюков, Шакалов,Крысин,Делилов.Даже Пронский, наконец! Хотя он точно не наш человек. Я шестым чувством чувствую это.
 - Хорошо. Допустим.А что требуется от меня?
 - Помочь обложить волка Зайцева "красными флажками". Использовать всё, что только возможно против него.Что угодно!Всё!! И в тюрьму его!На каторгу!Сгноить его там!В порошок стереть!В пыль!И расстрелять!Стереть с лица земли!
 - Но...
 - Пойми,перестройка - это просто говорильня!Придёт новый Сталин!Новый Иосиф Виссарионович! Придёт! Мы построим новые тюрьмы!Новые лагеря!Сотни тысяч лагерей.И всех,кого не расстреляем сразу - туда.Строить! Работать!Мы,старые коммунисты сталинской чеканки - мы всё видим!Всех видим!Всё записываем.И ни кто не уйдёт от расплаты!Родина в опасности!Кругом враги народа!Скрытые и явные.Их много!И их становится всё больше!!
 - Яков Ильич... Вы против перестройки? Против курса Горбачева?Это курс КПСС.
 - Я - за крепкую железную власть!Я - за карающую власть.Я - за великое дело Ленина-Сталина!
 - Но большинство коммунистов согласно с линией партии,согласны с плюрализмом,гласностью и демократией.
 - Марина,пойми,это приведёт к хаосу и анархии! В партию просочились много чуждых элементов. Знаешь,раньше,при Ленине,был лозунг:" Да здравствует мировая революция!".Я - за этот лозунг,от него преждевременно отказались.
 - А чем Вам,Яков Ильич, конкретно мешает Зайцев?Он не лучше и не хуже других.Обыкновенный карьерист и прохиндей.
 - Зайцев?Пройдёт ещё несколько лет и он будет всем заправлять. Получив реальную власть,он будет "пригревать" таких,как он сам.Это будет огромная,всё сметающая сила,похлеще сицилийской мафии.И вся эта сила будет с партбилетами!Вот ты,Марина Петляева, стоишь на правильной идеологической платформе.Скажи,тебе не обидно подчиняться врагу народа Зайцеву?
 - Не будет Зайцева, будет кто-то другой.Ничего не изменится.
 - Если ваше поколение,поколение молодёжи поддержит старых коммунистов:то изменится!Ещё как изменится!И здесь, в райкоме,таких,как Зайцев,хватает.Это Шакалов.Это Крысин и другие.Они - ради карьеры.Партбилетами только прикрываются.Настанет время и они за всё заплатят!!
 - Знаете,Яков Ильич,по-моему,всё проще:ни кому ни до чего дела нет.Ни кто ни во что не верит.А почему? Я не знаю...
 - Потому,что нет на них Сталина!Их всех:не верящих и подозрительных - в лагеря!И в тюрьмы!И расстрелять побольше,и сразу будет порядок.
 - Но это всё уже было:в тридцатые,сороковые и в начале пятидесятых.Миллионы пошли в тюрьмы,лагеря,каторгу.И ничего не изменилось.
 - Мало!Мало сажали!Надо было в десятки раз больше! В сто раз!
 - Яков Ильич, давайте споры пока оставим,потому,что спорить можно бесконечно. Чего Вы сейчас хотите от меня конкретно?
 - Пока,сейчас, сегодня - я хочу твёрдо знать,что ты,Марина,готова действовать против Зайцева и его команды.
 - Мне надо подумать.
 - О чём тут можно думать?О чём? Или,может, ты считаешь Зайцева честным человеком?
 - Нет,я так не считаю.
 - Тогда думай скорее.
 - До свидания, Яков Ильич.
 - До свидания.

                3.
  Марина Петляева положила телефонную трубку и задумалась.Не успела она ещё как следует освоиться на новой должности, как её опять во что-то втягивают!И кто втягивает?Вечный интриган,очернитель-обличитель и "гнидоискатель" Яков Ильич Красноправдин всегда с кем-то воюет,кого-то обличает.С Зайцевыми у него вражда больше из зависти.Но ей-то это зачем? Но не считаться с ним нельзя - сила реальная.Его поддерживают в обкоме,хотя скорее всего просто используют.Кроме того,прокурор Железностоящий - его двоюродный брат. Да...
  Тягостные раздумья успели испортить настроение,поэтому новому звонку Марина даже обрадовалась.
 - Марина,это Зайцев.Зайди ко мне.
 - Иду.
  В кабинете директора она прежде всего обратила внимание на как-то неестественно добрые,как бы чего-то ищущие глаза бывшего замполита.
 - Мариночка, ласточка, я так рад,что моё бывшее кресло заняла именно ты!Рад,рад.Думается,что ты не забудешь,кому ты этим обязана!
 - Виктор Сергеевич...- начала Марина почти официально, но Зайцев быстро перебил её.
 - Витя!Витя!Ласточка, ты что,всё забыла,что было между нами?
 - Не забыла. Ты меня за этим вызывал?
 - Нет,Марина, вызывал я тебя не за этим.Прежде всего,я хотел бы знать,насколько можно теперь тебе доверять?
  Петляева,быстро взглянув на как всегда розового,упитанного Зайцева, настрожилась:"Что-то опять затевает.Новые интриги.Как всё надоело!Мало Красноправдина и этот туда же!Наверно, против Дубова и Пронского.Может, Красноправдина?Готовы съесть друг друга." Зайцев нетерпеливо атаковал:
 - Почему ты молчишь? Разве я подвёл тебя?Разве я не выполнил своего обещания?Разве ты не стала замполитом училища?
 - И что теперь...от меня требуется?Воевать я ни с кем больше не собираюсь.Скажу прямо: надоело!
 - Не надо ни с кем воевать.Пока.Есть другое дело.Дело - на миллионы!Такого у тебя никогда не было и больше не будет.
 - А ближе к сути можно?
 - Можно. Как ты относиться к кладоискательству?
 - Ни как не отношусь.
 - Напрасно...Напрасно, Марина.Иногда в жизни есть ещё Её Величество Удача.Зря ты смотришь на меня с таким недоверием.
  Марина Петляева вглядывалась в лицо Зайцева, стараясь уловить,говорит он всерьёз или просто задумал разыграть?
 - Я пойду, Витя.
 - Стой!Марина, я очень серьёзно!Кратко:имеется клад.Большой!Конкретной -пока не могу.Но если ты с нами - то твоя доля составит - 25 %.Такой расклад нравится?
  Лицо Зайцева на какую-то долю секунды стало хищным.Теперь Марина поверила,что всё происходящее здесь - всерьёз.
 - Допустим. А что от меня требуется? Взять лопату и копать где-то клад?
 - Скажи,ты в принципе согласна?
 - В принципе - да.Если моё участие в этом деле окажется мне по силам.
 - По силам!Стало известно, что у Дубова есть немецкая трофейная карта времён войны.В своё время немцы,отступая в спешке,зарыли клад с золотом и награбленными ценностями, расчитывая ещё вернуться.Эта карта,вероятно, скорее случайно, попала ему в руки вместе с самым разным музейным хламом.Более того,уже известно, что Валерий Павлович вместе с Севрюковым и Пронским собираются этот клад по-тихому раскопать!
 - Вот как...Так вот что так объединяет Дубова с Пронским и Севрюковым!Теперь понятно.А где эта карта?
 - У Дубова! У моей жены и тёщи только копия.Он вчера, по-пьянке,выдал свою тайну!Но положение осложняется тем,что теперь к этому делу собираются присоединится моя жена и тёща. Кроме того,мне сегодня утром стало известно,что тёща - чёрт бы её побрал! - уже вызвала из соседнего города свою вторую дочь Варвару.Это чудище подстать всем остальным Пещериным!Карту надо заполучить любым способом!Любой ценой и побыстрее!Иначе нас просто опередят.
 - У Валерия Павловича ничего невозможно отнять.
 - Это я сам знаю.Но обмануть его можно!Ты знаешь,что он к тебе неравнодушен и готов на тебе женится.
 - И что?
 - Мне уже известно, что ты недавно ночевпла у него.
 - Он просто меня напоил.
 - Да какая разница! Надо любой ценой вытянуть с него эту карту или хотя бы как-то скопировать её.
 - Как?
 - Согласись замуж за него.Согласись!
 - Но его уже успела окрутить твоя "дорогая мамочка" Фёкла Ксенофонтьевна! И ни с ней,ни с её дочкой,укротительницей львов и тигров,я не желаю иметь ни какого дела.Хватит!
 - Успокойся. Необытьнадо с ними иметь ни какого дела.Ты хорошо знаешь Дубова, он никогда не смирится с тем,что его женили обманом!Он всё равно так или иначе разведется.Но на этот раз военрука надо не давить,как обычно,а в этом ему помочь.
 - Витя,а как я могу ему помочь?В ЗАГСе я не работаю.
 - Твоё дело:согласиться за него замуж.Кстати,у него отличная квартира в центре города и ты со временем сможешь её "оприходовать".
 - Я согласна.
 - Вот и хорошо!Вот и хорошо! Два умных человека всегда могут договориться.
 - А что будешь делать ты сам?
 - Вся общая подготовка на мне.У моих дальних родственников в деревне есть миноискатель.Для поиска и раскопки клада надо раздобыть кое-какое оборудование. Необходимы определённые средства.Вся подготовка займёт месяц или полтора.Может,и больше.И тебе тоже,в первую очередь, придётся немного раскошелится.И всем другим,кто в деле.
 - Интересно, а кто ещё в деле?
 - Мой племянник и мой брат.
 - Борька?!!
 - Да,он. Борька случайно всё узнал,сам по себе его я никогда ни в какое дело бы не взял.Иначе растреплет про клад всюду!Дойдёт до райкома. А там зверье похлеще диких волков!Один Шакалов чего стоит!А Крысин!А Делилов!А акула - Красноправдин! И если в РОВД узнают - всё себе заберут.И заживо сожрут любого!
 - Это плохо.Твой братец Борька - трижды подлец.И у него нет денег.
 - Не беспокойся.Четвертую часть,соответствующую его доле общих расходов,я заставлю его заплатить. Не сомневался!
 - Ладно,пусть так.Сегодня иду к Дубову.
 - Иди,ласточка. Иди.Будь осторожна.Учти,что у него вон какие помощники - Севрюков и Пронский. Всё обдумывай,каждое слово.
 - Да,вот что ещё, Витя...Не хотела говорить,но скажу.Звонил с райкома Красноправдин, слюной от злобы истекает.На тебя.И что-то, кажется, затевает.
 - Что?
 - Не поняла.Требовал моего согласия в каких-то объединённых действиях против тебя.Говорил,что скоро ты можешь оказаться в райкоме партии.И что он этого не хочет.
 - Не зря боится.Очернитель и вымыватель проклятый!Ему-то я глотку перегрызу,при случае,в первую очередь.Ничего. Спасибо, что предупредила.Ценю!Всё. Действуем.