Немного о принятии себя

Марина Сергеева Феникс
 С чего начинается принятие себя? Сначала - со знакомства с самим собой.
Причем, с такого знакомства, которое делается без посторонней помощи. Не с оценок, которые дают нам с детства окружающие – значимые для нас (родители, учителя и другие люди, которые становятся нам по тем или иным причинам близкими), и малозначимые (то есть посторонние, хотя многие люди порой обращают внимание и на «оценки» посторонних, ибо приучены так реагировать с детства). Знакомство с собой начинается с узнавания себя: через свои реакции, поведение, с понимания своего отношения к другим и к самому себе, и много с чего ещё. Всё это, конечно, происходит с человеком с детства, однако не всегда. Порой такой процесс начинается уже во взрослом возрасте, и тогда узнавание себя бывает довольно трудным, потому что человек далеко не всегда в состоянии определить, что в нём есть его собственное, а что – приобретенное от других: людей, общества, ценностей, полученных с воспитанием и обучением.
   При «узнавании себя» нужно начинать с самого простого (и чаще всего самого непонятного для людей) – самонаблюдения. Допустим, практически любой человек в состоянии понимать и определять, что ему нравится в еде, а что – не нравится. Точно так же можно узнавать себя и во всем остальном, определяя для себя: вот это мне нравится, это вызывает у меня ощущение внутреннего комфорта, а вот с этим мне сосуществовать неприятно, а вот это просто больно или непонятно. Следующим шагом самоидентификации является сравнение себя с другими. Но сравнение не по принципу «кто хуже или лучше – я или другие?», а задавая себе вопрос «чем мои реакции или поведение отличаются от поведения других людей? Помогают они мне жить так, как я хочу, или мешают?» Всем известно, что все люди совершенно разные, поэтому нет никакой необходимости сравнивать себя с другими с точки зрения оценочной: хороший я или плохой, но есть необходимость найти те моменты в себе, которые затрудняют собственное существование – как в обществе, так и с самим собой, а затем постараться изменить нечто, что мешает самому себе получать от жизни всё, что она может дать человеку.
   Как правило, одним из промежуточных итогов «узнавания себя» становится момент, когда человек сталкивается с тем, что он обычно замечает в других, но никак не хочет признать в себе. Соответственно, с такими «чертами характера» человек обычно борется, считая их негативными и не имеющими права быть (по разным для себя причинам). Однако борьба – не способ понять себя, и уж тем более принять. Что-либо понять в себе и затем изменить это, можно лишь принимая, а не отрицая или борясь.

   С чего начинается принятие в себе того, что отрицается и с чем борешься? С простой констатации факта: это - тоже я и это - моё. Очевидно, что непринятие в себе (а первоначально непризнание самому себе в этом) связано у человека с какой-то личной причиной. Порой не так важно копаться в этих причинах, ибо не всегда они помогают изменить имеющееся на сегодняшний день. Гораздо важнее понять, что пока ты к чему-то в себе относишься отрицательно, не как к своему, у тебя нет возможности найти в этом качестве и что-то положительное, а значит, нет возможности извлекать из него для себя хорошее, или, как об этом пишут в эзотерической литературе - пока отрицаешь, блокируешь в себе эту энергию. Но качество-то есть, и оно «работает» независимо от твоего желания или нежелания его иметь. И от того, что человек не признает его своим, оно "отвечает взаимностью" - блокирует для него то лучшее, что оно могло бы дать, имей человек представление о том, как это качество лучше использовать. Конечно, всё это делается не неким «качеством», человек делает это сам, своим непринятием. Но пока человек не отождествляет себя с ним (своим качеством характера или проявлением поведения или какой-то реакцией), происходит описанное выше "взаимодействие" человека с некоторыми своими "частями". Как только человек "забирает» их в себя, так прекращается и «взаимодействие» такого рода (построенное на отрицании и блокировании), и сопротивление, и его негативные последствия для организма. Вот тут как раз вступает в силу необходимость, о которой говорят: будь честным с самим собой. Это не значит - признайся, что ты недостойный или что-то ещё (смотря как человек относится к отрицаемому в себе качеству), это значит - скажи себе, что вот это тоже я и это моё. А после начинай находить в признанном и присоединенном к себе качестве то приятное, что оно без сомнения тоже в себе несет, или то положительное, что можно использовать в каких-то областях, в которые ты пока не ходил, поскольку думал, что тебе это не по силам. А ты и не мог этого знать, пока отказывался и отрицал нечто в себе…
   Только тогда, когда человек «соберет» в себе всего себя, тогда не станет противоречий и плохого к ним отношения. Потому что, по сути, это отношение не к ним, а к самому себе. Отрицая и не признавая что-то в себе, человек отрицает и самого себя, соответственно, не может идти речи о полном понимании себя, принятии и возможности развиваться и учиться чему-то, что пока не удавалось. Именно за отрицанием и разделением себя на приемлемое и неприемлемое обычно стоит проблема. Но стоит только сказать «Да, это - я, и я – такой. Это не хорошо и не плохо, это факт» - так человеку становится легко с этим жить, и само собой начинает получаться этим "управлять", потому что уходят противоречия. Человек не видит их, пока отрицает что-то в себе или не принимает как своё.

   Самонаблюдение и констатация – это первые шаги к пониманию и принятию себя, и именно они сами по себе уже есть определенный результат. Причем, без всяких споров и борьбы. Да, порой через боль, через изменение отношения к самому себе. Однако вот это самое «отношение» не стоит превращать в нечто глобальное, потому что, опять же, не бывает людей полностью хороших, как не бывает людей однозначно плохих, бывают люди разные. А вот то, что мы делаем с собой – это уже наш выбор. Поэтому отношение к себе – далеко не самое важное, на что следует обращать внимание, стараясь понять себя. Отношение рождается приобретенными от других оценками нас. А ведь человеку гораздо важнее жить в мире с собой, ведь только через мир с собой рождается мир с другими. Поэтому в процессе понимания себя нужно вовсе исключить оценочное отношение (перестать обращать на него внимание, сосредоточиться на том, что ты хочешь о себе узнать, а не на том, какими словами это принято называть). Оценочное отношение не помогает, а тормозит процесс познания. В данном случае самое важное – это не оценки, а понимание, что всё можно изменить и многому можно научиться, если не навешивать на себя ярлыки, порождаемые отношением. Важно также понимание того, что очень многое будет нам по плечу, если мы сможем быть собой, то есть людьми.