Случайная встреча

Наталия Скачкова
 Погода незаладилась. В планах было побродить по незнакомому городу, куда мы специально для этого приехали пораньше, но пошёл дождь. Оказался он упорный и, в конце концов, загнал нас, в конец вымокших, в небольшой ресторанчик. Думали пересидеть, не век же ему идти, но у него были другие планы и пришлось нам возвращаться на автовокзал и сидеть часов пять – шесть в ожидании туристического автобуса. Радовало одно: впереди нас ждала Италия. Тур этот я высмотрела в газете “Русская Германия”.

 Мы сидели скучали, не один раз сходили попить кофе, дождь всё шёл и шёл, пассажиры приезжали и уезжали, на вокзале то пусто, то густо. И вот, когда  очередная партия людей схлынула, я обратила внимание на пожилую пару, которая, как мне показалось, внимательно к нам приглядывалась и прислушивалась. Познакомились, разговорились. Оказалось путешествуем с одной фирмой, их путь лежал в Париж, но до какого – то города мы будем ехать вместе.
 
 Родом они из Днепропетровска, сюда приехали на ПМЖ, как многие евреи. Что  переехали жалеют. Нет, претензий к немцам нет. Им дали хорошую квартиру, у мужа полгода назад случился инфаркт – выходили. Это их первая поездка. Решились на неё потому что стало совсем невмоготу без общения. Детей у них нет, приехали сюда со старухой - матерью, но она умерла, ещё на пересыльном пункте.
Днепропетровская соседка отговаривала:
- Kуда вам, старикам, место менять, добро бы дети были. Тут вам каждый поможет, а там кому вы нужны, да ещё мать за собой тащите. Оставьте её, я за ней присмотрю, а не понравится там, будет куда вернуться.
- А мы решили по другому: долго ей не прожить, возвращаться всё равно не к кому будет, а перевезём хоть могила своя будет, породнимся через неё с новой землёй. А тут и от могилы пришлось отказаться. Первые годы навещали, потом только деньги слали на поддержание, а в этом году муж заболел, не до этого было. Перед этой поездкой получили письмо, что если перечисление денег не поступит, могила пойдёт под уничтожение. Не ответили, пусть будет, как будет, всё равно мы ездить уже не сможем. И где будут наши могилы, если будут, нам тоже всё равно, ухаживать за ними некому. 
 
 На пересылке хорошо было, все свои, общие темы, общие надежды. А когда  распределение получили, оказались в этом городе одни. Квартира хорошая, мебель купили сразу, целым гарнитуром, очень дёшево. Здесь люди мебель меняют целиком и старую отдают бесплатно, платят только за вывоз. Целые склады такой мебели, есть из чего выбрать. Устроились, я испекла пирог и пошли знакомиться к соседям, позвать их в гости. Позвонили к одним, представились, мы ваши новые соседи, а в ответ удивлённый взгляд и немой вопрос: и что? Посмотрели на нас и двери закрыли. А к другим мы уже и не пошли. 
 
 С языком проблем не было, мы знали идиш. Муж повесил в подъезде объявление, что бесплатно научит играть в шахматы, у него разряд, никто не позвонил, ходил в парк, в надежде найти напарника. И там никого. Нет людей вообще. В  Днепропетровске у нас тоже парк был рядом, так там по выходным места пустого не найти. И мамочки с колясками, и детей полный парк, и молодые люди, и старики. Здесь парки пустые, просто зелёная зона. Конечно быт здесь хорошо устроен, в магазинах всякой невидали полно, первое время впечатляло, уезжали – то от пустых прилавков, но не зря говорят не хлебом единым...

 Мы не сразу поехали, долго держались, вначале даже осуждали про себя уезжающих. Вся жизнь здесь прошла, a тут ехать в неведомые края, неизвестно к чему. Материальных трудностей у нас никогда не было. Кое - что приходилось доставать, но когда всю жизнь живешь на одном месте, обрастаешь нужными людьми. А вокруг только и слышишь и те уехали, и эти, и неплохо устроились. Конечно знакомых ходили провожать, все уезжали радостные. Такое ощущение создалось, что скоро никого не останется. Тем, кто ехал семьями, понятно, что хорошо. Молодёжь приживается легче, обрастает друзьями, образует новые семьи. А таким как мы, старикам – одиночкам, всё же надо дома сидеть. Вот так и живём. Встаём, включаем русский канал, сидим возле него и молчим. Первое время по городу ходили, прислушивались, может русскую речь услышим, но нет, городок небольшой, стоит в стороне от больших дорог. Я думаю и инфаркт у него от тоски по общению. Купили эту путёвку, чтобы среди своих побыть и если всё пройдёт хорошо, будем потихоньку ездить, может знакомство заведём где - нибудь поблизости.

 Беседовали мы долго, мужчина изредка бросал какую – нибудь фразу, но в основном молчал, а женщина всё говорила и говорила, расспрашивала нас о России, узнав что в Германии мы проводим отпуск.
 
 Наконец, автобус подали. Наши места оказались в середине, попутчики наши сели впереди. Вскоре нашему знакомому стало плохо. От воспоминаний о прошлой жизни или растрясло в автобусе его больное сердце, а может и то и другое, но автобус пришлось остановить. Наверное, это заставило его нервничать ещё больше, потому, что автобус в дальнейшем останавливали не один раз, чтобы он смог подышать на улице. Наконец доехали до места пересадки и тех, кто на Париж ссадили, их ждал другой автобус, а мы поехали дальше. Всю Германию нас сопровождал дождь, на душе было тоскливо. Ночь спали в полглаза, где - то останавливались, выходили, называлось это техническими остановками. Старикам тоже предстоял ночной переезд, но там нельзя было останавливаться по требованию - скоростной путь, по - немецки - автобан. Мы с мужем проходили этот маршрут пару лет назад.

 Утром нас встретило солнце и Альпы. Красивейшие виды, взгляда не оторвать от окна и думы о стариках отошли на второй план. Италия нас очень впечатлила, хоть и говорят ”увидеть Париж и умереть”, но всё же “все дороги вeдут в Рим”. И вот, мы здесь. Но это уже другая история.
 
 Спустя годы, память нет – нет и возвращает меня в то время. Милан, Рим, Неаполь, дымящий Везувий и тут же встают перед глазами два потерянных старика. Доехали они до Парижа или сошли с маршрута? Как добрались до дома? Как сложилась дальше их судьба? Живы ли? Адресами мы не обменялись, вроде это было ни к чему, так, случайная встреча.
 2015 г.