Разница в возрасте. Она старше

Онисе Баркалая
         
               Вместо эпиграфа         
        Не задумывались ли вы, что в любовных отношениях при разнице в возрасте есть и некое стремление  повернуть время вспять? Бросить вызов: Любовь против Времени. Ведь время – злой  дух, как отмечено в пьесе Дж. Пристли «Время и семья Конвей».       
 
       
          Сидя в кафе на пляже зарубежного курорта и попивая кофе, вы разглядываете дефилирующих вдоль набережной отдыхающих. Вот идет парочка. Он в возрасте и страшно чем-то недоволен. Она – молодая и красивая, делает вид, что все замечательно. Вам все ясно. Неравный брак. Сделка. Материальное положение против молодости. Ему захотелось молодости, молодого тела и бури эмоций в постели. Вы сделали глоток кофе, немного поморщились, с ностальгией вспомнили чудесный ристретто кафе-кондитерских Невского проспекта, а вашему взору предстала другая пара. Он явно моложе. Она в соломенной шляпе. Они улыбаются друг другу. «Что, черт побери, происходит?» – задаете вы себе  вопрос, но не можете не признаться, что здесь присутствует какой-то шарм. Ваше воображение рисует… Пылкость и опыт…
          Но, быть может, фантазия подводит нас. Девушка, которая, как мы считаем, «купилась» на статус и состояние супруга, стала спасением для немолодого мужчины в драматической жизненной ситуации, а тот парень, который влюбленными глазами нежно смотрит на свою пассию, всего лишь «взят напрокат» зрелой дамой из европейской страны, преимущественно населенной пенсионерами-мужчинами.
         Поэтому необходимо сразу сузить вопрос. Нас не будут интересовать отношения мужчины и женщины, где есть разница в возрасте, если они базируются на чем-либо, не связанном  с чувствами. Неравный брак, построенный на материальной основе, так очевиден. Нас будут интересовать иные скрепы таких отношений, которые, как мы хорошо знаем, удивляют и продолжительностью, и страстностью, и любовным накалом. Вот загадка. Здесь притяжение мужчины и женщины наполнено интригой.
         Какой бы ни была разница в возрасте, отношения такого рода остаются отношениями между мужчиной и женщиной: любовное сумасшествие, страсть, ревность… Разве имеет какое-либо значение немалая разница в возрасте у персонажей трогательной любовной истории «Дама с собачкой»? Мне не попадались статьи, анализирующие рассказ Чехова, где вообще упоминалось бы о разнице в возрасте героев. Все сосредоточено на любовных отношениях, чувствах. И в рассказе Достоевского «Кроткая» разница в возрасте персонажей – лишь малая толика в сложнейших психологических отношениях... Поэтому написать что-то новое о любви, когда вся мировая литература главным образом посвящена этой самой загадочной и непостижимой стороне человеческих отношений, весьма сложно.
      «– Когда же это случилось? – беспомощно спросил Боб.
      – Не знаю, – ответила она. – Этого никто никогда не знает. Уже  сколько тысячелетий никто не знает и, по-моему, не узнает никогда. Люди либо любят друг друга, либо нет, и порой любовь возникает между теми, кому не надо бы любить друг друга. Не могу понять себя. Да и ты себя, конечно, тоже». Это диалог между двадцатичетырехлетней преподавательницей летней школы Энн  Тейлор и тринадцатилетним Бобом Сполдингом в потрясающем рассказе Р.Брэдбери «О любви».
       Вопрос о том, насколько она старше, мы деликатно опустим по двум причинам. Во-первых, речь идет о даме. А, во-вторых, понятия «намного старше», «чуть старше» не будут иметь большого значения, когда мы углубимся в пучину чувств и отношений между мужчиной и женщиной. Есть, правда, еще один фактор, который резко уменьшает значение вопроса, о какой разнице в возрасте идет речь. Умение многих женщин оставаться сексуально притягательными на протяжении значительного периода жизни. Комплимент типа: «Вы прекрасно выглядите!» – в их адрес ни о чем не говорит. Скорее им подойдет фраза: «Вы безумно сексапильны!».  Взгляните на фото Джейн Фонды на Канском фестивале в 2014 году, сопоставив его с датой рождения прекрасной актрисы и женщины. Активная гражданская позиция, спортивный образ жизни, аэробика… А как лихо задирает ноги в умопомрачительных сапогах  60-летняя калифорнийская модель Джиллиан Маклауд (http://lratvakan.com/news/217477.html)!
        Пик сексуальности у женщин наступает значительно позже, чем у мужчин.   И это  важный фактор, создающий прочную базу для отношений такого рода. В изумительном фильме «Белый дворец» (1990 год, режиссер Луис Мандоки) интрига  отчасти основана на разнице в возрасте героев. Макс Бэрон – молодой 27-летний директор рекламного агентства, пребывает в трауре после смерти своей жены. Случайное ночное знакомство с работающей в ресторане быстрого питания 43-летней официанткой Норой резко меняет его жизнь. Натиск очаровательной Норы, которую он встретит в ресторанчике, будет великолепным. Макс не сможет устоять перед опытной дамой. Несмотря на то, что он был женат, Макс выглядит мальчишкой в любовных отношениях. Постель – важная составляющая любовных отношений. «Я никогда не хотел так женщину, как тебя»,  – признается Макс героине, которую играет великолепная Сьюзен Сарандон. Но не стоит преувеличивать значение сексуальных отношений. Воображение так и рисует нам картины того, как опытная жрица любви дает соответствующие уроки пылкому молодому возлюбленному. Подлинные чувства между мужчиной и женщиной не требуют какого-то невообразимого разнообразия в постели. Это, скорее всего, характерно для тех случаев, когда особенных чувств нет. «Не дай себе умереть, не испытав этого чуда, – спать с тем, кого любишь» (Г.Маркес «Вспоминая моих грустных шлюх»).
         В фильме, кстати, любовь игнорирует не только стереотипы общественного мнения, но и преодолевает социальный контраст. Ведь в основе любви в фильме лежит безумная страсть. И индивидуальность Норы: непримиримость с ложью, открытость в суждениях, бескомпромиссность. Это тоже сильно притягивает Макса к ней.
        Любовная страсть не терпит ограничений. Ей вполне по силам преодолеть социальный контраст («Любовник леди Чаттерлей» Д.Лоуренс) и проигнорировать сословное неравенство («Гранатовый браслет» А.Куприн). Не остановится она и перед приличиями высшего света («Анна Каренина» Л.Толстой). Ни безобразный внешний вид, ни физические недостатки не являются запретными для любви и страсти («Эзоп» Г.Фигейредо, «Нетерпение сердца» С.Цвейг). Само время не имеет особого значения для любящего сердца («Любовь во время холеры» Г.Маркес). И существующие брачные обязательства препятствуют настоящей любви лишь в какой-то мере («Дама с собачкой» А.Чехов). Даже безответная любовь может породить пронзительные чувства и сумасшедшую страсть («Письмо незнакомки» С.Цвейг). Различие в культурном уровне, похоже, тоже не является особенной помехой в любви («Олеся» А.Куприн). Так неужели двадцатилетняя разница в возрасте может быть тем барьером, который не сумеет взять любовная страсть, тем более, если речь идет о такой красавице, как А.Керн, которая удостоилась наилучшего комплимента в истории?
       Все эти факторы, действующие в отдельности или вместе, решительно ничего не значат, когда речь идет о любви. Как это явствует, например, из романа С.Моэма «Карусель». Ни двадцатилетняя разница в возрасте сорокалетней Беллы Лэнгтон с молодым поэтом, ни его простое происхождение, ни угроза ее имиджу руководителя благотворительной деятельности в Теркенбери, ни страх перед отцом, деканом-священнослужителем, происходившим из знаменитого рода, ни общественное мнение провинциального города, – все это не имеет большого значения, как и  «яростная решимость» героини изучать греческий язык, чтобы побороть волнующее ее чувство.
         В интернете можно прочитать огромное число статей, где психологами высказываются соображения по вопросу идеальной разницы в возрасте супружеских пар. Многие из них кажутся высосанными из пальца. Как можно определить идеальную разницу в возрасте при таком многообразии психологических типов, характеров, взглядов, предпочтений? «Любви все возрасты покорны». «Откуда вы знаете, кто кому подходит?» – вопрошает Макс (Джеймс Спэйдер) в том же фильме «Белый дворец», когда его знакомые, стараясь его осчастливить, подбирают ему невесту его возраста.
        Разве количество проведенных вместе лет может считаться самым важным фактором, определяющим успешный брак? «Любовь – временное безумие, которое лечится свадьбой» (Амброз Бирс.) Неужели время в браке важнее накала чувств и эмоций, которые, быть может, бушевали не так долго? «Я до сих пор не верю, что они муж и жена, уж слишком они любили друг друга», – говорит персонаж рассказа «Летняя новелла» (С.Цвейг).
         «Во многих семьях мужчина старше своей супруги на 5-7 лет и это не вызывает удивления, так как все знают что девушки развиваются быстрее парней... Но случаются и такие союзы, которые ломают стереотипы, когда разница в возрасте в 15-20 лет. Давайте разберемся: есть ли будущее у таких пар, почему они возникают и как к этому относиться? Психологи считают, что причину возникновения пары с большой разницей в возрасте нужно искать в семье. Женщины, которые ищут в пару мужчину постарше или хотят подсознательно найти спутника, напоминающего их заботливого и любящего отца или напротив выросли без участия отца и пытаются восполнить это в супружеской жизни. Многие девушки осознанно отказываются от отношений со сверстниками в пользу более взрослых мужчин, так как они более опытны, уверены в себе и материально обеспечены... Если молодой человек привык к материнской опеке в детстве, он на психологическом уровне испытывает потребность в материнской заботе...» (сайт «Быть женщиной» http://bitzhenshinoi.ru/lubov). Здесь приведены соображения физиологического, материального толка... ни одного слова про чувства и любовь.
         «Как большинство юношей, я был влюблен в женщину старше меня на шесть лет», – предваряет свое повествование на званом вечере, среди влиятельных и знаменитых людей, французский премьер-министр – персонаж рассказа О.Бальзака «Второй силуэт женщины». Пройдет полвека (с момента первой публикации рассказа) и это не то чтобы умозрительное, скорее опирающееся на повседневный опыт положение вещей (когда она старше), получит «психоаналитическое» научное объяснение. Конечно, рассматривая отношения подобного рода, нельзя обойти и эдипов комплекс. Ведь сексуальное влечение можно толковать широко: не только к матери, но и к женщине более старшего возраста. Трудно судить, насколько это верно, несмотря на то, что это считается универсальным положением теории психоанализа Фрейда. Скорее отношения при разнице в возрасте следует позиционировать так: «учительница – ученик». Это сродни чувству, когда десятиклассник может пригласить молодую учительницу на танец и подержать ее за талию на школьном вечере. В этом случае мы отходим от темных глубин подсознания и все становится более или менее ясно. Именно больший опыт, опережающее развитие женщины, ее бесподобный женский ум, ставящий на первое место чувства и любовь, дает возможность представить ее как учительницу, дающую уроки любви и нежности грубоватому мужчине. «Любовь ведь – это по нашему женскому ведомству, – мы ее замечаем и видим в самом зародыше» (из рассказа Н.Лескова «Жемчужное ожерелье»). И речь, разумеется, идет не столько о сексе – в нем нет особенных премудростей. Например, если  в любовных отношениях есть духовное родство, то опытная интеллигентная женщина может стать умелым проводником партнера в мир культуры, поэзии и литературы. Вот это настоящая бомба, способная взорвать чувства мужчины, тяготеющего к прекрасному и романтике. Ведь в этом случае возникает ни с чем не сравнимое тонкое, эстетическое сопровождение страстных любовных отношений. «Я ходил на литературные чтения... где завёл друзей и испытал первые смутные порывы к хорошенькой школьной учительнице, которая была старше меня на десять лет и даже не догадывалась о моем существовании» (из романа Дж.Пристли «При блеске дня»).
        Браки или любовные отношения, где есть разница в возрасте, не обошли предрассудки. Одним из факторов предубеждения к подобным бракам является мечта человека – прожить в нем до гробовой доски. В силу понятных причин это маловероятно. Правда, сама метафора мало вдохновляет. Но разве счастливый брак определяется только количеством лет, проведенных в нем? В пьесе Э.Шмитта «Малые супружеские преступления» ненависть между супругами дойдет до того, что муж получит от жены бутылкой по голове. Весь спектакль  (Театр «Русская антреприза им. А.Миронова») – это, собственно, кошмарное выяснений отношений супругов-ровесников. Неужели такой брак, чем длительней, тем лучше? Неужели бравый поход супругов-ровесников до гробовой доски должен быть самоцелью? Где супруги большую часть времени заменяют друг другу домохозяек, психотерапевтов и сиделок... С этих позиций разница в возрасте действительно любящих друг друга людей  не может считаться аномалией в обществе.
         Преодолеть стереотипы общества к парам, где присутствует разница в возрасте, предстояло и героям фильма «Белый дворец». Одно дело, когда любовные страсти  бушуют в замкнутом мире – уютной квартирке, которая, кажется, вся ходит ходуном от энергетики любви. Другое дело, когда отношения надо предъявить обществу, которое никогда особенно не отличалось гибкостью и пониманием подобных вещей. В какой-то момент Макс проявит малодушие, но потом с честью настоящего мужчины примет выбор, основанный на любви. Психологическое давление общества, вызванное стереотипами и предрассудками, конечно, весьма ощутимо для пар с разницей в возрасте. Хотя в последнее время оно значительно ослабло на фоне однополых браков. Но предположим, что такая разница в возрасте существует в тайной любви и страсти, которая таким образом может комфортно развиваться без постоянных косых взглядов. Вот перспектива!
        Я вырос в Петергофе – всемирно известном пригороде Санкт-Петербурга. В этом небольшом городе, где расположен совершенно потрясающий дворцово-парковый ансамбль, в советское время размещались и несколько военных училищ, которые, как магнитом, притягивали невест... Хорошо помню переполненные красавицами автобусы и электрички в те дни, когда  в училищах были танцы... Во время ежегодного выпуска можно было наблюдать сияющих  новоиспеченных офицеров в сопровождении жен и родителей, прогуливающихся по дорожкам парка... Нередко среди них можно было видеть молодых девушек, которые красовались в военных фуражках своих женихов (мужей). Что это значило? Теперь, я думаю, что это был очевидный жест, который должен был всем ясно показать: ни у кого не должно возникнуть вопроса — кто здесь главный? Эта невинная забава словно символизировала начало бесконечного выяснения роли супругов в семье.
       Допустим, что в браке ровесников один из супругов предельно доминирует. И в постели, и в распределении семейного бюджета... Желания, индивидуальность и предпочтения другого абсолютно игнорируются. Если называть вещи своими именами, то это стопроцентный неравный брак, когда один – старший, а другой – младший, когда один из супругов – главный, а другой – подчиненный. В рассказе С.Цвейга «Улица в лунном свете» супруг все сделает для того, чтобы его жена, которую он вытащил из бедности, всячески унижалась, выпрашивая у него деньги. История закончится трагически – женщина уйдет от мужа и попадет в портовый бордель, словно предпочитая унижениям в доме, унижения в публичном доме. Таким образом, неравный брак возникает не только при разнице в возрасте. Как раз браки или отношения людей с разницей в возрасте могут быть лишены подобных прелестей семейной жизни супругов-ровесников.
       Вероятно, существует своего рода ощущение возраста. Это можно заметить, наблюдая за многими возрастными супружескими парами, одногодками. Мужа, к примеру, тянет на беговую дорожку или поплясать в ресторане, он в хорошей физической форме, тогда как его тучная супруга обожает не спеша ходить в свой любимый магазин: «Все для кройки и шитья». Поэтому  психологическое ощущение своего возраста, когда человек чувствует себя молодым, может в какой-то мере нивелировать разницу в возрасте супружеских пар.
       Есть великолепное определение брака по любви — это союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви, привязанности, влечении и обязательствах. Но что важно в отношениях между мужчиной и женщиной? Гармоничное соединение темпераментов, характеров, психологии мужчины и женщины, которые дополняют друг друга. Бескомпромиссность и умение ладить с людьми, романтизм и экономическая жизнеспособность, энергия и сдержанность, эмоциональность и хладнокровие, напористость и мягкость... Но есть и еще один не совсем очевидный фактор — сохранение своей индивидуальности в браке, а не принесение ее в жертву доминирующему(ей) супругу(е). Это позволяет поддерживать интерес к  друг другу. В противном случае возникает психологический дискомфорт, кому-то их супругов надо переступить через себя. А то события могут развиваться приблизительно так:

   Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый.
   Он Вас дико ревнует, не любит и бьет...
   Он альфонс по призванью. Он знает секреты
   И умеет из женщины сделать зеро...

        Романс Вертинского (Концерт Сарасате) описывает взаимоотношения известного скрипача и женщины, которая ради любви к нему бросила театральную сцену, подчинив себя целиком любимому человеку. Историю этой пары рассказал Вертинскому его знакомый — импресарио, когда они сидели в ресторане и слушали, надо признать, бесподобную игру этого скрипача.   
       Конечно, аналогичная ситуация может произойти в любом браке. Но когда есть разница в возрасте, образуется своего рода психологический противовес, определенный самой этой разницей, и, быть может, он придает отношениям некое равновесие. Появляется как бы притяжение противоположностей. Ведь не случайно мужчины (женщины) называют женщин (мужчин) противоположным полом.
       Любой союз мужчины и женщины происходит по обоюдному согласию. Но что-то мне подсказывает, что женщина будучи старше мужчины, делает свой выбор более ответственно и взвешенно, нежели мужчина в аналогичной ситуации. Женщина прекрасно понимает, что ей будет противостоять общественное мнение, тогда как мозг мужчины в подобном случае акцентируется в одном направлении. Совсем не случайно в фильме «Я никогда не буду твоей» (режиссер Э.Хекерлинг, 2007 год) 40-летняя героиня Мишель Пфайфер (Роузи), за которой приударит молодой 29-летний актер (Адам), будет полна сомнений. Это вообще отличает женщину от  мужчины. Женщины при выборе мужчины руководствуются  более тонкими критериями, в отличие от падких на внешние эффекты мужчин. Если мужчина довольно быстро подпадает под обаяние молодой красивой женщины, то женщина в возрасте держит паузу, бесстрастно анализируя и внешность мужчины, и его психологию. Это означает, что выбор партнера будет сделан более ответственно и более объективно с учетом опытности женщины.
        В том же фильме Роузи, придя на работу после первого свидания с Адамом, выглядит так, словно после «пластики». По мнению психологов, у дам, чьи мужья моложе их, повышается самооценка. К тому же такие женщины больше следят за своей внешностью, имеют разносторонние интересы и обладают повышенным жизнелюбием, а их сексуальная жизнь гораздо разнообразнее и насыщеннее, чем у их подруг, связавших себя узами брака с мужчинами постарше. Получается, что в подобном браке женщина «сбрасывает» возраст. И это прекрасно. О чем еще можно мечтать?