Хронология пророков и пророчеств ч. 8-3-2

Владимир Бровко
               ч.8-3-2

       Итак,  уважаемый  читатель мы продолжим  изучение жизни  и деятельности великих пророков. И у нас на очереди прок Даниил и  пророк Изекииль.

       Даниил    около     607        г. д. н. э.
       В самом общем порядке. Так скать в порядке исторического  ликбеза л пророке Дании;л (ивр. , Даниэль, др.-греч., Даниил, араб. Данияль) (что означает «Бог — мой судья») можно сказать следующее.
     Он как бы официально в иудаизме и христианстве числится  — библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»). Ему приписывают происхождение  из  знатного иудейского рода и указывают, что он подростком, в 607 г. до н. э.  попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима.
           И тут Даниилу повезло. Он в отличии от большинства порабощенных иудеев сумел в Вавилоне получить так сказать «высшее» халдейское образование и был призван на службу при дворе.
         Согласно Библии, Даниил  как пророк обладал  одним важным «даром». Он пытался понять и толковать сны людей, чем в итоге и прославился при дворе вавилонского царя Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворах царей Кира и Дария.
        Все это говорит, что Даниил был хитроумным царедворцем, который не занимался политикой, поэтому и был востребован как халдейский мудрец  при всех трех вавилонских царях.
       Но он так бы и остался  халдейским мудрецом  если бы  как утверждают уже иудейские мудрецы – талмудисты  не сел и написал свою книгу пророчества, которая  потом вошла в канон Ветхого Завета  как «Книга пророка Данила».
       И вот вокруг  этой  книги  уже более чем 2200 лет  ведутся  бесконечные и непримиримые споры  между  иудеями, христианами  ведущиеся  по поводу того или иного пророчества и  ученным историками. Причем последние в этой борьбе все же побеждают!!!

         Авторству Даниила приписывается книга, дошедшая до нашего времени под его именем — Книга пророка Даниила. И если ее  популярно и в самой краткой  форме  пересказать своими словами то получится вот такой обзор.
                Пять Царств Даниила и их толкование
           Даниил объяснил Навуходоносору сон про истукана (Дан. 2:31), разбитого камнем, упавшим с горы (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — Вечное царство Божие) (см. Колосс на глиняных ногах).
 
      Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство)!
      После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
       А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать…
       Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно
(Дан. 2:31-46; 7:1-28)
 
      Но христианский богослов  Ефрему Сирину не согласен с выше приведенным толкованием и утверждает, что  златая глава — царство вавилонское.
           Серебряные грудь и руки — царство Мидян.
           Чрево и бедра медные — царство персидское.
            Голени железные — царство Александра Македонского.
            Ноги железные и глиняные — десять царей, восставших после Александра.
           Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское.
             Всею землею возобладает царство Кира царя персидского.
           Пальцы ног из железа и глины — десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны.
           И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;

         А еще один  христианский богослов Иоанн Златоуст,  ставший  затем святым, добавляет к  толкованию Е. Сирину, что слова «смешаются через семя человеческое» (Дан. 2, 43), означают, что среди царей этих многие будут не царского рода.
           «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2, 45) — по толкованию Ефрема Сирина: «Царство сие не иудейскому народу дано будет.
           Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем». «Камень отторгнут, был от горы не руками» (Дан. 2, 45) — это Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, то есть произошел от племени Авраамова.
            Также Ефрем пишет, что Гора означает и «святую Деву, от которой отсечен камень без рук, то есть неискусобрачно».
          Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы». «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

          «И наполнил всю землю» (Дан. 2, 35) — это об Евангелии, которое распространилось во все концы мира.
         Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства — это гордость (македонян) и владычество (римлян).

          Библия утверждает, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов, за что были часто притесняемы.
         Но в каждом конкретном случае они чудом ( тс помощью Бога Яхве) спасались.
         Так, за отказ поклониться вавилонскому идолу, три друга Даниила (сам он поклонился), иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись.
         Сам Даниил позже попал в немилость и был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был опять  чудесным образом спасен (Дан. 6:16).
        Перед падением Вавилона под мощью мидян, Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество «мене, мене, текел, упарсин»  (Дан. 5:25-28) о скорой гибели Валтасара и его царства.
        Позже Даниил исчислил срок в «семьдесят седьмин» (Дан. 9:24), оставшийся до прихода в мир Мессии. Это само непонятное и непонятое из его пророчеств которое, не смотря на все расчеты,  так до сих пор и не сбылось!!!
          А вот в  царствование Кира Даниил показал ему пророчество Исаии о Кире, чем якобы и сподвиг последнего на освобождение евреев из вавилонского пленения и на восстановление Храма в Иерусалиме.
    (Подлинные причины  освобождения  иудеев из полена  до сих пор не установлены. Наилучшее опсание этого события  по мнению автора дано в книге С. М. Дубнов  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ и вот что писал автор:

    После смерти завоевателя Невухаднецара (562 г.), могущество Бавилонии на Востоке стало клониться к упадку. Сын Невухаднецара, Эвиль-Мородах, царствовал только два года.
     Он освободил из темницы бывшего иудейского царя Иоахина, которого его отец некогда увел в плен и держал в заточении 36 лет; Мородах приблизил Иоахина к себе и отвел ему почетное место при царском дворе.
     В это время в Вавилонии начались смуты; за царскую власть спорили разные сановники и военачальники. Эвиль-Мородах был низложен, и в течение пяти лет в стране сменились три царя. Последним вавилонским царем был Набонад (555 г.). При нем произошло распадение великой восточной империи.
     В то время, когда Набонад царствовал в Вавилонии, рядом с ней возникло новое государство, которое вскоре приобрело господство над всей Передней Азией. Обширная страна к востоку от Месопотамии, называемая Ираном, была населена двумя народами: мидийцами и персами. Мидийцы, в союзе с вавилонянами некогда разрушили ассирийское царство С тех пор мидийцы господствовали в Иране, а персы подчинялись им.
     Но впоследствии перевес в Иране получили персы. Под начальством своего храброго полководца Кира (Кореш) они покорили Мидию и взяли ее столицу Экбатану. Кир сделался царем соединенного Мидо-Персидского царства (около 550 г.) и устремился к новым завоеваниям. Он завоевал Малую Азию и Сирию, а потом задумал покорить сильное вавилонское государство. Он успел уже занять некоторые области Вавилонии и готовился подступить к ее столице.
    Слухи о блестящих победах Кира наполняли радостью сердца иудейских пленников в Вавилоиии.
      О новом победителе рассказывали, что он отличается великодушием и хорошо относится к угнетенным народам.
      Иудеи, поэтому, надеялись, что после завоевания Вавилона Кир освободит их и отпустит на родину.
      Один живший среди изгнанников пророк в пламенных речах восхвалял добродетели Кира и указывал на него, как на посланного Богом избавителя иудеев.

       «Освобождение иудеев персидским царем Киром. В то время как грозные войска Кира приближались к Вавилону, царь вавилонский ничего не предпринимал для обороны своей столицы.
        Он надеялся, что Вавилон, окруженный двойным рядом толстых стен, никогда не будет взят приступом. Считая себя в безопасности, царь и его приближенные предавались веселию и устраивали шумные пиршества. Об одном из таких пиров предание рассказывает следующее.
       Вавилонский царь Бельшацар (сам Набонад или его сын) устроил большой пир для своих вельмож и велел принести во дворец сосуды, вывезенные когда-то Невухаднецаром из иерусалимского храма.
      В то время, когда царь и его гости сидели за столом и пили вино из священных сосудов, на стене комнаты, против стола, показалась человеческая рука и написала там какие-то непонятные слова. Царь испугался и призвал своих мудрецов, чтобы они прочли надпись, но мудрецы не могли ее прочесть.
       Тогда призвали иудейского мудреца Даниила, Даниил немедленно разобрал надпись и сказал царю:
     "Тут начертаны следующие слова: мене, мене, текель уфарсин. Это означает: сосчитано, взвешено и разделено. Сосчитаны дни твоего царствования, взвешены на весах твои дурные дела и разделено твое государство между мидийцами и персами".
      Это предсказание очень скоро сбылось.
      Войско Кира подступило к Вавилону и осадило его.
      Взять этот громадный, укрепленный город приступом оказалось невозможно. Кир велел выкопать за городом канал и соединить его с рекой Евфратом, протекавшей среди города.
       Вода из реки устремилась в канал, а оттуда выливалась в находившееся поблизости глубокое озеро. В реке осталось так мало воды, что се можно было перейти в брод. Однажды ночью, когда вавилоняне беззаботно веселились по случаю праздника в честь своего божества, персидские воины пробрались по обмелевшему руслу Евфрата в город. Вавилон был взят. Кир объявил себя повелителем вавилонского государства и присоединил его к Персии (538 г.).
        Многочисленное иудейское население Вавилонии с восторгом встретило персидского победителя.
        Эта преданность иудеев понравилась Киру. Он решил освободить их из долгого плена и отпустить в Иудею, которая, как бывшая вавилонская провинция, вошла теперь в состав персидского государства.
        Вскоре по всей Вавилонии были разосланы царские гонцы, объявлявшие указ Кира: всем евреям, живущим в вавилонских и персидских городах, дозволяется возвратиться в Иудею, отстроить разрушенный Иерусалим и святой храм.
        Деньги па сооружение иерусалимского храма Кир приказал выдать из своей царской казны. Заведующий персидским казначейством получил от Кира приказ - выдать возвращающимся все золотые и серебряные сосуды, которые Невухаднецар увез из иерусалимского храма.
      Десятки тысяч иудеев приготовились покинуть Вавилонию и возвратиться на родину. Во главе этих выходцев стояли: Зерубавель, внук царя Иоахина, и Иешуа, внук последнего иерусалимского первосвященника Сераи.
       Часть иудеев осталась еще в Вавилонии, но и она не забывала своего отечества и надеялась позже туда возвратиться. Оставшиеся снабдили своих уходивших на родину братьев деньгами, припасами и вьючным скотом. Кир дал переселенцам конвой из тысячи всадников, для охраны в дороге от нападения хищных племен.
       В 537 году многочисленная масса иудеев двинулась из Вавилонии в родную землю, по которой так сильно тосковали два поколения изгнанников. Внезапное освобождение от неволи казалось им Божиим чудом или волшебным сном».
       Но выше упоминаемый автор  умалчивает о том факте  что освобождение коснулось не одних иудеев.
        Всем народам, которые были насильно поселены в Месопотамию вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои страны!!!
        И  сделал он это не путем  издания, какого то специального документа касающегося  исключительно иудеев (как это необоснованно утверждает Библия),  а издал общий документ «Манифест Кира»
         Кир в «Манифесте» говорил: «От [……] до Ашшура и Суз, Агаде, Эшнунны, Замбана, Метурну, допределов страны Кути, городов [по ту сторону] Тигра, жилища которых были основаны в глубокойдревности, богов, живших в них, я вернул на их места и устроил их вечные жилища. Я собрал всех ихлюдей и вернул в их селения. И богов Шумера и Аккада, которых Набонид во гневе владыки богов перенесв Вавилон, по приказанию бога Мардука, великого господина, я благополучно поместил в их чертоги, жилище радости сердца».
          Осуществление этой меры, имевшей первостепенное значение для судебсоздаваемой им Персидской империи, Кир начал тотчас же после завоевания Вавилона.

         «С кислиму поаддару-месяц (с 25 ноября 539 по 23 марта 538 г. до н. э.) боги страны Аккад, которых Набонид свез вВавилон, вернулись в свои резиденции», — сообщает вавилонская хроника. Этот шаг вызвал всеобщее одобрение вавилонян. Он символизировал возврат к миру и привычному порядку!

         Ну, а поскольку мы  с вами уважаемый читатель люди серьезные, то я  предлагаю дать слово современным ученным.
        И вот что можно найти в их трудах как о пророке Данииле, так и о его проческой книге. А если сказать кратко то ученые  утверждают, что никакой  такой проческой  книги сам Даниил не писал!!!

    И эти подозрения  возникли не сегодня,  ибо еще в иудейском  Талмудае сказано, что книга Даниила написана мужами Великого Собрания.
     Хотя  для приличия мудрецы - талмудисты, прежде включили  в состав членов этой последней  и пророка Даниила, чтобы книга его имени могла  как быть составлена им самим.
     Во-вторых, Талмуд утверждает, что деятельность членов Великой Синагоги заключалась, по талмудическому преданию, в пересмотре, очищении и разделении священных книг, точнее, составлении канона.
     А это ПРИЗНАНИЕ по большому счету, дает нам основание сомневаться в подлинности большинства книг Ветхого Завтра вошедших в  его канон после  возвращения  иудеев  из вавилонского плена!!!
      Сообразно же с этим книга пророка Даниила «написана» ими лишь в том смысле, что после предварительного пересмотра и редакционной поправки она была включена в канон!
      Важную роль при датировке книги имеет анализ её языка.
     Древнееврейский язык характеризуется как «позднепослепленный», близкий к языку книг Хроник/Паралипоменон и кумранских свитков, и несущий черты арамейского влияния; арамейский же язык относится к периоду «имперского арамейского» и, по словам последнего русского переводчика книги Даниила Е. Б. Смагиной, обнаруживает более поздние грамматические формы, нежели в книге Ездры и в папирусах V—IV веков до н. э., но более древние, чем в арамейских документах из Кумрана.
      По подсчётам К. А. Китчена, в её тексте 21 заимствование из аккадского, 19 — из древнеперсидского, 3 — из древнегреческого
        Не довольствуясь этим представители отрицательного направления в исследолвании книги пророка Даниила приводят в подтверждение мысли о её подложности целый ряд положительных данных.
         По мнению одних из них, книга пророка Даниила не составляет произведения одного писателя, а является сборником отдельных отрывков, составленных в разное время разными авторами и затем объединенных неизвестным редактором.
        Так, из авторов XIX века Михаэлис насчитывает 8 подобных отрывков и, следовательно, восемь первоначальных писателей, Бертольд — 9, а Эйхгорн — даже 10. 
         Как на сборник отдельных рассказов о Данииле, смотрит на книгу его имени Ганеберг и в начале XX века Делич[12]. Другие ученые, — Закк, Гербст, Келер, — различают в книге Даниила две части, историческую и пророческую (1-6 гл. и 7-12), как два самостоятельных литературных произведения.
         Й. Вейнберг выделяет три основные тенденции в рассмотрении книги Даниила на протяжении XX века:
• унитарная (С. Драйвер, О. Плэгер), признающая её единое авторство и время создания;
• двухчастность книги (Г. Гельшер, А. Мейнхолд): первая часть — главы 1-6 с рассказом в третьем лице о Данииле; вторая часть — главы 7-12 как видение, изложенное от первого лица;
• многочастность книги, составленной из разновременных текстов (М. Л. Гинсберг, М. Нот).
• Подобно противникам единства книги пророка Даниила, её подлинность отвергают и те экзегеты, которые утверждают, что она не есть произведение современника Вавилонского плена, а написана неизвестным лицом в Палестине во время Антиоха Епифана и Маккавеев между 170 и 164 г. до Р. X. Первым защитником подобного взгляда был неоплатоник Порфирий, за ним следуют Спиноза, Бертольд, Ленгерке, Кнобель, Гитциг, Бунзен, Бахман, Эвальд, Нольдеке, Граф, Рим, Штаде, Кюнен, Корниль, Кениг, Мейнголад и в самое последнее время Делич.
• Прямым основанием относить происхождение книги пророка Даниила к эпохе Антиоха Епифана являются 23-25 ст. 8 гл. и 11 глава почти целиком, рассматриваемые перечисленными учеными, начиная с неоплатоника Порфирия, не как пророчество об отдаленном будущем, а как описание минувших событий в пророческой форме (где под описанием войн между южным и северным царями довольно легко узнаются войны между державой Селевкидов и Египтом, детальный анализ чего дал уже Порфирий).
• Но подобное понимание данных мест встречает возражение в свидетельстве писателя 1-й Маккавейской книги.
         Если книга Даниила написана при Антиохе Епифане, то почему же мнимый её современник — автор Маккавейской книги счел её пророчеством об этом времени (1 Мак. 2:59-60; 1:39-54 = Дан. 9:27; 11:31-32)?
• Относимая по указанным соображениям к эпохе Антиоха Епифана, книга Даниила считается вышеперечисленными лицами аллегорически легендарным воспроизведением истории этого царя и маккавейских времен.
              Под именем Навуходоносора, Валтасара и Дария Мидянина выводится будто бы Антиох в различных обнаружениях своей ненависти к иудейству, а под именем Даниила и его друзей — преследуемые Епифаном иудеи.
• Что касается незнакомства с книгою Даниила послепленных пророков, то и оно — вымышленное, а не действительное. Так, некоторые темные места пророчеств Захарии становятся ясными лишь при сопоставлении их с соответствующими пророчествами Даниила, которые предполагаются ими, как известные.
            Сюда относятся экзегетами видения о четырёх рогах, «разбросавших Иуду, Израиля и Ирусалим» Зах. 1:18—21) и о четырёх колесницах с различными в каждой конями (6:1-8). Полную параллель тому и другому составляют видения Даниила о четырёх преемственно господствовавших над иудеями царствах.
• Последним данным для отнесения книги Даниила к послепленной — маккавейской эпохе являются её будто бы позднейшие верования.
         Таково учение о Боге (7:9-10), о Мессии — Сыне Человеческом (7:13) и вечном Царстве Его (2:44; 7:13-14; 12:1-3), об Ангелах высших и низших (8:16; 9:21; 12:1), о воскресении мертвых (12:2), об обычае три раза в день молиться, обращаясь лицом к Иерусалиму (6:10), о посте и т. п.
          Кроме чисто научных доводов в вопросе фальсификаций  пророчеств Данила то есть еще и другие факты не верить содержимому жанной книги!
         Книга пророка Даниила дошла до нас в двух древнейших переводах — еврейском масоретском и греческом.
         Последний принят церковью не в редакции LXX, а Феодотиона. «Церкви Господа, — говорит блаженный Иероним в предисловии к переводу кн. Даниила, — не читают книгу пророка Даниила по переводу LXX толковников, пользуясь изданием Феодотиона.» Вошедшая в употребление в конце 4-го или начале 5 в., редакция Феодотиона пользовалась известностью и в более раннее время.
     По его переводу читали книгу Даниила не только Ориген, Ипполит, Тертуллиан, но Ерм и Климент Римский, и с него же сделаны переводы книги на другие языки: древне-латинский, коптский, арабский и славянский.
        Подобное предпочтение перевода Феодотиона в книге Даниила тексту LXX объясняется неисправностью последнего. По словам блаженного Иеронима, он «сильно расходится с истиною (евр. текстом) и потому отвергнут по справедливости.»
          Новейшие исследования как нельзя более подтвердили законность такого отзыва.
           В переводе LXX книга пророка Даниила далеко не воспроизводит свой еврейско-арамейский оригинал. На каждом шагу встречаются всевозможные изменения фраз и отдельных выражений подлинника, опущения и сокращения чередуются с расширением текста.
           Ни одна глава не свободна от подобных промахов и недостатков. В этом отношении все они одинаковы; различие между ними заключается лишь в том, что общее несовершенство перевода принимает в различных главах различные оттенки, выступает то в больших, то в меньших размерах.
            Наибольшей близостью к подлиннику отличается перевод 1-3 гл. и 7-12 гл. В общем, они переведены, верно, и тщательно, хотя выдерживают более смысл, чем букву. Особенно ясно сказывается данная черта в 1-3 и 7 гл. Мысль оригинала передана в них исторически и верно и искусно, так что здесь не страдает ни первоначальное значение слов, ни гений языка.
           Наоборот, гл. 8-12 следуют букве оригинала, следуют настолько рабски, что, напр., гл. 11 может быть понята только при сличении с оригиналом. Но при общей удовлетворительности перевода и данная группа глав представляет не мало случаев разнообразного уклонения от подлинника.
         Вольный перевод чередуется в них с добавлениями, опущениями и прямым непониманием. При этом одни из неправильно переведенных мест обнаруживают в авторе отсутствие исторических знаний, другие прямую тенденциозность.
            Так, 5-20 ст. 11 гл. представляют в подлиннике голый, но точный обзор истории Птоломеев и Селевкидов, а 21-39 ст. подробное пророческое изображение царствования Антиоха Епифана. Между тем, переводчик, не поняв оригинала, извратил его, нарисовал совершенно ложную картину.
           Образцом тенденциозности может служить перевод 11 гл.
          Содержащееся в ней пророчество о 70 седьминах автор относит ко временам Антиоха Епифана и сообразно с этим изменяет числа подлинника: вместо 7 и 62 седьмин, имеющих пройти от издания указа о восстановлении Иерусалима до Христа, он поставил 77 и 62, дающие в сумме 139, — число, указывающее начало царствования Антиоха Епифана по Селевкидовой эре.
             Совершенно иным характером отличается перевод 4-6 гл. Уклонение их греческого александрийского текста от арамейского подобно тому, как если бы дело шло не о различных чтениях, а о двух совершенно самостоятельных рассказах. 
           Переводчик распоряжается текстом этих глав с неограниченной свободой: он то расширяет его (4:7-9, 16,24,28,30,34; 5:4,6,30; 6:18,20 и т. п.), то сокращает (4:3-7,11-13; 5:1-3,10-11; 6:8).
             Господствующий здесь произвол невероятен: без всякого права переводчик то истолковывает текст, то перефразирует, то сокращает. Почти ни один стих греческого текста не соответствует масоретскому, во многих случаях от оригинала остается слово, два (Bludau. Die alexandrinische Ubersetzung des Buches Daniel und ihr Verhaltnisszum massoretischen Text. Freiburg. 1897.).
              Отвержение древнею церковью александрийского перевода книги пророка Даниила было причиною того, что он вышел из употребления в последующее время и едва не затерялся. Он был найден в конце 18 ст. и издан в Риме в 1772 г. по рукописи 9 в.
             Другой особенностью александрийского перевода кн. пророка Даниила является  существование в нём лишних против еврейского текста добавлений. Это ст. 24-90 третьей главы, история Сусанны, изложенная в 13 гл., и рассказы 14 гл. о Виле и драконе. (О них см. в соответствующих местах).

          А теперь  мы в окончание нашего  повествования  может дать себе и ответ на вопрос  о том «Является ли  иудей Данил  «великим проком?»,
        И  на него можно ответить так, что Даниил, во-первых, никогда  не был  библейским проком.
         В его лице мы  имеем  псевдо исторического персонажа (ибо у нас нет документально точных данные о его реальном существовании)  выросшего в чужой стране и занявшего там высокое положение в обществе, чем в итоге  полностью оторвался от своего народа, ибо стал  халдейским жрецом! А по иудейским канонам  это было равносильно вероотступничеству!!!
        И что особенно для нас  важно Ш (и это видно из даже сильно отредактированной  поздними редакторами текста Книги пророка Даниила)  так это то что он если и не поменял официально «веру  своих отцов», то не был  ярым  фанатиком иудаизма и приверженцем  монотеистического бога Яхве ( Иегова).

         С самого начала появления  в Вавилоне Даниил он очевидно поступил в школу  писцов при одном их вавилонских  храмов и уже там, был обучен тем знаниям,  что  удалось вавилонянам  (пусть и частично в искаженном виде  но сохранить)  из всего того массива  научной информации которой их  наделили представители  внеземной  цивилизации анунаков создавших в свое  время горнодобывающую колонию на планете Земля).
       И затем Даниил, уже опираясь на эти познания и без всяких  видений Бога Иеговы  и личных наставительных с ним бесед, как это случалось у других  иудейских пророков он  произносил (хорошо овладев  психологией доводил до сведения, часто с риском для жизни)  свои пророчества.
     И адресовались они опять же не  иудеев, а в первую очередь  властителей древнего Вавилона (самой мощной державы того времени) о грядущих  переменах в тогдашнем мире!!!
     И поэтому  Даниила можно отнести к известным вавилонским (халдейским) мудрецам-пророкам, но не иудейским!
      А вот уже  поздние  редакторы Библии из числа  иудейских  мудрецов-талмудистов  после  своего возвращения из плена  «подкорректировали» и «зацементировали»  образ Даниила как  «великого библейского пророка».
      Позже   уже христианские богословы попытались перетянуть на себя  силу «пророчеств Даниила» но  получилось это у них неудачно.
     С тех пор так и остался  вавилонянин ДАНИЛ непонятым и полузабытым  вавилонским ( халдейским) пророком.
       
             Теперь переходим к последнему из «великих проков»  Изекилю жившему  около в  597       г. до н. э.
             Официально в иудаизме и христианстве  Иезекии;ль (ивр.  Й’хезкэль, «Господь укрепит») считается одим из четырёх «великих пророков» Ветхого Завета.
             Личное имя Йехезкель (в идише — Хацкл, Ехескл) распространено среди евреев.
               Родился в городе Сарир (Иудея) около 622 года до н. э. в семье священника Вузии.          
               Его называют современником пророков Иеремии  и Даниила.
               В 25-летнем возрасте с первым караваном пленных в 597 году до н. э.
 Иезекииль был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. женился и обзавелся домом, но в пятый год своего плена был призван к пророческому служению, которому и посвятил всю свою последующую жизнь.
        Здесь, у реки Ховар, у него было видение, с которых в 5-й год от пленения царя Иоакима (по другим данным речь идет об Иехонии) — 592 году о н. э. — началось его пророческое служение (5-й день 4-го месяца).
         В это время Иезекиилю было около 30 лет.
        И тут нам надо остановится, чтобы смыть с библейского образа Иезекииля все  косметические  наслоения, за которым  мы  можем увидеть 30 летнего  (нищего бродячего по  Вавилону и его окрестностям)    иудея  с сильно нарушенной  ПСИХИКОЙ!!!
      Хотя  эти явные психические  нарушения  потом ему были поставлены в великие заслуги!!! Как Богом   вдохновенные! 
     Так он  принимает на себя ряд испытаний, чтобы разделить страдания своего народа.
1. Свыше года (430 дней) спит с кирпичом, на котором написано имя Иерусалима.
        Затем он ест лепешки, испеченные на коровьем навозе (Иез. 4:15).
2. Затем он обривает свою голову (Иез. 5:1). В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена (Иез. 24:18).
3. Введения  в обычай  среди иудеев собираться на общие  молитвы в частных домах, а не храме.
Считается  что эта» мода» положила  основу  современной иудейской «синагоги». Но это спорный  вопрос и мы не будем на нем  останавливаться в виду  ограниченности формата данной  публикации.

            Закончил  свою  жизни пророк  Иезекииль  тоже  трагически. Да и как было ему  умереть в своей постели,  при таком буйном характере и невоздержанности в  своих проседях.
         И тут  считается, что  это случилось в  571 году до н. э. пророк скончался.
         Но не просто скончался п был  мученически убит!
         По одному талмудическому преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве.
        По другой версии он был побит камнями коленом Гада.

        Теперь о сути пророчеств высказанных Иезекиилем
        Пророческое служение Иезекииля начинается с видения славы Божией в виде сияющей комбинации из четырёх существ — тетраморфе, или как ещё называют Меркава.
        Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц (человек, телец, орел, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6).
        Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колеса с глазами.
       Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались.
        Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» (Иез. 1:26).
        Видение это, по объяснению святых отцов, было прообразом четырёх евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному.
   Но это как бы  чисто научно-энциклопедическое объяснение. А есть еще и богословское толкованию И тут нам поможет вникнуть в его суть книга  Александра Меня. История религии. т. 5. И вот как он описает и толкует это видение!!!

    «Это происходило в 592 году, в пятый день летнего месяца таммуза.
     Обитатели поселка Тель-Абиб заметили, что священник Иезекииль вернулся с берега канала потрясенный, изменившийся в лице.
     Несколько дней он находился в каком-то оцепенении, и все поняли, что ему было видение.
    Когда Иезекииль пришел в себя, он по-прежнему не в силах был сказать ни слова. К старейшинам, собравшимся к нему услышать волю Божию, он обратился с помощью знаков. Это было страшное зрелище: в напряженном молчании пророк изображал сцены осады и пленения—он рисовал на кирпиче Иерусалим и насыпал вокруг него вал, ел отвратительные лепешки, связывал себе руки.
      Так продолжалось много дней: безмолвные пантомимы перемежались с полным выключением пророка из внешнего мира, когда, казалось, он находился в глубоком обмороке. Чуткий и тревожный дух его с трудом нес сверхчеловеческое бремя посвящения.
     Но вот однажды уста Иезекииля открылись, и он поведал старейшинам о необыкновенных видениях, посещавших его все это время.
      Рассказывая, а потом записывая свои рассказы, тайновидец облекал их в зримые формы, создавая, как Исайя, своего рода словесную икону, но при этом он постоянно оговаривался, что эти символы есть лишь «подобия», да и то отдаленные. Этим он хотел дать почувствовать своим слушателям, чго видения были по существу неописуемы.
      Вначале, по словам Иезекииля, он увидел, как с севера несется гигантское пламенеющее облако («север» здесь не случаен: он издавна обозначал местопребывание Божества).
      В облаке обрисовывались четыре исполинских существа; их сплетенные крылья поднимались над четырьмя ликами: человека, льва, тельца и орла. То были духи стихий, образующие небесный Ковчег, Меркабу, космическую колесницу Господню. Уже не рукотворные херувимы служили престолом Ягве, но—сотканные из пламени. Подобные молнии, они и на мгновение не оставались в покое, они неслись, совершая движения столь неуловимые, что пророк мог говорить о них, лишь прибегая к парадоксальным выражениям. «Когда они шли, то шли на четыре стороны».
     Необъятные крылья херувимов трепетали, и шум их был подобен грохоту водопада. У ног херувимов вращались Офаны— колеса, полные живых глаз. Всю небесную Колесницу покрывал прозрачный свод, над которым возвышался престол Сидящего.
      «И видел я, — говорил пророк, — как бы расплавленный металл, как бы вид огня внутри Него и вокруг; от вида чресл Его и выше и от вида чресл Его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него, подобное радуге во время дождя» (Иез 1, 27).
     Таким предстал внутреннему зрению ясновидца вселенский Ковчег Ягве. Это был как бы образ души мироздания, в которой слиты все его силы и существа: проступают лики животных и крылья птиц, вихри пламени и мерцающие очи Офанов — звезды. Меркаба находится в неустанном движении, подобно гетевскому Духу Земли, «ткущему живое одеяние Божества».
    В описании Меркабы яснее всего видны тщетные усилия пророка найти соответствующие краски и слова: он называет для сравнения драгоценные камни, кристаллы, атмосферные явления, говорит о радуге, молнии, землетрясении и громе, о реве человеческих толп; но при этом постоянно сознает, что это лишь «подобия подобий».

       В Ветхом Завете до Иезекииля только Моисей и Исайя были причастны к созерцанию этой Славы Господней в ее непереносимом для смертного величии. Но если тогда она являла себя на Горе Божией и в Доме Божием, то теперь она предстала пророку на равнинах языческой Халдеи. Это должно было означать, что для нее нет границ; несущие ее херувимы обращены ко всем странам света, она абсолютно свободна и не привязана ни к какой земле. Пребывание ее на Сионе было лишь особой милостью Божией.
      Перед видением таинственной Меркабы все человеческое тускнеет, отступают в тень и Вавилон, и его боги. Единственный и Единый взывает к Своему избраннику:
     «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям мятежным, которые восстали против Меня» (Иез 2, 3).
       Иезекииль видит перед собой свиток и в страхе читает на нем слова «плач, стон и горе».
       «Сын человеческий! Съешь то, что пред тобою, этот свиток, и иди, говори к дому Израилеву... к переселенным народа Моего» (Иез 3, 1, 11).!!!

       (Зачем было есть свиток??? И не находился ли в момент» видения» Иезекииль в состоянии  скажем тяжелого наркотического опьянения - автор)

       Так, в звуках неземных голосов, в шуме херувимских крыл и грохоте мировых сфер, совершилось посвящение нового пророка.
       Иезекииль шел в поселок как во сне, ошеломленный видением. Он, «сын человеческий», удостоился узреть космическую литургию, которая совершается в иных измерениях, на миг заглянул в святая святых мира.
      Откровение было дано Иезекиилю не для того, чтобы хранить его только в своем сердце.
       Он— пророк и, следовательно, посланник. На зловещем свитке, вошедшем в его уста, были начертаны слова, знаменующие близкую гибель Сиона. Об этом должен был  Иезекииль прежде всего возвестить изгнанникам.
       Действительно ли после пережитого пророк временно потерял речь. или молчание его было намеренным понять трудно. Но то, что он прибег к символическим действиям, никого не удивило, ибо это было принято среди пророков.
 
         О другом видении Иезекииль рассказал вскоре же после того, как оно его постигло (гл. 8-11). Он сидел со старейшинами в своем доме и говорил о будущем. Быть может, собеседники спрашивали его о судьбе храма или спорили о том, может ли Господь отступиться от Своего избранного удела, когда внезапно на пророка «сошла рука Ягве»...
         Перед Иезекиилем выросла огненная фигура, которая подняла его в воздух.
        И вот он уже перенесен в Иерусалим, к северным воротам храма. Но это был не видимый город, столица Иудеи, а скорее Иерусалим сокровенный, в обнаженности своих духовных борений. «И вот там — Слава Бога Израилева, подобная той, которую я видел на равнине».
        А повсюду, как в Вавилоне, возвышались идолы, в какой-то странной секретной зале вожди народа кадили перед фресками, изображавшими звероподобных богов Востока. Дух вел пророка дальше, указывая то на женщин, совершающих обряд в честь Таммуза, то на мужчин, поклоняющихся солнцу.
          И тогда Слава Господня сошла с колесницы и стала у порога храма, а по городу прошли губители, поражая отступников.
          Один из них брал раскаленные угли из Меркабы и пригоршнями бросал их на город. Когда все было кончено, херувимы простерли свои крылья, офаны-колеса пришли в движение, и Слава Божия, отойдя от порога храма, засияла над колесницей. Двор наполнило светлое облако, а в следующее мгновение Меркаба стояла уже у восточных ворот.
      Слава, уносимая живой колесницей, покидала оскверненное грехом место.
     Это было страшное зрелище: исчезало то, что со времен Моисея было упованием Израиля, разрывался Завет, закрывались врата, дом оставлялся пуст. «Господи Боже, взмолился пророк,— неужели Ты хочешь истребить Остаток Израилев?»
       Ведь не все изменили, ведь покаялись многие!
      И ответом на его вопль явилось слово, неожиданно открывшее просвет в багровом сумраке:
     «Так говори Владыка Ягве: хотя Я удалил их к народам, хотя рассеял по землям, но Я БУДУ ДЛЯ НИХ МАЛЫМ СВЯТИЛИЩЕМ В ТЕХ ЗЕМЛЯХ, КУДА ОНИ ПОШЛИ. Затем скажи: так говорит Владыка Ягве: Я соберу вас из народов, и дам вам землю Израилеву.
      И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и мерзости ее. И ДАМ ИМ СЕРДЦЕ ЕДИНОЕ, И ДУХ НОВЫЙ ВЛОЖУ, И ВЫНУ ИЗ НИХ СЕРДЦЕ КАМЕННОЕ, И ДАМ ИМ СЕРДЦЕ ИЗ ПЛОТИ, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их. И будут они Моим народом, и Я буду их Богом» (Иез 11,16-20).
      Это было то же утешительное Обетование верным, которое получил Иеремия, когда размышлял о судьбе изгнанников. Бог не покинул людей Своих!

        Уход из родной земпи очистит их ог духовных недугов, закалит их веру, и Бог будет пребывать с ними на чужбине. А потом придет время нового Исхода, возвращения блудных сынов. Им не нужно приносить в Халдее жертвы, ибо хотя Господь не оставит их и там, но полное прощение ознаменуется возрождением падшего Сиона.
Последнее, что видел Иезекииль, были херувимы с простертыми крыльями, уносящие Славу Господню из среды города. И блеск Меркабы осенил Елеонскую гору — ту самую, на которой Христос в последний раз явится ученикам во славе.
      Итак, отныне путь Израиля, указанный через пророка,—это путь странствующей Церкви, которая следует за незримой колесницей Божией. Она должна осознать свое прошлое, должна помнить, что от нее самой зависит — быть ли с Богом или удалиться от Него.
       На робкие вопросы, почему же дети страдают за грехи минувших поколений, Иезекииль ответил недвусмысленным отрицанием родовой вины:
         «Сын не понесет вины отца своего, и отец не понесет вины сына. Правда праведного при нем и останется, а беззаконие беззаконного при нем. И беззаконник, если отвратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать уставы Мои, и поступать законно, и праведно жить—не умрет... Разве Я хочу смерти грешника, говорит Господь Бог,—а не того, чтобы он обратился и был жив?» (Иез 18, 20-23).»
    Вот примерно так ой  взгляд имеет православная  церковь относительно прока Иезекииля.
   Ничего из этого пророчества не сбылось! Но сама идея  в Израиле прижилась и уже в наше время  израильские конструкторы создали принципиально новый танк и назвали его «Меркава№.

     «Меркава;» (ивр. ;;;;;, «колесница») — основной боевой танк, разработан и производится в Израиле. Первый танк «Меркава Mk.1» был произведён в 1979 году. На экспорт не поставлялся, и состоит исключительно на вооружении Армии обороны Израиля. Последней модификацией танка является «Меркава Mk.4».
      Другие пророчества Иезекииля  тоже не мене странные.
      Вот примеры:
      Против иудеев
        Иезекииль предрекает, что иудеи будут предаваться каннибализму (Иез. 5:10).
      Он сетует, что среди его соплеменников процветает солярный культ (Иез. 6:4), распутство (Иез. 22:11) и корыстолюбие, а интерьеры Иерусалимского Храма (за 5 лет до его разрушения) осквернены изображениями рептилий (Иез. 8:10).
      Сами израильтяне, по замечанию Иезекииля, изрядно смешались с соседними народами, поэтому он бросает упрек Израилю:
отец твой аморрей, а мать твоя хеттеянка (Иез. 16:3)

     Однако Иезекииль, перечисляя грехи Израиля и предрекая кары, подчеркивает, что Бог желает не гибели беззаконников, но их покаяния (Иез. 18:23).
      Против язычников
       Иезекииль предсказывал разорение и других стран («семи языческих народов») за то, что народ их радовался разрушению Иерусалима. Аммонитянебудут отданы в наследие сынам востока (Иез. 25:4.
       Аналогичные кары постигнут Моав. Идумея будет разорена руками самих иудеев и превращена в пустыню (Иез. 25:14). Наказание также падет на критян и филистимлян (Иез. 25:16).
       Особо Иезекииль упоминает в 585 год до н. э. о падении ливанских городов Тира и Сидона, а также Египта, которые станут добычей халдейского царя Навуходоносра.
     Воскрешение мертвых
     Одним из самых ярких образов Иезекииля является его пророчество о воскрешении из мертвых.
      В поле он видит множество костей и обращает к ним свое слово. Затем они начинают обрастать жилами, покрываться плотью и кожей (Иез. 37:8).
     Затем в трупы возвращается дух и они встают и покидают свои могилы. Впрочем, это пророчество имеет смысл притчи.
       Иезекииль использует этот образ, чтобы убедить своих земляков в том, что Израиль возродится, а вавилонский плен окончится.
       Мессия
      Вместе с идеей возрождения Израиля Иезекииль раскрывает идею о грядущем благочестивом Царе и Пастыре Давиде, который будет править вечно (Иез. 37:25).
      Гог и Магог
     Не менее популярно пророчество Иезекииля об грядущем князе Гоге, который во главе бесчисленного войска придет от пределов севера (народы Мешехи Фувал) на землю Израиля и найдет там свою гибель от каменного града (Иез. 38:22).
      Трупов завоевателей будет так много, что израильтяне будут хоронить их 7 месяцев в месте, которое нарекут именем Гамона (Иез. 39:16)
        Видение нового Храма
        Последнее пророчество, датируемое 571 до н. э., касается возобновления богослужений в Храме. Храм будет обращен на восток, иметь притвор и деревянный жертвенник 3 локтя высотой (Иез. 41:22). Иезекииль позволяет сделать изображение в Храме пальм и двуликих херувимов с ликом льва (Иез. 41:18).
      Он также настаивает, чтобы необрезанным вход в Храм был воспрещен (Иез. 44:9). Иезекииль отмечает необходимость празднования Пасхив 14-й день 1-го месяца (Иез. 45:21).
       Также он настаивает на необходимости совершать всенародные жертвоприношения в 1-й день 1-го месяца (Иез. 45:18) и 15-й день 7-го месяца (Иез. 45:25). Также должны проводиться еже субботние богослужения.
         По мысли Иезекииля, служить в храме должны исключительно саддукеи — потомки Садока (Иез. 44:15). Они должны носить льняные одежды (Иез. 44:27).
         Грядущий Израиль по-прежнему будет расположен к югу от Дамаска, между Великим морем и рекой Иордан.
         Он по-прежнему будет разделен на 12 колен, однако иноземцам будет дана большая свобода (Иез. 47:21), и власть будет более централизована под началом Князя, по сравнению с эпохой заселения Ханаана.
   Но снова повторяюсь,  все эти пророчества остались неисполненными и поскольку время их исполнения уже давно истекло, то такими они и останутся.
   Так же хочу особо сказать, что  личностью пророка Иезекииля, должны заниматься не только историки или богословы, а  им  давно  было пора было бы  заняться  психологам и психиатрам.
     Ибо  без  установления  ему  точного  диагноза  как психически больного человека нам не понятна ни его жизни, ни его деяния….

   ( конец ч.8-3)