Стивен Риз. Христиане и наука

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХРИСТИАНЕ И НАУКА
Стивен Риз

Я никогда не покупаю газет. Большинство газет имеют сайты, где вы можете прочитать все новости и комментировать бесплатно. И вы также можете увидеть, что другие читатели сделали из рассказов и мнений.

Христианские школы: нет места науке?

В последние несколько недель наблюдается вал рассказов о христианских школах, которые впали в немилость властей. Было очень интересно читать некоторые комментарии, что читатели добавили к этим рассказам. Некоторые с пониманием относятся к этим школам, но многие из них горько враждебны. Христианские школы, дескать, являются рассадниками фанатизма, сектантства, невежества. И из всех обвинений, которые выдвинуты против них, одним из самых распространенных является следующее: они являются антинаукой. Атеисты и агностики стоят в очереди, чтобы заявить, что религия в целом выступает против науки, а христианство хуже всего. И не только теперь христиане враждебны к науке; кажется, так было всегда. Христианство всегда препятствовали развитию реальной науки. Вот один комментарий, который попался на глаза: "Истинная наука стала возможной только тогда, когда христиане потеряли контроль над обществом". Или: "Христиане всегда пытались блокировать научный прогресс. К счастью, начиная с эпохи Просвещения, никто с мозгами не принимает религию всерьез  и наука может процветать". "Религия оставляла общество в темноте в течение длительного времени, особенно, поскольку люди боялись трогать вопросы религии, и наука была почти забыта".
Это не просто комментарии в газетах. Интернет наводнен подобным. Итак, оказывается, христианство создало важные технические пробелы! Не будь оно основано, мы ушли бы сейчас в науке на тысячи лет вперед, и каждый из нас мог бы иметь космический корабль! Представьте себе, где научно-технический прогресс был бы сегодня, если бы не раны, нанесенные Церковью. В эпоху Возрождения, и особенно Просвещения, люди начали просыпаться. Многие вольнодумцы и ученые отвергли ортодоксальную веру и заменили ее на унитаризм, деизм или вообще атеизм.  И что произошло в результате освобождения от религиозного влияния? Наука буквально взорвалась новыми идеями и открытиями! С начала ХХ века большинство серьезных ученых мира отказались от богословских убеждений, и процент неверующих ученых растет с каждым десятилетием. Конечно, атеизм сам по себе не может отвечать за достижения науки, но, устраняя религиозные убеждения, которые идут вразрез с наукой, он позволяет научным исследованиям идти вперед без лишних барьеров. Христианство, по самому своему библейскому и сверхъестественному характеру представляет собой антитезу науки и было большой помехой для нее.
Какие доказательства предлагают онлайн-эксперты для таких заявлений? Они всегда одинаковы, начиная с дела Галилея.

Христиане ненавидят науку?

Позвольте процитировать еще раз: " Галилей, часто называемый «отцом современной науки», был первым астрономом, нашедшим фактические доказательства, что земля не является центром вселенной, но вращается вокруг Солнца. Он подвергся резкой критике, а потом и преследованиям Церкви. Папа Урбан VIII в 1633 г.  распорядился, чтобы 70-летний старик был подвергнут пыткам, если он не отречется от ереси, что Земля вращается вокруг Солнца. Церковь подвергала цензуре и запрещала все книги, поддерживающие его научные выводы, на протяжении почти 200 лет, и поместила его труды в Индекс запрещенных книг, который подписывался лично каждым папой, при котором он переиздавался. Протестанты ошибутся, если будут валить это только на католиков. Почти все их церкви до 1800 г. росли в ожесточенном сопротивлении "ереси Галилея".
Вот довольно типичная атака на христианское отношение к науке и историю Церкви. Не мое дело выяснять отношения римской курии с Галилеем, ибо я слабо знаком с католическим богословием XVII в. Но автор статьи нападает на всех протестантов, якобы до 1800 г. оказывавших "ожесточенное сопротивление" Галилею! Откроем же протестантских авторов той поры. Ричард Бакстер - наряду с Беньяном самый исторически значимый и популярный из английских пуритан. В заключительных параграфах своего обширного "Христианского наставления" (1665) он прославляет великие радости жизни, такие, как "открытия свободных искусств и наук". "Какой восторг вызывают труды тех, кто открыл магнитное притяжение или изобрел печать! Какое удовольствие получал Галилей от своего телескопа, наблюдая темные части Луны, диски планет, кольца Сатурна, фазы Венеры, звезды Млечного Пути!". Это что, ожесточенное сопротивление Галилею?
Бакстер был не одинок среди пуритан, которые любовались открытиями Галилея и одобряли его дело. Понятия Коперника и Галилея о Солнечной системе, осужденные Римом, были приняты выдающимися пуританскими учеными. Рейер Хойкаас в своей прекрасной книге "Религия и становление современной науки" (1972) перечисляет всю когорту английских ученых, которые были откровенными и горячими пуританами и при этом убежденными последователями Коперника и Галилея.

Английские пуритане и наука

В 1597 году сэр Грэшем основал свой частный колледж в Лондоне, вскоре ставший очагом пуританства. Он назначил семь профессоров, читавших публичные лекции по  астрономии, геометрии, праву, музыке, физике, риторике и богословию. Среди них были такие видные фигуры, как Генри Бриггс, первым составивший таблицы десятичных логарифмов. Он был ярым пуританином и твердым защитником учения Коперника. Профессор астрономии Генри Гиллебранд также был убежденным кальвинистом и коперниканцем.
Круг ученых и врачей, составивший Грэшем-колледж, начал то, что стало Королевским обществом - самой престижной из всех научных организаций Великобритании. Возможно, самой влиятельной фигурой в этой группе был Джон Уилкинс, брат-в-законе Оливера Кромвеля. Комитет из 12 ее ключевых фигур в 1660 г. заявил о намерении создать "колледж для содействия физико-математическому экспериментальному обучению", и два года спустя он получил Королевскую хартию от Карла II. Большинство членов Комитета 1660 года были строгими  пуританами; считается, что ими были 62% членов Королевского общества в 1663 году.
Как бы там ни было с католиками, нелепо даже предположить, что протестанты в Англии были враждебны к науке. Пуритане были наиболее последовательными из английских протестантов - и они были на переднем крае научно-технического прогресса XVII века.

Кальвин и реформаторы

Вошли ли английские пуритане в противоречие с более широким движением Реформации? Нет, они были верными видению Жана Кальвина, величайшего из протестантских реформаторов. Он осуждал "некоторых фанатиков, которые яростно вооружаются против наук и свободных искусств, как будто их использование только надувает людей высокомерием и не является большим преимуществом в повседневной жизни... Ничто не является более высокомерным, чем невежество" (Комм. на 1 Кор.8.1). Он утверждал, что в то время как каждое человеческое существо с открытыми глазами может увидеть Божью славу в природе, специалисты в области естественных наук имеют особое преимущество: "Как на небе, так и на земле есть бессчётное количество знамений, свидетельствующих о Божьем всемогуществе. Я имею в виду не только тайны природы, требующие специального изучения и знания астрологии, медицины и физики вообще, но и знамения настолько явные, что даже самые неучёные и тупоумные люди вполне способны их сразу заметить. Конечно, я признаю, что люди, сведущие и искушённые в науках или интересующиеся ими, легче и глубже постигают Божьи тайны; однако и тем, кто никогда не учился в школе, дано разглядеть такое искусство в делах Бога, что они не могут не восхищаться его величием. Разумеется, для изучения движения небесных светил, определения их местоположения, расстояний между ними и их свойств необходимо утончённое искусство и навыки, каких не встретишь в толпе, любящей рассуждать о постижении Божественного промысла. Но даже простонародье и невежды с помощью одного лишь зрения обретают в известной мере знание о великолепии благородного Божьего творения, которое явлено нам (хотим мы того или нет) в бесконечном разнообразии дивно упорядоченных многоразличных светил. Отсюда следует заключить, что нет на земле человека, которому Бог не явил бы должным образом свою премудрость" (НХВ 1.5.2).
Так Протестантская Реформация привела к новому прорыву в исследованиях и опытной науке по всей Европе. Конрад Геснер, великий чемпион ботаники в Швейцарии, был другом великих реформаторов Цвингли и Буллингера. Уильям Тернер, пионер естественной истории в Англии имел тесные связи с евангельскими протестантскими лидерами, такими, как Хью Латимер, Джон Ласк и Томас Кранмер.
Итак, достаточно легко показать, что христиане - протестанты и пуритане - играли чрезвычайно важную роль в развитии современной науки. Но значило ли это, что их христианская вера привела к взрыву научных интересов? Может быть, другие факторы - экономические или социологические, или переоткрытие античных текстов - стали реальными причинами нового энтузиазма в науке, и христиане просто вскочили на подножку, поезда, который ушел бы в любом случае? Атеисты твердят, что великие протестантские ученые просто схватились за тренд, в действительности не имеющий ничего общего с христианством. Но есть способ проверить это - посмотреть на то, о чем они сами писали. Многое из этого объяснит, почему именно протестанты были так очарованы наукойи почему они приняли новые подходы и методы в своей научной работе.
Позвольте мне перечислить пять библейских истин, которые побудили протестантов XVI - XVII вв. заниматься наукой и конкретными задачами, которые они решили.
1. Бог Творец создал мир упорядоченным и предсказуемым.
Вот величайшая истина, которую протестантские реформаторы вновь открыли и проповедовали. Есть Бог, Который создал все для Своей славы, Который правит миром и контролирует от начала до конца все, что Он предопределил.
Язычники Китая или Индии верили в тысячи конкурирующих богов и богинь, толкающих мир в разных направлениях. Но библейские христиане знали, что есть один истинный Бог, Который лично и непосредственно контролирует все Свое творение. Если падает дождь или дует ветер, прорастают семена или горит пламя, Бог делает это. Яблоки падают на землю, потому что Бог дает им падать. И Он делает это последовательно, ибо в Африке земное притяжение такое же, как и в Англии. Да, Он свободен, чтобы вмешаться и чудесным образом поднять падающее яблоко вверх, если на то есть Его суверенная воля. Но Он творит такие чудеса в редчайших случаях; мы никогда не должны специально ждать их.
Теоретически католические богословы и философы верили в суверенитет и последовательную власть Бога. Но эти великие истины были замутнены веками суеверия. Вместо того, чтобы смотреть на Бога как Первопричину всего, что происходит, люди смотрели на демонов и ангелов, которые соревновались и воевали, чтобы управлять миром. Демон может перетащить яблоко вверх по желанию. Ангел может вмешаться и перетащить его вниз снова. И Сам Бог был далек от последовательности. Он должен был постоянно творить чудеса. Христиане были обязаны считать, например, что мощи имеют чудодейственную силу. Бог позволял множеству святых, живых или мертвых, управлять погодой или творить другие чудеса. И, конечно же, постоянно повторялось чудо мессы. Священник может превратить хлеб и вино в плоть и кровь Христа, повторяя надлежащие слова.
Это был старый языческий взгляд на мир - в закваске, которая распространилась через Церковь. И именно это реально мешало науке!  Ученые должны знать, что один и тот же эксперимент, который повторяется в разных лабораториях по всему миру, будет производить тот же результат. Если они изготовят машину или напишут химическую формулу, они должны знать, что все это будет работать стабильно, потому что Бог не будет причудливо изменять физические силы или свойства используемых материалов. Он также не позволит иным силам - ангелам или демонам - делать так. Протестантские и пуританские ученые знали, что они могут доверять суверенному Богу, Который всегда будет последователен. И это было то доверие, которое сделало возможным великие научные достижения, начавшиеся в XVI в. и продолжающиеся до сих пор.
2. Христиане должны учиться у Божьих дел, совершенных Им для Своей славы, и восхищаться ими.
Бакстер пишет в своей книге "Реформатский пастырь": "Видеть Бога в Его творении, любить Его и разговаривать с Ним - для этого был создан первозданный человек; и все это настолько не перестало быть нашей обязанностью, что делом Христа было вернуть нас к этому через веру. И поэтому многие святые люди самым лучшим образом постигают Божии дела, и никто, кроме святых не может правильно их изучить и знать их. "Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные", причем не ради их самих, а ради Того, Кто их делает... Изучение физики и других наук имеет смысл, если вы ищете в них Бога, чтобы видеть Его дела и любоваться ими, чтить и восхищаться Богом, любить Его и радоваться тому, что в Своих делах Он явил Самого Себя. Вот истинная философия".
Ученые великой протестантской эпохи любили исследовать сотворенный мир, ибо в нем они созерцали   Божье величие, красоту, мудрость и силу. Бельгийское Исповедание гласит: "Мы познаём Бога... посредством наблюдения за творением, за сохранением и управлением Вселенной,  которые раскрываются нашим глазам как в высшей степени прекраснейшая книга, в которой всякая тварь, большая и малая, является как бы письменами, ведущими нас к ясному познанию вещей невидимых касательно Бога, а именно, Его вечного могущества и Божества".
Возможно, ни один ученый того времени не выразил эту мотивацию так мощно и трогательно, как Иоганн Кеплер (1571-1630), великий астроном-лютеранин. "Я хотел стать богословом; в течение длительного времени я был несчастен... Теперь Бог дал высокую оценку тому, что я делаю в астрономии. Это наше право и обязанность - тщательно искать количество, размеры и нормы для всего, что Бог сотворил, если человеку дано от Него знание этих вещей. Есть тайны, не подлежащие исследованию, но здесь Божии дела предстают нашим глазам как в зеркале, так что, исследуя их, мы наблюдаем в некоторой степени доброту и мудрость Творца. Другие, возможно, делали бы эти открытия для себя. Но мы преходящие существа, и мало кто слабее меня. Но поэтому ради славы Божьей тот, кто прочел что-то в книге природы, должен обнародовать это как можно быстрее. Чем больше другие построят на основании моего труда, тем счастливее буду я сам".
3. Человечество было создано, чтобы исследовать творение, покорить его и править им.
 Христиане-протестанты приняли всерьез слова Быт.2.26-28. Человек обязан исследовать землю, открыть свой потенциал, развивать свои ресурсы, и управлять миром во имя Бога. Сравним комментарии: "Все твари и сама земля вместе с ними, и все, что мы получаем от нее, подлежит власти Адама, которому Бог заповедал быть царем всех тварей и творения в целом" (Лютер). "Он (человек) должен иметь власть над всеми живыми существами. Бог назначил человека быть господином мира, и явно подчинил ему животных, ибо они, будучи движимы инстинктами, не склонны к самоуправлению, но должны управляться извне" (Кальвин).
 Многие протестантские писатели исследовали последствия этих истин, и едва ли не самым сильным из них был Фрэнсис Бэкон, лорд Верулам (1561-1626). Он утверждал, что, хотя человек через грехопадение потерял изначальную власть для управления творением, мы можем вернуть ее через правильное христианское употребление науки. "В падении человек одновременно утратил состояние невинности и господство над творением. Обе эти потери, однако, даже в этой жизни могут быть в какой-то мере восполнены; первая через религию и веру, вторая через науки и искусства... Пусть род человеческий восстановит это владычество над природой, которое принадлежит ему по завету Божию!".
Бэкон утверждал, что не может быть тем, запретных для научных исследований. Если Бог дал человеку право и обязанность править всем творением, человек должен стремиться к не меньшему. "Пусть из опасения тщеславия или неумеренности многие думают, что человек не вправе искать слишком многого или слишком хорошо изучать слово Божие, или книгу Божьих дел; богословие и естественная философия неисчерпаемы, а потому людям следует искать возрастания знания в обоих".
 Бэкон не был пуританином. Но он был воспитан матерью, которая была горячо предана пуританской вере. И он сыграл огромную роль в формировании мышления пуритан, особенно в вопросах интеллектуальных и научных. Как заявил Хью Питер, страстный проповедник и капеллан армии Кромвеля, "продвигая ученость, лорд Веруламский  выдвинул много прекрасных вещей, которые использовали и другие ученые мужи, и следование его методу обучения позволит глубоко улучшить очень многое в мире и сделать его более пригодным для людей". Многие из людей, составивших пуританское ядро Королевского общества, признавали, в каком они долгу перед мыслью Бэкона. Они занимались наукой, поскольку, по их убеждению, это заповедует Библия.
4. Христиане должны стремиться облегчать страдания других людей.
Опять же, Бэкон сформулировал эту задачу наиболее ясно. Он хорошо осознавал реальность человеческого страдания: наводнения, засухи, голода, эпидемий, болезней, детской смертности. Он видел, что творилось вокруг него. И он увидел, что многие философы рассматривали такие вещи как неизбежность, и принимали их, пожимая плечами. Почему столь многие вроде бы верующие люди стали апатичны к чужому страданию? Потому что они приняли взгляд на мир, ставший наследием античности: мир, каков он есть, не может измениться и его нельзя изменять. Но Бэкон узнал из Библии, что Бог есть Творец и Владыка, и что Он дал человеку власть, чтобы подчинить мир. Таким образом, он бушевал против греческой философии, заразившей римский католицизм в Средние века. "Эта философия, если она будет тщательно рассмотрена, окажется следующей определенному взгляду на мир, намеренно придуманному, чтобы убедить людей, что в природе ничего изменить нельзя и что здесь нечего ожидать от человеческих искусств и труда... Такие учения не менее злонамеренны, чем прямые попытки сократить человеческую власть над природой и ввести людей в нелепое и безысходное отчаяние, способное подавить всякую надежду, подрезать жилы любому усердию и лишить людей способности как-то менять свою судьбу".
Бэкон ставил задачей науки изменить мир, и прежде всего для того, чтобы уменьшить страдания человечества. "Я хотел бы предостеречь всех, кто считает, что они обладают истинной целью знаний, чтобы они стремились не к простому удовлетворению любопытства ума, не к сеянию раздора, превосходству над другими или получению прибыли, но ради интереса и пользы жизни, и порекомендовать им совершенствоваться и упражняться в милосердии". Одна из научных работ Бэкона заканчивается молитвой: "Пусть Бог, Создатель, Хранитель и Обновитель Вселенной, в Своей любви и сострадании к людям защитит Свое дело ради Своей славы и на благо человека, через Своего Единородного Сына, Которого Он нам дал". Это видение науки, приносящей славу Богу и благо человеку, стало видением всех ученых-пуритан, которые заложили основы естественных наук в Англии.
5. Всякий труд, в том числе ручной, достоин и почетен.
Современная наука построена на идее эксперимента. Ученый может логикой убедить себя, что что-то должно быть правдой. Но тогда его задачей является доказать это экспериментально. В Средние века, до Реформации, большинство ученых так не работали. И их философия была под сильным влиянием греческих и римских интеллектуалов. Греческие философы, такие, как Аристотель, римские мыслители, как Цицерон, считали ручной труд унизительной необходимостью. Цицерон прямо заявлял, что "мастерская не место для свободного человека". Таким образом, с их точки зрения идеальный способ исследования мира сводился к чистым рассуждениям. Споря друг с другом, философы не должны были беспокоиться о практическом применении своих рассуждений. С таким отношением смотрели на мир и многие мыслители Средневековья. Хойкаас подводит итог:   "Средневековые учебники содержали много мысленных экспериментов, но они никогда не были научно протестированы, и они даже не были предназначены для опытной проверки. Научное доказательство сводилось к логическим выводам: когда А и В истинны, то С и D должны следовать. Кропотливый труд в лаборатории был или не нужен, или нежелателен".
Все изменилось с Реформацией. Когда протестанты вернулись к Библии, они обнаружили, что ручная работа, далеко не унижающая человеческое достоинство, почетна и достойна похвалы. Бог дал Адаму повеление возделывать сад, и Сын Божий работал плотником, а Павел делал шатры. Уильям Перкинс, самый влиятельный пуританский богослов конца XVI в., заявил, что ручная работа во славу Божию столь же благословенна и достойна, как труд проповедника или судьи.
Какое это отношение имело к науке? Я упомянул, что Уилкинс, брат-в-законе Кромвеля - был ключевой фигурой в группе, из которой возникло Королевское общество. Он атаковал отношение отношение греческих философов к ручному труду, и поблагодарил Бога, что Галилей следовал примеру греческих инженеров, а не греческих ученых - ставя опыты! Как и пуританскому священнику, ученому следует иметь "ум в руках". Кромвель требовал, чтобы университеты имели не только библиотеки, но и лаборатории, чтобы студенты могли потрудиться своими руками, прежде чем узнать чудеса химии. Научный прогресс никогда не возникнет в обществе, презирающем труд. К XVII веку Библия освободила протестантов от интеллектуального снобизма и дала им свободу строить настоящую науку.

Благодарность Богу

Каждый из нас сегодня пользуется выдающимися достижениями науки последних 400 лет. Мы живем в домах, отапливаемых зимой и прохладных летом. Мы едим здоровую и вкусную пищу. Мы спокойно идем к врачу и выписываем хорошие лекарства. Мы сидим за компьютерами и рассылаем электронную почту. Я ношу хорошо подобранные очки, без которых мир превратился бы для меня в цветное пятно.. Мы никогда не должны считаать эти вещи само собой разумеющимся. Атеисты, не знающие истории, могут сказать, что все это просто естественное развитие - свидетельство способности человека преодолеть все препятствия. Но взрыв научного знания в западном мире не произошел по какому-то неизбежному закону развития. Он произошел потому, что Бог в Своей благодати избрал людей, чтобы они через Библию узнали правду о себе и о нашем мире. Современная наука не родилась в Африке или Австралии, или Индии, или Китае. Как сказал один писатель, " только одна цивилизация разработала саморазвивающуюся современную науку", и это была цивилизация христианства, развивавшегося 1500 лет, а затем очищенного Реформацией.
 Мы должны благодарить за это Бога. И давайте не забывать христиан, мужчин и женщин, которых Бог призвал служить Ему в мире и в науке. Давайте молиться о том, чтобы наука приносила славу Богу и благо человеку. Мы в ужасе от некоторых из способов, которыми наука неправильно используется сегодня. Оторванная от страха Божия, она может стать страшным оружием для зла. Но мы благодарим Бога, что есть еще благочестивые верующие, которые занимаются наукой из любви к Богу и сострадания к людям. Пусть Бог усилит Свою руку над ними!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn