Порядочность журналиста

Виктор Андрусов
         Однажды, выступая на встрече офицеров-слушателей редакторского отделения военно-политической академии с писателем Константином Симоновым,  мой однокурсник старший лейтенант Михаил Захарчук  сказал:  «До Симонова нам никогда не подняться».  Верно: никому из нас не суждено подняться до уровня корифея военной журналистики Константина  Симонова…  Он  был истинным мастером слова, в то же время глубоко порядочным офицером-журналистом,  писателем и поэтом.
         
         Красивая  фраза,  произнесённая  Мишей  Захарчуком около сорока лет назад,  вспомнилась сейчас в связи с  явно неблаговидным поведением, нечестностью  его самого.  Приведу примеры.

         В годы учёбы в академии Михаил Захарчук в коллективе однокурсников  отличался особой журналистской прытью. Он нередко посещал театры,  встречался с известными артистами, иногда рассказывал  о них  в  газетах. Однако...
         
         В один из учебных дней всех нас, откровенно говоря, огорчила новость:  Захарчук влип в неприятную историю. Знаменитая актриса Малого театра Елена Николаевна  Гоголева  возмущалась неправдивостью подготовленного Захарчуком интервью. Дошло до того, что Мишу вызывали на «ковёр» к  начальнику академии. Помню,  как Миша сильно переживал случившееся.  Думаю, что не было дыма  без  огня. Видимо, он  уже  тогда пытался  своевольно   трактовать и додумывать те или иные факты  в   газетных   публикациях.
         
         Прошло много лет,  прежде чем сегодня я  убедился в том, как подчас  много себе позволяет журналист  Михаил  Захарчук.
         
         В личной переписке, в комментариях к статьям Захарчука я высказывал  похвалу в его адрес. Вместе с тем давал советы и критиковал. Взять, например, мой отклик на его  публикацию  "Советский Моцарт":    «Написано интересно, но уж очень растянуто, чрезмерно подробно,  устаёшь читать порой одно и то же... По существу это компиляция,  огромное полотно, сотканное из отдельных лоскутов фактического материала, взятого из различных источников. Надо отдать должное автору  -   он  за многие годы преуспел в этом деле, набил руку,  наловчился отыскивать, соединять,  обобщать, анализировать  факты. Как говорится, писатель пописывает, читатели почитывают.  Да ещё взахлёб  хвалят. Что ещё нужно?   Подобные огромные статьи наряду с  очень удачными  очерками о выдающихся людях  М. Захарчук  накапливает и потом  внедряет их в свои книги.  Что сказать?  Молодец!  Он ведь взял ориентир не на публикацию  газетных материалов-однодневок,  а,  как он однажды выразился,    "НА  ПОЛКУ",   то есть на издание сборников.  Успешно  делает и уже, безусловно,  сделал себе имя.  Только вот, досадно, ЗАБОЛЕЛ МИША  ЗВЁЗДНОЙ БОЛЕЗНЬЮ. Напрочь не желает признавать, пусть и скромные  пока,  творческие  успехи  коллег-журналистов».
         
         Как-то я отправил Захарчуку свою миниатюру «Уловка Кобзона» и получил  оценку:   «Прям мне делать нечего, кроме как тебя ублажать. При твоей непосредственности, тебе кажется, что твой кнштюк (? ? ?) чего-то представляет... Вот если бы ты написал большое полотно про Кобзона, тогда оно бы  пригодилось».
         
         Я ответил:  «Миша,  после твоих бестактных выпадов по отношению ко мне  хочу заявить:  мои миниатюры, новеллы и рассказы имеют  полное   право  на  существование.  На основе их  можно ставить   даже небольшие пьесы,  снимать  малометражные  кинофильмы.    А вот  твои публицистические  "полотна"  вряд  ли   для   этого   сгодятся.   Вот   и задумайся:  что в творчестве дороже и достойнее?   На книжных полках явно  не  достаёт твоих  произведений  малого формата  (малых жанров).  В них  своеобразный смак».   
         
         Мой  комментарий  к  статье М. Захарчука «БОСАЯ  ДУША»   (О Владимире Высоцком):   
         
         «В стремлении  рассказать читателям некоторые неизвестные факты о  Владимире Высоцком автор статьи  М. Захарчук дошёл до крайностей. Представил нам его отца  полковника в отставке войск ПВО Семёна Владимировича Высоцкого изощрённым матерщиником. Что в этом хорошего?  Мне лично известно, что Михаил Захарчук не прочь иной раз сам употребить крепкое словцо. Догадываюсь, что многое из того, что якобы сказал ему отец Владимира Высоцкого, - плод неуёмной фантазии. Тут  он явно переборщил, печатая  утомительные абзацы словесного мусора (что ни строка, то мат ).  Признайся, Михаил Александрович, ты хотел соригинальничать, удивить этим читателей?  ОШИБАЕШЬСЯ!  Не работают ругательства  ни  на твой авторитет, ни, тем более, на авторитет Владимира Высоцкого. Поэтому,  пожалуйста, отредактируй  и  убери из статьи  не нормативную лексику. Не допусти пошлость в коллекцию своих произведений.   Лучше  короче,  меньше,  да  лучше».

         Думаете, он прислушался к совету?  Где там. . .   
         
         Очередное  моё  письмо  Захарчуку: 
          
         «МИША,  ты продолжаешь вести себя бестактно и высокомерно. Уже одно то, что ты  отстраняешь  от разговора звонившего тебе человека, не дав ему договорить...  Как ты можешь?  Теперь насчёт включения мозгов.  Жаргонную эту твою  фразу  считаю оскорбительной и никогда сам её не употребляю.  Когда публикуешь материалы,  ты тоже "включай свои мозги" и  проверяй грамматику и пунктуацию. Стилистику - тоже. Не раз находил у тебя  ошибки,  пусть и не многочисленные.  Все подобные случаи  не  упомнишь. 
         
         Скажем,  в статье "Всем смертям назло" (к 70-летию  "Жди меня" К. Симонова)  ты  написал:     " ...Прошу прощения у дорогих моих читателей за столь резкий поворот в означенной теме, но если они наберутся терпения, поймут, чем это вызвано. Так вот  осенью 1979 года  газета «Известия» опубликовала на своих страницах материал с фотографией «Константин Симонов: «Война была огромная, всенародная».
         
         ЗАЧЕМ   ТЫ, МИША,  ВРЁШЬ? Подгоняешь свой материал под эксклюзив?  Данная  публикация генерала Ф. Степанова появилась в "ИЗВЕСТИЯХ"    8 мая  1986 года. У меня имеется вырезка  с этой  публикацией.  ***А как понимать следующий твой ляп:  ". .. генерал тов. Степанов сам лично никаких записей не вёл -  этим  занимались  мы вдвоём  с однокашником Виктором  Андрусовым."  Знаешь, Миша, это похоже на слова мухи, сидящей на лошади с прицепленным к ней плугом:  "Мы  пахали...".   А ведь в первичном варианте   статьи, присланной мне тобой в Ригу, у тебя ещё была совесть, чтобы  написать:  «...тов. Степанов сам лично никаких магнитофонных записей не вёл – этим  занимался  мой товарищ  В.  Андрусов».    
               
         1 декабря 2015 года  в Одноклассниках я опубликовал открытое письмо:
          
         «ТЕБЕ  НЕ  СТЫДНО,  МОЙ  ОДНОКУРСНИК,  МИХАИЛ  ЗАХАРЧУК?!   
         
         К 100-летию со дня рождения К. Симонова (28 ноября 2015 года) офицер-журналист Михаил Захарчук опубликовал статью «Главный военный писатель СССР» в интернет-газетах «Российский героический календарь», "Столетии" (под новым заголовком "Правда Константина Симонова" - читайте по

         Возможно, статья появится и в других изданиях, наверняка, и  в книге автора. Первая часть статьи - компиляция чужих исследований и сведений. Вторая часть статьи построена в виде вымышленного им интервью, названного "Из того разговора с Константином Симоновым", в котором он как бы сознательно опускает вопросы из-за недостатка места. И по существу публикует расшифровку сделанной мной звукозаписи  речи  писателя.   Вот  плут!
         
         В статье Захарчук хитро обошёл тот факт, что выступление писателя К. Симонова было основано на заранее подготовленных, коллективных вопросах слушателей редакторского отделения академии, что эта речь была записана только мной на магнитофонную плёнку. Захарчук лживо утверждает, что якобы он специально нанял трёх девушек-стенографисток, чтобы они помогли записать выступление писателя и отпечатать материал. На самом же деле он воспользовался  звукозаписью речи Симонова, подаренной ему мной в сентябре 1989 года в Риге, куда он намеренно приезжал ко мне и клялся, что никогда не нарушит моего авторского права. ОДНАКО НАРУШИЛ! КАК ЭТО НЕ КРАСИТ МИХАИЛА ЗАХАРЧУКА, ЖУРНАЛИСТА, ПРЕТЕНДУЮЩЕГО  НА  ТИТУЛ  ПИСАТЕЛЯ!»
         
         Теперь о том, какое мнение о Захарчуке имеют  коллеги-газетчики.
         
         14 ноября 2015 года флотский журналист Сергей  Турченко, главный редактор «Российского героического календаря», опубликовал рецензию на книгу Михаила Захарчука «Через Великий Миллениум, или 20 лет на изломе тысячелетий. Дневник очевидца».  Обратите внимание: какой длинный и  заумный заголовок!  От него,  согласитесь,  веет манией величия автора.   Ну что поделаешь, если ему захотелось показать свою крутость?  Но  давайте вникнем в   содержание этого «незаурядного события в  литературной  жизни  современной  России» (так сказано в первых строках рецензии). Оказывается, кроме громкой заявки автора, его расплывчатых рассуждений в преамбуле о жизни на изломе тысячелетий, в книге нет ничего оригинального. Она явно  не заслуживает того, чтобы её считали уникальной.  Ведь состоит в основном из уже опубликованных ранее компилированных  статей  о  знаменитых   людях (артистах, писателях, музыкантах, художниках).
         
         Капитан 1-го ранга в отставке Сергей Турченко не только воздал похвалу Захарчуку, но также  указал на  изъяны его творчества.  Цитирую:
       
         «Читатель найдет в книге и любопытные перлы «бытовой философии», например:
          «Наши жёны даны нам за наши прошлые прегрешения. Так Бог уравновешивает всё на свете, включая семейную жизнь. Плюс ко всему – каждый муж достоин той жены, с которой он живёт. А иначе бы искал другую, как наш общий знакомец Юра Беличенко. Уже три супруги сменил. Не понимая того, что все женщины одинаковы. Только имена у них различные... Во всяком случае, я не допущу, чтобы дочки мои остались безотцовщиной только лишь потому, что их мать не даёт себе труда оценить, какой ей замечательный супруг достался».
         
          Книга густо пересыпана политическими и иными анекдотами описываемых времен. Но... и  черным юмором, граничащим нередко с кощунством. На мой взгляд, не красят книгу излишне откровенные подробности из взаимоотношений с женщинами, при этом с указыванием их настоящих фамилий. И уж совсем ни к чему разбросанные по тексту матерные словечки, которые употребляют герои. Бытует мнение, что это придаёт произведению  колорит документальности, так, мол, бывает в жизни. Думаю, что это просто лингвистическое хулиганство, граничащее с неприличием. В жизни бывают и унитазы, так что же описывать в красках их содержимое?»

                *    *    *    *    *    *    *
         После опубликования мной вышеизложенных строк в интернете завязалась полемика. Воспроизвожу ниже отклик на мою  публикацию опытного редактора,  поэтессы  Татьяны  Моториной  (Семёновой):

         
         «Дорогой Виктор! Я прочла  твою  статью -  внутри у меня всё клокочет и бурлит! Прежде всего, спасибо огромное за гражданскую позицию, за неравнодушное отношение к безобразному поведению и не менее безобразному творчеству этого кадра!  ... Тебе ли,  офицеру, журналисту, бояться сказать правду  лицемеру,  приспособленцу,  который превратился в  хама?!  Ты не можешь знать о том, что я тебя немного опередила, высказав свое отношение к творчеству Захарчука (а судить имею право,  так как  являюсь  редактором  с большим опытом). В  результате  нажила себе  врага,   и была послана им ... (не стану уточнять куда).
         
         Случай с  актрисой  Малого театра Еленой  Гоголевой  едва не стоил этому «фрукту»  карьеры.  Хорошо помню, сколько шума наделало упомянутое тобой  интервью Захарчука. В то далекое время мы обитали в общежитии слушателей академии на улице Пироговской, в "конюшне", построенной  для комиссаров на средства Горького.  Совместное проживание в крошечных комнатушках, расположенных  по обе стороны длинного и мрачного коридора,  многому научило меня.  Здесь  познакомилась с Михаилом Захарчуком, однокурсником моего мужа по журфаку Львовского ВВПУ.  Из  нашей  комнаты в 9 квадратных метров  он не вылезал и вёл себя бестактно. 
         
         Однако, спустя десятки лет,  когда мы встретились в Интернете, я обрадовалась ему.  Он похвастался, что вышла в свет его  книга "Встречная полоса". Её он продавал по почте.   Просила его выделить экземпляр по старой дружбе.  Нет, не выделил, а  стал выборочно пересылать по электронной почте   отдельные страницы.    Я читала,  и было такое ощущение, что окунаюсь в какой-то сюрреализм. Столько неправды.  Конечно, в большинстве своем люди, которых он якобы встречал в своей жизни, реальные,  но зачастую уже умершие… Они ведь не смогут опровергнуть его россказней, пламенной публицистики, рассчитанной на  простаков.  С  кем он только  не пил на брудершафт!  Помню, высказала ему свое мнение о множестве  грамматических и стилистических ошибок, украинизмов,   матерных слов  и  слишком часто употребляемого  "Я".  Он тогда сдержался, не послал меня по матушке... Потому что был гостем в «Моём блоге», восторгался моими стихами…
         
         Чисто из профессионального любопытства я нередко читала  его опусы в интернет-издании "Столетие", оставляла там объективные, с  замечаниями комментарии. Но чья-то  интернетовская   рука  их  вытирала... А скандал, который нас развел, начался с самоубийства одного из  актеров... В своем блоге я выразила горечь по поводу его поступка и вспомнила, как он однажды помог мне с маленьким сыном  добраться из аэропорта на морской вокзал в Мурманске, когда меня никто не встретил, а вещей было много. Михаил Александрович позволил себе (а он себе всё позволяет) в «Моём блоге»   оскорбить  память артиста,  обозвать  его  жидом… 
         
         Я не стала отвечать на этот выпад,  а  прервала с ним переписку. Он долго «бомбил»  меня письмами, взывал к совести, критиковал моего бывшего мужа Володю Верховода (с которым мы, кстати, сохранили самые добрые отношения).  А потом, я уже точно не помню в связи с чем, но думаю с Днем печати, я прочла его опус  о журналистах.  Написал он  о себе любимом, как о светиле, бывшем запанибрата и с маршалами,  и с актрисами, и с художниками, и с композиторами, и  с певцами . . . Я ему  посоветовала, что  неплохо бы вспомнить  о военных журналистах, которые составили цвет профессии.  Привела в пример Валеру  Глезденёва, журналиста, погибшего в Афганистане в  подбитом вертолёте. После чего и была послана Захарчуком  на  . . .   Следует заметить, что такому кадру, как он,  запросто хлестануть по лицу загаженной плетью, не взирая ни на что. Офицер, который просидел  много лет  в пределах Садового кольца, вряд ли знает о том, что такое есть служить в отдалённых краях…

         …Прошли годы, ушла в Лету страна, которая выучила таких вот захарчуков,  дала  им  сытую жизнь. Много чего поменялось в очень не лучшую сторону в  журналистике. Пришло время  бахвалов  и  выскочек,  компиляторов  и  откровенных  сказочников…      
         
         БЛАГОДАРНА  ВИКТОРУ АНДРУСОВУ  ЗА  ЕГО  ЧЕСТНУЮ  ПОЗИЦИЮ.
         
         Виктор! Видишь, как сильно зацепило меня твое сообщение?!!  Во мне не личная обида кипит, а обида за тех наших ребят, которые погибали от бандитских  пуль в Афгане, а  вернувшиеся живыми  мучились  в  безвестности  из-за  равнодушия  чиновников   -   потому   что у них не было блата, мохнатых лап. Они не  сумели пробиться к рампе,  чтобы лизнуть  ручку  прима-балерине  Майе  Плисецкой,  как  это делал Захарчук…
       
          Виктор, благодарна тебе за то, что ты взял на себя такую ответственность  - умыть этого ухаря. Самодовольный, он совсем потерял чувство меры. Больше года бомбил меня ссылками на свои "произведения" в "Столетии". Я читала не все, но от того, что прочитала, меня  тошнило. Остается в душе и обида,  что  Захарчук оскверняет память действительно заслуженных и даже великих людей».

 
         В числе коллег, откликнувшихся на данную публикацию, Владимир  Каушанский, мой однокурсник по журфаку ЛВВПУ, бывший специальный корреспондент газеты "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА", полковник в отставке. Он прислал короткое письмо:    

         "Витя, привет! Внимательно прочитал твою статью  и с грустью  вспомнил эпизоды моей совместной работы с Захарчуком в разные годы. Он ведь после училища пришел в мой отдел комсомольской жизни окружной газеты "На страже" Бакинского округа ПВО.   По  сути  я  был его первым начальником отдела, если не считать его краткое пребывание в отделе авиации, где Михаил насмерть переругался и поссорился с  начальником.  Мне,  конечно,  есть что звонкого  добавить к твоим аргументам.  Но, знаешь, не хочу. В своих  потугах сыграть роль успешного журналиста Захарчук  просто смешон. Знаком с его книжными опусами, которые на поверку оказались ненужным хламом для  всех, кроме его самого. Чем он сейчас занимается, не знаю да и знать  не хочу.  Бог  ему  судья!"
          
         Вслед за этим письмом поступил отклик полковника в отставке Бориса Анушкевича, в прошлом редактора журнала "СПОРТИВНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ"  - органа печати армий стран Варшавского Договора. Мой однокурсник пишет следующее: 
         
         "Привет, Викандр! Помню те времена, когда ты размещал ссылки на сайтах на опусы Миши Захарчука, прямо-таки заставляя прочитать их.   Я отреагировал на некоторые твои призывы, касающиеся воспоминаний Миши о встречах с известными деятелями культуры. Он действительно некоторое время  мелькал в театрально-киношных кругах, терся в среде столичной богемы, неплохо знал тех ее представителей, с кем встречался. Безусловно, Миша  хорошо знаком с этой тематикой. Но его статьи и эссе мне читать неприятно: они перегружены однообразными фактами,  статичны, написаны полумертвым языком. И больше всего претит то, как Миша преподносит свои встречи, беседы, интервью с этими людьми: себялюбие выпирает почти в каждом материале.
         
         Мне вспомнилось мнение нашей учительницы на журфаке ЛВВПУ Андросовой о книге Анатолия Мариенгофа "Роман без вранья", который после  этого я  быстренько прочитал. Друг Есенина Мариенгоф с достаточно откровенным самолюбованием описывает свою жизнь  рядом с гениальным поэтом, создавая впечатление, что многие талантливые стихи в годы их дружбы написаны благодаря его рекомендациям и замечаниям. В описаниях кабацких загулов поэта чувствуется насмешка друга: вот  какой на самом деле этот человек, стихами которого вы восхищаетесь... Миша преподносит себя немножко по-другому: он кичится тем, что со многими знаменитостями на короткой ноге, ими уважаем и  любим...  Кирилл Лавров приглашает его на торжество по случаю вручения Ленинской премии и усаживает рядом с Алексеем Баталовым... Лановой рад видеть его в своем доме, Пахмутова рассыпается в благодарностях и комплиментах Мише за статью о её творчестве...  Если Захарчук в командировке, то непременно в обкомовской гостинице...
         
         Ну а использование  твоей, Виктор,  магнитофонной записи выступления Симонова без соответствующей ссылки на это - свинство. Подчеркивание  Захарчуком значимости собственной персоны почти в каждом материале мне не по душе  и потому я перестал читать его опусы. От чего ему, как и мне, ни жарко, ни холодно - мы вместе учились во Львове - и только!"
               
                *   *   *   *   *   
            
         Вот такой нелицеприятный разговор между коллегами возник сам по себе. Никто изначально не задавался целью развенчивать непорядочные приёмы творчества Михаила Захарчука. Вышло так, что он сам напросился на справедливые замечания пишущих товарищей, с которыми он когда-то вместе  учился,  сотрудничал,  пытался дружить. . .

         Не получается на этом поставить точку. Появились новые факты,  которые  побудили  меня  написать:
               
        ОТКРЫТОЕ   ПИСЬМО  ПАСКВИЛЯНТУ   ЗАХАРЧУКУ  Михаилу Александровичу, 
                который щеголяет подписью-аббревиатурой МАЗ
         
         МАЗ,  вот, оказывается, почему ты не продал и не подарил (хотя ведь обещал) мне свою  книжку с громким названием "Встречная полоса. Эпоха. Люди. Суждения".   Боялся разоблачения своего  вранья  обо  мне  и  жене  Тане?!       
         
         Шила  в мешке не утаишь. Твои измышления в главе "Москва... как много в этом звуке..."   наконец-то стали известны нам через много лет. Как же долго этот камень ты прятал за пазухой,  хитрил  и  лебезил,  называя   меня  «дружбаном».  
         
         Ради того, чтобы оправдать смысл своей  «встречной полосы», по которой ты якобы  дерзко продвигаешься, чтобы  наряду со знаменитостями  показать  букашек истории, ты, брехун,  выбрал  мою скромную, безобидную    семью.  Я  и  жена   восприняли  написанную  тобой  галиматью с удивлением и  смехом. Таня  назвала  твои пошлые, насыщенные матом произведения так:   " Это  чтиво  для  зэков  на параше".  Ты написал, что учился вместе с недоразвитыми,   даже психически больными офицерами-журналистами. Хочется спросить: тогда какой ты сам? Смешно  особенно  от этой твоей фразы : "Витю "поступила" в академию его жена Татьяна - толковая, рассудительная  баба. Приехала она в Москву загодя и нанялась секретаршей на заочный факультет с условием, что его начальник поможет мужу-недотёпе стать слушателем... А иначе, признавалась мне, я бы никогда не вырвалась из  проклятого  Забайкалья".  
         
         Как всё просто: приехала издалека жена офицера в  столицу страны,  устроилась  работать  в академию и т.д.   Ни слова правды!  И потом я служил и жил с семьёй не в Забайкалье,  а в Дальневосточном военном округе. Всё остальное  тоже выдумал ты  -   мастер наветов и поклёпов,  бессовестный человек. Поэтому   мерзко,  непристойно  описал ты портреты   преподавателей, однокурсников, сотрудников редакций.   УВЕРЕН:  СУДЬБА  НЕПРЕМЕННО НАКАЖЕТ  ТЕБЯ !   Первое возмездие уж настигло:  Москва, которую ты обожал и в которой  жил вольготно, выбросила тебя за борт.  Писарь волостной теперь ты в глухой деревне Владимирской губернии. Всевышний приготовил новые наказания и никогда не простит тебе  гадостей,   многих  грехов  твоих. . .

                НЕКОТОРЫЕ  ОТКЛИКИ  ЧИТАТЕЛЕЙ
                НА  ОТКРЫТОЕ   ПИСЬМО  Виктора  Андрусова
                пасквилянту  Михаилу Захарчуку         
      
         Ирина Короткова, корреспондентка (Приморский край):
         
         Читала и поражалась тому, как ведет себя  офицер. Как напрочь забыты им все моральные устои. Как мужчина превратился в рыночную бабу, которая от скуки или для того, чтобы возвысится над соседками, привирает, выпячивает себя,  приписывает себе достижения. Вот Захарчук и превратился в такую торговку. Хорошо, что  Вы, Виктор,  рассказали о нём, непорядочном. Ведь многие не знали о хамском отношении его к товарищам и дружили с ним.   Предупредить  людей было необходимо. Думаю, что после этого круг общения Захарчука сузится, если не сойдет на нет. Разве что останутся рядом с ним  нечистоплотные.  Мерзко . . .
   
         Татьяна Моторина, опытный редактор, поэтесса  (Владивосток):
         
         Виктор Андрусов оказался единственным, кто ПУБЛИЧНО высказался по поводу творчества Михаила Захарчука. А высказаться надо всем. Ведь этот,  с  позволения сказать, «писатель»   продолжает  кропать  свои опусы в самые разные издания и давно оккупировал своими небылицами просторы Всемирной сети, уже и до Израиля добрался... Но мы сейчас говорим о "Встречной полосе...» Гадкая книжица, скажу я вам, господа офицеры. Захарчук - не первооткрыватель жанра. О друзьях-товарищах, о воинском братстве писали многие авторы, при этом допускали и разного рода подколки в отношении разных недостатков, черт характера и даже физических недостатков, но делали это  по-доброму, деликатно, с хорошим юмором.
         В книге "Встречная полоса…"  -  непозволительно-оскорбительный  тон,  характеристики  своим друзьям-однокашникам едкие и порой убийственные. Она  не имеет ни исторической, ни художественной ценности, хотя, казалось бы, в ней рассказывается в основном о знаменитостях. Правильно подмечено В. Андрусовым: рядом с этими светилами курсанты ЛВВПУ, слушатели ВПА, описанные Захарчуком,  кажутся букашками, бесполезными,  никчемными людьми. Ведь если бы  Захарчук предполагал получить жесткий отпор, он не решился  писать такую беспросветную чушь  о  своих  товарищах,  однокурсниках.
         Я пишу не как человек со стороны. Не обижайтесь, господа, что встреваю в мужские дела. Но и обо мне есть строчки в захарчукской эпопее... Конечно,  они  помягче,  но  все  же,  унизительные.
         То, что книга безграмотна, обсуждать не будем: каков сам автор, такова  и книга... Обошлось издание, если верить Захарчуку (он сам мне об этом писал), в 17,5 тысяч  долларов! Кто  щедро  спонсировал его? Или на полковничью пенсию он издал свой труд?  И еще один вопрос меня мучает: читал  ли  покойный начальник редакторского отделения ПВА А. Утыльев эту "лабуду"? Думаю, нет. Иначе не смолчал бы, ведь он был глубоко порядочным, интеллигентным человеком, который бы ни за что не принял даже сам тон захарчукского словоблудия. Вспомните:  Утыльев спас Михаила  от  позора  после  истории с артисткой Еленой Гоголевой...
         Жизнь не научила Захарчука. Его известные сказки про дружбу с великими не могут не раздражать: столько в них лжи, панибратства, а фактически осквернения памяти ушедших... О живых-то он не пишет. А мертвые тоже, как сказал Андрусов, безобидны... Примечательно, что многие из героев эпопеи "Встречная полоса…" и не знают о том, что человек,  считавшийся их товарищем, так подло их унизил. Некоторые до сих пор числятся в друзьях у Захарчука.  Можно, конечно, собраться всем миром и учинить иск писаке за поруганные честь и достоинство. Нынче выплачивают хорошие деньги (сложилась судебная практика). Можно набить ему морду.  А лучше всего написать открытое письмо в средства массовой информации (и в электронные в первую очередь), чтобы аккуратнее были редакторы с «блистательным  мемуаристом»  в полковничьих погонах, который не имеет ни чести,  ни совести.  За свою долгую жизнь и журналистскую судьбу повидала я немало подобных  захарчуков и старалась  "приземлить" их,   когда сильно зарывались...
         
         Владимир  Борисов, флотский журналист (Москва): 
         
         Виктор Алексеевич, неужели  так  можно было поступить? В голове не укладывается, как  вообще  Захарчук  мог  взяться  за перо  и  писать  подобные  грязные  строчки о  своих однокурсниках, друзьях,  сослуживцах?  Вы знаете,  если бы  довелось  подобное узнать   от  другого человека, скорее всего, не поверил  в  такую  чудовищную  подлость,  но  Вы для меня  больше, чем старший  товарищ и собрат по  перу. Без преувеличения скажу:  Вы  - эталон для подражания. Прочитав  подмётные измышления Захарчука, уверен, любой, даже посторонний человек от нашего ремесла, с брезгливостью и отвращением выбросит  на помойку  его "произведение века".   Меня  интересует: на какого  читателя  рассчитан  данный фолиант и  какую цель преследовал  автор?  К нам его грязь не пристанет. Крепко жму Вашу руку!

         Любовь  Березовская,  супруга журналиста (Москва):
         
         Уважаемый, Виктор!  Я в ужасе, в шоке. . . Может ли  так  поступать военный  журналист, выпускник  нашего родного  ЛВВПУ ? Как он раньше не сломал себе  шею с  подобными «закидонами"?  И вообще у него  всё ли  в порядке  с головой?  Может быть, у МАЗА (М. А. Захарчука)   приключилась  старческая деменция, тогда его "фокусы"  как-то можно  объяснить, но  простить  за  подлость  -  никогда!    Виктор, не принимайте  всю  эту  галиматью  близко  к сердцу. . .  Мои  муж и брат  -  выпускники  ЛВВПУ, и я  не понаслышке , много  знаю о  Вас  как о профессионале , мастере пера, достойном офицере и  как  очень хорошем  человеке. . .
         
         Омар Хайям говорил: «Измажут человека  в грязи, больно, обидно,  но наступит  утро, взойдёт  солнце, грязь высохнет и отвалится,  человек   станет чистым».  Впрочем, к Вам это не относится, так как Вы -  чисты, и не удастся  кому-либо  Вас   очернить.    Ваш бывший товарищ  Захарчук наконец показал  какой он на самом деле, иначе  Вы по-прежнему  продолжали  бы относиться к нему  с  теплотой   -  так, как вы обычно с любовью  относитесь ко многим  своим друзьям. Не  переживайте,  вместо  подлого  Захарчука,  у Вас  появится немало  достойных и порядочных  друзей, которые Вас не  опорочат и не продадут!