Рецензия на спектакль chaika. live

Игорь Тазеев
"CHAIKA. LIVE" (Модельтеатр)

"Мы летим на небеса."

Моё очередное знакомство с творчеством Домашнего театра в доме Щепкина (Модельтеатра) оказалось не столь позитивным, как первое, но, однозначно, не менее ярким.
Купившись на слоган "полёт Чайки Ричарда Баха" (одно упоминание имени Джонатана Ливингстона покупает меня с потрохами, признаюсь) и интригующее обещание симбиоза произведений Баха, Чехова (угадайте, какого?) и Островского (опаньки!) в формате театрализованного концерта, я, конечно же, никак не мог пропустить такого фееричного зрелища.
Сразу предупрежу - рецензия - плод исключительно отсутствия возможности покинуть зрительный зал после начала представления. Что ж, пришлось "отмотать срок" - получите моё мнение. Да, я хожу в театр не исключительно для развлечения. Я иду туда, чтобы насладиться искусством (в том числе - его новыми и неожиданными формами), проникнуться режиссёрскими находками и посылами, впитать и узнать что-то о себе и для себя, проникнуться духом театра. И впервые - полное фиаско.
Во-первых, идея. Если это концерт - то зачем игровые вставки? Если это спектакль, то почему песни вообще никак не согласуются с происходящим на сцене действом и никак не обыгрываются. И, главное - что хотел донести Анатолий Владимирович Ледуховский своей "Чайкой-лайв"? Идея, посыл? У каждого произведения должна быть своя идея, смысл. Если режиссёр ставит спектакль, то, вероятно, он хочет зрителю что-то сказать. Что конкретно хотел сказать режиссёр данным творением? Что должен был понять его зритель?
Но, обо всё по порядку.
Начало - интригует и действительно предвещает что-то захватывающее - оригинальная встреча зрителей, восхитительная находка с билетами и мини-представлением в фойе, а также ярким приглашением к просмотру. Шикарное и очень необычное вступление в потрясающем исполнении Олеси Моздир (находка с русским акцентом - блистательна! Единственное, чтение "по бумажке", конечно, производило не самое лучшее впечатление). Дальше - больше. Песни, каверы, что-то авторское, местами живая музыка, игровые вставки, забавные отвлечения. И первые полчаса это даже интересно. Симбиоз спектакля и концерта.
Заметны отличная игра с пространством сцены, грамотная постановка света и очень удачное его использование, удивляют и интригуют различные режиссёрские находки и решения (да, похоже, это, всё-таки, спектакль), поражает пластика актрис.
Более того, такого необычного воплощения Джонатана Ливингстона и его стаи мне ещё ни разу не приходилось видеть. Да ещё и в тесном переплетении с "Чайкой" Чеховской вкупе с "Грозой" Островского и текстами популярных песен (согласен, мягко говоря - перебор).
А потом... ничего не происходит. И начинаешь понимать, что попал действительно тупо на концерт. Три женщины поют пронзительный блюз до боли одинаковыми голосами на громкости, от которой лопаются барабанные перепонки, при этом - в песнях нет вообще никакого разнообразия и динамики, игровые вставки, изредка разбавляющие эти завывания, никак друг с другом особо практически не связаны, а следить за тем, у чего в принципе отсутствует сюжет - удовольствие, прямо скажем, сомнительное. При том, отсутствие баланса звука откровенно раздражает и приносит немало неприятных ощущений.
Песни никак не обыгрываются на сцене, хотя действительно было куда. Но - нет, они просто поются одна за одной невыносимо одинаково и заунывно. Певицы стоят и поют в темноте. А на сцене ничегошеньки не происходит. Настолько ничего, что начинаешь откровенно скучать и смотреть по сторонам, ибо на сцене смотреть абсолютно не на что. Начинаешь думать о смысле жизни и том, сколько ещё минут вечера безвозвратно канут в Лету. О близких, родных, друзьях, которых ты бросил сегодня, чтобы испытать сомнительное удовольствие в Модельтеатре. О скоротечности жизни. Да хоть о чём-нибудь, чтобы заполнить эту невыносимую пустоту, что образовывается во время исполнения очередной надрывной композиции от блюзового трио. При полнейшем отсутствии разнообразия не только в репертуаре, но и, хотя бы, голосах или пластике.
И что обидно - изначально идея-то какая-то есть. Есть задумка, есть интрига, есть юмор. А в итоге - нет ничего. Никак не связанные с музыкальными номерами и между собой игровые отступления, какой-то невразумительный и бессмысленный микс из текстов классических произведений и не особо классических песен, откровенно затянутый хронометраж представления, когда ждёшь не дождёшься занавеса. И, главное - никакого смысла, никакой законченности. Причём, весь спектакль как-то пытались обыгрывать полёт на авиалайнере, и это даже здорово получалось - я практически проникся атмосферой полёта, если это было бы к чему-то привязано и имело смысл. Но что мы получаем в финале? Ни-че-го! Про полёт дружно забыли, и тема втихую слилась. Ни успешного приземления, ни, в конце концов, страшной авиакатастрофы, хотя бы. Просто про пассажиров забыли. Неожиданный ход, согласен.
А ведь так обидно! Потому что я с искренним нетерпением ждал, когда, наконец, трио уйдёт со сцены и появится прекрасная Олеся Моздир, чтобы разбавить это унылое действие своей улыбкой, весёлыми комментариями и сценками. Причём, она действительно играет - мимика, пластика, подача героини - идеальный образ и чувство зрителя, сцены, героини. Даже откровенно бессмысленный и скучнейший текст звучал, благодаря её игре, интересно, весело и увлекательно. Но, увы, даже превосходная и талантливая актриса не вытащит на себе то, что рождено мёртвым.
И как не помогала ей в этом нелёгком деле Елена Ворончихина своим простоватым образом "мировой тётки", настроение с каждой минутой всё больше и больше скатывалось в сторону полнейшей апатии и депрессии.
Из певиц же я бы отметил только Марию Галкину и Марию Сергу - да, чувствуется поставленные голоса и музыкальный талант. Чего я бы не сказал о Юлии Богданович. Единственное, что она действительно может - это взять и тянуть одну ноту. Или играть. Но не петь. Что же касается Марии Середы, то, честно говоря, я вообще не понял, что и зачем она делала на сцене. У девушки нет вообще никаких актёрских данных - она не умеет двигаться по сцене, не чувствует пространства и коллег, не владеет пластикой, голосом и мимикой. Ощущение, что просто понадобился случайный человек на случайную роль. Я так и не понял, что, вообще, это было.
Словом, хотите Чехова - идите в StrelerTheatre на "Солипсизм", хотите Баха - идите в Московский Молодежный Театр под руководством Спесивцева, хотите послушать каверы - идите... да хоть в "Британскую королеву". А хотите очень удивиться, попав на женский капустник для тех, кому за 40 (или полюбоваться блистательной Олесей Моздир) - приходите на "CHAIKA. LIVE" в Модельтеатр. А лучше - найдите себе занятие пополезнее. Убитый вечер.