Последнее путешествие

Наталья Шалапанова
Ночь скатывалась на деревню. Постепенно и медленно занимала свое место после светлого дня. Только окошки трех домов светились в темноте, да полная луна висела в небе. «Ну вот блюдечко в небе опять, ни разбить, ни покатить», вспомнились слова матушки деду Василию. Он любил смотреть на круглую низкую луну. Глаза его лучше видели в темноте. Желтое лунное свечение было неизменным в черном небе. Это успокаивало и казалось, что сердце и не болит.

***

Дед Василий, 83 лет от роду, давно отгоревал по деревне. Когда-то это было шумное место с кучей ребятишек, с работящими людьми, которые занимались добычей леса. А теперь от большой деревни осталось три домика со стариками. Молодежь и семьи с детьми давно перебрались в город. Потом и их старые родители уехали следом.

Дети Василия уехали в город по учебе, да там и остались. Дед наотрез отказался переезжать в город. «Здесь родился, тута и помру. Схороните меня рядом с женой моей Алевтиной», - любил повторять Василий своему внуку Дмитрию. Дмитрий часто навещал деда в деревне. «Джип, дед, везде пройдет», - всегда говорил Дмитрий, когда навещал деда. Привозил продукты, лекарства, газеты. Дед продукты убирал и ворчал по-доброму: «Зачем газет навез? Не вижу я енти мелкие букавки. Я ж телевизер смотрю!» Дмитрий только усмехался в ответ. Когда он месяц назад привез деду новый телевизор с огромным экраном и антенну-тарелку в придачу, дед долго ворчал, называл телевизор «басурманщиной». Дима молча установил антенну, поставил перед любимым креслом деда телевизор, включил, пощелкал каналы. Дед и не посмотрел в сторону телевизора. А теперь все разговоры были только о «путьшестфиях» – так называл дед передачи по каналу Дискавери.

Началось всё с кота Феодосия – вредного и шкодливого. Пульт лежал на тумбочке рядом с телевизором. Кот и улегся на пульт. Котовья лапка пришлась как раз на кнопку включения телевизора. Дед в это время возился у плиты, соображал себе дедовский обед – щи да вареную картоху и обязательную рюмочку, а то и две, домашней наливочки, которую сам делал из лесных ягод и называл «лекарством от нервов». Наливая «лекарство» в пузатую рюмку, дед вдруг услышал отчетливый шелестящий шум моря. Доносился шум из комнаты. Дед выпил лекарство и отправился в комнату, проверить, откуда шел шум. Какого же было его удивление, когда он увидел в своей комнате кусок изумрудной воды и синего неба в светящемся прямоугольном пятне. И тут из морской воды показалась спина кита огромная и мощная. Дед, как завороженный смотрел на это, забыв об обеде. Голос за кадром рассказывал: «Синий кит, он же голубой кит и блювал – самое крупное животное из когда-либо существовавших на Земле. Вес этого исполина равен весу почти сорока слонов, а его фонтан взлетает на высоту девяти метров. Синие киты  - вечные странники. Они не образуют большие стада, обычно держатся поодиночке или небольшими группами. Летом они кормятся в холодных, богатых планктоном морях Северного  и Южного полушарий (за исключением Северного Ледовитого океана), а зимой мигрируют в умеренные и теплые воды для размножения. В водах России  синие киты  встречаются в Беринговом и Чукотском морях»*.
 Кот, мурлыкнув, спрыгнул на пол, потерся об ноги деда, и гордо пошел из комнаты по своим котовьим делам – эка невидаль кит!
Вечером дед попутешествовал по старинным замкам Шотландии.
Ночью деду Василию снился бушующий океан, по которому плавал огромный кит с Эдинбургским замком на спине…

Утром дед по «вот ведь ж штуке» (сотовый телефон поразил деда в самое сердце: «Вот ведь басурмане, выдумали. Но хороша штука. Удобная».) вызвал внука Димку к себе: «Срочно жду, есть дело!»
К вечеру Дмитрий был уже у деда. Дед деловито протянул внуку пульт от телевизора, попросил научить его пользоваться «этим самым пультОм».

И началась у деда Василия жизнь полная неожиданностей, приключений, впечатлений, в общем, дед Василий стал Путешественником. Он покорил Эверест, побывал во льдах Антарктиды, плавал в Средиземном море вместе с дельфинами, любовался коралловыми рифами Красного моря, посетил замки Германии, Франции, Англии, жил в палатке на берегу Байкала, переплывал на яхте Черное море, изучал макак в джунглях Африки, любовался водопадами Абхазии, загорал на пляжах Хорватии и многое-многое другое. Удивлялся огромности мира и осознавал, что он, дед Василий – простой скромный дед – является частичкой этого бесконечного прекрасного мира, созданного природой и человеком.

Из своей родной деревни дед Василий выбирался только в Ленинград, когда ему было 8 лет. Совсем больного Васю отец вез в Ленинград к врачам, в больницу, название которой на листке в клеточку записал фельдшер, уважаемый всеми Алексей Иванович. В больнице врачи сказали потом, что если бы днем позже отец с сыном добрались до них, то выходить Васю уже бы не смогли. Сына отец сдал врачам, поцеловал в лоб, прошептал в самое ухо бредившего Васи: «Держись, сынок», и уехал обратно в деревню к мамке и младшим братьям Василия. Нужно было работать. Вася пробыл в больнице три месяца. Поправился, выходили его врачи. И настал день, когда отец приехал забирать Васю из больницы. Привез врачам ягод лесных – черники и морошки.
Именно обратную дорогу из Ленинграда в деревню и запомнил Василий. Шумный вокзал, поезда, небольшие станции. Все это очень понравилось мальчику, и мечтал он стать машинистом, чтобы объездить на поезде всю их огромную великую страну - СССР.
Но не судьба была. Убило отца на войне в 1942 году. И пришлось Василию после войны четырнадцатилетним парнишкой идти работать на лесоповал, добывать лес, кормить мамку и младших братьев.

***

Насмотревшись на луну, дед Василий вернулся в дом. Щемило сердце. «Завтра Димка приедет, попрошу отвезти меня в город к врачу…» - подумал Василий. Накапал себе капель сердечных, выпил. Хотел было включить телевизор, да передумал, решил пораньше лечь спать, чтобы завтра встать с солнышком и испечь к приезду внука пирог с капустой. Когда ложился в постель, кольнуло сердце. Кот Феодосий, мурлыкая, улегся рядом, ближе к сердцу деда. Дед закрыл глаза.

Внук обнаружил деда на следующий день вечером. Дед как будто спал, но Дима сразу понял, что дед помер… Кот Феодосий печально мяукал.

А в это время душа деда Василия совершала свое путешествие к тому месту, где ждала его жена Алевтина. Василий уже придумал, куда они полетят вместе – к Ниагарскому водопаду. Алевтина обязательно должна водопад увидеть!

* текст отсюда http://delovremja.ru/publ/34-1-0-947