Багровый пик Фильм 2015 Отзыв

Боцим Бюголев
Багровый пик
Crimson Peak

Режиссер: Гильермо дель Торо

Посмотрел "Багровый Пик". Фильм очень понравился.

Жанр по-английски, в том числе, как определяет сам режиссер: классический  Gothic romance, который у нас часто называют готическим хоррором, что, в общем, соответствует Gothic romance, так как элемент хоррора в этом жанре обязателен. Это упомянутый жанр в самом чистом виде, так как в фильме ярко отображены все основные его элементы. Однако, фильму тесно в рамках какого-то там жанра, это просто хорошее кино, по-классически честно отражающее жизнь.


Описание завязки фильма с избеганием спойлеров

Картер Кушинг носил бороду, украшенную сединой. Он был немного грузен, но производил впечатление человека волевого и энергичного, с которым шутки плохи. Он был выходцем из низов, но вскарабкался по ступенькам социальной иерархии.
Он был богат. Именно такие как он, засучив рукава, заложили фундамент великой Америки. Он сознавал это и был горд этим. Теперь у него был отличный дом в городе Буффало, штат Нью-Йорк, он регулярно посещал фешенебельный городской клуб.

Его взрослая дочь Эдит, в которой он души не чаял, мечтала о любви и писала рассказы, в которых присутствовали призраки. Почему? Возможно, повлияло яркое явление Эдит, в ее бытность еще девочкой, призрака матери, предостерегшего ее о неведомом багровом пике. Впрочем, призраки в ее рассказах были всего лишь метафорой.

Вот тут-то, с приездом из Старого Света, из Англии сэра Томаса Шарпа вместе с его родной – сестрой леди Люсиль, и проектом глинодобывающей машины, и берет начало эта невероятная история.

Сэр Томас Шарп представил мистеру Кушингу сотоварищи презентацию, во время которой горячо убеждал деловых людей инвестировать в свою перспективную машину. Деловито пыхтящую настольную модель он  продемонстрировал тут же перед всеми. Увы, мистер Кушинг не прельстился грандиозными перспективами, нарисованными сэром Томасом. Напротив, он, возможно, даже немного неделикатно послал его к чертям вместе с его машиной. Да, он отчитал баронета как мальчишку, дав Шарпу потрогать свои грубые трудовые руки, и сравнив их с белыми и нежными руками молодого белоручки. 

Презентация провалилась. Все дела между Кушингом и Шарпом вполне  были  бы кончены,  если бы не новое  неожиданное обстоятельство. Баронетом враз увлеклась дочь мистера Кушинга – Эдит. И как могла она не увлечься?  Он сразил ее своей утонченностью.  Напряженно-внимательный, серьезный, но романтичный взгляд его темных глаз казалось, проникал в самую ее душу. В его глазах таилась  загадка. И ведь была редкая взаимность, он тоже был увлечен ею!

На балу, на котором собрался весь свет весьма преуспевающего в начале 20-го века города, сэр Томас вложил в руку Эдит горящую свечу и закружил в вальсе. Да так, что свеча, к изумлению всех присутствующих, не погасла!  Во время танца  сердце Эдит было окончательно украдено баронетом.  Этому несомненно способстовал и волшебный аккомпанемент на рояле от леди Люсиль. После удивительного танца Эдит даже забыла о повторном, пугающем явлении незадолго до бала призрака матери, вновь кратко и убедительно посоветовавшего ей остерегаться багрового пика.

Тем временем, папаша Кушинг, который почему-то не испытывал симпатии к английскому выскочке, не без подстрекательства доктора Алана Макмайкла, давнего ухажера его дочери, уже ставшего мистеру Кушингу другом, подключил частного детектива, решив навести справки о Шарпах. Детектив не без труда раздобыл старую газету с одной крайне интересной заметкой. Содержание заметки заставило Кушинга в суровой и бескомпромиссной форме просить Шарпа более не приближаться к его дочери. Мистер Кушинг даже был готов расстаться с хорошей денежной суммой, лишь бы брат и сестра уехали назад в Англию. Да, он подкупил их, лишь бы они смотали удочки. Сделка была заключена, Томас и Люсиль срочно засобирались домой.

То, что случилось вскоре после этого, положило начало череде событий, навсегда перечеркнувших устоявшийся уют тихого мирка Эдит Кушинг.


Рассуждения о достоинствах фильма

Багровый пик... Я остался под большим впечатлением.
С самого начала понравился серьезный, основательный тон повествования, уделенное большое внимание костюмам, интерьерам. Вчера в интернете прочитал неодобрительную рецензию из одной уважаемой газеты, где Гильермо дель Торо назвали кем угодно – дизайнером, художником, иллюстратором, – но не постановщиком. Согласен, с тем, что три первые определения относятся к нему в полной мере, но не согласен, что он не постановщик! Постановщик, и еще какой!

Кстати, вспомнилась при просмотре выдающаяся, фантастически атмосферная компьютерная игра Бенуа Сокаля "Сибирь".  Подход Гильермо дель Торо к изобразительным средствам схож с таковым Бенуа Сокаля. В отдельных сценах, мне показалось, я уловил влияние игры "Сибирь" в фильме (но это может быть и совпадение): механический человечек-наперсточник напоминает творения Ганса Форальберга, также и дизайн машины перекликается с дизайном механизмов из игры, сцена с толпой людей в черном и в цилиндрах, перекликается со сценой во вступлении к игре. Томас Шарп (Том Хиддлстон), так или иначе –  изобретатель, как и Ганс Форальберг.

Вообще, это определенно из тех фильмов, когда чем больше экран, тем лучше. Очень крупное, яркое и сочное изображение способно только добавить фильму веса. В зале IMAX, где фильм посчастливилось посмотреть мне, эффект присутствия зашкаливал. Ранее убедился, что есть фильмы, которые размер экрана абсолютно не спасает, например "Терминатор: Генезис": смотри его хоть в IMAX, хоть в зале номер 5, хоть дома на компьютере –  все одно. Не могу объяснить, с чем это связано (думается, в данном примере с изначально низким, дешевым разрешением компьютерной графики (сэкономили), но как-то связано и с художественным качеством операторской работы).

Дизайн Allerdale Hall –  фамильного дома Шарпов –  заслуга режиссера, воплощение его готических фантазий. Узнал из интеренета, что дома в Англии такого нет, он почти целиком возведен на киностудии. Актер Том Хиддлстон в интервью восторгается домом. Старый, дышащий дом впечатляет и, разумеется, также является полноценным персонажем фильма. И какое внимание к мелочам, деталям, что создает уникальную атмосферу! Начиная с холла с дырявой крышей, затем ванная с удивительной ванной с примечательным краном, кухня, мастерская Томаса, каминная, комнаты, спальни, лифт, подвал.

Другое достоинство фильма –  крепко сбитый сюжет, который во многом детективный. Загадочное убийство, за которым, как постепенно проясняется, стоят тайны, от которых мурашки по коже. Кроме того, что клубок тайны распутывают герои, в фильме есть и свой скромный шерлок-холмс, благодаря которому многое прояснилось. Ретроспективный кадр в котором мы видим лицо убийцы, вместо его спины в начале – такой известный прием из детективов, прием "вот-как-оно-все-было" (например, в фильмах по произведениями Агаты Кристи). В сюжете все логично, все выстраивается постепенно в четкую и целостную картину того, как оно все было, каковы причинно-следственные связи в истории семьи Шарпов, семьи, которую наредкость метко изобличает пословица: every family has a skeleton in the cupboard. Каждая семья имеет скелет в шкафу. А семья Шарпов, мягко говоря, и не один.

Призраки. Явления призраков следует воспринимать как метафору. Кстати, на то, что воспринимать нужно так намекает и Эдит Кушинг (Миа Васиковска), в разговоре про свой роман с Томасом Шарпом. То есть, явления призраков –  это, скажем, голос интуиции, подсказки подсознания, предчувствия. Но дети (которые, согласно рейтингу "R" все же могут посмотреть этот фильм, хотя лишь в сопровождении родителей) воспримут все буквально и, очень надеюсь, избегут после просмотра проблем с энурезом.

Сравню еще фильм с другим замечательным фильмом Гильермо дель Торо "Лабиринт Фавна", который в свое время произвел на меня большое впечатление. Переплюнул ли себя режиссер в "Багровом Пике"? На мой взгляд, работы примерно на одном уровне. Разные креативные создания, включая пугающих, из "Лабиринта Фавна" –  тоже метафора, они – порождения фантазии героини, замечательно визуализированные, что для кино огромный плюс.
Но козырь "Лабиринта Фавна" – музыка. Кроме того, история та ближе к жизни. Фильм заставляет глубоко и искренне сопереживать Офелии, он способен вызывать душевный катарсис. В "Багровом пике" все не столь душевно, но больше внешнего лоска,  визуально-деликатесных находок, деталей, есть очень интересная детективная линия.

Есть еще кое-что касательно сходства. И тут, и там Гильермо дель Торо использует прием мощной встряски зрителя, этакой пощечины, после которой зритель, мирно жующий попкорн, откладывает его в сторону, наклоняется вперед, приоткрывает рот и с этого момента смотрит не отрываясь, широко открытыми глазами до самого конца. Режиссер убедительно дает зрителю понять, что все, шутки в сторону, безучастным остаться не выйдет, начинается Кино! В "Лабиринте Фавна" такой сценой была разборка сурового вояки с крестьянами.

Слоган фильма краток до талантливости: "Beware", что значит "Будь настороже". Слоган, разумеется, связан с моралью фильма.
Потому, основная мораль фильма: молодая женщина выходит замуж, но что знает она о скелетах в шкафах семьи ее избранника? Не придется ли  ей отдуваться за застарелые чужие грехи? Не придется ли ей взвалить на себя чужие проблемы, а то и проклятия?  Совет быть настороже тут весьма кстати.

Мне ярко вспомнился в связи с этим один случай, хотя и не связанный с замужеством. Не буду описывать где это случилось и о какой церкви речь, т.к. не стоит бросать тень на уважаемую деноминацию, она тут ни при чем. Я часто посещал собрания той церкви, и как-то был приглашен на крещение Юджина, который до того был бродягой. Хотя он и не был бездомным. Кроме того, Юджин имел пристрастие к алкоголю. Молодой, очень общительный священник по имени Бронсон возле контейнера с отбросами воспламенил в Юджине желание кардинально изменить свой образ жизни. После ряда душеспасительных бесед Юджин отрекся от прежней жизни, и через месяц был торжественно крещен. Следующий год Юджин исправно посещал церковные встречи. Священники и прихожане отмечали, что он здорово изменился к лучшему. Но старым друзьям, лишенным собутыльника, и родственникам Юджина, не нравились изменения в нем - он не раз об этом рассказывал, выступая в церкви. Они, возможно, скучали по привычному зрелищу его фигуры, роющейся в мусорном контейнере. Я знал, что с приобщением к учению церкви, с попытками начать следовать новому духовному учению (не только этой церкви, а любой) сопряжена нешуточная борьба добра и зла. Так я определил себе это, испытав однажды эту борьбу на себе. Сами представители церквей объясняют это, в широком смысле, действиями антагониста Всевышнего, который намерен удержать человека под своим влиянием. Борьба добра и зла проявляется в нежданных, неприятных обстоятельствах, событиях. Хотя я знал об этом, я не предупредил Юджина, мол, beware, будь настороже, будь особенно внимателен в каждом своем шаге, ибо сатана жаждет подставить тебе подножку. Парень был слишком наивен и беспечен. В общем, Юджин трагически погиб через год после крещения (в огне). Замужество сравнимо с вступлением в церковь: ведь нужно основательно приспосабливаться к духовной парадигме чужой семьи.  А у любой церкви есть скрытая неприглядная изнанка, связанная с той борьбой добра и зла, о которой я говорил. Девушки, если вы намереваетесь выйти замуж, ради всего святого, beware!

Об актерских работах.
Замечательно сыграла Джессика Честейн. Недавно она мне не понравилась в фильме "Интерстеллар", я в своем отзыве назвал ее замотанной. В "Марисанине" мне уже понравилось, как она сыграла.  А в этом фильме она свежа и играет отлично. Посмотрел интервью с ней на YouTube, где она говорит, что глубоко погружается, "заныривает" в характеры своих героинь. После этого фильма ей понадобился перерыв - так сильно на нее повлияла эта работа. Посмотрев, поймете, почему.
Том Хиддлстон отлично справился с ролью. Я запомнил этого актера после фильма "Тор", где он (хорошо) сыграл плута Локи.

Итак, на мой взгляд, получилось очень гармоничное со всех сторон кино, которое, в том числе, по некоторым личным причинам, навсегда останется со мной. Английская пословица  про семейные шкафы и что в них, мудра. Фильм о жизни, как она есть. Аплодирую Гильеромо Дель Торо за создание двухчасового киноудовольствия.