Творчество Михая Мункачи

Алина Алексеева-Маркезин
Мильтон диктует своим дочерям «Потерянный рай». Художник М. Мункачи, 1877-1878гг.

                Сегодня познакомимся с творчеством великого венгерского
живописца   МИХАЯ  МУНКАЧИ (1844-—1900).Он  художник  реалистического  направления, мастер  портретной,  жанровой  и  исторической живописи.

              Михай Мункачи фигура особая, неоднозначная и вместе с тем интересная, его называют самым знаменитым венгерским художником в мире. Для своих соотечественников Мункачи – великий мастер венгерского реализма и картин исторического жанра. Именно он оказал существенное влияние на формирование венгерскои; национальнои; школы.

        Вместе с тем Мункачи считается ярким и значительным представителем европейской живописи конца XIX века. Он был человеком довольно сложной судьбы, и это нашло отражение в его творчестве.

             События, происходившие в жизни художника во многом повлияли на манеру письма и выбор сюжетов. Несмотря на то, что Мункачи происходил из бедной провинциальной семьи, ему удалось добиться признания, не только в Европе, но и в Америке. Российским зрителям мастер известен не слишком хорошо, хотя в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина есть его работы.

            Родился будущий живописец 20 февраля 1844 года в семье выходцев из Баварии. Настоящая фамилия художника – Либ, Мункачи – это псевдоним по названию родного городка, он начал подписываться в им 1863 году.

       Он рано лишился родителей,в семилетнем возрасте Михая усыновил дядя.Он позволил племяннику брать уроки у местного преподавателя рисунка и живописи. Таким образом начался творческий путь юного художника.

        Затем Михай поехал в Будапешт и там заручился покровительством известного художника Антала Лигети и получил стипендию, позволившую учиться за границей. В 1865 году отправился в Вену, где в течение года учился в Академии художеств у Карла Раля.

              Потом ещё около года занимался в Мюнхене, ещё год в Дюссельдорфе. В этот период он побывал также в Париже, где познакомился с новейшими достижениями французской живописи. В качестве псевдонима художник выбрал название своего родного города.

            В 1869 году Мункачи написал картину «Камера смертника», которая была показана на Парижском салоне в 1870 году, получила золотую медаль и принесла автору известность. Вскоре Мункачи переселился в Париж и долгое время работал там.
     Женитьба и новый социальный статус повлияли на творчество мастера.Мункачи с супругой снимают роскошныи; особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.

О КАРТИНЕ

Мильтон диктует своим дочерям «Потерянный рай». Художник М. Мункачи, 1877-1878
(На иллюстрации)

        В композиции картины - два центра: сидящий в кресле сгорбленный Мильтон (слева) и старшая дочь за столом (справа), напряженно подавшаяся вперед, чтобы не пропустить ни одного слова.
        Мильтон сидит вполоборота к дочерям, даже скорее боком - он не здесь, он в мире поэзии, его слепота мешает ему записать, но не мешает видеть те образы, о которых он пишет.

        Но здесь, в этом мире, он сгорбленный старик, погруженный во тьму - и эта тьма, его слепота, просто кричит о себе, выражаясь даже сильнее, чем позой и выражением лица, глубоким черным цветом его одежд. И по контрасту яркий, сияющий белый его воротник олицетворяет тот свет, который он видит своим внутренним взором, свет Рая, о котором он пишет свою поэму.

        Старшая дочь, в противоположность ему, совершенно земное существо - она никогда не видела и никогда не увидит Рай, кроме как в стихах своего отца.
             И она осознает это - что ей не дано, дано ее отцу, и потому она всю себя посвятила ему, его поэзии. Она вся земная, но одновременно с этим она ангел - настолько она чиста и самоотверженна. Ее платье светло-серого цвета буквально светится, являя ее ангельскую суть.
 
   Михай Мункачи прошел непростой путь от провинциального венгерского плотника до парижского салонного живописца, чьи работы были востребованы не только в Европе, но и в Америке.

                Впечатления детства и юности послужили основой для его социальных, драматических сюжетов. В период скитаний по академиям Мункачи имел возможность освоить различные жанры, направления и живописные манеры.В этот период он уходит от привычных сюжетов и начинает заниматься так называемой «салонной живописью».

            Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. Некоторые исследователи его творчества склонны винить в этих переменах жену, которая вовлекла художника в привычный для нее образ жизни.
Салонные работы, которые представляли собой в основном коммерческие заказы, помогли ему в совершенствовании мастерства.

  В 1890-х годах здоровье художника пошатнулось — он страдал от душевного расстройства и от сифилиса. Мункачи скончался 1 мая 1900 года в психиатрической лечебнице в Энденихе (около Бонна).

           Обширная коллекция работ Мункачи ныне находится в Венгерской национальной галерее в Будапеште.
     Одно из самых известных произведений Мункачи состоит из трёх полотен.Его называют ТРИЛОГИЕЙ МУНКАЧИ. Об этих работах в отдельной статье.

Здесь можете посмотреть галерею работ художника.http://maxpark.com/community/6782/content/3749236