Про птичку

Сергей Дзюба 2
Про птичку

-Что случилось  Шурик?
-Птичку жалко.
Из фильма Кавказская Пленница.

А вы не задумывались над таким вопросом, почему раньше перед тем как нас с фотографировать,особенно в детские годы,фотограф нам каждый раз так и говорил. «А сейчас вылетит птичка».Хотя пернатые по большому счету тут были не причем. Особенно эта фраза была популярна в Дом Быта и в других фото салонах где фотографировали на документы или на семейные фотографии. Так вот, если  вы не задумывались над эти вопросом, то я вам сейчас про это расскажу. Сразу скажу, что вопрос это не простой даже с технической точки зрения и очень интересный. Но об этом как всегда, в самом конце, иначе вы меня читать не будете.
Если уж говорить про меня, то в первый раз подробно рассказ про птичку я услышал когда мне было шесть лет и  я ходил в старшую группу у нас в Детском Саде  «Космонавт». Дело было так. Не знаю почему, но в этот раз нашу общую фотографию решено было сделать прямо у нас Детском Саду в нашей группе. Видимо чтобы с нами лишний раз никуда не таскаться. Ну а дальше, к нам пришел профессиональный фотограф, которого звали Арсений Федорович. Человеком он был в возрасте ему было лет за 60,седой и худощавый. И мы сразу зачислили его в дедушки . Кстати на груди у него болтался фотоаппарат не то  "Зенит" не то "Никан",точно не помню. Так вот, перед тем как нас всех заснять, нас всех сначала построили в линейку,самых низких ростом усадили на стульчики,пока все это продолжалось, Арсений Федорович ходил с фотоаппаратом прицеливался или как говорят в таких случаях выбирал ракурс для хорошей съемки. На а дальше, уже во время съемки произошло внезапное. Я думаю этого даже не ожидал сам Арсений Федорович .То есть рычажок у него у фотоаппарата заклинило. Если Вы не помните,а молодежь может и не знает,что у фотоаппаратов раньше снимавших на фотографическую пленку, был во- первых, большой объектив(у солидных фотоаппаратов)на котором надо было выставить диафрагму  и выдержку,так же как и выставить расстояние.А во-вторых, у этого фотоаппарата сверху был рычажок , для перетягивания пленки,то есть перед тем сделать кадр пленку надо было передернуть как раз при помощи этого рычажка. Короче говоря рычажок этот заклинило. Может быть  Арсений Федорович торопился и  не так вставил кассету  с пленкой. Может быть волновался,а может быть был с большого бодуна. Дело было ведь в понедельник. В двух словах, что только не делал Арсений Федорович , тряс фотоаппарат,нажимал на рычажок, все было бес толку при этом он еще и приговаривал:
-Сейчас ребятки,сейчас. Сейчас птичка вылетит
И тут первым кто по этому поводу решил высказаться,естественно был Дима Триеугобов.Он так и сказал:
-Да не будет ни  какой птички. Я вам точно говорю.
-Это еще почему?-уже спросил кто то из наших.
-Да я лично проверял,-ответил ему тут же Дима,-я на той неделе вместе  со своим брательником с Жекой, фоткаться ходил в Дом Быта.Жека там на паспорт себе фотографию делал. Вот он мне и предложил. Говорит давай на семейную фотографию за снимемся .Ты и я.Я рядом с ним встал, гордый такой, руки по швам. А у этого фотографа, там что- то  с пластинами не заладилось. И вот он когда из комнаты  вышел, брательник мой подошел к фотоаппарату и снял с него крышку круглую и пластмассовую и говорит мне. «Видишь нет никакой птички  и не будет».Так вот когда этот пряник с пластинами вернулся обратно .Он нас фоткать начал и говорит. «Сейчас птичка вылетит,внимания»А там никакой птички даже близко не было. Так что и тут не будет. Я вам точно говорю.

После этих слов, по нашим всем прокатился смешок.Нас видимо рассмешило слово «Пряник».Ну а дальше, дисциплина совсем у нас поплыла.Часть наших стала расходиться. К примеру, девчонки наши вернулись к своим кубикам. Я сел на свободный стульчик . Дима рядом со мной уселся на ковер. Сразу скажу все было бы по другому, если бы в комнате вместе с нами была бы Алла Ивановна наша воспитательница или наша нянечка. Только Алла Ивановна была в раздевалке и разговаривала с одним из наших родителей . Если точно, с отцом Жени Самойлова,тот должен был в субботу организовать  субботник у нас на площадке . Нянечка в этот момент была на телефоне, ей срочно надо было дозвониться до Комбината Школьного Питания. Так что, дисциплины не было никакой и нам всем было понятно что фотосессия у Арсений Федоровича на этом и закончится. Неизвестно чем бы это все закончилось бы,если бы к нам в комнату не вернулась бы наша нянечка,она видимо дозвонилась,потому что вид у нее был довольный. На вопрос к Арсению Федоровичу что происходит,он ей ответил:
-Да мне бы у вас или в туалете или где -нибудь в темном месте пленку бы посмотреть в кассетах. А эти меня совсем не слушаются. Им этот, -Арсений Федорович кивнул в сторону Димы,- рассказал про птичку. И они теперь надо мной смеются.
-Так,так,-наша нянечка тут же стала хлопать в ладоши перед собой, привлекая таким образом наше внимание.-А ну быстро встали по своим местами и  еще,если кто то из вас хоть раз свою вяколку раскроет. Я ее так закрою,что он после этого уже вякать долго не будет.
В этом плане, с точки зрения наказания у нашей нянечки рука была тяжелая. К примеру, она могла любого из нас на два часа в спальне посадить на стульчик. И сиди после этого сложа руки на колени. В то время как все в комнате играют или толкаются между собой. Или на прогулке она могла привязать к себе(это мы так между собой называли)То есть, поставить рядом с собой или рядом с Аллой Ивановной . В то время, как все катаются с горки,кидаются снежками или просто убирают снег лопатками,а ты стоишь как дурак. Короче говоря когда наша нянечка нас всех призвала к порядку, то мы тут же все опять выстроились в линейку, безропотно. Ну а дальше,  Арсений Федорович по быстрому у нас  не то  в спальни  где царил полумрак , не то в туалете переставил  кассеты и дело пошло. То есть,  он два раза щелкнул нас на общую фотографию,после этого стал щелкать каждого из нас по одному. При этом он нам так и  сказал:
-Если понадобится сделать вам каждому по отдельности  фотографию от общей,то пускай ваши родители приносят еще по рубль двадцать пять(на общую фотографию надо было принести по 80коппек).И пускай мне об этом лично скажут.
По этому поводу, Дима Триегубов так и сказал,конечно за глаза и только мне, сквозь зубы в адрес Арсения Федоровича
-Вот сквалыга.
Так вот, от этой съемки у меня осталась общая фотография ,где мы стоим в линейку. И отдельная фотография на которой я ,в голубой рубашке на фоне  желтого фона,волосы аккуратно уложены, голова горда вскинута, а из кармана рубашки торчит уголок носового платка.
На этом, эта история закончилась. В следующей раз уже весной, нас на общую фотографию повели в Дом Быта,чтобы лишний раз с нами больше не кувыркаться . Правда и тут не обошлось без приключений. По дороге через лес мы наткнулись на собачников. Но это уже отдельная история. Об этом уже в следующий раз я вам расскажу.
Теперь как я и обещал Вам расскажу откуда пошла знаменитая фраза про птичку. Дело было так.
Как известно на заре 20 века весь процесс фотографирования длился ни одну минуту. Бывало на это дело уходило минут двадцать и больше. При этом сидящий на стуле под ярким лучами солнца в совершенно неподвижной позе клиент ателье нередко засыпал от усталости или вовсе падал в обморок. Разумеется о съемке детей в подобных условиях не могло быть и речи. Именно поэтому первые детские фотографии появились значительно позже. Да и все дети на них имели школьный возраст. С развитием технологий возраст детей  заметно и снижался. Однако фотоаппаратом все еще трудно было снять их,вот фотографам и приходилось прибегать к всевозможным уловкам ,чтобы хоть как то усмирить непослушного ребенка. Если внимательно присмотреться к некоторым снимкам,за спинкой стула можно рассмотреть край одежды его мамули, которая спряталась там и плотно  прижимает к ней крохотное тельце. Все это продолжалось до тех пор пока кто-то не придумал ту самую птичку из латуни. Для того чтобы заставить шебутных и впечатлительных детей хотя бы на несколько минут замереть перед  объективом фотокамеры , ассистент держал над ним фигурку птички и, нижняя часть которой была заполнена водой. Через небольшое отверстие к ней подходил резиновый шланг с грушей , при надавливание на которую птичка издавала своеобразный свист, который напоминал пение настоящее птицы. И поэтому,услышав фразу «Сейчас вылетит птичка» , ребенок с особым интересом ждал появления чуда,не отрываясь смотрел в камеру.
25.08.2012
22.35