Всполохи детства

Коршуниха62
   Всполохи зарницы. Зарница - мгновенные вспышки света на горизонте при отдалённой грозе. Википедия.

Сын несколько раз просил меня написать, в каких условиях проходило моё детство. Для него тема не новая, об этом в семье говорилось, есть публикации на Прозе ру, но ему всё мало, надеется услышать недосказанные «мелочи», вплоть до того, на каких матрацах спали. Пытаюсь отказаться: « Кому интересно читать о какой-то бедной старине, теперь люди богаче живут?
- Если мне интересно, то и другому может быть интересно.
-Ты пойми, каково седой старухе играть в детство? - продолжаю сопротивление.
- Понимаю. А ты вспоминай не по-книжному, со всякими тра-ля-ля, а по-разговорному: сегодня одно, завтра другое.
Пришлось уступить просьбе сына, но и не могу полностью обойтись без «тра-ля-ля».
Человеческая память подобна всполохам зарницы - поезд давно ушёл от станции отправления, но стоит оглянуться назад, вдали за горизонтом вспыхивает яркий свет ушедшей «грозы» - нашей жизни. В памяти оживает эпизод за эпизодом, хочется  сойти на некоторых «остановках» и мысленно пройтись по «перрону вокзала» - вехам жизни.

Подражание взрослым

Гроза, она же война, началась в 1941-ом и закончилась в 1945 году, но и через 70 лет не забыта. До грозового лихолетья мы жили в Москве в деревянном доме, который находился в переулке Трёх Святителей в пору строительства метро,  название станции не помню, кажется, Сокольники. Воду брали на улице из колонки. Соседями по квартире были Быковские, возможно, семья будущего советского космонавта Валерия Быковского, запомнилась их необычная фамилия. О других соседях напоминали фотографии - молодой женщины в берете и мужчины с красивой шевелюрой, которые висели на стене в рамке под стеклом вместе с семейными реликвиями.

. Мама работала на фабрике папье-маше, где делали кукол для детей, папа был прорабом в жилуправлении, завхозом в подмосковном пионерлагере, менял должности в торговле. Растили двоих детей, ждали рождения третьего - сестры Шуры.
 У нас была ножная швейная машинка, на которой мама иногда шила из ситца детские платья и продавала на рынке, но в первую очередь обшивала свою семью, экономя средства на другие нужды.

По рассказу мамы, в три года я познакомилась со спиртным, что едва не закончилось трагедией. Получилось так. Мама ушла на рынок со своим товаром, дети спали, папа с другом выпивали водку в честь выходного. Я проснулась, лежала на кровати и наблюдала за происходящим. Мужчины выпили водки и закусили. Проводив гостя, папа поставил в шкаф недопитую бутылку водки и лёг спать на кровать, рядом со мной, быстро захрапел.
Наверное, у меня к трём годам выработалась эгоистическая психология: делать всё, что захочу. Наблюдая за трапезой родителя, я была возмущена, почему сами пьют что-то вкусное, а ребёнку не дают, захотела попробовать. Я перелезла через отца, спустилась с кровати на пол, налила в эмалированную кружку водки  и выпила одним махом, как воду. Понимала, что поступаю плохо, меня накажут. Чтобы родители ни о чём не догадались, решила лечь в кровать и притвориться спящей. Тут со мной произошло что-то непонятное: я разучилась стоять и ходить. Поползла с помощью рук, при этом головой ударялась об пол.  Спрашиваю у брата, почему у него голова не стучит об пол, но ответа не дождалась, Валере всего год исполнился.
Увидев мать, открывающую дверь,  я всё-таки сумела залезть на кровать и притворилась спящей. Моё бледное лицо напугало маму, ей было непонятно, что могло случиться с абсолютно здоровым ребёнком за такое короткое время?  Она подняла дочурку с кровати - мои руки висели, как плети, голова клонилась на бок. Мама заплакала и стала будить папу:
«Павел, Лорочка  (меня звали с ласкательным суффиксом) умирает, иди скорее за врачом».
 От страшных слов у отца быстро прошло похмелье и он сказал:
- Лида, сама иди за врачом,  пусть она умрёт на моих руках.
- Нет, на моих, - рыдала жена.
 Догадались позвать соседку.
- Паночка, дорогая, сходи за врачом, видишь, наша девочка умирает.
Пана взяла ребёнка на руки, что-то заподозрила и сказала:
- Лорочка, дыхни!
Боюсь разоблачения, малышка изо всех сил сжимала рот, но её разобрал кашель - изо рта запахло алкоголем.
- Ого, - с удивлением воскликнули женщины, - она же пьяная.

…После рвоты дочь спала целые сутки. Когда угроза миновала, наступило выздоровление, начались расспросы:
- Лорочка, сколько ты выпила?

Сколько, сколько? Вот столько, - и она хлопнула ладошкой по верху стограммовой кружки, принесённой с кухни.
- Чем ты закусывала?
- Чем,чем? Чёрным хлебом!
… После этого страшного случая  Лариса всю жизнь не брала в рот спиртное. Этим примером хочется напомнить родителям, что дети с малых лет во всём копируют поведение взрослых, поэтому им не нужно давать повод для опасных экспериментов. 

Продолжение следует.