Урби

Виктор Гранин
23. Впечатление, всякий раз всплывающее при моём посещении старого ангарского моста

Кулисами мысов изрезанных равнин
Уходит вдаль река вечнозелёных вод.
Возлюблена людьми с доисторических глубин,
Лишь ты одна не изменяешь ход
Тысячеактной пьесы под названием Vita.
Где в прах береговой идёт за родом род.
Пласты племён твоим песком замыты -
Лежат безмолвно, как и теперешний народ.
И тако же - я здесь. Живу познанием мира.
Но проза дней мою сбивает спесь.
И тем я уязвлён. Пока спасительная лира
Не выведет меня - к единому из мест...
... Да, день натужен был, непрост.
Равно, как и другие меры времени.
Но я взойду на этот старый мост,
Коррозией лихих эпох изъеденный.
... Теперь - лишь стоит оглянуться
Окинув взором створ реки -
В усталого меня ворвутся
Ангарской свежести речные ветерки.
Спокойных вод откроется течение -
До самой глубины струится изумруд.
Так трепетно захочешь окунуться,
Туда, где растворится гнет незримых пут.
О, как я знаю это удивление,
Когда бросаешься в жару  к пучине вод!
Ожог студёный совершит перерождение:
Измучен был, и вновь родился. Вот
Твоё, река, извечное стремление -
Пройдя заносчивость людей, рождающих лишь сор,
Остаться чистой, как и в день творения -
Являя нам немой, спасительный укор.
20:34   5.06.05


57. Синим вечером 19 октября наблюдаю поток автомобилей на объездной дороге трассы М-53

Сомкнулись небеса в отсутствии светил
-Так вечер пал на остывающий пригорок.
Лишь тьма грядущая, в начале своих сил,
Настой дневных забот сгущает горький.
Река асфальтовая в запахах бензина
Лежала вяло у обрыва неба –
Её ждала уже уснувшая низина…
Кончался день, сколько бы настырно не был
Он изнурителен. Пришла пора забыться,
Уйти в мир грёз, фантазии и сна.
И выползала золотая гусеница
Из Города в поля – сверкающе длинна.
Неспешная её была повадка
Являть ленивые свои изгибы тела
-В том городе, пожрав отбросы, сладко
Уйти в леса дремучие хотела.
И сгинуть там. Навек. А может – возродиться?
- Горя прицелом своих красных глаз-
Чтобы тобой и мной неспешно насладиться –
Идут маньяки, обездвижив нас.
-Не бойся нас, дружок, ведь мы тебя не тронем.
Напротив – славно будет осознать,
когда салоне мягком чувственно утонешь,
Как плавно скорости взойдёт крутая власть.
Как музыка войдёт в тебя, лаская,
И песнь блатная душу размягчит.
Забудешь ты, что иногда коварно мает
Вопрос нелепый – Быть или не быть?
Так быть чему? или чему не быть?
-Уже забыл, уже  зачем – не знаешь.
Реальный вкус проблем сегодня позабыт –
Заворожила нас дорога золотая.
17:55  20.10.06


71. Парк современного периода

Должна бы радовать сиротская зима,
Когда легко бродить в аллеях  парка,
Вкушая благодать для тела и ума.
Действительно, ни холодно, ни жарко
Тогда, сливаться с вязью кружевных гардин
- Продлись, продлись прекрасное мгновенье!
В кустах серебряных я словно бы один
На целом свете – прихожанин храма впечатлений.
А, может, житель облачных высот?
Взошед на самый верх горы Ерусалимской  –
Оставил там – внизу – людской водоворот,
Терзаемый китайским рынком.

Там недруг мой живёт - не встреченный ещё! -
Под  кличкой странной: Телевизормногоцветный.
Он исподволь готовит тайный счёт,
Прикинувшись сироткой безответной.
Уже ты мучаешь меня, оракул одноглазый,
Картиной скрытою глобальных катаклизмов,
Вливая, каплями настоянной заразы,
Предчувствие конца сиюпланетной Жизни.

Казалось бы – подумаешь, открытие!
Всему конец приходит, раз уж есть начало.
Но вот  случись информационному событью,
И - ну трепать! то лыко, то мочало.

Не в нашей власти править ход планет
Но нам дано  самим себе решить: -
Когда  от будущего – да!- спасенья нет -
Пускай не славно умереть, так хоть достойно жить.

Оставив рассуждения пустые
О множественных  смыслах бытия.
-Привет вам  кущи бело-снеговые.
Мы так прекрасны – этот парк и Я!
18:02 29.01.2007


89. Анадырь

Когда утихнет день, и схлынет гнет  сует,
И вновь ко мне придет пора  уединенья –
Я заглушаю звук, я умеряю свет,
И  достаю остаточных явлений
Фантом засохший давних, дальних  лет,
И на него смотрю с умильною слезою.
Чудесно оживёт тогда мой тайный амулет
Цветком, умытым предвечернею росою.

Анадырь. Вечерний ветер
Качает дремотную мглу,
Окраина старого света
Завьюжена в стылом углу.
Кажется - мысли движения
Не только на медный грош,
Но даже если и менее,
Разбейся, а не найдёшь.

Где-то под льдами тяжелыми
Великий лежит океан,
Синими струями скованный.
Застругов. Только стакан
В теплой руке плескается
Добрым янтарным вином...
...Уже на замок закрывается
Пятый, родной, гастроном.

Некуда больше стремиться -
Закончен дневной кружок.
Серым котом намылся бы
Мой закадычный дружок.
Но нет его.  Лишь отпето
Воет  бедняга пурга,
Зовет к себе: - Ей ответом -
Сделай всего полшага?

Нет уж! Останемся дома
Вечер во мгле   коротать.
Жизнь дорога! - аксиома?
Может быть всё же отдать
Её – запросто - ветру бездомному,
Той разнесчастной пурге,
Что жмётся к тебе
                скоромному! -
Малым щенком к ноге.

1971 г. - 20.02.2009