Сказки польского леса Пан Капуста

Ольха Иван
Когда наступила осень, Пан Капуста почуял, что ему стало совсем невмоготу – он задумал самоубийство. Помыл полы и посуду, постирал носки, выпил коньяку, придумал, где и на чем будет вешаться – все как положено. Только вдруг понял, что денег нет: «Венки ведь надо купить, домовину какую никакую сгоношить, ну и на обед в столовке – нет, лучше уж после получки». Так подумал Пан Капуста и отложил повешение до пятнадцатого числа.
На следующий день Пан Капуста встал раньше обычного, и неожиданно почудилось ему, что все в нем переменилось – он не проверил газ и воду перед выходом по десять раз, не принял душ, курил прямо на кухне и даже за проезд не заплатил, а потом еще минут десять веселился по этому поводу. Он ощутил невероятную легкость от своего тайного желания – отложенное повешение его освободило. Пан Капуста прямиком с остановки пошел к начальнице и сказал все, что думает, и даже не зарделся ни капли, и давление не подскочило. Говорил он холодно и ясно, да так ладно и жестоко все расписал, что Пани Корова упала в обморок, и ей вызывали неотложку – вернее сам Пан Капуста вызвал: «Тут такое дело.. А ветеринары приедут? Нет – видимых следов насилия не выявлено. Что? Кажется, сорок пять на вид. Ну, может – пятьдесят – пятьдесят пять. И вообще я тяжело возраст на глаз определяю. Кажется, сердце. Дышит, конечно. Да нет! Манал я ей пульс щупать - приезжайте!»
У Пана Капусты началась совершенно иная жизнь. Он говорил все, что думает, и доходил в этом до крайностей – хамил продавщицам, лаялся с сотрудниками, даже иногда подворовывал в супермаркетах, посылая приветы в камеры наблюдения. Себя он запустил окончательно – ногтей не стриг, бороды не брил, ел, что придется, попахивать начал. Ходил по улицам и смеялся, пальцем на всех показывал, кто не понравится особо – мог обматерить. Собак пинал, котиков шпынял, и казалось ему, что обрел он счастье. И многие подумали, что Пан Капуста возмужал, некоторые его не узнавали.
Когда наступил октябрь, Пана Капусту будто тюкнуло чем – он проснулся среди ночи и долго не мог уснуть. Он ясно почуял, что сидит в нем что-то. Словно, червь какой. Ему вдруг стало гадко. Он вдруг подумал, что отступил от задуманного, свернул с пути, и тяжко на душе, и воет ветер, и ветки стучат в окно – приди, приди. Он сделался совершенно бледным. Самая мерзкая горечь одолела его.
На следующий день Пан Капуста попросил аванс и купил домовину. Домой нес ночью, чтобы не пугать соседей – поставил в зале: «Хорошая такая домовина! И денег не жалко». Так подумал Пан Капуста и помыл после полы и посуду, постирал носки, выпил коньяку.
Неделя до получки выдалась суматошной – Пана Капусту захлестнуло – его будто подменил кто. Всю мебель он раздал по соседям, все самые лучшие вещи раздал, цепочку серебряную отдал и много чего – даже посуду. Ел совсем мало – и коньяку не пил. Все котиков привечал и собак гладил. В магазине расплачивался и улыбался сотрудникам. Многие подумали, что Пан Капуста сошел с ума, некоторые его не узнавали.
В назначенный день Пан Капуста оставил деньги в трех конвертах на окне – «Рытье могилы и крест», «Венки», «Обед». Помыл полы и последнюю тарелку, постирал носки, выпил коньяку. Он встал на приготовленный стул и накинул на шею приготовленную петлю. Посмотрел в окно: «Будет дождь. Всю осень было сухо – я давно не видел дождя». Так подумал Пан Капуста и сошел с приготовленного стула, и снял с шеи приготовленную петлю. Он лег в домовину и сладко уснул.