В 1982 году я и Алексей Жданов,минский философ и поэт, произведения которого
не публиковали советские переодические издания,написали пьесу.Она называлась
"БАБУШКА ПРОЕЗДОМ ".Прототипами пьесы стали наши минские друзья и знакомые,и
только один образ бабушки был сборным ,он вобрал в себя черты характера самих
авторов.
Бабушка Варвара постоянно добивалась от других персонажей правды.Одним из
главных героев пьсы стал известный минский бард ,в пьесе он носил фамилию
Соломин и исполнял песни Владимира Бобрикова.Но речь сейчас не о персонажах
пьесы.
Алексей Жданов официально тогда нигде не работал. У него вообще были
проблемы с устройством на работу.Так как с последней должности социолога
в солидном учереждении его выгнали,то его трудовая книжка стала волчьим
билетом.И Лешу никуда на работу не принимали. Я видела эту драконовскую запись
в его трудовой книжке."В коридорах учереждения ходил без галстука и пил чифир из
поллитровой банки..."
На моей памяти Алексею дважды удавалось устроиться туда,где не требовалось ношения галстука-первый раз сторожем в детский садик, во дворе его
дома по ул,Красной,откуда его со скандалом уволили за богатырский сон-заведующая
войти в свой садик не смогла,так беспробудно спал внутри сторож Алексей Жданов-
пришлось ломать дверь. А во второй раз ,много позже,когда Алексей устроился
сторожем на стройку стадиона в Зеленом лугу.
Стадион,впрочем, вскоре сгорел. Тогда многое горело! В перестроечных пожарах.
В период написания пьесы Леша Жданов был безработным. Я же работала
редактором передач по искусству на белорусском ТВ. Во время написания пьесы мы
курили дешёвые сигареты ПАМИР и действительно пили чай,напоминавший чифир.Леша
пил чай из поллитровой банки.Он так любил.Мне это не мешало. К концу мая наша
пьеса БАБУШКА ПРОЕЗДОМ была завершена.Наши друзья, которых мы радостно
ознакомили с содержанием пьесы,уже перестали с нами и здороваться и
разговаривать. По сопровождавшим чтение пьесы скандалам -однажды Лешу даже
спустили с лестницы,мы поняли,что пьеса наша чрезвычайно удалась и вскоре займет
достойное место в отечественной драматургии.
Но цена этой пьесы для Алексея Жданова неожиданно оказалась непомерно
высока.
К Леше,как известному диссиденту и прихожанину местного предводителя
диссидентов Кима Хадеева-тот жил от Леши через дворик,-переодически заглядывал
сержант милиции Половинкин.Это был высокий 30-летний бутуз с большим животом ,на
котором сияла пряжка милициейского ремня.Однажды и я видела этого сержанта у
Лёши дома.
-Ну что,тунеядец,- бодро произнёс Леше Жданову сержант Половинкин :
-Не работаем?
-Ну почему,-интеллигентно отозвался Жданов,-я работаю. Я тяжело работаю!
-Ну и где это ты так тяжело работаешь?- фамильярно "тыкнул " Лёше Половинкин.-На
стройку устроился?
-Нет,-ответил Леша.
-Я тяжело работаю дома.Я пишу стихи. А сейчас вот с Натальей Николаевной,-тут
Леша кивнул на меня,-пьесу написали .
Сержант Половинкин злобно пробуравил меня глазами.
- Ой! -сказал он.-Ой! Ржу не магу ! -Вот сядешь за тунеядство,- сквозь зубы
процедил Половинкин,-в тюрьме и продолжишь стихи писать!
Надо сказать ,что к угрозам представителя власти с говорящей фамилией
Половинкин ни Леша, ни я серьезно не относились. А напрасно!
В конце июня в 6 утра в моей квартире по ул.Карла Маркса в городе Минске
раздался телефонный звонок. Звонил Леша Жданов. Встревоженным голосом он сообщил :
- Наташа! За мной пришел сержант Половинкин. У него ордер на мой арест.Меня
забирают !
- Куда? В тюрьму?-с ужасом спросила я.
-Нет.В сумасшедший дом в Витебске.Вначале на обследование. А если дадут
справку,что я-таки нормальный, то потом посадят в тюрьму.
- А что если такую справку тебе не дадут?-осторожно спросила я.
- Тогда оставят в сумасшедшем доме,всё,Наташа,больше не могу говорить,Половинкин
не разрешает !
-Леша! -крикнула я в трубку.-Только не шути с врачами! Не шути с психиатрами! Ни
одной шутки! - тут разговор прервался.
Надо сказать,что Леша был непревзойденным шутником. Он мог кого и что угодно
жестоко высмеять.Например,когда он мне звонил в один день в тысячный раз-это не
преувеличение! -и я требовала в истерике:- Леша! Прекрати мне звонить каждую
минуту! Ты не даешь мне жить! У меня спят дети!-Леша в ответ ангельским голосом
сообщал:
-Наташа! А это не я тебе звоню!
-А кто?!-возмущалась я.
-Это не я:- обиженно настаивал Жданов. -Это мое телефонное " я ". Знаешь,оно
такое худенькое,как травинка,-живет в телефонных проводах и само тебе звонит.И я
ничего не могу с этим поделать!
Я опасалась - одна подобная милая шутка с врачом-психиатром- и справки о
психическом здоровье Жданову не видать никогда!
Через три месяца мне позвонила Марья Васильевна ,мама Алексея Жданова.
-Леше дали справку,ЧТО ОН ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВ! Через два дня его переведут в тюрьму
на Володарского. Там он будет находиться до суда.
Марья Васильевна заплакала.
-Наташа! Сделай что-нибудь!
А что я могла сделать?
И я записалась на прием к прокурору города по фамилии Сороко.
Через два дня,ровно в 8 утра я входила в кабинет прокурора города
Минска,держа в руках папку с пьесой" БАБУШКА ПРОЕЗДОМ ". Я села,открыла папку и
изложила прокурору свою просьбу прослушать мою и Жданова пьесу.
Прокурор Сороко выслушал меня с нескрываемым любопытством.Это был человек с
интеллигентным лицом , в аккуратном деловом костюме, лет за 60. Рядом с
прокурором сидел ,видимо,его молодой помошник,ничем не примечательный. Вот тот
откровенно скучал.
Я сделала небольшой ,но уверенный экскурс в то,как творчество поглощает всего
художника,будь то поэт ,писатель или музыкант .Какой огромной отдачи требует
творчество! Пушкин и Лермонтов не работали на стройках или сторожами в детских
садиках! Затем я приступила к чтению нашей с Лешей пьесы.
Пьеса была в трех актах. Я читала ее вдохновенно,я вскакивала и изображала
персонажей. Все-таки я училась на актерском факультете в Театрально-
художественном институте и неоднократно была победительницей городских конкурсов
чтецов.Между актами делались пятиминутные перекуры.Прокурор и помошник выходили
. Но я оставалась в кабинете. Не было силы,способной меня оттуда выкурить.
Наконец я произнесла последнюю фразу пьесы и закрыла папку.
Наступило тревожное молчание. Прокурор вышел. Я осталась с безликим
помошником,зачем -то методически постукивавшим карандашом по столу.
Вернулся прокурор Сороко. Сел напротив меня и сказал.
- Пьеса хорошая. Мне понравилась. Только прошу кое-что убрать.Вот вы
написали,жена говорит мужу :- Прекрати так много курить,а то ты умрешь от
инсульта,как Сталин! Это уберите! О Сталине так писать нельзя! Сталин был
великий человек!
-Вы абсолютно правы!-ответила я ,ни секунды не раздумывая. -Я сейчас же , при вас
эту фразу уберу!
Я открыла папку с пьесой и,найдя злополучную фразу , ее вымарала.
-Ну вот и отлично! -поднимаясь из-за стола ,сказал прокурор Сороко.
-От этого ваша пьеса только лучше стала!
-Очень вам благодарна за такое существенное замечание !-произнесла я.
После чего прокурор подошел к сейфу,достал оттуда стопку каких-то документов и
положил передо мной.
-Это документы Алексея Жданова,-сказал он.-Я закрываю его дело.Вы свободны.
Я пожала прокурору руку.
-Я никогда вас не забуду,-сказала я абсолютно искренне. -Вы настоящий слуга
закона ! Если бы все были такими,как вы ! И я обязательно про Вас напишу!
Мне показалось,что прокурор был немного польщен.Великий человек наш минский
прокурор Сороко!
С подкашивающимися ногами,с пьесой и с документами Алексея Жданова я
выходила из минской городской прокуратуры.
Документы я отвезла лешиной маме.
Назавтра утром Алексей Жданов появился у себя дома. Домой он доехал "зайцем
" на троллейбусе Его выпустили из тюрьмы. Первое,что он сделал,увидев
меня,это достал из кармана пиджака сложенную вчетверо бумажку.
-Наташа,-крикнул Леша самодовольным голосом, сверкая очками.-Возьми,почитай! Это
моя справка из психдиспансера о том ,что я -нормальный! А у тебя такой справки-
нету!
И в этом был весь Алексей Жданов .