О тунеядстве минского поэта Алексея Жданова

Наталья Татур 2
     В 1982 году я и Алексей Жданов,минский философ и поэт, произведения которого

 не публиковали советские переодические издания,написали пьесу.Она называлась

 "БАБУШКА ПРОЕЗДОМ ".Прототипами пьесы стали наши минские друзья и знакомые,и

 только один образ бабушки был сборным ,он вобрал в себя черты характера самих

 авторов.

     Бабушка Варвара постоянно добивалась от других персонажей правды.Одним из

 главных героев пьсы стал известный минский бард ,в пьесе он носил фамилию

 Соломин и исполнял песни Владимира Бобрикова.Но речь сейчас не о персонажах

 пьесы.

      Алексей Жданов официально тогда  нигде не работал. У него вообще были

 проблемы с устройством на работу.Так как с последней должности социолога
 
в  солидном учереждении его выгнали,то его трудовая книжка стала волчьим

 билетом.И Лешу никуда на работу  не принимали. Я видела эту драконовскую запись

 в его трудовой книжке."В коридорах учереждения ходил без галстука и пил чифир из

 поллитровой банки..."

            На моей памяти Алексею дважды удавалось устроиться туда,где не требовалось ношения галстука-первый раз сторожем в детский садик, во дворе его

 дома по ул,Красной,откуда его со скандалом уволили за богатырский сон-заведующая

 войти в свой садик не смогла,так беспробудно спал внутри сторож Алексей Жданов-

пришлось ломать дверь. А во второй раз ,много позже,когда Алексей  устроился

 сторожем на стройку стадиона в Зеленом лугу.
 
Стадион,впрочем, вскоре сгорел. Тогда многое горело! В перестроечных пожарах.

     В период написания пьесы Леша Жданов был безработным. Я же работала

 редактором передач по искусству на белорусском ТВ. Во время написания пьесы мы

 курили дешёвые сигареты ПАМИР и действительно пили чай,напоминавший чифир.Леша

 пил чай из поллитровой банки.Он так любил.Мне это не мешало. К концу мая наша

 пьеса БАБУШКА ПРОЕЗДОМ была завершена.Наши друзья, которых мы радостно

 ознакомили с содержанием пьесы,уже перестали с нами и здороваться и

 разговаривать. По сопровождавшим чтение пьесы скандалам -однажды Лешу  даже

 спустили с лестницы,мы поняли,что пьеса наша чрезвычайно удалась и вскоре займет

 достойное место в отечественной драматургии.

     Но цена этой пьесы для Алексея Жданова неожиданно оказалась непомерно

 высока.

     К Леше,как известному диссиденту и прихожанину местного предводителя

 диссидентов Кима Хадеева-тот жил от Леши через дворик,-переодически заглядывал

 сержант милиции Половинкин.Это был высокий 30-летний бутуз с большим животом ,на

 котором сияла пряжка милициейского ремня.Однажды и я  видела этого сержанта у

 Лёши дома.

-Ну что,тунеядец,- бодро  произнёс  Леше Жданову сержант Половинкин :

-Не работаем?
 
-Ну почему,-интеллигентно отозвался Жданов,-я работаю. Я тяжело работаю!
 
-Ну и где это ты так тяжело  работаешь?- фамильярно "тыкнул " Лёше Половинкин.-На

 стройку устроился?

-Нет,-ответил  Леша.

-Я тяжело работаю дома.Я пишу стихи. А сейчас вот с Натальей Николаевной,-тут

 Леша кивнул на меня,-пьесу написали .

Сержант Половинкин злобно пробуравил меня глазами.

- Ой! -сказал он.-Ой! Ржу не магу ! -Вот сядешь за тунеядство,- сквозь зубы

  процедил Половинкин,-в тюрьме и продолжишь стихи писать!

     Надо сказать ,что к угрозам представителя власти с говорящей фамилией

 Половинкин ни Леша, ни я серьезно не относились. А напрасно!

     В конце июня в 6 утра в моей квартире по ул.Карла Маркса в городе Минске

 раздался телефонный звонок. Звонил Леша Жданов. Встревоженным голосом он сообщил :
- Наташа! За мной пришел сержант Половинкин. У него ордер на мой арест.Меня

 забирают !

- Куда? В тюрьму?-с ужасом спросила я.

-Нет.В сумасшедший дом в Витебске.Вначале на обследование. А если дадут

 справку,что я-таки нормальный, то потом посадят в тюрьму.
 
 - А что если такую справку тебе не дадут?-осторожно спросила я.

- Тогда оставят в сумасшедшем доме,всё,Наташа,больше не могу говорить,Половинкин

 не разрешает !

-Леша! -крикнула я в трубку.-Только не шути с врачами! Не шути с психиатрами! Ни

 одной шутки! - тут разговор прервался.

     Надо сказать,что Леша был непревзойденным шутником. Он мог кого и что угодно

 жестоко высмеять.Например,когда он мне звонил в один день в тысячный раз-это не

 преувеличение! -и я требовала в истерике:- Леша! Прекрати мне звонить каждую

 минуту! Ты не даешь мне жить! У меня спят дети!-Леша в ответ ангельским голосом

 сообщал:

-Наташа! А это не я тебе звоню!

 -А кто?!-возмущалась я.

-Это не я:- обиженно  настаивал Жданов. -Это мое телефонное " я ". Знаешь,оно

 такое худенькое,как травинка,-живет в телефонных проводах и само тебе звонит.И я

 ничего не могу с этим поделать!

    Я опасалась - одна  подобная милая шутка с  врачом-психиатром- и справки о

 психическом здоровье Жданову не видать никогда!

     Через три месяца мне позвонила Марья Васильевна ,мама Алексея  Жданова.

-Леше дали справку,ЧТО ОН ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВ! Через два дня его переведут в тюрьму

 на Володарского. Там он будет находиться до суда.
 
Марья Васильевна заплакала.

-Наташа! Сделай что-нибудь!

     А что я могла сделать?

 И я записалась на прием к прокурору города по фамилии Сороко.

     Через два дня,ровно в 8 утра я входила в кабинет прокурора города

 Минска,держа в руках папку с пьесой" БАБУШКА ПРОЕЗДОМ ". Я села,открыла папку и

 изложила прокурору свою просьбу прослушать мою и Жданова пьесу.
 
     Прокурор Сороко выслушал меня с нескрываемым любопытством.Это был человек с

 интеллигентным лицом , в аккуратном  деловом костюме, лет за 60. Рядом с

 прокурором сидел ,видимо,его молодой помошник,ничем не примечательный. Вот тот

 откровенно скучал.

Я сделала небольшой ,но уверенный экскурс в то,как творчество поглощает всего

 художника,будь то поэт ,писатель или музыкант .Какой огромной отдачи требует

 творчество! Пушкин и Лермонтов не работали на стройках или сторожами в детских

 садиках! Затем я приступила к чтению нашей с Лешей пьесы.
 
     Пьеса была в трех актах. Я читала ее вдохновенно,я вскакивала и изображала

 персонажей. Все-таки я училась на актерском факультете в Театрально-

художественном институте и неоднократно была победительницей городских конкурсов

 чтецов.Между актами делались пятиминутные перекуры.Прокурор и помошник выходили

 . Но я оставалась в кабинете. Не было силы,способной меня оттуда выкурить.

Наконец я произнесла последнюю фразу пьесы и закрыла папку.
 

     Наступило тревожное молчание. Прокурор вышел. Я осталась с безликим

 помошником,зачем -то методически постукивавшим карандашом по столу.

     Вернулся прокурор Сороко. Сел напротив меня и сказал.

- Пьеса хорошая. Мне понравилась. Только прошу кое-что убрать.Вот вы

написали,жена говорит мужу :- Прекрати так много курить,а то ты умрешь от

 инсульта,как Сталин! Это уберите! О Сталине так писать нельзя! Сталин был

 великий человек!

-Вы абсолютно правы!-ответила я ,ни секунды не раздумывая. -Я сейчас же , при вас

 эту фразу уберу!
 Я открыла папку с пьесой и,найдя злополучную фразу , ее вымарала.

-Ну вот и отлично! -поднимаясь из-за стола ,сказал прокурор Сороко.

-От этого ваша пьеса только лучше стала!

-Очень вам благодарна за такое существенное замечание !-произнесла я.
   
 После чего прокурор подошел к сейфу,достал оттуда стопку каких-то  документов и

 положил передо мной.

-Это документы Алексея Жданова,-сказал он.-Я закрываю его дело.Вы свободны.

     Я пожала прокурору руку.

 -Я никогда вас не забуду,-сказала я абсолютно искренне. -Вы настоящий слуга

 закона ! Если бы все были такими,как вы ! И я обязательно про Вас напишу!

 Мне показалось,что прокурор был немного польщен.Великий человек наш минский

 прокурор Сороко!
 
     С подкашивающимися ногами,с пьесой и с документами Алексея  Жданова я

 выходила из минской городской прокуратуры.

Документы я отвезла лешиной маме.

     Назавтра утром Алексей Жданов появился у себя дома. Домой он доехал "зайцем

 " на  троллейбусе  Его выпустили из тюрьмы. Первое,что он сделал,увидев

 меня,это достал из кармана пиджака сложенную вчетверо бумажку.

-Наташа,-крикнул Леша самодовольным голосом, сверкая очками.-Возьми,почитай! Это

 моя справка из психдиспансера о том ,что я -нормальный! А у тебя такой справки-

нету!
      И в этом был весь Алексей Жданов .