Капитан Филлипс он же правозащитник Донаван

Илья Либман
Прошло более 2 лет от написания верхней части истории про Тома Хэнкса  21 века. Вчера на экраны вышел новый фильм Спильберга с его участием. Но пойти я решил на это кино не из-за его участия, а из-за истории, которая развернулась в времена холодной войны в середине прошлого века. В 1957 году американцы отловили русского шпиона, Альфреда Абеля, и решили сделать из этого показательный процесс, чтобы поднять дух ненависти и боязни к красной заразе. А чтобы все выглядело благопристойно и соответствовало демократическому своей строю, процесс должен был широко освещен в прессе. Подсудимому нужен был защитник, желательно формальный для буффонадной видимости. Поэтому дело предложили вести юристу, который успешно занимался совсем  иным - страховыми делами. Именно его характер и играет Том Хэнкс. Хэксу-Донавану было понятно с первого момента, что он нужен для подставы и не более, когда увидел что к ним в контору пришел судья, в чьем зале дело должно было слушаться. Судья знал Донавана через другие судебные процессы, приятельствовал с ним вне судилищ и ценил его профессиональность. Для адвокатской конторы, в которой служил Данован, случай был не только откровенным про боно, но принес бы скандальное паблисити и бесплатный пиар. Донавана прилично ломало: в семье жена и трое детей были против, но если бы он не взялся за дело, то не неизвестно как бы многое потом обернулись в нашем мире и, наверняка, не было бы этого кина.
Как только дело завязалось, так в газетах появились его портреты, и поголовно читающие пассажиры метро, в котором ездил и Донаван,  узнавали и смотрели на него с непрекрытой ненавистью.
Кроме того его стали пасти и дергать из ЦРУ, чтобы узнать от него, что такое секретное Абель открыл ему помимо их допросов. Донаван/Хэнкс довольно элегантно с ними разобрался, сказав, что они явно превышают чего не должны согласно их общей конституции, которая их единит как граждан этой страны.
Между тем у него сложились нормальные деловые отношения с полковником Абелем насколько это возможно: он не считал его изменником родины, поскольку тот не был американцем, а считал его достойным солдатом, не выдававшим секретов далекой и могучей Красной армии и не соглашался на сотрудничество с америкосами ни за какие банки варенья и ящики печенья.
Более того, когда суд присяжных признал Абеля виновным по всем пунктам, и в зале суда толпа заорала "на рею его", Донаван  не пал духом и наведался после работы к судье домой, где за стаканчиком вискаря, посоветовал тому вынести более умеренный приговор хотя бы для того, чтобы держать Абеля, как обменный материал, если русские поймают америкоса с похожими функциями.
Тем временем прошли 3 года. В апреле 1960-го русские сбили над Барановичами, в которых родился когда-то мой братка Генс, американский разведывательный самолет с фото камерами телескопической силы увеличения. Самолет Локхид U–2 с пилотом Френком Гарри Пауэрсом летел на высоте 21км и не мог был быть засечен никакой по мнению америкосов самой передовой по тем временам техникой.По крайней мере такое фуфло было продано ЦРУ, и те купились. Однако камеры были хороши: один снимок с такой высоты покрывал территорию в треть Франции, а при увеличении его можно было рассмотреть протертости на тети Дусиных панталонах, которые сохли на бельевой веревке где-то Свердловском.
Самолет развалился от попадания ракеты в воздухе, но пилот остался жив и был показательно судим русской стороной. Я помню те славные денечки, и речи Никиты Хрущева с толстеньким кулаком над круглой его удалой головой.
Однако Пауэрс свой служебный долг не выполнил - дался русским живым, несмотря на смертоносный доллар в кармане.
Его пытали в плену на восточный манер: не давали спать и обливали холодной водой. И тем не менее, я думаю, что показаний он не давал из-за ужасного акцента тех, кто его допрашивал: он просто не понимал, что от него хотели.
И вот, отец и основатель ЦРУ, Аллен Даллес, пригласил к себе защитника Донавана и обсудил с ним вариант обмена полковника на лейтенанта. забавно отметить, что Даллес знал, как Донаван любит свой кофе: milk and 2 shugars.
Местом обмена выбрали границу между штатами и Россией - мост через Шпрее в Берлине.
Донаван должен был выступить в переговорах, как частное лицо, без всякого прекрытия.
Спилберг хорош не только в фантазиях, но в реальности тоже. Он рос во времена холодной войны и на собственной шкуре помнит всю ту истерию, связанную русским бабаем.
Америкосы в те годы всем составом серьезно ходили с мокрыми штанами исключительно благодаря своей пропаганде.
В фильме показывали уроки в школе с задачами по "прикладной" математике: детям надо было нарисовать диаграмму, какой площади будут разрушения, если атомная бомба определенного тротилового эквивалента попадет в Эмпайр Стейт Билдинг.
Ванны в домах были заполнены водой, потому что без воды ты ни туды и ни сюды.
Были в кино и другие ценные метки времени: вся популяция метро и улиц города Нью Йорка была белая. Критика Спилъбергу такого не спустит и непременно припомнит. Агенты ФБР и ЦРУ довольно наивны и прямолинейны, они универов не кончали, как сейчас.
Русская тюрьма и тюремщики довольно театральны. Тут явно недоработка: среди приехавших из России за последние годы можно было бы не лениться и подобрать бывших вертухаев для с'емки.
Хорошо показаны восточные немцы, полные отморозки и жополизы одновременно.
С Берлином, однако, недобор: по восточному сектору шастают банды молодых грабителей; как раз в это время строили стену и показали город с обеих сторон;
восточная часть абсолютно разрушена, как если бы война кончилась на прошлой неделе, а не 15 лет назад. Историческая справка: примерно в то время Западный Берлин был по уровню жизни одним из верхних в Европе.
В переговорах об обмене пленных с русской стороны принимал участие какой-то второй секретарь посольства, который на самом деле был верховным гбшником в Германии, Шишкиным, возможно будущим боссом молодого Владимира Путина.
Он показал изрядную гибкость ума-не брал на себя никаких инициатив, а звонил в Москву то и дело.
В фильмах про те времена легко спутать русского с англичанином, если оба молчат с открытыми ртами: зубы и у тех и у других выглядят, как штакетник после деревенских танцев.
Абель - очень хорош. Наверное и был он таким при жизни.
В момент перехода на русскую сторону Донаван его спросил, что с ним свои сделают, и он ответил, что если обнимут, то нормально, а если предложат сесть на заднее сиденье в машине, то неизвестно.
Абеля свои посадили на заднее сидение.
Том Хэнкс отлично справился со сверхзадачей.
Этот фильм, на мой взгляд не просто про порядочного человека, который не забоялся ни выстрелов по окнам, ни улюлюканья толпы, а расцвел диким цветом, сменив удобный подоконник и жизнь в горшке на другую, полную риска и реальной борьбы.
Не пересекись он с Абелем, так бы и дожил ее на полу холостом ходу.