Чудеса Якутии. Часть 2

Алина Боковая
                Интересное знакомство.

          С  коренным населением – якутами – мы встречались и имели контакты в офисах, гостиницах, аэропортах, магазинах и других случайных местах, но по работе не пересекались. В нашем посёлке Кысыл-Сыр их было мало. Посёлок строился специально для работников нефтегазразведки, а это был всё люд приезжий, хоть и разных национальностей: русские,  украинцы, белорусы, татары, чеченцы, коми, был даже один грек. И только лишь однажды, доработавшись до головокружений и попав в больницу, я познакомилась с женщиной – якуткой, лежавшей со мной в одной палате.
         Это была интересная пожилая женщина, пенсионерка, бывшая работница совхоза из ближнего села. Она хорошо говорила по-русски и рассказывала мне много интересного об истории якутского народа. Согласно легендам, их народ в очень давние времена пришел сюда, на Север, из далёких южных степей. У них в языке до сих пор сохранились слова, обозначающие «степь», «верблюд», «пустыня» и другие понятия, которых теперь вокруг них и близко нет. Что якуты имеют две этнические линии. Одни – монголоидные, круглолицые, с узкими глазами и желтоватой кожей. Другие – похожие на американских индейцев.
        Она сама, кстати, выглядела как индианка. Причём похожа не столько на живых, хотя я сама видела их только в кино, сколько на изображенных на мифологических рисунках. Небольшого роста, коренастого сложения, с вытянутой снизу-вверх головой и длинным лицом, с большими «квадратными» глазами и смуглой, чуть заметно красноватой кожей. Казалось, что её голова и шея занимают треть от высоты всей фигуры. Но, несмотря на такие нарушения пропорций, на вид она была очень симпатичной.
         Рассказывала она  о древней языческой религии якутов. Они считали, что Земля это огромная мать – олениха, лес на ней – это её шерсть, солнце и луна – два её глаза. Водились у них и черти, только назывались иначе, она говорила, но я не запомнила, как.
        О том, как якуты боялись, увидев впервые коров, очень они казались им большими и уродливыми, да ещё ужасно кричали. А сейчас у них мясо-молочный совхоз с целым стадом коров, хотя коровы большую часть года содержатся в стойлах в утеплённых хлевах. Да ещё каждая якутская семья держит по две коровы, тоже в хлеву с печью. Сено для коров заготавливают на  лесных аласах, трава там растёт выше пояса.
        Узнав, что у меня головокружения, она сказала: «Мы эту болезнь знаем. Это когда кто-то  много думает, читает, у него мозги высыхают и голова делается слабой. Надо голову жиром мазать!» И дала мне рецепт, как делать жир. Я делала всё по её рецепту и, как ни странно, мне это очень помогло.
         Перед выпиской мы обменялись адресами, и через некоторое время она с сыном приехала на его машине нас навестить. Мы с ними хорошо посидели, поговорили, попили чаю. На прощанье дали им две бутылки водки, которую мы тогда получали по талонам, а поскольку сами мы не пили, то использовали её как валюту. Я, например, за 4 бутылки купила себе отличную пуховую шаль «серебрянку», которую один мужик привёз жене в подарок, но оказалось, что жена нарушила ему верность, и он жену побил, а шаль продал. А якутам водку, якобы, и по талонам не продавали, так как у них организмы были генетически к алкоголю не приспособленные, и они, если начинали выпивать, быстро спивались.
         Наши гости тоже привезли нам гостинец – две литровые банки сливок от своих коров. Якутские сливки это что-то необычное: густые, как мягкое масло, можно на хлеб намазывать, очень вкусные, сладковатые, без малейшей кислинки. Похожие на старинный башкирский каймак, который когда-то  наша бабушка, уроженка Башкирии, делала сама.
        После нашего выезда из Якутии мы с моей знакомой года два обменивались открытками, но потом, в трудах и заботах, связь утратили, и я даже забыла её имя. Оно у неё было какое-то очень сложное.

                http://www.proza.ru/2015/10/17/1582