Чудеса Якутии. Часть 1

Алина Боковая
                Единичные впечатления.

      Здесь я хочу описать отдельные события и наблюдения, случившиеся за время нашего пребывания в этой чудесной стране – Якутии, которые кажутся мне достойными внимания и удивления.
         Много было интересных впечатлений от полётов на вертолётах. Вообще сверху, с вертолёта открывались удивительные пейзажи, поражающие масштабами проявлений всех природных образований. Безбрежные леса, над которыми приходилось лететь часами. Причудливо  извивающиеся реки со стАрицами и протоками. Бесконечные цепи сверкающих серебром озёр. Даже прОсеки в лесах, сделанные для проведения сейсмических работ, казались какими-то неправдоподобно длинными, как будто их расчертили из космоса.
         Летать приходилось на разных машинах. Однажды, чтобы доставить одну меня на буровую, подали самый маленький вертолёт (не помню марку, кажется МИ-2). У него и днища-то почти не было, кругом стекло. У меня было чувство, как будто какой-то великан посадил меня в авоську и несёт над морем тайги. В другой раз, наоборот, пришлось вылететь с буровой на вертолёте МИ-6. Он был такой громадный и высокий, что меня в него еле втащили (трапа, конечно, не было). В полёте он оглушительно ревел, все пилоты были в защитных шлемах, пассажиры-мужчины опустили и завязали уши у шапок, а мне пришлось всю дорогу прижимать платок к ушам руками, и руки у меня очень устали.
         Видела я  в иллюминаторы и «горизонтальные» дожди и снегопады, а однажды снег пошел так густо, что пилоту пришлось вынужденно приземлиться на ближайшую полянку в лесу и мы три часа  сидели в вертолёте на земле, видя в иллюминаторы лишь снежную стену.
        Один раз меня отправили на далёкую скважину, бурящуюся на анабарской антеклизе (подземном поднятии). Это было уже за Полярным Кругом. Антеклиза  проявлялась в рельефе на поверхности в виде пологой возвышенности. При подлёте к буровой, на последних километрах было ощущение, что вертолёт с усилием карабкается вверх по склону к вершине.
Но самый интересный случай я наблюдала, когда мы летели на скважину, находящуюся близ устья реки Олёкмы при впадении её в р. Лену. Там бушевали лесные пожары и, чтобы их обойти, пилот поднял машину как можно выше.  От высоты я даже почувствовала кривизну земной поверхности. Мы летели прямо на середину устья реки. И вдруг я увидела, как река течёт мне навстречу, поднимаясь снизу вверх, перекатывается через земную кривизну и затем бежит вниз, вот уж поистине «впадая» в Лену! Зрелище длилось всего несколько секунд, затем вертолёт круто повернул к берегу и ракурс изменился, но я видела удивительную картину так чётко, что она и сейчас стоит у меня перед глазами.
         Будучи однажды в командировке в г. Сангар, я столкнулась с ураганным ветром. Там, в предгорье Верхоянского хребта, погода совершенно непредсказуемая и каждый раз, выходя из дома, трудно было решить, что одеть и обуть. Я шла из конторы на свою квартиру, как вдруг ударил страшный ветер. При мне был модный тогда японский складной зонт. Я попыталась им защититься, но ветер в миг с треском вывернул его наизнанку, поломав все спицы. А меня понесло по улице, и я не могла остановиться. Хорошо, хоть не упала. С трудом удалось «задвинуться» за какой-то угол, где было относительное затишье, и ждать там окончания ураганного приступа.
        Лишь дважды за 15 лет нам довелось увидеть Северное Сияние, да и то оно оказалось совсем не таким, как описывалось в книгах. Один раз поздно вечером половина тёмного неба вдруг стала красной, как будто её закрасили цветным карандашом. Спустя примерно полчаса красный цвет исчез. В другой раз, наоборот, вдруг по всему чёрному осеннему небу начали, как молнии толщиной «в руку», но белого цвета, проскакивать и  извиваться линии, судорожно искривляясь и дрожа, переплетаясь, сталкиваясь и исчезая, причём совершенно беззвучно. Долго мы стояли, наблюдая эту картину.
          Молодые сотрудники рассказали нам, что «настоящие» северные сияния бывают в начале зимы,  в морозы, причём поздней ночью. Они часто видят их, когда идут из клуба домой. Но при нашем образе жизни мы их наблюдать не могли. Не будешь же торчать ночью в мороз на улице в надежде случайно увидеть это чудо природы.

                http://www.proza.ru/2015/10/17/1577