Народное искусство

Алина Боковая
         Несколько раз проездами мы побывали в столице Якутии городе Якутске. Город небольшой, но и не маленький. Красотой не поражает, но симпатичный. По окраинам деревянный, но центр представлен современной каменной застройкой. Особо отмечу здание театра. Небольшое, но, по моему мнению, очень талантливо решенное архитектурно.
        В городе был магазин народного искусства. Мы туда захаживали.
        Чего там только не было! Изделия из кости: всякие фигурки и целые композиции, отражающие народную жизнь, очень талантливо вырезанные, и часто с юмором. Украшения и просто полезные вещицы из кости: колечки, заколки, брелоки для ключей, подставки, книжные закладки и т.п. Охотничьи ножи, украшенные инкрустацией, якутские ритуальные сосуды на трёх ножках -  чароны, тоже очень искусно отделанные и украшенные. Деревянные изделия: мелкая скульптура, тарелки, маски, Посуда – кубки, блюда и ещё что-то, что  мы даже опознать не могли. Музыкальные инструменты, среди них мы приметили один, который назывался «кобыз» (или «хомуз»?), небольшой, вроде губной гармошки, но почему-то со струнами.
         И, конечно, множество всевозможных изделий из меха. В том числе – национальная особенность – меховые стилизованные объёмные фигурки, вроде мелкой скульптуры, но не такие уж маленькие, около 30-ти см высотой. Например, якутское солнышко из очень коротковорсного меха с длинными меховыми лучами, почему-то плачущее. Фигуры животных. Мы купили себе на память фигуру якутского шамана, вид у которого был загадочный и даже зловещий. Ну и, конечно, всякие полезные в быту изделия: расшитые шубки, шапки, рукавички, ковры из меха. Большинство ковров – небольшие (110 см на 75 см), настенные, с изображениями животных: медвежонка, оленя, песца. Или даже натюрморты – чароны, кубки, туесы – и тут же грибы, ветки деревьев или цветы, всё – искусная аппликация из кусочков меха. Много круглых ковриков с геометрическим орнаментом.
         Но однажды мы увидели на стене магазина большой меховой ковёр, сюжетный. На нём был пейзаж: широкая тундра с перелесками по краям, из-за горизонта поднимается солнце, выпустив через всё небо расширяющиеся лучи, и на этом фоне крупная фигура мамонта, идущего по тундре с опущенной головой, с длинными, закрученными в кольца бивнями и приподнятым хоботом, с длинной, свисающей шерстью. Слов нет описать, какая это была красота, это было чудо из тех, которые можно увидеть только раз в жизни!
        Ковёр был дорогой, но у нас были деньги и мы очень хотели его купить, однако же, сразу возникли препоны. Во-первых, мы летели домой, в Кысыл-Сыр, и нам нЕкуда было его взять. Комната, в которой мы жили, была и без того такая тесная, что мы могли двигаться в ней лишь по очереди. К тому же в ней  были большие перепады температур и влажности: в одном углу – горячая плита, в другом – снег на стенах, и окно периодически «плачет» стекающей водой. К тому же неизвестно было, пустят ли нас с таким свёртком в вертолёт.
        Об этом ковре мы мечтали до окончательного выезда из Якутии. Специально задержались на две недели в Якутске. Но, увы, тут мы просчитались. Был конец 1989 года, свирепствовала горбачёвская перестройка, все товары исчезли и наш любимый чудо – магазин стоял опустевший и грустный. Осталось о ковре только воспоминание.

                http://www.proza.ru/2015/10/17/1572