Дары природы. Часть 2

Алина Боковая
                Рыба и дичь.

           Зимой малые реки и озёра Якутии промерзают до дна. Лишь в отдельных особенно глубоких местах сохраняются подо льдом замкнутые  «ямы» с водой. В эти ямы сплывается рыба, заполняет их и погружается на зиму в глубокий сон (оцепенение). Местные жители знают, где находятся эти ямы, и ближе к весне вскрывают их и добывают рыбу.
          Однажды друзья мужа привезли нам замороженного налима. Он был больше метра длиной. Поставленный на голову, хвостом был мне по плечо. Мы отрубили от него голову и поставили её в блюде на ночь на плиту. К утру она оттаяла, я отмыла её, вырезала жабры и челюсти, и мы  сварили всю голову целиком в большой кастрюле. Это удивительно, до чего мясистая была голова, и какая вкусная была отварная головизна! Оставшуюся рыбу мы ещё долго ели, отрубая куски от замороженной туши. Печень этого налима заняла целую тарелку, и мы из неё сготовили отдельное  блюдо!
         И ещё привозили рыб, которых мы раньше и не видывали:  чир, нельма, ледяная рыба, удивительно крупные якутские караси. Эти караси водились только в одном озере «Неджели», и о них говорили, что их даже отправляли самолётом в Москву, для Хрущёва.
Готовили карасей по-якутски. Брюшко не разрезали. Делали два надреза – у «горла» и у  выходного отверстия. Подцепляли за конец кишки и вытягивали весь пищеварительный тракт карася наружу. МолОки, икра и пузырь оставались при этом в тушке. Чешую счищали. Потом рыбу запекали на сковороде, накрытой крышкой. Все тонкие косточки в ней распаривались, и можно было без затруднений кушать. Очень вкусные получались караси!
          Много водилось в тайге и дичи, а в посёлке заядлых охотников. Работал у нас в партии пожилой одинокий мужчина, бывший в их числе. Когда подошло его время выходить на пенсию, он решил на прощанье угостить всех работников партии. Отправился на охоту и привёз целый огромный мешок каких-то птиц. Это не были утки, и вообще не водоплавающие птицы, но я забыла, как они назывались.
         Мы, женщины отдела интерпретации, были на работе, когда вдруг открылась дверь, к нам заглянула щетинистая голова и прохрипела: «Эй, девки! Идите птицу щипать!»  Мои молодые женщины застыли и смотрели на меня умоляюще. Я дала отмашку и они умчались. Ощипали всех птиц, вытащили со склада большой котёл, развели во дворе костёр и сварили всех птичек. После работы мужчина предложил это угощение всем желающим и ещё выставил водку и хлеб.
Угощение получилось отменное! И мне досталась целая птичка, которую я съела с большим удовольствием.
         А уж уток на озёрах охотники вообще добывали бессчётно. Даже мой муж, который вообще охотником не был, в компании с Геннадием Никитичем подстрелил однажды утку.

                http://www.proza.ru/2015/10/17/1552