Дары природы. Часть 1

Алина Боковая
                Ягоды и грибы.

        Леса Якутии на удивление богаты дикой ягодой. Брусника и клюква, чёрная и красная смородина, черника, голубика, морошка, дикие малина и земляника… . Собирали ягоду в основном вокруг аласов (высохших озёр). Аласы  окружены полосами кустарников, в том числе – ягодников, тянущихся широкой лентой между заросшей высокой травой сердцевиной аласа и окружающим лесом. Возили нас «по ягоды» в выходные дни на машине.
        Однажды я ездила на сбор красной смородины и снова была поражена. Широченная полоса густых кустов смородины, трудно даже пройти между ними. Сверху ягод не видно, но чуть раздвинешь ветки – и вот они, густо свисающие длинные «серёжки» ягод, крупных и ярко красных. Их было так много, что можно было собирать «не глядя». Подходишь к кустам со стороны аласа, приседаешь, просовываешь руки под полог листвы и хватаешь пригоршнями ягоду. Если стоит сухая, жаркая погода, то и комаров нет.
        Побывала я и «на голубике». На этот раз нас предупредили, что будет много комаров ввиду прохладной и сумрачной погоды. Все соответственно оделись и запаслись репеллентом. И, действительно, в кустарнике сидели в засаде полчища кровопийц. Чуть шевельнёшь куст, как они с визгом тучей бросаются в атаку. И если хоть где-нибудь, хоть крошечный участок тела (на руках или у горла) оставался открытым, в него тут же впивались десяток кровососов. Но мы к этому приготовились!
        Королева ягод на Крайнем Севере – брусника. Она растёт по опушкам леса небольшими полянками – лоскутами, просто усыпанными ягодой. Кустики брусники низкие, стелющиеся по земле. Собирают ягоду с помощью крупного гребня с длинными загнутыми зубьями. При этом с ягодой попадает много листочков, мелких, округлых и кожистых. Этим же инструментом собирают и чернику, голубику и другие ягоды. Сбор происходит быстро, но ягода оказывается сильно засорённой. Соответственно возникает проблема её очищения.
        Очистить с помощью воды не удаётся, так как и ягоды, и мусор одинаково всплывают в воде, и их невозможно разделить. Женщины придумали остроумный способ решения задачи. Берётся обыкновенная раскладушка, устанавливается с довольно крутым наклоном, к нижнему концу ставится поднос. На поднятый конец высыпается порциями ягода. Круглые ягоды быстро скатываются вниз, а листочки прилипают к брезенту раскладушки, который периодически очищается.
          Побывали мы и на сборе клюквы. Повезли нас «на болото». Болота там фактически не было, вода высохла, остался только пружинящий толстый слой какой-то белесой мелкой травы, из которой выглядывали россыпью ягоды. Не видно было ни стебельков, ни листочков. Собирать ягоды было трудно. Как раз был разгар сезона гнуса, и приходилось ведёрко повесить на шею, левой рукой смахивать с лица гнус, чтобы на мгновение открыть глаза, а правой схватить несколько ягод. Мы вдвоём собрали лишь одну литровую банку. Более опытные люди собрали больше, но не вёдрами, как бруснику или смородину.
        Всей вообще ягоды собирали так много, что в своих семьях не могли столько употребить. Излишки продавали в столовую, а также заготовителям потребкооперации. Стимулировался сбор ягод «дефицитом». За определённое количество проданной ягоды позволялось купить, например, хороший ковёр, хрусталь и другие вещи.
        Ещё, конечно, была в лесу масса шиповника. Я выросла на реке Урал,  в лесах приуралья было много шиповника, и во время Войны он играл заметную роль в нашем рационе, так как для использования не требовал сахара. Но такого шиповника, как в Якутии, на Крайнем Севере, я не видывала! Кусты выше роста человека, ягоды в пол-пальца, оранжево-красные, мясистые, с легко вычищающейся сердцевиной.
          Ну, а грибов в Якутии – море!
Грибов там растёт очень много и очень разных, от белого гриба и боровика до каких-то козлят, валуёв, свинушек и прочей экзотики. Но мы большинства из них не знали и поэтому выбирали подосиновики. На этом грибе не ошибёшься, такой он красавец и на всех других не похож. И водилось их там особенно много. Росли грибы по опушкам леса, по молодым перелескам и сырым  кустарникам. Причём совсем рядом с нашим посёлком. Не было нужды заходить глубоко в лес с риском заблудиться. Мой муж купил себе мотороллер, сразу после работы ехал на нем до  ближайшего лесочка и через час возвращался домой с полной хозяйственной сумкой грибов.
         Самые мелкие и красивые мы мариновали, средние – резали и сушили, крупные пускали на «жарёху». Там нас научили правильно жарить грибы. Оказывается, если хочешь  нажарить настоящих вкусных грибов, их ни в коем случае нельзя перед жаркой отваривать, ни даже обмывать водой. Нужно сухие грибы тщательно очистить острым ножом, потом обтереть чистой тряпочкой, порезать не очень тонко и на сковороду, в очень горячее масло! Жареные грибы в этом случае получаются чёрными, но зато сохраняют свой необыкновенный грибной вкус и аромат.
         Несмотря на такое обилие, найти и набрать белых грибов и боровиков было нелегко. Боровик встречался как-то редко, только в зрелых сосновых лесах, куда мы не совались, а белый гриб -  в   потаённых местах, которые знали только очень опытные грибники. Наш сосед знал такое место где-то на берегу Вилюя, «у камней», и плавал туда на моторной лодке. Однажды вдвоём с другом они привезли оттуда четыре мешка белого гриба и нам по-соседски отсыпали целый полный таз.
        Трудовые отпуска нам в Якутии предоставляли раз в два года, так как летать каждый год «на материк» было далеко и дорого (проезд для всей семьи оплачивало предприятие). Отпуск поэтому длился два месяца. Мы с мужем получали отпуска только зимой, летом отдыхали семьи с детьми. Мы не возражали. Однажды за два лета мы насушили столько грибов, что, будучи в отпуске и объезжая родственников, вручили каждой семье по большому пакету. А в результате нас везде угощали картошкой с грибами.
        Ну, и наконец, редкий грибной случай. После обильного и тёплого дождя с ветром, что редко бывало, у нас на огороде, прямо на грядке вырос большой, круглый светло-серый гриб, похожий на лысую голову, совсем без ножки. Мы его боялись, показали людям, все нас заверили, что это съедобный безобидный гриб-дождевик. Тогда мы перекрестились, зажарили его и съели. Какой же он оказался вкусный! И у него совсем не было ни пластинок, ни губки, сплошная белоснежная мякоть.  Один раз в жизни нам встретилось такое чудо, и то в Якутии!

                http://www.proza.ru/2015/10/17/1549