Природа. Часть 4

Алина Боковая
                Морозы.

        Якутия – это морозы! Конечно, это так. В Якутии, в Оймяконе под Верхоянском, расположен полюс холода. Но мы находились в западном регионе Якутии, причём на равнине, со всех сторон, хотя и на большом удалении, окруженной горными хребтами и нагорьями. И климат здесь был помягче. За время нашей работы в Якутии в месте нашего обитания – вилюйском районе – фиксировался самый большой мороз минус 55оС.
         Старожилы рассказывали, что раньше морозы в Якутии были устойчивыми, самые холодные месяцы были ноябрь, декабрь и январь, морозы в это время держались на значениях в интервале ( -52оС) - ( -55оС). Когда однажды утром случилась температура ( -62оС), на улице уже невозможно было дышать. При выдохе влага мгновенно замерзала и льдинки с тихим шорохом падали вниз.
         Мы приехали в Якутию в 1975 году, когда уже стали заметны признаки общего потепления климата и морозы стали неустойчивыми. В зимние месяцы иногда температура воздуха вдруг поднималась до ( -40оС ) – (-35оС ), и все считали это оттепелью. Но в среднем дневные температуры в нашем районе распределялись по году так: январь – ( -50оС) – ( -52оС); февраль – (-40оС) – ( -25оС); март – около( -15оС); в первой половине апреля днём ( -3оС) – ( -5оС), ночью – ещё морозы. Со второй половины апреля начиналась весна, днём уже было до ( +2оС) – ( +5оС), ночью ещё заморозки. 1 мая, как по заказу, днём была хмурая погода и температура ( +14оС) , и ночью уже плюсовая. В мае всегда была очень переменчивая погода, но днём был устойчивый плюс, хотя в середине мая мог ещё и снежок пойти.
         К концу мая быстро теплело, с 1-го июня начиналось лето, которое длилось  три месяца – июнь, июль и август, и было всегда жарким и сухим. Температуры стояли и днём, и ночью выше +20оС, днём часто поднимались до +30оС – +ЗЗоС, и тогда все изнывали от жары и бросались купаться в Вилюе. Редко бывали тёплые летние дождички. Парники приходилось затенять и проветривать от перегрева. Изредка бывало, что и огородные растения начинали «гореть», даже картошка засыхала. Приходилось поливать  дворы из водовозки. Так стояло до конца августа. Всё это время все палисадники и дворы в посёлке были зАлиты цветами. Женщины Кысыл-Сыра очень любили разводить цветы.
           В ночь на 1 сентября, тоже как по заказу, ударял первый заморозок, причём сразу сильный, до ( -7оС). Мы шли на работу и удивлялись: ещё вчера было жарко, всё утопало в цветах, а сегодня всё лежит на земле чёрное, крыши домов заиндевевшие, холодно. Начиналась осень. Тепло ещё возвращалось, в сентябре днём бывали плюсы, ночью – заморозки, в  начале октября уже падал первый снежок. С середины октября температуры уже круглосуточно устанавливались минусовые, днём до ( -10оС). Начиналась зима.  Далее морозы усиливались примерно по одному отрицательному градусу в сутки. 7-е ноября мы отмечали всегда при сорокаградусном морозе. Затем скачком приходили настоящие морозы, до (-50оС ) – (-55оС). Тогда в младших классах школы прекращались занятия, временно переставали летать самолёты и даже ездить автомашины, так как от сильного мороза резина колёсных покрышек твердела как стекло и становилась хрупкой. Но работа всех предприятий и организаций не останавливалась в любые морозы.
          Зимние морозы в Якутии – грозная и коварная природная сила, требующая соблюдения техники безопасности. Обувь – только валенки или меховые сапоги (унты), причём ещё  с толстыми тёплыми  или меховыми носками. Однажды к нам завезли ботинки на меху «на любой мороз», все их накупили, но уже при  минус 40оС у них полопались подошвы. Верхняя одежда – меховая или ватная, популярны ещё были меховые жилеты. Обязательна меховая шапка, а в самые сильные морозы женщины сверху накидывали ещё шерстяной шарф или пуховый платок, чтобы защитить лицо, причём глаза прикрывали поочерёдно по одному. Но и один якобы открытый глаз был  закрыт веком. На мгновение откроешь его, глянешь на дорогу и снова закрываешь, чтобы не обморозить роговицу. Четверть века прошли с тех пор, как мы выехали с Крайнего Севера, но до сих пор, как только подует холодный ветер, у меня глаза плачут в три ручья.
         Обязательны были меховые рукавицы поверх обычных варежек. Чаще всего бывали случаи обморожения рук и ног.
Ещё:  всегда, выходя в любой путь, нужно было иметь ввиду, куда можно по дороге, в случае необходимости, заскочить погреться – в магазин, столовую, больницу, чью-нибудь контору, аэровокзал, клуб. Я лично дважды получила от Генерала Мороза грозные предупреждения. Один раз шла с работы домой, заглянула в магазин, а там «выбросили» растворимый кофе. Мой муж был страстным «кофейником» и я решила его обрадовать. Прельстилась купить целую коробку, 20 банок. Коробка оказалась совсем гладкой, а в магазине мне не смогли дать никакой верёвочки, чтобы её обвязать. Наш дом был совсем близко, один маленький квартал, и я поставила коробку себе на голову, придерживая поднятыми руками. При этом край полушубка у меня приподнялся выше колен. Я шла очень быстро, дом был рядом, я на него смотрела, а у меня уже «загорелись» колени. Всю ночь я с коленями маялась, утром увидела на коже тёмные пятна. Слава богу, обошлось.
           В другой раз я пришла с работы одна, муж был в отъезде. Зимой ночь у нас начиналась в 4 часа пополудни, а было уже 6 часов. Я поднялась на крыльцо, достала ключ, и вдруг он выскользнул у меня из рук и упал в снег на крыльце. Меня охватил ужас. Не могла сообразить, куда бежать за помощью. Кругом глухие заборы, всё закрыто, ни достучаться, ни докричаться. Столовая ещё закрыта… Я сняла рукавицу и сунула руку в снег, туда, куда, как мне показалось, упал ключ. И – о, чудо! Он попал мне в пальцы! Только мне пришлось отогревать руку с ключом на животе, пока я смогла отпереть замок.
          И ещё одна интересная особенность мороза на Крайнем Севере, о которой я раньше и не слыхивала. Если дом отапливается дровяной печью, в морозы нужно обязательно протапливать её ежедневно (обычно топили два раза, утром и вечером). Один день пропустишь -  и в трубе образуется ледяная пробка. Мы этого не знали и по приезде, в феврале, когда  и температуры на дворе не опускались ниже (-25о С), однажды не протопили печь. На следующий день тяги в трубе не было, печь вообще не горела, весь дым шел в комнату.
           У нас был тогда лишь один близкий знакомый, мастер по ремонту аппаратуры в отделе у мужа. Мы обратились к нему. Он пришел, посмеялся над нами, потом каким-то чудом как кошка взобрался на обледенелую крутую крышу, накинул на трубу петлю, сам привязался к этой петле, втянул к себе лом и пробил им ледяную пробку в трубе, причём не без труда! Лёд был толстый и твёрдый как камень.
         Это был наш многоуважаемый, дорогой Геннадий Никитич Плотников, человек весёлый и приветливый, наш консультант, помощник, а то и спаситель в северной жизни. Он предупреждал нас об опасностях, он научил моего мужа запасать на зиму питьевой лёд, обустраивать на лето парник и многое другое. Он всё знал и всё умел, был и столяр, и плотник, и рыбак, и охотник. Когда на летние каникулы к нам приезжал наш сын, курсант военного училища, Геннадий Никитич брал его с собой в тайгу на охоту и рыбалку, научил ориентироваться и устраиваться на ночёвку в лесу, делал ему отпуск необыкновенно интересным. Он и сейчас, спустя 26 лет после нашего отъезда из Кысыл-Сыра, живёт там (на пенсии) и иногда звонит мне по телефону, поздравляет с нашими старыми праздниками и с Днём геолога. Его уважаемая супруга Валентина Михайловна работала у меня в отделе интерпретации на контроле качества геофизических материалов, и тоже была моя добрая приятельница и верная помощница по работе.
      
                http://www.proza.ru/2015/10/17/1465