Первые впечатления. Часть 3

Алина Боковая
                Кысыл-Сыр – посёлок нефтегазразведчиков.

      Далее мы продолжили знакомство с посёлком Кысыл-Сыр, где нам предстояло жить и работать 15 лет.
       Ближайший к нам объект – столовая – оказалась очень хорошей. Готовили в ней очень вкусно, разнообразно и дёшево, это была рабочая столовая нефтяников. Еду можно было брать на дом, что мы и делали. В буфете столовой можно было купить разную пищевую мелочь. Зал столовой был большой, квадратный и поэтому уютный, с росписями на стенах (местная самодеятельность!), с  небольшими эстрадными подмостками в углу. Здесь отмечались все праздники, свадьбы, юбилеи, проводы на пенсию и прочие торжества. В посёлке был самодеятельный оркестр, который очень украшал живой музыкой все мероприятия.
       Была в посёлке больница на несколько палат, при ней прочие виды мед.помощи: амбулаторный приём больных, вызов врача на дом, фельдшерская помощь и медсёстры, аптека, отсюда давались команды на вызов санитарного самолёта в срочных и тяжелых случаях. Была парнАя баня для мужчин и женщин поочерёдно. Два продмага, универмаг и хозмаг. Школа – десятилетка, детский сад. Контора нефтепоисковой экспедиции. Всякие технические службы. Аэропорт, который, кроме вертолётов, принимал даже небольшие самолёты. Все постройки деревянные, в центре посёлка – двухэтажные. Над всем возвышалось одно большое каменное здание клуба, он же – кинотеатр, он же – зал для всяких крупных собраний, он же и для выступлений артистов, и для молодёжных танцев. Иногда в нём приторговывали якутскими товарами приезжие коробейники. Жило в посёлке около 5000 человек.
     Мы прожили в Кысыл-Сыре 15 лет. За эти годы условия жизни в посёлке постоянно улучшались. Построили котельную и провели водяное отопление. И у нас в комнате появилась горячая батарея под окном, и лёд перестал намерзать, но на стенах у пола всё равно были снежные наросты. Воду стали развозить в водовозках. В каждой квартире в углу ставилась бочка, около неё пробивалась в стене дыра, закрывающаяся пробкой. Машина подъезжала к дому, разматывался шланг, просовывался в дыру, и бочка заливалась водой. В центральных двухэтажных домах был даже устроен водопровод. Перед самым нашим отъездом дотянули до Кысыл-Сыра и нитку газопровода от открытого поблизости газового месторождения.
     Как-то по приезде я хотела выйти на берег Вилюя, посмотреть на реку. Выйти к реке было нелегко, всё застроено у берега,  лишь один холм возвышался. Я на него поднялась, увидела панораму реки и посёлка, и вдруг у меня как будто земля качнулась под ногами и слегка закружилась голова. Я не могла сама себе поверить, куда это нас занесло, за тысячи километров от нормальных мест обитания! И как тут всё необычно!
    И вот пришла первая весна. Снег начал бурно таять, сугробы исчезали. Лишь наледи упорно сопротивлялись теплу. Мы решили прибраться во дворе, собрать все палки, ветки, поленья, какие-то доски и прочую дресву, которая явилась свету из-под снега. Но не тут-то было! Каждая палка и деревяшка одним концом торчала в воздухе, а другим была ещё глубоко вмёрзшей в землю. Кроме мусора из-под снега проступили…грядки! Дворик оказался огородом, где, к нашему изумлению, выращивались картофель, овощи и всякая зелень. Огороды были, оказывается, у всех жителей Кысыл-Сыра, кроме бичей.
    Таинственный остов, торчащий среди двора, оказался каркасом парника, который на лето обтягивался плёнкой!  Но парник в Якутии имел принципиальное отличие от парника южных широт. На юге грядки в парнике стараются  углублять, так как весной тепло идёт  от земли. На севере, наоборот, их поднимают как можно выше, чтобы ослабить влияние вечной мерзлоты.  А под землю в грядах подкладывают с этой же целью толстый слой навоза с соломой и всяким мусором.
  В первое наше лето в Кысыл-Сыре мы не могли засадить парник, так как у меня не было рассады. Рассаду там хозяйки выращивали только у своих окон, а семена привозили или выписывали «из Европы».
     Вокруг всех домов были высокие и широкие завалинки для утепления, засыпанные почвой из леса. В тех из них, что выходили на солнечную сторону, хитрые хозяйки тоже выращивали самую раннюю зелень, прикрывая её плёнкой. Внутри парников вдоль стен делали такие же завалинки и в них выращивали  самую нежную зелень и редис. Некоторые даже ухитрялись выращивать в них арбузы и дыни! Плоды вырастали маленькие, с два кулака, но вполне зрелые и сладкие. А главные плоды – это были огурцы, помидоры, сладкий перец и кабачки. И всё вырастало крупное, зрелое и здоровое, и так много, что и на зиму засаливали. Там не было фитофторы и прочей гнили и урожаи были всегда отличные.
    Но была в якутских парниках одна особенность. Дело в том, что весна там короткая (всего 1,5 месяца) и холодная. Хоть солнце и светит почти круглосуточно, но по ночам бывают и заморозки, и снежок ещё иногда падает. А лето – жаркое и сухое, но тоже короткое, до первого заморозка только три месяца. Если не прихватить весну – не успеет всё отплодоносить. Поэтому весь май месяц приходилось парник по ночам подтапливать. Для этого в нём на кирпичной платформе  ставилась печь – большая железная бочка с прорезанной в днище дверцей и с высокой трубой. Дрова в такой печи прогорали очень быстро, поэтому на ночь в неё закладывались толстые поленья, замоченные водой, чтобы не горели, а медленно тлели. Но всё равно в два часа ночи нужно было печь заправить снова, и так целый месяц!
    В огородах, в открытом грунте выращивали картошку, капусту, морковь, свёклу, лук зелёный и репчатый. И нигде ни до, ни после я не видала таких крупных, чистых, здоровых плодов, как в Якутии, на Крайнем Севере. Когда прокладывали теплотрассы, хозяйки тут же приспособились делать над ними грядки «с подогревом». Тепловые трубы в землю не закапывали из-за мерзлоты, а прокладывали по поверхности в утеплённых досчатых «рубашках». Сверху просто засыпали землёй. Эта земля весной оттаивала раньше всего, и получались готовые утеплённые грядки.
   И ещё одно чудо-растение мы там увидели. Оказалось, что есть сорт огурцов комнатных, которые плодоносят круглый год. Нужно только большое ведро с землёй, ровное тепло в комнате и «солнечное» окно. Вырастает огромный огуречный куст, плети которого нужно подвязывать, и на них всегда висят несколько огурцов. Я их только видела у людей, но у нас в комнате нужных условий не было.
   Раз в год осенью в Кысыл-Сыре устраивалась «Выставка плодов с огородов и парников». Чего только люди не выращивали! Кочаны капусты с полведра, свёклу с голову человека, огурцы длинноплодные по-полметра, крупные помидоры, красные, желтые и чёрные, кабачки как поросята, сладкие перцы, редьку, арбузы и дыни и прочие чудеса. Один хозяин выращивал в парнике даже виноград, правда – мелкий и кисловатый, как говорили люди, но красивый.

                http://www.proza.ru/2015/10/17/1441