Хронология пророков и пророчеств ч. 8-3-1

Владимир Бровко
ч.8-3-1

ВЕЛИКИЕ ПРОРОКИ

   В двух предыдущих  частях мы уважаемый читатель уже успели рассмотреть историю жизни и деятельности двух типичный  иудейских пророков - Деборы и  Самуила.
   И, как  я надеюсь, вы   лично убедился, что оба вышеназванных  мифологических персонажа (а сказать, что это  были реально существовавшие  исторические  личности у нас нет никаких оснований) не являлись ПРОРОКАМИ в точном  определении этого понятия, как оно толкуется в современной науке.
     Но если  отбросить всю религиозную мистику, то тогда можно сказать, что это были своего рода «контактеры», с одним из лично им непонятых, представителем высокоразвитой  инопланетной цивилизации, носившего для  древних иудеев  имя Яхве (Иегова и еще 10  других засекреченных  в Библии от простолюдинов имен).
     Хотя, как  было доказано в предшествующих  частях этой работы под ними,  скрывался  один и тот же «ананук»  с планете Нибиру, по имени МАРДУК (Ишкур), сын  Энки. (одного из руководителей  колонии  инопланетной цивилизации  на планете Земля  существовавшей тут еще,  по крайней мере, 3 500- 4000 лет тому назад).
    И вот теперь,  на ваш суд автор представляет своего рода «великолепную четверку» великих пророков: (Иезекииль https://ru.wikipedia.org/wiki/Иезекииль, Иеремия https://ru.wikipedia.org/wiki/Иеремия, Исаия https://ru.wikipedia.org/wiki/Исаия, Даниил https://ru.wikipedia.org/wiki/Даниил_(пророк)).
        По каждому из них,  в литературе,   которою вы можете можно свободно найти Интернете, написано  тысячи разных работ. И каждый  автор  по своему, в первую очередь, исходя из своих религиозных убеждений,  описывает нам свое видение данных пророков.
        Но, несмотря на  все усилия   правды о пророках,   за последние 2500 лет т мы так и не узнали!
       В связи с чем, автор впервые попробует дать более краткую и сжатую информацию (по данному поводу) для того чтобы  читателю предъявить (конечно при  их наличии)  факты «пророческого дарования» у вышеперечисленных исторических персонажей.
      А   заодно так же  выяснить главный вопрос о том,  если они  «высказывали пророчества», то что исполнились из них.
     Или мы опять имеем  дело с поздними фальсификациями «библейских»  книг приписываемых  данным пророкам но  составленными иудейским  мудрецами - талмудиста   через много веков после  их смерти когда  сами»пророчества»уже «подгонялись» под  реально происшедшие  события в иудейской истории.
       А если ничего подобного не было, то тогда надо выяснить и важный вопрос:
       «А за, что  вышеназванные лица, в «Ветхом Завете» тогда  получили титул «великих пророков»?
        Но чтобы  упростить нашу  работу, давайте  вначале расставим наших героев по времени их  жизни, т.е. определимся с хронологией вопроса.
       И тогда, после такой «рокировки» первым тогда в нашем списке «великих пророков» идет Исаия. И вот что о нем известно.
        Само имя «Йешаяу» означает  — «Спасение, посланное Богом», и очевидно это не родное ( данное при рождении)  его имя. Но вот когда мы  посмотрим в свидетельство о рождении Исайи то увидим, что он был  сыном Амоца выходец из знатной еврейской священнической семьи и родился он в Иерусалиме около 765года до н. э.  И уже  тогла  очевидно у отца и других иудейских священнослужителей  времен Первого иудейского храма,  возник  «план о воспитании Иссайи» как нового иудейского пророка!!!  И тогда с этой позиции можно  понять для чего ему сочиниои такое имя. Оно как бы  изначально подходило для пророка!!!
     Это очень важный факт в нашем историческом расследовании. Ибо  в случае с Исаией видно, что  мы имеем дело с человеком, с младых лет специально обученным иудейским священнослужителем – специальной технике выдачи ПРОРОЧЕСТВ!!!
     Само же пророческое служение Исайи началось в возрасте 20 лет «с  нкого видения Бога»  на высоком и превознесенном престоле; края риз его наполняли весь храм, вокруг Него летали ангелы и взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его».
    Это самое « видение» (по Библии якобы призвавшее Исайю на проповедь), посетило его в Первом Иудейском Храме, где только ему явился Господь в облике небесного Царя, престол Которого был окружен огненными существами — серафимами (от евр. САРА;Ф — палящий).
   Кстати никто из  других посетителей  Храма бывших рядом с Исайей  не видели никакого явления Господа!!!
      Согласно последующему признанию самого пророка Иссайи, это произошло в год смерти царя Озии, т. е. ок. 740 до. н. э. (6:1).
    А вот  и само точное описание этого события из которого видно, что Иссайя небыл  назначен, а сам вызвался  быть «Пророком» у  Господа!!!

       При виде сего величия славы Божией, Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я!... Ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда один из летавших серафимов коснулся горящим углем, взятым клещами с жертвенника, уст Исаии и сказал: «вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен».
    И сказал ему Господь: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас»?
     Исаия отвечал: «Вот я, пошли меня»! (Ис 6)

     И тут я хочу спросить читателя.
     А помните, что  описывал пророк Енох о своем вознесении на НЕБЕСА и встречи с БОГОМ!!! 
      И если вы не помните, то тоже самое  что утверждал  через 2000 лет после него юный Исаия!?
     И снова как мы  видим (если конечно верить Библии), что  у Бога и как это может быть при его всезнании и всемогуществе !!! есть большая «проблема» со своим «избранным народом».  Ибо не на кого оказывается Богу то положится, в его стремлении исправить погрязших  в грехах  древних иудеев!!!
     Но, это мы  сейчас знаем о чем говорил пророк Енох, поскольку канон Ветхого Завета уже  сформирован в окончательном виде, а вот во времена пророка Исаии!, ни о каком пророке Енохе  древние иудеи ничего не знали.
       А вот отец  Исаии – пророк Амоц  очевидно располагал этой информацией и  направил его по дороге пророчества протоптанной «стопами» пророка Еноха!!!
     Как я  уже  отмечал пророк Исайя начал передавать свои сообщения в 747 году до н. э., во времена царя Озии.
     Сами же пророчества  Исаии пришлось на период правления царей Азарии, Иоафама, Ахаза и Езекии.
     Но пророчества не принесли Исайи  ни почета, ни материального благополучия!
      И жизнь нового пророка Исаии  была полна крайне тяжелой о чем   может свидетельствовать и тот факт, что он  мученически  погиб в период царствования царя Иудеи Манассии. Считается по одной из версий, что  по велению Манасии Исайя был перепилен деревянною пилою между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии!!!
   Какая  жестокость может возмутиться  современный  читатель!
     И будет  неправ. Поскольку обстоятельства смерти Исайи нам точно не известно,  а  то что «описано» есть недостоверным описанием  (как это будет показано  далее)  составленного «поздними редакторами»  текста  Ветхого Завета.
      О самом  Исайе так же известно что он  был женат на иудейской пророчице!! подобной «Мириам пророчице» (Исх., 15, 20), «Хульде пророчице» (II Цар., 22, 14) или «Ноадии пророчице» (Нехем., 6, 14).
     Исайя также имел несколько детей, имена которых должны были служить «предзнаменованиями и символами во Израиле» Шеар-Яшуба, т. е. «остаток вернется» а по мнению некоторых, также Иммануила т. е. «с нами Бог» хотя более вероятно, что Иммануил был сыном Ахаза, т. к. пророк предлагает последнему дать это имя ребенку.

    Поздние  иудейские талмудисты-мудрецы,   начав  формировать с погибшего в безвестности Исайи  фигуру «великого пророка»  первоначально сделали компиляцию неких религиозных текстов,  авторство которые приписали Исайи — и  затем  уже оформили  их, как  отдельную библейскую книгу Исаии включив ее в Старый Завет.
    Но составители книги Исаии  не качественно обработали исходный материал  и историки и  библеисты нового времени ( примерно с 18 века прошлого тысячелетия)  пристально изучившее эту книгу  установили, вопиющий факт, что данная книга написана  ДВУМЯ разными людьми. И они их обозначили как: Исайе Первым и Исайе Вторым. Причем их мнения по  одним и тем же  вопросам  часто диаметрально противоположны.

     Для самых любознательных из вас  уважаемый  читатель, я привожу небольшой отрывок из одного научного труда по данному  вопросу:

      ИСА;ЙИ ПРОРО;КА КНИ;ГА, первая по порядку канонич. книга, входящая в сб. *Великих пророков ВЗ. Включает 66 глав. Написана преимущ. в стихотворной форме; тематически и стилистически И. п. К. делится на 3 части (гл. 1—39; 40—55; 56—66). Древнейший полный список книги найден в *Кумране(кон. 2 в. до н. э.).
1-я часть И. п. К.: содержание и композиция, авторство (гл. 1—39).
     По своему характеру И. п. К. является сборником пророч. речений, произнесенных и записанных в разное время. 1-я часть Кн. содержит 7 осн. тем: 1) вступительные речения, направленные против грехов Иудеи (1—5); 2) мессианские пророчества, к-рые открываются видением Господа в Храме (6—12); 3) суд над языч. народами (13—23); 4) эсхатологич. пророчества, или "Апокалипсис Исайи" (24—27); 5) надежда на Бога — единственный оплот. Пророчества, перемежающиеся историко-биографич. эпизодами (28—33); 6) суд и возрождение (34—35); 7) историч. эпилог, содержащий повествование о прор. Исайе и царе Езекии.
        Структура, особенности и содержание 2-й части И. п. К. (гл. 40—55). В отличие от 1-й части, 2-я характеризуется более стройной авторской композицией.
      В ней нет историко-биографич. вставок; она пронизана единой идеей, к-рая, раскрываясь последовательно, подчиняется определ. логике и, возможно, хронологич. ходу событий.
     Однако сами события обрисованы обобщенно: 2-я часть И. п. К. не имеет столь очевидной связи с историей 8 в., какой отмечена 1-я часть. Ни Ассирия, ни ее цари, ни персонажи иудейской истории *допленного периода не упомянуты.
       Из монархов назван лишь Кир (45:1—6), царь Персии (559—530), к-рый в 538 отпустил пленников на родину. Речения пророка, написанные в виде гимнов и поэм, обращены к иудеям, живущим в вавилонском изгнании
         3-я часть И. п. К. (гл. 56—66). Композиция, содержание, датировка. В кон. 19 в. *Дум впервые отметил, что эти главы должны были быть написаны после Плена. Они отражают период кризиса, к-рый последовал вскоре за возвращением изгнанников в Иудею. 3-я часть является сборником речений, не имеющих такого стройного плана, как во 2-й части. Этот сборник включает 7 тем: 1) народ Божий — Община (Церковь), а не нация (56:1—8); 2) обличение вождей народа (56:9—57:13); 3) присутствие Божье (57:14—21); 4) ложное понимание веры, влекущее за собой возмездие (58—59); 5) Новый Иерусалим — центр всего человеч. рода (60); 6) призвание пророка, прообразующего Служителя Господня (61:1—63:6); 7) мольба, обращенная к Богу, и ответ Божий. Новое небо и новая земля (63:7—66:24).

      « Однако с конца 18 века стали замечать (Koппe), что и первые 40 глав книги И. не все могут принадлежать пророку времен Ахаза и Хизкии. Прежде всего только что упомянутые главы 13, 1—14, 23 говорят о разрушении Вавилонии при участии Мидии (13, 17), а также о торжестве Израиля и Иуды (Якова), вновь водворенных в свою страну после падения угнетательницы Вавилонии (14, 1—23).
        Затем гл. 21, 1—10 также говорит о разрушении Вавилонии и также упоминает об участии Мидии совместно с Эламом в осаде Вавилона (21, 2 и 9).
      Сомнительно, чтобы И. Первому принадлежали гл. 11, 11—12, 16, ибо в них говорится о собирании «скитальцев Израиля и рассеянных Иуды с четырех концов земли» (II, 12); гл. 19 и 23, ибо в первой говорится о храме Бога Израиля в Египте (19, 19), что, как видно из недавно открытых арамейских надписей (ср. Самуил Дайхес, ;;;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;, «Гашилоах», XVII, 507—508, и Давид Кагана, ;;;;; ;;; ;;;;, там же, XXII, 551), произошло лишь около времени Эзры и Нехемии, а в последней (23, 13—18) есть параллели с вавилонским пленением иудеев; наконец, гл. 24—27 и 34—35 также носят на себе, по мнению ряда критиков, печать более позднего происхождения, причем в первых трех критики усматривается нечто вроде апокалиптики, а потому их относят к эпохе Александра Македонского, что кажется маловероятным, а глава 35 вполне соответствует первым главам И. Второго, так как в ней говорится, что «избавленные Богом вернутся и придут в Сион с ликованием» (35, 10). Что же касается последних 4 глав И. Первого (36—39), то они имеются и во II Цар. (18, 13—19, 20) и в них о деятельности И. говорится в третьем лице, так что перу самого И. они принадлежать не могут, и они написаны, по всей вероятности, учеником И.
     — Но и книга так называемого И. Второго подверглась критическому анализу, и Чейн (T. K. Cheyne, Prophecies of Isaiah, London, 1880—1882), Дум (В. Duhm, Das Buch Jesajah, G;ttingen, 1892), Марти (K. Marti, Das Buch Jesajah, T;bingen, 1900) и др. расчленили и гл. 40—66, причем большинство этих критиков отделяет гл. 40—55 от 56—66 и приписывают последние 11 глав новому пророку, жившему около 450 до Р. Хр. (время Эзры и Нехемии), которого они называют Исаией Третьим (Trito-Jesajah); некоторые считают принадлежащими И. Второму лишь гл. 40—48, причем остальные главы они разделяют на следующие отделы: 49—55, 56—57, 58—62, 63—66, из которых каждый приписывается другому пророку из школы И. Второго.
     Этим последним обстоятельством объясняется сходство в отельных выражениях, признаваемое и крайними библейскими критиками. Эти критики считают себя вынужденными предположить существование различных авторов для 18 — (или 11) и последних глав книги И. ввиду отличительности и многоразличия их содержания и общего тона, которые подчас являются прямым противоречием главам 40—48.
    Напр.: в главе 48, 20 пророк советует «бежать из Халдеи», а в гл. 52, 12 говорится: «Ибо вы не второпях уйдете и не бегом пойдете»; в гл. 44, 28 пророк считает разрешение на постройку храма одним из важнейших деяний Кира, а во гл. 66, 1 и 7 он говорит о постройке храма, как о чем-то ненужном (ср. K. Budde, Geschichte der althebr;ischen Litteratur, 176—182). A. Дум (Duhm, op. c.) прибавляет ко всему этому, что 42, 1—4; 49, 1—6; 50, 4—9 и, в особенности, 52, 13—53, 12 являются специальным циклом «Песен раба Божьего» (Ebed Jahveh-Lieder). Однако это слишком тонкое расчленение глав 40—66 вызвано не столько критическим анализом их, сколько неверным представлением, что И. Второй появился внезапно, как метеор, в конце вавилонского пленения и столь же внезапно исчез непосредственно после издания Кирова эдикта.
       Если же предположить, что И. Второй пророчествовал хотя бы лишь в течение двадцати пяти лет, т. е. со времени появления Кира на горизонте Вавилонии и до того времени, когда Второй храм был уже почти готов (540—515), и если иметь в виду исторические события и колебания в настроении иудейских изгнанников и возродителей этой чрезвычайно важной четверти века, то как перемены в тоне пророка, так и противоречия в его пророческих речах, станут вполне понятны.»

     И если прочесть эту  книгу, то мы там выявляем  и чудеса и пророчества!!!
     Чудеса. Тут  нужно отметить, что  наш Исайя  был  своего рода  древним фокусником иллюзионистом, использовавшим для демонстрации своих ЧУДЕС  технические приемы и знания недоступные  большинству своих современников:
   1.В соответствии с преданием, во время царствования Езекии на Иудею напал ассирийский царь Сеннахериб. Но по молитве Езекии войско противника было истреблено.
    Однако сам Езекия тяжело заболел и был исцелён Богом по молитве пророка Исаии.
   2.Возвратил тень на десять ступеней назад, дав знамение, царю Езекии, что тот выздоровеет (4Цар. 20:8-11).

     Пророчества.  И тут Исайя показал себе квалифицированным  мастером, освоившим  в совершенстве технику и практику  пророческой деятельности накопленной до него другими пророкам.
     Так  он предлагает Ахазу просить знака у Бога (7, 11), подает Хизкии знак движением солнечных часов.
      Исайя  занимался также, подобно древним пророкам и  врачеванием болезней; когда царь Хизкия смертельно заболел (по-видимому, чумою), он советовал прикладывать к воспаленным местам мякоть из смоквы.
      Подобно  другим иудейским прокам Исайя он совершает символические действия: ходит нагим и босым во время осады города Ашдода в знак предстоящего пленения египтян и эфиопян.
          Закончил свою пророческую деятельность Исаия плохо. Талмудическое предание гласит, что царь Менаше, сын Хизкии, преследовал Изеекию., и когда тот спасся в дупло кедра, Менаше велел распилить кедр; таким образом, распилили и Иссамю. 
        Эта легенда имеется также в псевдоэпиграфическом «Вознесении Исаии» (V, 1—14) и упоминается у Юстнна Великомученика (Dialogus cum Tryphone judaeo, c. 120).
       Однако эта явно неестественная смерть.
Вспомните что другой источник   ранее утверждал, что Исайю распилили деревянной пилой!?
       Ибо она обставлена слишком  уж легендарными подробностями, чтобы быть исторически достоверной!!!
       Весьма вероятным можно считать лишь то, что И. умер в начале царствования Менаше, который сильно преследовал пророков (ср. II Цар., 21, 16) но ри совершено нам неизвестных обстоятельствах.
       Во всяком случае, пророчеств И. из времен после Хизкии не существует.
       Таким образом, пророческая деятельность И. продолжалась, по крайней мере, 39 лет (740—701).
     Теперь рассмотрим вопрос, о том какие «мудрые  мысли» и важные религиозные  идеи, иудейские мудрецы-талмудисты приписали Исайи:

     1. Известная фраза Исайи о Царствии Небесном: «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).
     2. Исайя отрицает возможность сравнения Бога с кем то: «Кому уподобите вы Бога?» (Ис. 40:18); и отрицает возможность постижения Бога: «Разум Его неисследим» (Ис. 40:28).
       Исайя отстаивает идею о том, что каждый народ достоин власти, которая над ним, называя персидского царя  Кира помазанником Господа (Ис. 45:1).
     3. Исайя отстаивает идею предопределения.
      «Предопределения древние истинны» (Ис. 25:1), но подчёркивает, что судьба каждого человека зависит от него самого и определяется его поступками: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:19).
Дамаск будет разрушен (Ис. 17:1).
    4. Именно Исаии принадлежит описание видения Нового Иерусалима — символа грядущего Царства Божия.

      Особенно иудеи что древние что нынешние ( а за ними частично и христиане)  чтут Исаию  за его мессианские пророчества
      Как пророчества о Мессии рассматриваются следующие пророчества:
 О рождении Мессии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.»  (Ис. 7:14),«ибо младенец родился нам — сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира»  (Ис. 9:6).
     Чтобы  не путать читателя  пересказом  богословских книг  я далее приведу  несколько отрывков из них .
    Это поможет читателю понять важность слов Исайи  для  религии и в наше время. Ибо он высказал  идею, рассказал план  грядущих событий, которые  еще не наступили!!!!

  «Прор. Исайя первый со всей ясностью возвестил о Мессии-Спасителе как о Личности. Его приход предвосхищен в пророчестве о Младенце, чье имя будет означать "С нами Бог". Иными словами, рождение истинного Помазанника Господня связано с последним и высшим Богоявлением.
      Во 2-м мессианском пророчестве потомок Давида представлен как "Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (9:6). В 3-м мессианском пророчестве, записанном, вероятно, в последние годы жизни пророка, исчезают почти все следы политич. понимания Мессии (11:1—9).
     Помазанник явится, когда ствол дома Давида будет срублен; Он вырастет, словно побег, идущий от корня; Он будет побеждать зло Духом Господним. Его Царство не только восстановит гармонию между человеком и Богом, но и гармонию между человеком и природой.
     Исчезнет взаимное пожирание, "волк будет жить вместе с ягненком", воцарится новый Эдем. Истинная вера, выйдя из Иерусалима, привлечет к себе "все народы", к-рые оставят вражду и перекуют мечи на орала (2:1—4). Египет и Ассирия, к-рые тогда воплощали собой жестокого врага-идолопоклонника, будут не только "поражены" Богом, но и "исцелены". "И египтяне вместе с ассириянами будут служить Господу" (19:19—24).
      Т. о., библ. религия становится в учении Исайи мировой, универсальной религией.
       Подводя же черту под рассказом об Исайи  мы уже можем дать ответ на вопрос  был ли он «великим проком»?
          И тут если, судить по его квалифицированности, систематическим занятиям пророчеством ( и что не маловажно отметить то  факт, что пророчество было  семейным бизнесом) то Исайю  можно считать одним из древних иудейским пороков которые  в разные  время, но постоянно  общим числом до 400  человек!!!,  бродили по Иудеи в поисках случайного заработка.
      А вот титул «великого» ему присвоили  преждевременно!
      Ибо не сбылось и неизвестно ли сбудется его пророчество о явлении иудейского Мессии !!!!
         
           Следующим пророком по хронологии у нас идет Иеремия.
           Иеремия    около   610-612 г. д. н. э.
           Иереми;я (ивр. ;; Йирмея;ху, «Господь возвеличит») — ветхозаветный пророк, автор книги пророка Иеремии и книги "Плач Иеремии".
          Пророк Иеремия жил спустя 100 лет после Исаии (первого).
          В это время Ассирия начала терять свое могущество, а власть Вавилона становилась все сильнее.
           Падение Ассирии не могло быть предотвращено даже с помощью Египта. Заключив союз с мидийцами, вавилонский царь Набопаласар в 612 г. до нашей эры занял столицу Ассирии - Ниневию.
        Войска египетского фараона Нехо в 609 г. напрасно спешили на помощь ассирийскому царю, попытка оказать ему помощь оказалась безуспешной. Зато им удалось на несколько лет установить власть над Иудеей.
        В 605 г. вавилонские войска разбили египтян, и Иудея стала данником Вавилона. Цари Иудеи пытались освободиться из под власти Вавилона, ища поддержку у Египта.
      В 602 г. до нашей эры вавилонский царь  Навуходоносор II предпринял несколько карательных походов против Иудеи и Иерусалима и в 587 г. до нашей эры окончательно захватил Иудею и увел в плен большую часть жителей страны (вавилонский плен).
       Выходец из семьи священника, Иеремия начал пророчествовать совсем молодым, во времена правления Иосии.
        Свою миссию, как и Исаия, он сводит к божественному предназначению!!! Ну, а как же иначе!!!
      Но тут обошлось уже  без театральных видений Бога с ангелами!!!!
      Ибо опять у иудейского Бога  возникла проблема с верными подданными!   Да так она обострилась, что Иегова  избрал Иеремию своим пророком,  когда последний еще не родился на свет Божий!!!!
        «И было ко мне слово Яхве: прежде нежели я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя...
         И простер Яхве руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Яхве: вот, я вложил слова мои в уста твои» (Иер. 1:4,9).

        А далее идет еще  более уникальная информация  о том, что не родившейся Иеремия  уже напрямую общается с Богом и даже ему  возражает!!!!

        Оказывается Иеремия испугался столь великой задачи, считая себя слишком молодым:
       «О, Яхве, боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1:6).
        И позднее Иеремия тоже считал задачу непосильной для себя, хотя и много сделал для выполнения миссии пророка.
         Но, одного  старания  для успешного пророка, особенно в среде древних иудей  было мало. У  иудейского пророка  должен быть еще и ТАЛАНТ!!!  Которого не было у Иеремии. 
         И вот, он не добившись успеха, он горько жаловался Яхве:
          «Ты влек меня, Яхве,- и я увлечен, ты сильнее меня - и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.
         Ибо лишь только начну говорить я,- кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Яхве обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.
         И подумал я: «не буду я напоминать о нем и не буду более говорить во имя его».
        А ведь потом нарушил свое обещание и это для  Иеремии все плохо  закончилось!

          О деятельности Иеремии известно, что он поддерживал царя Иосию, стремившегося восстановить единый культ Яхве.
          Он прилагал все усилия для того, чтобы народ сохранил договор с Яхве и отвернулся от чужих богов. Когда же в стране с помощью царя был введен единый культ Яхве, то Иеремия на время отказался от пророчеств, поскольку считал свою деятельность бесполезной.
        Но, вскоре он пришел к выводу, что народ нуждается в его словах.
          С ослаблением власти Ассирии в стране начали распространяться настроения самоуспокоенности, что привело к ошибочной внешней политике. Иудейские политики недооценили силу Вавилона и искали союза сначала с Египтом, а потом с Ассирией.
        По наущению Египта они выступили против вавилонского царя Навуходоносора II и отказались платить ему дань. Все это привело к карательным походам вавилонского царя против Иудеи, ранее предсказанным пророком, а затем и к полному уничтожению иудейского государства.
         Иеремия совершал немало, если можно так сказать, символических поступков, которые должны были подчеркнуть возможные печальные последствия неверной политики, наступление катастрофы.
         Так, он получил от Яхве повеление разбить глиняный кувшин, который разлетелся на тысячи осколков.
          Тем самым он хотел показать, как будет рассеян народ израильский в разных концах мира.
           За это он был закован в колоду.
           В другой раз Иеремия взял льняной пояс и, отнеся его к Евфрату, спрятал в расселину скалы, где пояс постепенно сгнил.
            Подобная судьба предсказывалась иудейскому народу.
             Перед царем Седекией Иеремия появился с ярмом на шее, подчеркивая грядущую судьбу народа, который будет нести ярмо Яхве, если не прислушается к словам пророка. Слуги сняли ярмо с шеи Иеремии, но тот надел новое железное ярмо и вновь предстал перед царем.
          И тут как это и не будет неожиданным одно из пророчеств Иеремии почти сбылось. Хотя и не в том виде кК он  утверждал!!! Так же надо отметить, что исполнение пророчества стало для него личной трагедией.
     Но это все же справедливо.
     Что это у иудеев  за пророк, который  не сидел в тюрьме  или не был впоследствии мученически  убит за свои пророчества!?

            Во время осады Иерусалима он провозглашал, что наступил обещанный суд Яхве.
         В то же время подчеркивал, что это еще не конец, не полное уничтожение, что наступит счастливое время, когда Яхве подарит Израилю и Иудее радость, заключит новый завет с народом. Тогда законы будут записаны не на скрижалях, а в сердце каждого верующего.
        После падения Иерусалима большинство жителей было уведено Навуходоносором II в плен в Вавилон.
       Начальником оставшихся, стал Годолия. Он выпустил Иеремию из темницы, где тот находился по обвинению в предательстве, и позволил ему выбирать одно из двух: или он пойдет с большинством жителей в Вавилон, или же останется на родине.
        Иеремия выбрал последнее.
        Оставшаяся на родине, радикальная группа иудеев, будучи недовольна правлением Годолии, организовала заговор и убила его.
       Затем, боясь мести вавилонского царя Навуходоносора, они бежали в Египет, взяв с собой пророка.
        И вот что важно! Начиная с этого времени след Иеремии теряется.
        По традиции полагают, что он умер в безвестности  в Египте.
        Иеремию все знают как плачущего пророка. Существует даже такой термин «иеремиада» для обозначения горестных жалоб и сетований.

            Но и это еще не все  уважаемый  читатель! За Иеремией  числится и другой  важный «подвиг». Именно он,  а не мифологический пророк Моисей  написал  так называемое Второзаконие.
       Справка: Второзако;ние (ивр. ;;;;;;;;;, d;b;;r;m, совр. произн. Двари;м — «Речь»; лат. Deuteronomium; др.-греч. тж. «Пятая книга Моисея») — пятая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. В еврейских источниках эта книга также называется «Мишне Тора» (букв. «повторение Закона»), поскольку представляет собой повторное изложение всех предыдущих книг.
     Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана.
      В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением немногочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица.
     Хотя еврейская религиозная традиция видит в Моисее автора всего Пятикнижия, уже Авраам Ибн Эзра (1089—1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии, которые не могли употребляться в эпоху Моисея.
      Так, немецкий библеист Эдуард Ройсс (ум. 1891) решительно отрицал историческую достоверность Второзакония и приписывал (как и Де Ветте) книгу иерусалимскому духовенству.
      Современная библейская критика рассматривает Второзаконие, в противоположность предшествующим книгам Пятикнижия, как цельное литературное произведение, отождествляя Второзаконие с «Книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 году до н. э. в царствование Иосии (Иошияху)
    И  вот тут у нас появляется важная  ниточка, ведущая нас по  лабиринтам  древней иудейской истории!
Если до 622 г. до н. э  никакого такого Второзакония  древние иудеи не знали, то значит  его кто то написал! А уже потом  родилась легенда, что эту  библейскую книгу  случайно нашли в одном из мусорных ящиков  во дворе Иудейского храма!!!
 Теперь предстояла задача найти для «раскручивания текста»  Второзакония  и заложенных в него идей,  среди иудеев,  подходящее лицо.
     И такой  выбор, очевидно, выпал на молодого пророка Иеремию!!!
     Сам пророк Иеремия  родился в 610-612 году!!! И его отец как раз и служил священником в Иерусалимском храме
     Это подозрение об авторстве Второзакония  Иеремии основано на следующем:
    - термин «Книга Торы» употребляется только во Второзаконии и только применительно к самой книге Второзакония;
    - централизация богослужения в Иерусалимском храме, произведённая Иошияху после      
    - обнаружения храмовой «Книги Торы», предписывается только во Второзаконии;
    Второзаконие уделяет много внимания запрещённому Иошияху поклонению звёздам;
    - празднование Песаха в Иерусалиме  соответствует установленному во Второзаконии, но расходится с традицией, указанной в книге Исход ;
     - обязательство, взятое на себя народом при царе Иошияху, близко по стилю предписаниям Второзакония.
    А известный исследователи Библии  Барух Халперн (Baruch Halpern), уже и прямо приписывают авторство Второзакония пророку Иеремии. И тоже приводит свои веские аргументы!!!
      Основным аргументом является сходство языка: Второзаконие и книга Иеремии близки по стилю, используют одни и те же устойчивые выражения.
      Например, во Второзаконии много раз встречаются инструкции о том, как надо и как не надо поступать с самыми обездоленными социальными группами: «Вдова, сирота, пришелец» (Втор 10:18, 14:29, 16:11, 16:14, 24:17, 24:19-21, 26:12-13, 27:19), такие же инструкции по отношению к тем же группам дает Иеремия (Иер 7:6, 22:3).
      Это тройное сочетание — вдова, сирота, пришелец — используется во Второзаконии и в книге Иеремии — и больше нигде в Библии.
        Есть и другие примеры одинаковых или очень близких выражений, которые встречаются только во Второзаконии и книге Иеремии: например выражение «Воинство небесное» (в значениие «звезды») (Втор 4:19, 17:3, Иер 8:2, 19:17), «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» (Втор 10:16, Иер 4:4), «Господь вывел вас из печи железной, из Египта» (Иер 11:4 Втор 4:20) «всем сердцем и всей душой». (Втор 4:29 10:12; 11:13; 13:4, Иер 32:41).
         Есть и другие, признаки. Например, есть основания полагать, что и автор Второзакония, и Иеремия имеют отношения к жрецам Силома. Второзаконие выглядит написанным в интересах жрецов Силома. А Иеремия — единственный пророк Библии, который вообще упоминает Силом.       
       Причем, он называет Силом «местом где Я [Бог] прежде назначил пребывать имени Моему», а во Второзаконии этими словами обозначается единственное законное место жертвоприношений. Причем, последний законный жрец Силома, Эвиатар был выслан Соломоном в Анатот, а Анатот — это родина Иеремии. Кроме того, Иеремия — единственный пророк, который упоминает о Самуиле, более того — он ставит его рядом с Моисеем, как равнозначные величины (Иер 15:1), а деятельность Самуила связана с Силомом.
        Кроме того, в первом стихе книги Иеремии сказано, что Иеремия был сыном Хелкии, а Хелкия — это тот самый жрец, который «нашел» Второзаконие во время ремонта Храма!!!!
       Случайное совпадение имен тут маловероятно, так как в исторических книгах Библии и в книгах ранних пророков другого человека по имени Хелкия не встречается (хотя встречается в некоторых поздних книгах — Неемии, 2 Ездры, Даниила)
    Но споры продолжаются и поныне.
     И  сейчас существуют и более радикальные теории.
    Некоторые ученые считают, что книга Второзакония была написана в послепленный период и легализована путем сочинения рассказа об обнаружении книги закона во времена царя Иосии (Иошияху) и о проведенных им реформах, предписанных в этой книге.
      Эти ученые считают, что реформы Езекии и Иосии — это вымысел, а культовые места на территории Израиля и Иудеи были уничтожены во времена военных кампаний египтян, ассирийцев и вавилонян, что подтверждается археологическими данными.
     Так что  нас впереди  еще могут ожидать новые и не менее  сенсационные открытия!!!

     Ну, а подводя черту  под  личностью «пророка Иеремиии», то тут надо признать, что у нас нет веских основания  считать его «великим пророком».
     И даже титул  «малого пророк»а  ему  будет великоват.
    Ибо мы  имеем дело с лицом, воля которого  направлялась другими лицами. Сам он не исповедовал никаких ярких и новых идей, кроме тех что были изложены  в приписываемом ему Второзаконии.
     И как  тут так же и не вспомнить в связи с  личностью Иеремии,  всем известную песенку. Она  хоть и написана  по другим причинам, но вот своей  в шутливой  форме  все же большой долей схожести  пародирует его  жизнь и деятельность:

Вычислить путь звезды
И развести сады
И укротить тайфун
Все может магия!
Есть у меня диплом
 Только вот дело в том
Что всемогущий маг
Лишь на бумаге я

 Даром преподаватели
Время со мною тратили.
Даром со мною мучился
Самый искусный маг
Да-да-да
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно,
Все, что ни задавали мне
Делал я кое-как……..
                (конец ч.8-3-1)