О задачах левого движения. Патология протеста

Михаил Ошеров
Левое движение по всему миру давно уже находится в идеологическом и политическом кризисе. Собственно говоря, этот кризис начался в 1960-е – 1970-е годы с момента конфликта между  Советским Союзом и Китаем и одновременным возникновением так называемого «еврокоммунизма» - оппортунистического течения в рядах европейских коммунистов.

Проблема, которую  тогда была искусственно создана мировой олигархической  элитой для коммунистического движения страны Запада, была в несоответствии абстрактных социалистических и коммунистических идеалов с реальной политикой и действительностью СССР, руководство которого методом проб и ошибок строило и создавало новое общество. В результате от СССР были оторваны его естественные политические союзники – рабочие движения стран Запада, а сами эти движения оказались в идеологическом тупике, что и проявилось в программных отказах ряда крупных коммунистических партий от  лозунга построения социалистического общества.

Cледовавшим после СССР Китаю и Северной Корее удалось избежать многих ошибок Советского Союза. В частности, китайским товарищам удалось в 1989 году не допустить «цветную революцию» которая там могла произойти. Северной Кореи удалось выстоять и сохранить независимость в условиях почти полной экономической и продовольственной блокады со стороны Запада, который после обретения Северной Корей ядерного оружия и средств его доставки наконец снизил свое политическое и экономическое давление на эту страну.

После уничтожения социализма в России и в почти во всех странах бывшего СССР, за исключением Белоруссии, перед левым движением в России встало несколько вопросов, на которые различные левые движения и организации отвечают по-разному.

Прежде всего, это вопрос о целях.

Целью левого движения обычно является построение социализма или приближение к нему. В этом вопросе можно наблюдать что-то вроде консенсуса.

Другими  важными вопросами являются тактика действий, круг возможных союзников и отношение к ним, отношение к действующим властям и к государству, отношение к олигархам и к иностранным государствам, отношение к религии и к действующим религиозным организациям, позиция по национальному вопросу.

В этих вопросах у российских левых наблюдаются серьезные различия. Так, в Коммунистической партии Российской Федерации не гнушаются включать капиталистов – предпринимателей в свои предвыборные списки – как в федеральный, так и в региональные. Также в списках КПРФ можно было увидеть различных прихвостней олигархов – топ-менеджеров различных олигархических структур, отправленных туда, вероятно, для контроля за спонсорскими деньгами. Самого руководителя КПРФ – г-на Зюганова, периодически можно видеть на больших церковных праздниках, прикладывающегося к иконам и зажигающим свечки.

Национал-большевистское движение Эдуарда Лимонова занимает последовательно левую, антиолигархическую и патриотическую, имперскую позицию, за что, вероятно, постоянно подвергается репрессиям со стороны российских властей  и  властей  других соседних государств.

Самое крупное независимое молодежное движение, позиционирующее себя, как левое, возглавляемое Сергеем Удальцовым, запятнало себя союзом с антироссийским прозападным и проолигархическим белоленточным движением, которое возглавляют бывшие приспешники Ельцина и ставленники международных финансовых структур. Получение финансирования от представителей иностранных государств -  прямых врагов России, задокументированное в фильме «Анатомия протеста», показало степень возможного предательства этими людьми национальных интересов России. Вполне возможно, что заключение под стражу Сергея Удальцова и его коллег предотвратило в свое время белоленточный майдан в России, в котором левым активистам отводилась бы роль  «пушечного мяса» для белоленточников.
События на Украине также внесли дополнительный раскол в левое движение, как на самой Украине, так и в России.

Некоторые украинские левые поддержали майдан, который, будучи, по сути фашистским переворотом, приведшим к власти на Украине крайних националистов и фашистов, год назад прикрывался антиолигархическими лозунгами, на которые купились некоторые украинские левые.

Некоторые российские левые, слабоориентирующиеся в украинской политике и не знающие всю подноготную и всю идеологию инициаторов майдана, также полностью или частично его поддержали - как форму протеста, опять-таки, не понимая нацистской сущности майдана, которая во всей красе проявилась и проявляется сейчас, в стремительно фашизирующейся Украине.

Вообще, понимание того, что в российской действительности только российское государство сейчас сохраняет еще какие-то остатки социализма, которые могут полностью уничтожены рвущимися в Росcии к власти белоленточниками, олигархами, либералами и другими прихвостнями либералов, у российских левых полностью отсутствует. Российские левые до сих пор идеологически топчутся на месте, иногда по западной традиции выступая против государства, не понимая простой вещи, что иной социалистической модели, кроме как социалистической модели Советского Союза и Китая, в мировых и российских условиях быть построено не может, и иных левых лозунгов в России, кроме как возрождения СССР как левой антикапиталистической и антиолигархической империи, в настоящих условиях и в ближайшем, а также отдалённом будущем нет и не будет. Антитезой этому является западный капитализм, который за последние годы, пользуясь уничтожением СССР и слабостью России, последовательно предававшей всех своих союзников, уничтожил во многих странах социалистические права и завоевания народов, иногда вместе с этими государствами, такими, как Югославия, Ливия и Ирак.

Поэтому задачей левого движения в России может быть только курс на возрождение СССР в том или ином виде на постсоветском пространстве и поддержку российского государства в вопросах объединения или иных форм кооперации со странами бывшего СССР, что не отменяет критику российского государства, которое во многих вопросах продолжает проводить антисоциальную и проолигархическую политику, пытаясь окончательно уничтожить социальные завоевания народа, достигнутые в 1970-е годы и к которым до сих пор не удалось приблизиться ни одной стране в мире.

Михаил Ошеров