Возмутители спокойствия

Виктор Притула
В издательстве «Центрполиграф» новую серию «Интеллектуальный бестселлер» открывает книга Джонатана Эймса «Проснитесь, сэр!». Автор не скрывает своей глубокой симпатии к знаменитому королю смеха П.Г. Вудхаусу. Он даже завёл собственного Дживса – персонажа хрестоматийного. Вообще в романе Эймса куча литературных аллюзий и бездна юмора. Так что премьера серии более чем успешна. Будем ждать новых книг.
Астрид Д,Озан – «ля фий террибль» французской словесности – написала книгу«Великий пост. Шлюха», которая взрывает гламурное покрытие буржуазной респектабельности правдой жизни. Рассказ от первого лица ведёт Адель, которая сразу заявляет о себе так: «Мне двадцать восемь, Нет-нет, я ещё не ставлю на себе крест, я просто считаю свои седые волосы… Любовников двое. Плюс муж. Детей тоже двое». Адель ведёт в печатном издании религиозную полосу, и грешить для неё – состояние экстатическое. Впрочем,  ничего из «Эмманюэль» вы в этой книге не найдёте. Если в этой книге и присутствует эротика, то она скорее того же рода, что и в романах  Вирджини Депант.
В новом московском издательстве «Кислород», ориентированном, вероятно,  на молодёжную аудиторию, хотя подобное направление весьма условно, вышла книга, которую никак не назовёшь «романом  воспитания». Автор «Дневника московского пАдонка» укрылся под странным псевдонимом  LightSmoke(Дым). Это нарочито эпатажная проза, создатель которой решил переплюнуть всех и вся, начиная с «Эдички» писателя Лимонова, культового романа «Мачо не плачут»  Ильюши Стогоffa, шотландского панка Ирвина Уэлша, американца Чака Паланика и прочая и прочая. Читать эту книгу весьма забавно. Потому что в рассуждениях  23-летнего москвича при всём их «торчковом» инфантилизме, нет,  нет,  да и проскользнут очень взрослые и очень рациональные мысли о том, что «неладно что-то в Датском королевстве» (Москве то бишь и её окрестностях). И до того  не ладно, что впору в набат бить! Эта книга с двойным дном. Вот только боюсь, не всякий до второго дна доберётся. А издательство интересное. Надо будет ещё чего-нибудь почитать.
Теперь о двух  небольших романах воспитания из серии «На пороге», которую издает «Мир книги».  Роман Брайана Джеймса «Грязный лгун» - это рассказ от первого лица, в данном случае подростка Бенджи по прозвищу Щенок, сбежавшего от матери-алкоголички и мерзкого отчима к отцу, у которого теперь другая семья. Это откровенный и полный боли рассказ о том, как Бенджи возвращается к самому себе. «Потом я напишу о том, что демонов не существует, что я принимал за демонов ангелов в их обличье, потому что в конечном итоге они подарили мне отца, друга и девушку, которой необходимо, чтобы я любил её так сильно, как нуждаюсь в ней, и запишу, что думаю, что всё плохое, произошедшее со мной, всё что случилось, всё к лучшему, ведь неприятности не могут сделать нас слабыми, если мы не захотим… Я знаю, что нет ничего плохого в том, чтобы быть собой», - заканчивает свою исповедь Бенджи.
Примерно на ту  же тематику и роман Сиобхан Паркинсон «Сёстры? No way!». Здесь тоже страдания подростков от развода родителей. Непонимание и неприятие девочками своей «сводной сестры» Синди. Первая влюблённость, ревность и так далее. Настораживает лишь одно все романы воспитания из серии «На пороге» словно бы скроены по единому лекалу. И это грустно. Потому что в этом издательстве умеют выпускать первоклассные книги.

Роман Мари Хермансон «Тайны Ракушечного пляжа» открывает новые грани шведской литературы. История двух женщин, одна из которых занимается изучением мифов о похищениях людей волшебными существами, а другая относится к категории похищенных, такова внешняя канва этого тонкого психологического романа, который я отнёс бы к маленьким литературным шедеврам. Книга Мари Хермансон одна из лучших в серии «Скандинавская линия» издательского дома «Флюид». Но, пожалуй, лучшей книгой изданной «Флюидом» в последнее время, является знаменитый роман Маргерит Дюрас «Любовник».
«Однажды -  я была уже в годах -  в холле какого-то отеля ко мне подошел мужчина. Он представился и сказал: «Вы меня не помните, но я знаю вас всю жизнь. Говорят, вы были красивы в юности, а для меня вы красивее сейчас, чем тогда, мне меньше нравилось ваше лицо юной девушки, чем теперешнее – опустошённое лицо».
Так начинается этот роман, принесший  Маргерит Дюрас Гонкуровскую премию и мировую славу. Роман по сути автобиографичен (писательница выросла в Индокитае). Вслед за «Любовником», удостоенным в 1985 году Гонкуровской премии, автор продолжает тему любви девочки-подростка и тридцатилетнего китайца. Но это не очередная «Лолита». Восток, его изысканное очарование, отличная от европейской эстетика, придает совершенно неповторимое звучание одной из вечных тем. В 1992 году Жан-Жак Анно поставил по роману «Любовник» одноименный фильм.
Ещё один знаменитый роман, ставший бестселлером и тут же экранизированный Голливудом – «Практическая магия» Элис Хоффман. Так получилось, что большинство наших читателей посмотрели этот фильм с участием Сандры Балок и Николь Кидман. Теперь они могут в полной мере оценить блистательную прозу Эллис Хоффман. Литературный оригинал нашумевшей киноленты открывает новую серию «Флюида» - «Английская линия».
В петербургском издательстве «Амфора» вышла новая книга нобелевского лауреата в области литературы, турецкого писателя Орхана Памука «Дом тишины». В этом романе, написанном почти четверть века назад знаменитый писатель использует известный литературный прием, когда об одном и том же событии рассказывают несколько человек.
Сюжет книги строится вокруг посещения пятью внуками своей престарелой бабушки, которая живет на популярном морском курорте. В стране царит неспокойная обстановка: в 1980-х годах Турция находилась на грани гражданской войны. Внуки дискутируют о политике, и родственные чувства подвергаются испытанию: хаос, царящий в обществе, где различные экстремистские группировки рвутся к власти, отражается на взаимоотношениях в семье. Возможно это не лучший из романов Памука, но он интересен тем, что молодой прозаик обращается здесь к опыту мировых классиков. И чего-то достигает.
Ещё один роман о семейных ценностях  написала Оксана Бутузова. Называется он просто – «Дом». Чувство дома – одно из самых древних. Оно появилось еще до того, как люди научились строить. Дом – это все, что человек созидает вокруг себя и по своему усмотрению. Это отгороженное пространство, подчеркивающее его индивидуальность, оболочка комфорта, которая помогает ему преодолевать трудности и неудобства большого мира, представленного в романе метафорически. Тема романа близка абсолютно всем.  Можно сказать, что автор создает свой мир и обустраивается в нем, вовлекая в этот процесс и читателя.
Очередной роман Рю Мураками «Пирсинг» -  странная история одного несостоявшегося убийства. В отличие от некоторых других романов писателя  это  не черная комедия и не «ужастик, но сюжет холодит кровь и затягивает. Действие в романе порой достигает таких высот напряжения, что начинаешь задыхаться от страха и слабеть от боли.  Автор не тратит ни единого лишнего слова и не отвлекается на сюжетные перипетии, но  его способность проникать в аморальный интеллект потенциального преступника удивляет… Проза Мураками всегда неожиданна а, но эта вещь - поистине вершина его творчества. Не забывает  «Амфора» издавать весёлую и жизнерадостную прозу для гурманов и эпикурейцев. Так что если вы любите жизнь, цените её удовольствия и находите радость во всё, то вам как раз придутся по душе две новые книги из «Пляжной серии». А не поздно ли, усомнитесь вы, в октябре отправляться на пляж. А это, смотря,  где он находится. Если роман англичанина Пола Райзина «Водка+мартини» – книга для тридцатилетних мужчин, которые продолжают скользить по жизни как сёрфингисты по волнам, то «Большие каникулы Мэгги Дарлинг» Джеймса Ховарда Кунстлера, вне всякого сомнения, чтение для тридцатилетних женщин, у которых возникли проблемы в успешном, казалось бы, браке. Во всяком случае, пример Мэгги Дарлинг, с которой случилась подобная история – весьма поучителен. По мнению исследователей творчества Филипа Дика, трилогия «ВАЛИС» стала главным произведением его жизни, хотя писатель успел закончить только два романа из задуманных трех. «Всевышнее вторжение» - второй роман этого цикла – «Амфора» впервые издает на русском языке. Размышления автора о сущности человека, окружающего его мира и влиянии Бога на вещную и духовную сферы бытия захватывают и интригуют, а знаменитая иронично серьезная интонация Дика не может оставить равнодушным…
Хотелось бы обратить ваше внимание на две культовые книги ХХ века. Одна из них «Дублинцы» Джеймса Джойса вышла в начале прошлого века, вторая – «Убить пересмешника» Харпер Ли сотрясла американские устои в «рычащие шестидесятые», когда в литературу США ворвались Сэлинджер, Капоте, Кетрин Портер, перехватившие эстафету Фолкнера и Хемингуэя. Этими книгами в России зачитывалось не одно поколение бунтарей во всем мире. Издатели из «Вагриуса» решили вернуть эти замечательные книги новому поколению русских читателей. Так что,  пора и нашим «новым левым» обратиться к книгам, возмущающим спокойствие обыденного сознания. Не забывают в «Вагриусе» и о современной прозе. В новую книгу писательницы Нины Садур «Иголка любви» вошли роман «Немец», повести «Детки в клетке», «Юг», и рассказ, давший название этому сборнику. Это проза, населенная очень женственными, изысканными героинями, которые не могут или не хотят вписываться в «нормальную жизнь». На привычные вещи и условия у них особый взгляд. Например, одна из героинь «Немца» так описывает раздевалку бассейна «Олимпийский»: «Живые не могут находиться голыми в таких помещениях: среди цементных пространств с синеющими божницами окон под потолком…». Новая книга Ольги Славниковой, удостоенной в прошлом году премии «Русский Букер», кроме известного метафизического романа «Один в зеркале» включает три новых рассказа, каждый из которых мог бы стать романом. Но остался рассказом. Очень хорошим. А называется сборник прозы Славниковой «Вальс с чудовищем». Почему так? Автор имеет на этот счёт особое мнение, тем более что все её чудовища не мужчины… Надеюсь, уже заинтересовал? 
Автор книги «Врачеватель» Андрей Войновский назвал свою историю «олигархической сказкой». Это очень странная история, которую поведала герою старушка на одной из лесных тропинок Тверской области.
Почему мы отдаемся во власть контрастов, не замечая, что уже перешли этот порог?.. Всю историю существования человек пытается ответить на эти вопросы. И ответить пытается опять же разные: философы и художники, писатели и поэты, простые люди и совсем не простые. И даже те, кто вернулся из тюрьмы. Возможно, именно там, на путях-дорогах автор и увидел тот самый свет. Кто зажег, чем осветил – кто ж теперь скажет. В книге много разного волшебства. Хотя не меньше житейской мудро