Крысы. Детектив

Александр Аввакумов
               

1991 год – страна переживала эпоху гласности, дефицита и разгула преступности. В Обком партии ТАССР поступали жалобы от руководителей районных исполнительных комитетов о неудовлетворительной работе правоохранительных органов по пресечению краж и разбойных нападений на магазины и склады.
Министр внутренних дел, уставший краснеть и оправдываться перед первым секретарем Обкома, обязал вплотную заняться этим делом Виктора Абрамова. Он в тот момент был всего второй месяц на должности оперативника.
– Это ничего, что второй месяц, – ободрил министр. – Костин Юрий Васильевич очень хорошо отзывается о тебе.
Утром на столе у Абрамова лежали оперативные сводки преступлений за прошедшие два месяца. Картина вырисовывалась неутешительная: за последние два месяца неизвестными преступниками было совершено более пятнадцати краж и разбойных нападений на склады и магазины. В основном – в Апастовском, Верхнеуслонском, Буинском районах.
Абрамов вызвал по телефону Станислава и начал с места в карьер:
– Перед нашим отделом поставлена задача вычислить и ликвидировать преступную группу, которая уже два месяца «бомбит» торговые точки за Волгой.
– Интересно ты сказал, Виктор Николаевич, – нашему отделу. Какому отделу? Нас ведь всего трое с вами, а должно быть одиннадцать.
– Ты это брось, Станислав. Как говорил Суворов, нужно бить противника не числом, а уменьем. Главное сейчас – выйти на эту группу, остальное второстепенно. Сделай запрос в отделы милиции и запроси у них все материалы по этим преступлениям. Пусть пришлют нарочными, ждать, когда они отправят их почтой, слишком долго. Через две недели я должен доложить генералу о ликвидации этой группы.
– Хорошо. Я пошел?
Абрамов махнул рукой, давая понять, что Станислав свободен. Оставшись один, Виктор Николаевич подошёл к карте. Невольно удивился тому, что все населённые пункты, в которых были совершены преступления, лежали вдоль трассы Казань – Ульяновск. «Откуда они «бомбят» магазины, – подумал он, – из Ульяновска или из Казани?»
В том, что все эти преступления совершены не местными жителями, он уже не сомневался. «Хорошо, если преступная группа базируется в Казани, – снова подумал он, рассматривая флажки на карте. – Выйти на казанских преступников, шансы у нас есть. С иногородними ликвидация группы практически неосуществима. Сейчас всё будет зависеть от того, как сработали оперативники на местах преступления».
Вечером Абрамова вызвал к себе начальник Управления уголовного розыска Костин.
– Ну как? – спросил он. – Твои соображения по этим делам?
– Пока ничего сказать не могу, Юрий Васильевич. Вот привезут завтра дела, изучу, тогда может что-то и прояснится. Пока могу сказать, что все эти кражи и разбойные нападения – дело рук одной преступной группы. Думаю, это или казанские ребята, или ульяновские.
– Почему ты так решил?
– Все объекты нападения находятся вдоль трассы. Это говорит о том, что преступники явно передвигаются на автомобиле, они плохо знают местность и поэтому действуют лишь вдоль шоссе. Думаю, нужно перекрыть трассу на выезде в Ульяновскую область. Если мы её плотно закроем, то наверняка задержим их, если это ульяновская бригада. Я приготовил ориентировку, хочу направить её в ГАИ.
– Правильно. Я согласен с твоими выводами, – согласился Костин, подписывая ориентировку. – Давай бери всё в свои руки.
    Следующий день Абрамов потратил на изучение дел, заведённых по фактам краж и разбойных нападений на магазины.
«Ни одного нормального объяснения, – подумал он, откладывая папки в сторону. – Будто эти преступления совершили не люди, а призраки. Ни одного свидетельского показания о налетчиках, их количестве и приметах: “не рассмотрел”, “подошли со стороны спины”, “было темно”, “я испугался и побоялся посмотреть в их сторону” – вот и все показания охранников. Неужели придется всё начинать сначала, самому ехать в эти деревни и опрашивать людей?» Однако совершенное вечером этого же дня нападение на магазин заставило его немедля мчаться на место преступления. Утром, взяв с собой Станислава, Виктор Николаевич выехал в Апастовский район.
Как он и предполагал, деревня, в которой произошло нападение, оказалась в трёх километрах от трассы. Торговая точка находилась в старом, покосившемся от времени доме. Около магазина Абрамова поджидали начальник милиции и сотрудник уголовного розыска, выезжавший на преступление. Поздоровавшись, Виктор прошёл в торговое помещение. То, что он там увидел, заставило удивиться. Полки магазина были пусты, словно на них никогда ничего не стояло. Он прошёл дальше и толкнул дверь склада. Он тоже был абсолютно пуст.
– Какие показания дал охранник магазина? – спросил Абрамов оперативника.
– Анас-абый говорит, что около двенадцати часов ночи,  услышал мужские голоса. Он взял в руки фонарь, вышел из подсобки и направился к магазину. Что произошло дальше, охранник плохо помнит. Преступники ударили его по голове и он, потеряв сознание, упал в снег. Очнулся, когда преступники уже исчезли, а магазин и склад были ограблены.
– Собаку применяли? – поинтересовался Абрамов у начальника милиции.
– Нет. Собаки у нас нет, а вызывать кинолога из Казани мы не стали.
Виктор молча посмотрел на майора. Вопросов к нему не было: без сомнения, он не выезжал на место преступления. Неожиданно внимание Абрамова привлёк блестевший на полу предмет. Он нагнулся и поднял металлическую пуговицу со звездой. «Интересно, как она могла оказаться здесь? – подумал он. – Выходит, один из преступников был одет в армейский или милицейский бушлат. А может, эта пуговица принадлежит охраннику? Нужно самому поговорить с ним, может, он расскажет нам то, чего не рассказал местным милиционерам».
– Вы можете пригласить охранника сюда? – обратился Абрамов к начальнику милиции.
Тот молча перепоручил просьбу подопечному оперативнику, который тут же развернулся и зашагал по узкой деревенской улице.
– Станислав, составь ему компанию, – скорее приказал, чем предложил своему помощнику Абрамов.
Оставшись с начальником наедине, Абрамов поинтересовался:
– Ринат Закиевич! Насколько я знаю, это не первое нападение на магазин в вашем районе. Вы в курсе, что ваш председатель исполкома обратился в Обком КПСС с жалобой на вас и ваш отдел? Поэтому я, несмотря на все сложности, приехал сюда. Почему вы вчера не выезжали на место преступления?
Лицо майора окрасилось в красный цвет.
– Вы ошибаетесь, Виктор Николаевич! Я выезжаю на все преступления, которые совершаются в моем районе.
– Я не собираюсь с вами спорить. Сейчас подойдут оперативник и сторож, которые подтвердят мои слова. Вы получали ориентировку о перекрытии трассы в ночное время? Почему вы не выполняете приказ министра?
На этот раз лицо начальника милиции уже не покраснело, скорее побледнело.
– Вы правы, Виктор Николаевич. Я вчера не приезжал сюда. Я себя очень плохо чувствовал.
Разговор прервал Станислав, подошедший с мужчиной среднего роста, с явными следами пьянки на лице.
– Это сторож, Виктор Николаевич. Кое-как разбудил. Он и сейчас, похоже, не отошёл.
Лицо сторожа опухшее, под глазами висели синие мешки, а на щеке отчётливо виднелась полоса засохшей слюны.
– Пойдём поговорим. – Абрамов указал сторожу на открытую дверь магазина.
Тот втянул голову в плечи и, пошатываясь, направился вслед за Виктором.
– Рассказывай, что произошло ночью. Врать не советую. Расскажешь правду, останешься здесь, будешь врать, поедешь со мной в Казань на Чёрное озеро. Слышал о таком? Чего молчишь? Я слушаю!
Мужчина молчал. Его взгляд блуждал по пустым полкам магазина.
– Ну всё. Не хочешь говорить, тогда поехали в Казань, – пригрозил Абрамов и направился к выходу. – Станислав! Надень ему браслеты и посади в машину.
Неожиданно утреннюю деревенскую тишину разорвал женский крик. Виктор обернулся и увидел женщину, которая бежала в их сторону в накинутой телогрейке. Она набросилась на сторожа и стала что-то кричать ему, мешая чувашскую и татарскую речь. Абрамов не сразу сообразил, что это была жена сторожа. Вырвавшись из цепких женских рук, он чуть ли не бегом устремился обратно в магазин.
– Я всё расскажу, только не возите меня на Чёрное озеро! – выкрикнул он, когда в дверях показался Абрамов.
– Рассказывай, – коротко бросил он.
– Вчера вечером я сильно выпил и поэтому не пошёл на работу. После ссоры с женой решил выпить ещё, но жена, похоже, нашла спрятанную мной бутылку, и мне пришлось пойти за водкой в магазин. Около дверей увидел двух мужчин, которые взламывали замки. Я спрятался за угол и стал наблюдать за ними. Они взломали замки, потом один из них вошёл в магазин, а второй отправился вдоль по улице, в противоположную от меня сторону. Вскоре подъехала автомашина. Из неё выскочили двое и тоже вошли внутрь. Минут через пять они стали таскать из магазина продукты и вещи и складывать в машину. Таскали минут сорок, не меньше. Погрузив всё, направились в сторону трассы.
– Ты можешь описать их внешность? Какая была машина, какого цвета?
– Ночью я не смог разглядеть. По-моему, УАЗ-452. Какого цвета, я не разобрал. 
– Как были одеты эти люди?
– Я не знаю. Было очень темно.
– Тогда у меня к тебе ещё один вопрос. Где ты взял водку? Судя по пустым полкам, преступники вывезли из магазина практически всё? Анас! Не заставляй меня делать у тебя обыск. Найду товар, сядешь надолго.
Сторож на секунду замялся, а затем махнул рукой.
– Вы правы, начальник. То, что не вывезли эти люди, я забрал себе. Вещи и спиртное я спрятал у себя в сарае.
Выйдя из магазина, Абрамов рассказал обо всём начальнику милиции.
– Проведите обыск, составьте список похищенного и направьте его мне по факсу.
Сев в машину, оперативники направились обратно в Казань.
Вечером на стол Виктору легли рапорта сотрудников ГАИ, которые докладывали о том, что через их посты в сторону Ульяновска подозрительных машин не проследовало. «Значит, это работа ребят из Казани, – решил он. – Выходит, нужно шерстить город и попытаться выйти на эту преступную группу».
Виктор связался с коллегой:
– Станислав, запроси по городу, у кого есть в разработке группы, специализирующиеся на кражах и разбойных нападениях на магазины и склады. Меня интересует всё, даже самая малейшая информация. Пусть не тянут, время у нас с тобой ограничено. Кстати, зайди ко мне. Мне сейчас передали список похищенного товара из магазина. Интересно, преступники, словно пылесосы, берут в магазинах всё, вплоть до карамельных конфет. Я раньше с подобным не сталкивался. Обычно искали деньги, ценности, но только не карамель. Выходит, измельчал сейчас преступник, тащит всё, что увидит. Подготовь ориентировку и направь её по Казани.
– «Железку» ориентировать?
– Да. Мало ли что, вдруг они товар перевозят на электричках.
Отдав указания, Абрамов стал собираться домой. Он уже дотронулся до выключателя, как его остановил звонок. Звонил министр – приказывал немедленно явиться.
Генерал сидел в кабинете один.
– Что у тебя? – устало произнёс он. – Насколько знаю, ты утром выезжал на место преступления.
Абрамов коротко доложил генералу о результатах выезда.
– Выходит, работает целая группа. Ты уверен, что группа казанская?
– Так точно, товарищ министр. Сейчас ориентируем все отделы милиции города на установление лиц, которые могли бы совершать подобные преступления. Сеть заброшена, может, что-то и поймаем.
– Посмотрим, Абрамов, какой из тебя получится рыбак. Запомни, у тебя осталось всего десять дней, и ни дня более.
По дороге домой Виктор прокручивал в голове разговор с министром. Ясно было одно: если он не раскроет эти преступления, его дальнейшая работа в МВД будет под вопросом. Такие поручения не выполнять нельзя. Более всего он злился на себя за то, что при разговоре с министром не решился попросить усилить его опергруппу автотранспортом.
Ночью произошло то, что и должно было произойти. Преступники, связав охранника, проникли в магазин и похитили всё, что могли унести. В этот раз их добычей стали несколько импортных швейных машинок, два ковра, стиральная машина «Вятка» и несколько ящиков с вином и водкой. Абрамову снова пришлось выехать на место преступления и самому разговаривать с охранником. В этот раз ему улыбнулась удача. В ходе беседы со сторожем выяснилось, что преступников было трое. Похищенный товар они загрузили в милицейскую «буханку».
– Вы ничего не путаете, Гаврилов? Почему вы решили, что машина принадлежит милиции, ведь вы сами мне говорили, что было темно, и вы не рассмотрели лиц нападавших?
– Нет, я ничего не путаю. Когда машина выехала на трассу, водитель почему-то включил проблесковый маячок.
Абрамов сразу вспомнил о пуговице, которую поднял с пола на предыдущем месте преступления.
«Неужели все эти магазины и склады бомбит милицейская бригада? – подумал он. – А почему бы и нет? Что сейчас гадать. Ясно одно, преступники используют милицейскую автомашину».
По дороге в Казань Абрамов остановил автомобиль на одном из постов ГАИ. Представившись сотрудникам, он поинтересовался, кто дежурил в ночь, когда было совершено преступление. Дежурный посмотрел в журнал и назвал фамилию.
– Где он сейчас? Я бы хотел с ним поговорить.
Поговорить не удалось. Дежуривший в ночь налёта сотрудник ГАИ уже уехал домой. Записав его данные, Виктор отправился в город.
– Станислав! Срочно сгоняй в автохозяйство и собери информацию по милицейским «буханкам». Сколько их всего, в каких подразделениях. Меня интересуют также данные водителей, за которыми закреплены эти машины. Задача ясна? Возьми с собой Жданова.
Следующий день весь личный состав отдела Абрамова провёл в МВД, опрашивая водительский состав автохозяйства. Вечером в кабинете Виктора Николаевича появился молодой человек.
– Мне сказали, что вы меня приглашали? Моя фамилия Миронов, я из ГАИ.
– Проходи, Миронов. Извини, что вытащил тебя в выходной. Меня интересует милицейская автомашина, которая проследовала через ваш пост в ночь твоего дежурства.
Миронов сморщил свой лоб, пытаясь вспомнить машину.
– Товарищ майор, могу сказать лишь одно: это был УАЗ-452 зелёного цвета без государственного номера. В кабине автомашины сидело два человека в милицейской форме, и поэтому я не стал проверять у них документы и осматривать автомашину.
– Миронов! Машина была новая и поэтому ещё не имела номеров или старая?
– Если честно, товарищ майор, я особо не приглядывался к машине. Сами знаете, ночь, холод. Да и что там смотреть, ведь в машине сидит милиция.
Они поговорили ещё минут пятнадцать, затем Абрамов, поблагодарив, проводил его до двери. Взглянув на часы, стал собираться домой. На столе зазвонил телефон. Он снял шапку и поднял трубку.
– Абрамов. Слушаю.
– Слушай, Виктор Николаевич, и слушай внимательно. Больше повторять не буду. Если ты не прекратишь копать по этому делу, то мы закопаем тебя. Неужели твои личные амбиции выше благополучия твоей семьи? Мы вот тоже считаем, что ты человек с головой и хорошо знаешь, что твоя жизнь, жизнь твоей жены и дочери намного дороже служебного престижа.
– Кто это? Может, нам стоит встретиться и обсудить эту тему?
– Я думаю, это лишнее. Всё, что хотел сказать, я сказал.
Абрамов услышал гудки отбоя и молча положил трубку на рычаг телефона. Этот звонок был для него таким неожиданным, что лишил на какой-то миг возможности думать. Выйдя из оцепенения, он снова поднял трубку и набрал номер домашнего телефона.
– Лена! Как дела? Уроки делаете? Это хорошо. Грей ужин, я поехал домой.
Виктор надел на голову шапку, подумал: « Это хорошо, что они не звонили домой, а иначе напугали бы жену и дочь».
Теперь он был на сто процентов уверен в том, что преступления совершает группа, состоявшая из работников милиции. Ночью он плохо спал, мысли крутились вокруг звонка. Неожиданно его осенила мысль: «Раз проверка милицейских автомашин УВД города и министерства не дала положительных результатов, можно предположить, что «буханка» принадлежит транспортной милиции или какому-то пригородному отделу. Необходимо срочно организовать проверку автотранспорта этих подразделений». Сделав такой вывод, он наконец-то уснул.
Утро началось с проверки автопарка транспортной милиции. К вечеру стало ясно, найти машину, которая выезжала из города в ту ночь, им не удалось. В какой-то момент Абрамова охватило отчаяние: «Неужели всё это время я шёл по ложному следу? Столько времени потеряно впустую. Что же сейчас делать?»
На столе зазвонил телефон. Звук показался Виктору назойливым и противным. Он с неохотой поднял трубку.
– Виктор Николаевич! Вас беспокоит Миронов из ГАИ. Я вспомнил, у той машины была поцарапана левая дверь. Царапина большая и глубокая.
– Спасибо за информацию, – уныло выдавил Абрамов.
Снова раздался звонок.
«Кому я ещё нужен?» – с раздражением подумал он. Звонила рыдающая жена.
– Виктор! Сегодня в школе к дочке подошёл мужчина и попросил её передать тебе, что они собираются убить тебя. Что ты, якобы, хорошо знаешь, за что.
– Лена, успокойся и ничего не бойся. Это просто неудачная шутка. Со мной всё нормально. Я на работе, и мне ничего не угрожает.
Он положил трубку и тупо уставился в стенку. Ему приходилось слышать от сотрудников о подобных попытках шантажа со стороны преступного мира, но он никогда не мог подумать, что подобное может произойти с ним. Сначала он решил доложить об этом начальнику Управления, но затем передумал, так как хорошо знал: это ничего не изменит, если его решили устранить, то вряд ли этот доклад спасёт от смерти.
Едва дождавшись окончания рабочего дня, Абрамов направился домой. Он стоял на перекрёстке, дожидаясь, когда светофор переключится с красного на зеленый. Виктор дошёл до середины «зебры», когда заметил, что на него стремительно летят «Жигули». В это мгновение кто-то схватил его за рукав пальто и отбросил в сторону. Обдав снегом и гарью, автомашина пролетела мимо.
– Надо же! – произнёс незнакомец. – Он запросто мог вас убить. Наверное, пьяный, трезвый такого не сделал бы.
«Нет, это не пьяный, – подумал про себя Виктор. – Пьяный не догадался бы снять номера с машины. Он явно хотел меня смять». Его трясло от пережитого. Дома, чтобы успокоиться, он выпил стакан водки и сразу же лег спать. Среди ночи проснулся от всхлипов. На краю кровати сидела жена и лила слезы.
– Ты, почему плачешь, Лена?
– Виктор! Зачем тебе эта работа? Ты о нас с дочкой подумал? Что мы будем с ней делать, если тебя не станет?
– Почему ты решила, что меня убьют?
– Я что, не вижу, каким ты приходишь с работы. Ты даже разговаривать начал во сне!
Виктор обнял её и крепко прижал к груди.
– Не плачь и не хорони меня преждевременно. Я всё равно найду их и одолею, как бы они ни прятались, как бы ни сопротивлялись.
Абрамов встал с кровати, вышел в кухню и закурил. В этот момент с ним что-то произошло. Теперь он как никогда понимал, что обязательно должен найти этих преступников, чтобы не только сохранить свою жизнь, но и обеспечить безопасность семьи.
Утром Абрамов шёл на работу с какой-то необъяснимой для него уверенностью, что ему повезёт. С чем была связана эта уверенность, он объяснить не мог. Виктор стоял на остановке трамвая, как вдруг мимо него проехал зеленый УАЗ-452 с большой глубокой царапиной на левой двери. «Она!» – мелькнуло у него в голове. Абрамов выскочил на середину дороги и, размахивая руками, стал останавливать проходящие мимо автомашины. Наконец одна из них, едва не сбив, притормозила метрах в пяти от него.
– Ты что, мужик, с ума сошёл! – заорал вышедший из машины водитель. – Знаешь, что за подобное бывает?
Он хотел ещё что-то сказать, но, увидев в руках Абрамова служебное удостоверение, осёкся.
Оперативник не дал водителю опомниться:
– Поехали. По дороге всё объясню. Гони!
Они нагнали автомашину на втором светофоре и встали сбоку от неё.
– Следуй за этой машиной! – приказал Виктор.
– У меня своя работа, – начал канючить водитель. – Я не таксист, чтобы выполнять все ваши прихоти.
– Ты меня не заводи, а то сейчас пойдешь пешком, – с угрозой в голосе произнес Абрамов. – Я сказал, следуй за этой «буханкой», значит следуй. Потом будем объясняться, кто из нас прав, а кто нет.
УАЗ свернул на Правобулачную и, сбросив скорость, направился в сторону Московского района. Неожиданно машина свернула и остановилась около приемника-распределителя для несовершеннолетних рядом с фабрикой «Динамо». Водитель несколько раз просигналил, и машина, мирно урча мотором, скрылась за воротами.
– А сейчас куда? – со злостью спросил водитель.
– На работу, – коротко ответил Виктор, – в МВД, я дам тебе справку, что использовал твою машину в оперативных целях.
Когда доехали, мужчина и не подумал глушить автомобиль.
– Чего сидишь? Тебе справка нужна или нет?
– Да пошёл ты со своей справкой! – зло произнёс водитель и грязно выругался.
– Дело твоё. – Абрамов хлопнул дверью.
Поднявшись в кабинет, он вызвал Станислава и Жданова. Кратко объяснил им причину вызова и дал указание об организации наружного наблюдения за водителем автомашины.
– Виктор Николаевич! Зачем всё это? Может, просто задержим и поговорим с ним. Если он не дурак, то сразу всё поймет и обо всём расскажет, – предложил Станислав.
– А если дурак, и ничего не расскажет? Что будем делать? Нужно брать их с поличным, вот тогда они никуда не денутся.
Станислав быстро подготовил задание, и Абрамов направился к Костину.
– Неужели ты вычислил их? – удивился начальник Управления.
Абрамов подробно доложил, как ему удалось выйти на водителя автомашины.
– Знаешь, что я могу тебе сказать Виктор: ты парень, видимо, фартовый, не каждому так везёт, как тебе. Бог помогает тебе, видя твоё трудолюбие. Это ты здорово придумал, брать их во время преступления. Если получится, будет просто классно и профессионально.
…Абрамов сидел в автомашине и время от времени бросал взгляд на УАЗ-452, который стоял во дворе перед трёхэтажным домом. За окном машины завывал ветер, гоня позёмку. Он достал сигареты и хотел было закурить, но в это время из подъезда вышел хозяин автомашины, одетый в милицейскую форму. За три дня наблюдения Виктор выяснил, что тот работает водителем в приемнике-распределителе для несовершеннолетних и является вольнонаёмным. Однако сейчас на нём был милицейский бушлат, на котором красовались погоны старшины. Водитель посмотрел по сторонам и, не заметив ничего подозрительного, сел в автомашину.
– Трогай за ним, – тихо скомандовал Абрамов. – Близко не жмись, время позднее, машин мало, он может засечь нас.
Они медленно двинулись вслед за «буханкой». Водитель УАЗа минут пять кружил по улицам города из соображений конспирации и, не заметив ничего настораживающего, направился в сторону Дворца химиков. Не доезжая, свернул на улицу Вольную. Машина остановилась напротив частного дома и дважды просигналила. Из калитки вышел мужчина в милицейской форме.
– Вот и второй клиент, – произнёс Абрамов, обращаясь к Станиславу. – Интересно, кто у них третий?
УАЗ неторопливо выехал на улицу Декабристов и направился в сторону железнодорожного вокзала. Машина остановилась около отдела транспортной милиции. Пассажир УАЗа вышел из машины и исчез за дверью.
– А если он привёз его на работу и они вообще сегодня никуда не поедут? – задался вопросом Станислав. – Может, мы зря теряем время?
– Хватит ныть. Сидишь гадаешь тут, поедут - не поедут.
Прошло минуты три, и пассажир УАЗа вышел в сопровождении сотрудника милиции. Они сели в автомашину. Сделав круг бдительности по улицам, прилегающим к вокзалу, машина устремилась в сторону Адмиралтейской слободы.
– Если они поедут в Старое Аракчино, то, значит, пойдут на дело. Главное, не потерять их из виду, – предупредил Виктор водителя.
УАЗ пересёк Волгу по льду и направился в сторону трассы М-7. «Жигули» с оперативниками по-прежнему висели у них на хвосте, ориентируясь в темноте по габаритным огням «буханки». Неожиданно машина съехала с дороги и пошла по снегу. Водитель легковушки остановился и посмотрел на Абрамова.
– Что делать? – спросил он. – Если поедем за ними по целине, можем застрять. Им что, у них вездеход.
Оперативники стали гадать, куда преступники могли направиться и заметили ли они своих преследователей. Абрамов разложил на коленях карту.
– Думаю, они направились сюда. – Он ткнул пальцем в точку на карте. – Попробуем перехватить их во время выезда на трассу.
Машина тронулась и, набрав приличную для зимы скорость, устремилась в сторону Камского Устья. Расчёт Абрамова оказался точным. У въезда в населенный пункт оперативники увидели УАЗ, который стоял метрах в пятидесяти от дороги. «Жигули» выбрали место потемнее и тоже припарковались.
– Виктор Николаевич! Можно я схожу на разведку?
– Погоди, Станислав. На улицах посёлка безлюдно и ты можешь спугнуть их. Раз уж они приехали сюда, то точно будут брать магазин или склад. Посидим, подождём немного. Когда «буханка» тронется, тогда мы и направимся по следу.
Ждать пришлось недолго. Из темноты показалась мужская фигура, махнула рукой, и УАЗ тихо тронулся.
– Возьми автомат, – приказал Виктор Станиславу.
Оставив в машине водителя, оперативники направились вслед за «буханкой». Выйдя из машины, они сразу почувствовали крепость русской зимы. Сильный холодный ветер буквально сбивал их с ног. Через несколько минут все трое окончательно замерзли.
– Куда они исчезли? – стуча зубами от холода, произнёс Станислав.
Машина преступников обнаружилась за углом дома. Она стояла задом к открытой двери склада, из которой то и дело выходили мужчины и что-то грузили в автомашину. Что именно, из-за темноты разглядеть было трудно.
– Берём! – коротко бросил Абрамов. – Если окажут сопротивление, стреляйте.
Оперативники обогнули здание магазина и, убедившись, что из здания нет другого выхода, направились к открытой двери.
– Дай очередь в воздух, – приказал Абрамов.
Тишину ночи разорвала автоматная очередь, всполошившая весь посёлок.
– Сдавайтесь! – выкрикнул Абрамов. – Вы окружены! Выходите по одному с поднятыми руками! В случае сопротивления будем стрелять без предупреждения!
Первым из помещения вышел с поднятыми руками водитель.
– На колени! – приказал ему Абрамов.
Когда тот молча подчинился, он отдал распоряжение Жданову, надеть на него наручники. Вслед за ним были задержаны и двое других грабителей. Абрамов сел в УАЗ, и они на двух машинах отправились в Казань.
– Зря я тебя пожалел, Абрамов, – произнёс тот, что с погонами лейтенанта. – Если бы я тогда переехал тебя на Вишневского, может, сейчас мы не сидели бы в браслетах.
– Скажи, лейтенант, неужели человеческая жизнь дешевле всего этого барахла? – спросил Виктор. – Похоже, это ты звонил мне на работу. Я тогда сразу понял, что напугал вас, вот ты и стал психовать.
– Ты зря так говоришь, Абрамов. Я смерти не боюсь, мне на неё плевать.
Виктор резко нажал на тормоза.
– Выходи из машины! – Абрамов схватил лейтенанта за воротник. – Сейчас мы посмотрим, боишься ты смерти или нет. Давай, беги!
Он передёрнул затвор автомата.
Лицо лейтенанта побелело. Он двумя руками схватился за сиденье, не давая Абрамову возможности вытащить его из машины.
– Что, испугался? Это тебе не детей пугать.
Виктор бросил автомат на переднее сиденье и снова сел за руль. Через час они уже были в МВД, а через два часа несколько оперативных групп уголовного розыска приступили к обыскам.
Утром Абрамов и Костин докладывали министру о задержании преступников, об изъятых у них товарах и вещах.
– Молодец! – Генерал пожал руку Абрамову. – Неплохое у тебя начало на новой должности. Верю, тебя ждёт хорошая карьера. Если ты, конечно, сам её не поломаешь.