Западная Азия в древности

Зиппо Майран
    Тема: "Западная Азия в древности".

    1. Древнее Двуречье.
    Страна двух рек. Она лежит между двумя большими реками – Евфратом и Тигром. Отсюда и её название – Двуречье или Междуречье. Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дали жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, сносили и жилища, и загоны для скота. Приходилось стоить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов нарыты каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, – более пяти тысяч лет назад.
    Города из глиняных кирпичей. Многие селения древних земледельцев, вырастая, превращались в города – центры небольших государств. Города обычно стояли на берегах рек или возле канала. Жители плавали между ними на судёнышках, сплетённых из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук. В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных двери закрывали циновкой. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонную городскую стену приходится делать такой толщины, что по верху могла проехать повозка.
    Башни от земли до неба. Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога – покровителя города. В одном городе это был, например, бог Солнца Шамаш, в другом – бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа – ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях и о рождении детей. Только жрецам было позволено на вершину башни – в святилище. Те, кто оставались у подножья, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движениями небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу. Учёные—жрецы занимались математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность – на 360 градусов.
    Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные таблички обычно обжигались в печи. Клинообразные значки – это особое письмо Двуречья, клинопись. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучала как «кур» и значок «гора» выражал также слог «кур» — как в наших ребусах. В клинописи несколько сот знаков, и научится читать и писать в Двуречье не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды учёных звездочётов и законы царей. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» — он следил за дисциплиной.

    2. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
    Город Вавилон становится главным в Двуречье. Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням изредка в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 года по 1750 год.
    Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. Примерно сто лет назад археологи наши большой столб из твёрдого чёрного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог в высокой короне, а перед ним, ростом пониже, в почтительной позе стоит царь. Это бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл – знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается и на небе и на земле. Шамаш – небесный судья и владыка, а Хаммурапи – земной.
    Царские законы. Главное, что было написано, на чёрном камне, — законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царём, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии, что нарушение законов их постигнет суровое наказание. В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод, потом и заразные болезни. Ведь царские законы – это воля самих богов, и она непоколебима во веки веков. Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тога вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал к себе, как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен. В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говориться, «око за око, зуб за зуб». Не причиняй другой такой обиды, которую сам не хочешь испытать!
    Законы о рабах. Но не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали – это раб, к тому же строптивый.
    Законы о богачах и бедняках. Некоторые вавилоняне были очень богаты. Они обладали обширными полями и садам с финиковыми пальмами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков. Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдавать налог царю, засеять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками. Порою подходил срок возврата долгов, а платить—то бедняку нечем. Тогда богач требовал: «Отдай сына, дочь или свою жену. Они будут работать у меня дома как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников, но Хаммурапи повелевает: «Работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу». Если человек отдавал ростовщику своего сына, продать его ростовщик не мог. И убит он не имел права – иначе у него самого в наказание убивали сына. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но если семья бедняка голодает, ему представлялось делать долги и отдавать детей богачу. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь такой порядок установили боги – есть люди свободные, а есть рабы, есть богатые, а есть нищие.

    3. Финикийские мореплаватели.
    Города финикийцев. На восточном побережье Средиземного моря располагалась Финикия. Образ жизни финикийцев был совершенном другим, чем у египтян или вавилонян. Ведь иной была и сама природа. На узкой полоске земли между морем и целью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь мало для полей и пастбищ. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из оливок (другое их название – маслины) они выдавливали душистое масло. Вино и масло финикийцы могли обменять на пшеницу. Славилась Финикия и строительным лесом. Толстые брёвна из кедра отправляли в Египет и в другие страны. Удобно и само положение Финикии – сюда выходили торговые пути из Двуречья. На ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в города финикийцев Библ, Сидон, Тир. А из этих портовых городов можно было плыть дальше – и в Египет, и в Грецию, и в самые далёкие земли. Из прочего дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы—рабы. Хозяин приказывал доверху загрузить товаром. В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков по дереву и слоновой кости. Здесь было изобретено прозрачное стекло. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь как медную руду. Из стеклянной массы они выдували изящные сосуды для благовоний – разнообразных душистых веществ. Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный, то есть в лилово—красный, цвет. Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. А секрет таких тканей был таков: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную краску.
    Торговцы и морские пираты. Из страны в страну путешествовали искусные мореходы, получая немалую прибыли. Когда финикийский корабль входил в чужую гавань, местные жители встречали его радостно. Купцы могли привезти льняное полотно из Египта, пурпурные ткани, вино стеклянные бусы и сосуды из Финикии или «живой товар» — рабов. Но если предоставляется удобный случай, не стеснялись финикийцы и разбойничать: иногда высаживались на берег и грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.
    Финикийские колонии. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы их называем колониями). Торговля сразу пошли живее. Корабли приходили в благоустроенную гавань, и обмен шёл уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. В 9—м веке до нашей эры жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупным городом государства. Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан. Из Северной Европы отважные мореплаватели привозили олово и янтарь.
    Финикийским торговцам необходимо знать грамоту, чтобы вести счётные записи. Но им вовсе не требовалось овладевать всей премудростью иероглифов или клинописью. В Финикии около трёх тысяч лет назад придумали более простое письмо. В нём не было таких значков, которое выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запоминать все значки было легче, чем сотни иероглифов, — букв было всего двадцать две. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по—финикийски, без гласных. Попробуйте—ка догадаться – чтздснпсн!
    Финикийский алфавит ещё в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. Сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква «;леф» – греческая «альфа» (а), финикийская «бет» — греческая «бета» (б). От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

    4. Библейские сказания.
    Ветхий завет. В степных и холмистых районах между Египтом. Двуречьем и побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада скотоводы. Во втором тысячелетии до нашей эры наряду с другими народами здесь жили древнееврейские племена. Первоначально они были  кочевниками и, перегоняя скот с одного пастбища на другое, не имели постоянных поселений. Привычные к простой, суровой жизни, пастухи жили в лёгких войлочных шатрах. Овцы и козы давали им молоко, мясо, шерсть. Во главе еврейских племён стояли старейшины. Они бережно хранили в памяти предания о прошлом своего народа. Такие предания передавались из поколения в поколение, а впоследствии вошли в Библию. Само слово «Библия» на греческом языке значит «книги» (сравни со словом «библиотека»). Первая, наиболее древняя часть Библии, называется Ветхий Завет. Эта часть Библии содержит еврейские мифы и предания. Ветхий Завет стал священной книгой как у евреев, так и у тех народов, среди которых распространилась христианская религия. Ветхий Завет содержит не только рассказы о старине, но и размышления мудрецов, запись древних законов и обычаев. Когда—то евреи, так же как египтяне и вавилоняне, поклонялись многим богам. Но с течением времени они пришли к единобожию, стали почитать одного Бога – Яхве. Они верили, что Яхве сотворил весь мир и дал людям заповеди – правила, по которым они должны жить. Ветхий Завет начинается с мифов о сотворении мира, о первых людях и великом потопе.
    Иосиф и его братья. Библейские сказания повествуют о предках еврейских племён. История целого народа в Ветхом Завете излагается как предание об одной большой семье. Родоначальниками евреев считались Авраам, его сын Исаак и внук Иаков. Второе имя Иакова – Израиль – и дало название всему еврейскому народу: израильтяне. У Иакова было несколько сыновей, но больше всех отец любил Иосифа. Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить его. Они продали юношу купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что брата растерзали дикие звери. В Египте Иосиф стал рабом вельможи. Умён и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода. Он дал фараону совет – запасти зерно и таким образом избавить землю египетскую от бедствия. После этого стал Иосиф влиятельным вельможей. Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон даёт зерно голодающим, и пришли просить его о помощи. Не узнали своего брата в египетской одежде. А Иосиф решил устроить им испытание и объявил, будто хочет сделать своим рабом самого младшего из братьев. Дружно заступились братья за мальчика. Увидел это Иосиф и простил старую обиду. Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте. Их потомки жили там много—много лет.
    Моисей выводит евреев из Египта. Стали притеснять египтяне потомков Иакова. Заставлял их фараон от зари до зари трудиться на строительстве грандиозных сооружений. Совсем решил погубить израильтян, приказав всех новорождённых мальчиков отдавать палачам. Но одного мальчика матери удалось спасти. Она положила его в корзину и оставила в камышах на берегу Нила, где обычно купалась дочь фараона. Как и надеялась мать, добрая дочь фараона нашла ребёнка и воспитала его. Назвали мальчика Моисеем. Вырос Моисей и узнал о своём происхождении и о тяжкой судьбе  соплеменников. Однажды он шёл в пустыне, и вдруг перед ним куст сам загорелся пламенем. А из пламени раздался голос: «Я – Бог Яхве. Повелеваю тебе вести мой народ из Египта». Моисей умолял фараона отпустить израильтян, но владыка Египта был неумолим. Тогда израильтяне во главе с Моисеем решили бежать. Вышли они к Красному морю. Уже думали о своей гибели, ибо настигло их на колесницах войско фараона. Но Бог раздвинул море, и прошли израильтяне по сухому дну. Когда же за ними помчались египетские колесницы, воды вновь сомкнулись, поглотив всё войско фараона. Израильтяне оказались на другом берегу, в пустыне на Синайском полуострове, и сорок лет бродили там со своими стадами.
    Бога даёт законы. Наконец пришли они к высокой горе Синай. Моисей поднялся на неё, а всем остальным приказал остаться внизу. Люди видели только дым и молнии, слышали раскаты грома. Гора же вся дымилась оттого, что сам Бог сошёл на неё в огне. Бог вручил Моисею каменные кости – скрижали, где были записаны десять заповедей. Самые главные заповеди таковы: поклоняться лишь одному Богу Яхве, но не изображать его и не произносить напрасно его священное имя; почитать отца и мать; не красть и не зариться на чужое; не лгать и не убивать человека. Нарушителя заповедей постигает Божья кара. Евреи заключили с Яхве завет, то есть договор. Они согласились выполнять все заповеди Бога. А он через Моисея обещал привести их в ту благополучную землю, которая называется Палестина.

    5. Древнееврейское государство.
    Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. После долгих страданий евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войнами с местным населением. Долго и безуспешно осаждали израильтяне крепость Иерихон. Но вот собрались они вместе, закричали все разом, затрубили в трубы. От этих звуков рухнули стены Иерихона. В другой битве израильтяне совсем было одолевали врагов, близилась ночь, а в темноте невозможно сражаться. И воскликнул предводитель их войск, обращаясь к небу: «Остановитесь, луна и солнце!» Застыли светила на месте и не сдвигались, пока израильтяне не одержали полную победу. В библейских сказаниях образовалась борьба израильтян с филистимлянами. Эти чужеземные племена стали их главными врагами. Они вторгались в Палестину по суше, приплыли на ладьях по морю. Филистимляне захватили побережье и боролись за обладание всей страной. По преданию, с филистимлянами сражался могучий Самсон. Однажды он увидел красавицу Далилу и полюбил её. Но не добром откликнулась Далила на его любовь. Самсон признался Далиле, что мила это в длинных волосах. Когда он заснул, коварная женщина приказала остричь их. Обессиленного Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Враги ликовали. Через некоторое время они устроили пир. Привели туда слепого, измученного Самсона и начали потешаться над ним. Но не заметили филистимляне, что вновь отрасли чудесные волосы Самсона, а с ними вернулась и сила. Воскликнул Самсон: «Умри, душа моя, вместе с мучителями моими!» Ухватился он могучими руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершил свой последний подвиг.
    Предания о первых царях. Трудно было разрозненным племенам израильтян обороняться от многочисленных врагов. Решили они объединится и выбрать себе царя. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул. Удачливый был царь Саул, его войско побеждало. А тем временем бродил по степи, перегоняя стадо овец, будущий царь израильтян, но пока что безвестный мальчик—пастушок Давид. Однажды пошли филистимляне против Саула. И вышел из их рядов огромный Голиаф – с медным шлемом на голове, с мечом, щитом и копьём. В поединок с великим отважился вступить лишь один Давид. Он был ещё совсем юн и не казался силачом. Одет был Давид как простой пастух, а в руках он держал лишь посох и пращу. Увидев противника, Голиаф промолвил: «Что ты идёшь на меня с палкой? Разве я собака?» И ответил ему Давид: «Нет, не собака, но хуже собаки». Разъярился филистимский богатырь и поклялся сегодня же убить его и тело отдать на съедение диким зверям и птицам. Но не успел он исполнить свои обещания. Метким броском из пращи поразил его Давид камнем прямо в огромный лоб. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову. В испуге бежало филистимское войско. Стад Давид царским военачальником. Войны с филистимлянами не прекращались. Во время одной из них Саул погиб. Царём был избран Давид. Удача сопутствовала ему в войнах с соседями Столицей царства при Давиде, в 10—м веке до нашей эры, стал Иерусалим.
    Правление Соломона. После Давида на престол вступил его сын Соломон. Богатством и мудростью славился этот царь. Утихли войны, мирными заботами были заняты его подданные. В разные страны отправлялись купцы и корабельщики из царства Соломона. Колесницы для царского войска покупали в Египте, из Аравии пригоняли прекрасных коней. Из Финикии с гор Ливанских доставляли кедровое дерево для строительства дворца и храма. Далеко распространилась слава о богатстве и мудрости Соломона. В Библии рассказывается, что сам фараон отдал ему в жёны свою дочь. А однажды из далёкой Южной Аравии, из страны Сава, прибыл ко двору Соломона караван верблюдов, навьюченных богатыми дарами. Это царица Савская решила увидеть своими глазами царя Соломона и убедится в великолепии его дворца.
    Храм в Иерусалиме. Особенно красив был храм, возведённый при Соломоне. Стены храма были выложены из кедра, а полы – из дерева кипариса. Лучшие финикийские мастера изготовляли для храма украшения из золота, серебра и бронзы. Храм возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник – место для жертв Богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение без окон, где во мраке стоял ларец. В ларце том хранились каменные скрижали с заповедями. Заходить сюда имел право лишь верховный дворец. Иерусалимский храм стал единственным местом покаянием Богу Яхве. Все, кто верил в Бога Яхве и его завет – договор с еврейским народом, считали этот храм главной святыней. Царство же Соломона распалось вскоре после его смерти.

    6. Ассирийская держава.
    Освоение железа. Во времена строительства пирамиды Хеопса люди пользовались медными орудиями труда. Во времена вавилонского царя Хаммурапи уже распространена бронза. Медь и бронза легко поддаются обработке. Но медная руда встречалась в природе редко и стоила довольно дорого. К тому же материалы эти мягкие. Иногда оказывалось сподручнее работать острым каменным ножом, чем медным. Всё стало меняться, когда ремесленники начали широко использовать железо. Произошло около 10—го века до нашей эры. Плавится железо при более высокой температуре, чем медь. Для плавки железа нужна специальные печи, много топлива и особые навыки литейщиков и кузнецов. Но зато железная руда встречается чаще, чем медная, и потому железо значительно дешевле меди и бронзы. Со временем в каждой семье появились железные топор, лопата, наконечник к лемеху плуга. Железо твёрже бронзы. С помощью железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твёрдые почвы, копать глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими с мягкими и плодородными почвами. В первом тысячелетии до нашей эры железным оружием оснащаются большие армии.
    Ассирийское войско. В верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. Значительную часть её территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. Они привыкли к суровому образу жизни. В восьмом веке до нашей эры их армия стала самой сильной в мире. Воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками. Они имели круглые щиты,  обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки. Ассирийцы впервые широкие стали использовать конницу. Всадники вооружены были длинными копьями и луками. Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь ей преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. Если город имел мощные крепостные сооружения,  ассирийцы использовали таран. Воины—силачи раскачивали тяжёлое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену.
    Завоевания ассирийских царей. В 8—7—ом веке до нашей эре ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тигр, Сидон, часть Палестины. Совершили победоносные походы на юг – в Египет и на север – в горное царство Урарту. Ассирийская военная держава (большое и сильное государство) охватило огромную территорию – большую, чем любое государство прежних времён. В завоёванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли, сдирали кожу. В покровских землях ассирийцы разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Они уводили в плен целые народы, лишая крова сотни тысяч людей. Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили к себе. Богатой добычей похвалялись их цари, а художники любили изображать песцов, считаю угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Недаром в древности в столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови.
    Царский дворец. Дворец ассирийских царей был построен на  искусственном холме и походил на крепость. Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов – крылатых быков с человеческим лицом. У них пять ног – спереди, что они стоят, а сбоку, что идут. Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и раскрашенными. Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колесницы, вот охотится на львов, вот принимает послов, которые распростёрлись перед троном и целуют пол у его ног.
    Библиотека глянцевых книг. Один из последних ассирийских царей Ашшурбанапал был человеком образованным. Он приказывал привозить в свой дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы и заклинания. Были и сочинения мудрецов о движении небесных тел. На небосводе древние учёные искали всё то, что было им известно на земле: созвездия напоминали земные города, например Вавилон, а где—то между звёздами текли могучие реки Тигр и Евфрат. После смерти Ашшурбанапала против ассирийского владычества восстали вавилоняне. С ними заключили военный договор союз мидийцы, жившие к северу—востоку от Двуречья. В 612 году до нашей эры. Ниневия было осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский царь, чтобы не попасть в плен, сам бросился в огонь пожара. Великая Ассирийская держава погибла. А библиотека уцелела – ведь глянцевые книги не горят, они становятся прочнее после обжига. Археологам приходится только собрать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, учёные восстановили сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг.

    7. Персидская держава «царя царей».
    Три великих царя в Западной Азии. После гибели Ассирийской державы всё Двуречье покорилось вавилонскому царю. Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Западной Азии. Купцы привозили сюда со всех концов света. Обнесённый мощными стенами, он казался непреступной крепостью. Вавилонские войска захватывали финикийские города, Сирию и Палестину. Не выдержал осады Иерусалим. Разрушен был храм, построенный некогда Соломоном, а население уведено в плен вавилонский. Вавилонское царство стало почти таким же огромным, как прежде Ассирия. В западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство. На песчаных берегах рек Малой Азии можно было найти крупицы золота – песок здесь золотоносный. Именно в Лидии в седьмом веке до нашей эры начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром. Богатство лидийского царя Креза вошло в поговорку. К востоку от Лидии простиралось третье великое царство – Мидия. Её территория была обширна, но жившие здесь племена не всегда подчинялись мидийскому царю. Одним из таких племён были персы, населявшие земли неподалёку от Персидского залива.
    Завоевания персов. Предводителем персов был Кир. Он поднял восстание против мидийского царя и, разгромив его, стал владыкой государства. С многочисленным войском конных лучников Кир двинулся дальше на запад. Он осадил лидийского царя Креза в его столице, городе Сарды, победил и взял в плен. Затем пробил час Вавилонии. Кир начал с ней войну и одержал победу над вавилонским царевичем Валтасаром. Но жители Вавилона запаслись продовольствием и готовы были выдержать любую осаду. Штурмовать же крепости персы не умели и привыкли встречаться с противником в открытом поле. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что персидский цари придумал военную хитрость. Кир видел, что через город течёт Евфрат, и приказал своим воинам выкопать канал, чтобы отвести реку в другое русло. Евфрат сразу же обмелел – вода доходила людям лишь до колен. По руслу реки персидское войско проникло в город. В 538 году до нашей эры Кир торжественно вступил в побеждённый Вавилон. Царь разрешил евреям вернуться на родину и построить храм Бога Яхве. Ни одному полководцу прежде не удавалось одержать так много замечательных побед. Ни один царь до него не владел столь обширным государством, как Кир Великий. Его держава простиралась от границ Индии на востоке до Средиземного моря на западе. Сын Кира продолжил завоевания и в 525 году до нашей эры захватил Египет.
    Персидская держава при Дарии Первом. Самым могущественным правителем Персии был Дарий Первый. Чтобы обезопасит себя от заговоров и восстаний, царь содержал огромное количество тайных осведомителей, которые назывались «глаза и уши царя». За любые преступления назначались страшные кары: изменником подвергали мучительной казни, ворам и разбойникам отрубали руки и ноги. Крупнейшие города державы были соединены широкой дорогой, которые называли царской. На ней через каждые 20—30 километров были расставлены посты с лошадьми, готовыми немедленно отправиться в путь. Гонцы могли, сменяя друг друга, как на крыльях мчаться в столицу. Население завоёванных стран платило налоги. Египет и Вавилония ежегодно должны были поставлять в царскую казну десятки тонн серебра. Огромные средства уходили на строительство дворцов в Персеполе и в других городах. Под Новый год, который отмечался весной, в Перстоль прибывали посланницы из всех частей обширной державы. Они приносили царю дары от самых далёких племён. Одни вели верблюдов, другие – коней, третьи – баранов или ослов. Вавилоняне несли драгоценные кубки, лидийцы – золотые браслеты и вазы. Как писал Геродот: «Всё, что произрастает в Персидском государстве, и всё, что изготовляется ремесленниками, доставляется царю». Только персы ничего не платили, так как они были народом господ. В личной охране царя было десять тысяч «бессмертных» воинов, прекрасно обученных и вооружённых. Когда же начинался большой поход, то несметные полчища собирались из всех покорённых областей. Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь. Недаром она именовалось «царство стран», а её властитель носил пышный титул «великий царь, царь царей».