Цветаевский костёр в Вологде 8, 9 октября 2015

Василий Макаров
8 и 9 октября 2015 года в Вологде прошёл Цветаевский костёр. Я первый раз присутствовал на подобном мероприятии. В первую очередь меня удивило, что гораздо больше внимания было уделено Анастасии Цветаеавой, сестре Марины. По ходу презентации была раскрыта причина такого дисбаланса - Марина Ивановна, в отличие от Анастасии, никогда не была ни в Вологде, ни в Вологодской области.

Меня не очень сильно занимают биографические справки известных людей. Даже в детстве, читая что нибудь из серии ЖЗЛ, меня больше интересовало что думал тот или иной человек, как рассуждал. Где он при этом жил и куда ездил - такие вопросы я считал вторичными. И на этой встрече посвящённой сёстрам Цветаевым я услышал фразу Марины Ивановны, которая на 100% совпала с моим внутренним ощущением.

«Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России. Эмигрант Царства Небесного и земного рая природы. На поэте — на всех людях искусства — но на поэте больше всего — особая печать неуюта, по которой даже в его собственном доме — узнаешь поэта. Эмигрант из Бессмертья в время, невозвращенец в свое небо.»

И если дом наш на Небесах, то так ли важно по какой траектории лежит наш земной путь?

Нередко организаторы мемориальных мероприятий ратуют за любую привязку места к исторической личности. Дома, где жил, бывал, ночевал, проездом останавливался кто-то известный, притягивают историков и краеведов. Это безусловно важная просветительская и образовательная задача. Но на этой встрече я из уст самой Марины Ивановны получил разрешение называться земляком Цветаевой. Я никогда не бывал там, где бывала она, но нас объединяет одно - наш дом Царство Небесное.